Блог о самостоятельных путешествиях

Отчет об автопутешествии Нидерланды, Бельгия, Франция из Петербурга

Маршрут автопутешествия Санкт-Петербург – Финляндия — Швеция —  Германия — Нидерланды – Бельгия – Франция — Нидерланды – Германия – Швеция – Финляндия – Санкт-Петербург.

Вчетвером на своей машине из Санкт-Петербурга за 19 дней. Финляндию, Швецию и Германию проехали транзитом, как всегда успели погулять в Турку перед погрузкой на паром. Наше путешествие началось в пригороде Амстердама славном городке Эдаме, до этого была просто езда к месту начала. В Голландии осмотрели Амстердам, маленький сырный городок Эдам и Маастрихт. В Бельгии посетили Брюгге и берег Северного моря. Во Франции проехались по Атлантическому побережью – Нормандия, Бретань, потом свернули к дому через долину Луары и Париж. Жили как всегда в кемпингах в собственной палатке.

Про паромы

В этот раз мы взяли билеты на 2 парома, оба билета бронировали и оплачивали дома, через интернет, оба парома ночные:

  1. Viking Line – Турку – Стокгольм (туда и обратно). Наш отзыв о паромах Viking Line.
  2. Finnlines – Мальмо – Травемюнде (туда и обратно). Наш отзыв о паромах FinnLines

Ночные паромы с одной стороны дороже, но если основательно подумать, то не на много, чем дневные. Поскольку к стоимости ночного парома смело можно прибавить стоимость ночевки на четверых человек, так же стоимость бензина и платных дорог. Кроме того ночные паромы существенно сокращают время в пути и экономят силы экипажа.

В прошлом году мы проехали через Данию и убедились в том, что, если Дания не является вашей целью, лучше этого не делать. При проезде через Данию неизбежны 2 парома или 2 моста. Проезд по мостам стоит 49 + 37 Евро и лишние 150 км в пути. Паромы будут стоить чуть дороже, расстояние будет сокращено на 150 км, но паромы для удешевления нужно бронировать заранее и подъезжать к точному времени, что неудобно.

Компания Finnlines предлагает так же паром Хельсинки – Росток или Хельсинки Травемюнде, но в высокий сезон цены просто ужасны и никак не идут в сравнение со стоимостью проезда по нашему маршруту.

Хотя на маршруты Хельсинки – Росток или Хельсинки Травемюнде есть специальные предложения на июнь или на вторую половину августа, или на неудобные отправления по средам туда и по пятницам обратно в высокий сезон.

Хронология и карта нашего путешествия

Под ссылками много фотографий и описание всего, что мы увидели, и стоимость билетов и парковок, если мы брали билеты и пользовались платными парковками.

ТОЧКИ НА КАРТЕ ГОРОДА ДЛИНА ПЕРЕГОНА ДАТА
A-B Санкт-Петербург → Турку 543 км, 6 часов 24 минуты 1й день
C-D Стокгольм → Мальмо – паром до Травемюнде 670 км, 6 часов 40 минут 2й день
E-F Травемюнде → Амстердам – утром были на месте, остановились в Gaasper camping успели съездить в Эдам 587 км, 5 часов 32 минуты 3й день
F целый день гуляли по Амстердаму  ——————- 4й день
F-G Амстердам → Брюгге – осмотр Брюгге, ночевали в кемпинге De Lombarde на берегу Северного моря 253 км, 2 часа 44 минуты 5й день
G-H Брюгге → осмотр Руана → переезд в  Этрета , ночевка в дешевом муниципальном кемпинге Camping Tilleuls 383 км, 3 часа 42 минуты 6й день
H утром осмотр Этрета — днем Гавр – вечером вернулись к кемпинг ——— 7й день
H-I Этрета → через Кан → Мон Сен Мишель, ночевали в Camping Saint Michel 186 км, 2 часа 8й день
I Мон Сен Мишель — обед в Канкале – бассейн в кемпинге Camping Saint Michel ——– 9й день
I-J Мон Сен Мишель → мегалиты Карнака, ночевали в очень крутом Camping des Menhirs 227 км, 2 часа 30 минут 10й день
J-K Карнак → долина Луары – сады Вилландри, остановились в Camping de la Mignardiere 344 км, 3 часа 17 минут 11 день
K Амбуаз – бассейн в Camping de la Mignardiere ————— 12 день
K-L долина Луары → Шамбор → Париж, остановились Huttopia Versailles 245 км, 2 часа 17 минут 14й день
L  целый день гуляли по Версалю, дворец, парк, Трианон —————- 15й день
L-M Париж → Маастрихт (шопинг в Маастрихте), ночевали в Camping Oosterdriessen 415 км, 4 часа 4 минуты 176й день
M-E Маастрихт → Травемюнде, погрузка на паром 573 км, 5 часов 19 минут 17й день
D-C Мальмо → Стокгольм, погрузка на паром 670 км, 6 часов 40 минут 18й день
B-A Турку → Санкт-Петербург 543 км, 6 часов 24 минуты 19й день

Чтобы увидеть большую карту с подписанными точками нажмите на слово еще на карте.

В этом маршруте мы постарались учесть наш предыдущий опыт – отпуска 2011 года и отпуска 2012 года и делать короткие перегоны, где это возможно, и это нам удалось и очень понравилось, практически чистой скучной езде было посвящено 2 первых дня и 3 последних, но и в эти дни мы развлекались посещением магазинов и ужинами на паромах. В большинстве кемпингов мы стояли по 2 ночи, чтобы сэкономить время на сборке и разборке лагеря.

Дорожные условия

Наше путешествие началось, как и в два предыдущих года ранним утром в субботу 6 июля, опять с маршрута Санкт- Петербург – Турку. Помня о печальном опыте 2012 года при прохождении границы, решили выехать в 4-00 утра, дабы избежать пробок на границе. И мы прошли обе границы в районе 6 утра за 20 минут включая посещение магазина  Duty Free. Такого мы не ожидали. Встала следующая задача, где провести время до парома.

Сначала нам попался магазин Икея и мы посетили его с целью сравнить цены. Цены и ассортимент очень схожие с Санкт-Петербургскими магазинами Икея, но в Финляндии представлены более дорогие и удобные варианты кухонь за 6000-7000 евро.

Далее мы надолго осели в торговом центре Турку рядом с Flowpark (веревочный парк). Торговый центр, за которым находится парк, хорошо виден прямо с шоссе, мы заехали туда не пользуясь навигатором. Там множество магазинов и кафе, очень похоже на нашу Мегу.

В сам парк идти не решились, сомневались в своей ловкости после бессонной ночи и ценник на билеты был не шуточный, даже за семейный билет – 72 евро. Провели время в шатании по магазинам и кафе. Парковка в торговом центре – бесплатная на 5 часов. Погода в Турку изрядно отличалась от погоды в Санкт-Петербурге. Дома, когда выезжали было +32 и ужасная духота, а в Турку было прохладно и дул сильный ветер.
Турку мы осматривали в предыдущие годы и даже в составе автобусного тура с экскурсией.
Мы проехали этим маршрутом уже три раза, всегда в субботу всегда вначале июля и можно сделать вывод, что ранее прохождение границы однозначно уменьшает время, затраченное в очередях. Поскольку мы привязаны к парому, отправляющемуся в 21-00, то рисковать потерей билета не хочется. Самое близкая достопримечательность к причалу парома – это замок Турку, можно прогуляться там и даже его посетить, местные жители любят устраивать пикники вокруг замка и сидят прямо на траве, если вы к ним присоединитесь, то будете выглядеть вполне гармонично.
Дороги в Финляндии и Швеции отличные – автострады, машин мало, ограничение скорости 110-120 км/ч. На автострадах населенных пунктов нет, скорость снижать не нужно. В Германии на автобанах движение более плотное, но без пробок обошлось. В Нидерландах и Бельгии все те же автострады, ремонт иногда встречается, рядом с большими городами – Амстердам, Антверпен – движение уплотняется возможны пробки. Во Франции  дороги более свободные, чем в предыдущих странах, но пробки возможны при объезде больших городов.

Погода на этом маршруте

Погода нас в этом году порадовала. В Амстердаме была идеальная погода +25 и солнце, в Брюгге дул сильный ветер и было всего 16 градусов, но в средневековом городе с узкими улицами это не сильно огорчает, сильный ветер продолжал дуть и в Этрета, а от Мон-Сен-Мишеля началась жара за 30 градусов и продолжалась до Швеции. В кемпингах Франции к счастью есть бассейны, там и спасались от жары.

Рейтинг достопримечательностей

В этом путешествии понравилось почти все и очень жаль было, что многое упустили, так что рейтинг я разобью по странам, чтобы не пытаться сравнивать несравнимое.

 Нидерланды

В Нидерландах мы посетили три города – Амстердам, Эдам и Маастрихт. Больше всего понравился Эдам – это идеальный маленький городок, очень уютный, симпатичный и малолюдный .В годы своего расцвета Эдам был гораздо больше, жизнь там кипела, там достойно внимания все – Сырный рынок, огромная церковь Гроте Керк и все улицы и каналы.

Площадь для проведения сырных ярмарок в Эдаме

Площадь для проведения сырных ярмарок в Эдаме

Амстердам тоже понравился, но это столица невозможно ее изучить за один день, может быть мы вернемся туда на несколько дней, чтобы сходить в музей Ван Гога, приобщиться к полотнам Рембранта, погулять неспешно вдоль каналов. Программу минимум мы выполнили  – в квартале Красных фонарей побывали, дамочек легкого поведения в витринах видели, на королевский дворец снаружи посмотрели, прогулку по каналам на речном кораблике осуществили.

Площадь Дам в Амстердаме - королевский дворец

Площадь Дам в Амстердаме – королевский дворец

На обратной дороге заехали в Маастрихт, во-первых нам нужна была промежуточная точка маршрута, чтобы минимизировать перегоны, во-вторых Николай там был в командировке и многое уже знал – куда пойти, что посмотреть и хотя это самый не голландский город Нидерландов, он тоже произвел на нас неизгладимое впечатление. Под Маастрихом погиб знаменитый Д’Артаньян, ему установлен памятник.

Маастрихт, город на реке Маас

Маастрихт, город на реке Маас

Бельгия

В Бельгии мы видели только город Брюгге. Брюгге очень, очень, очень красивый городок, однозначно стоит всяческого внимания. Вечером сбегали посмотреть на Северное море, но там дул такой ветрище, что пришлось быстренько убираться оттуда.

Каналы Брюгге

Каналы Брюгге

Собака в окне почти как в фильме про Брюгге

Собака в окне почти как в фильме про Брюгге

 Франция

Во Франции мы побывали в Нормандии, Бретани и долине Луары. Это можно назвать легкой ознакомительной поездкой, потому что каждый из этих регионов заслуживает отдельного путешествия.

Знакомство с Нормандией мы начали с Руана – столицы региона, города где стоит чудесный готический собор, сохранилась великолепная фахверковая застройка где сожгли Жанну д’Арк.

Астрономические часы на ренессансных воротах Gros-Horloge

Астрономические часы на ренессансных воротах Gros-Horloge вРуане

Далее поехали к Этрета. Этрета это природная достопримечательность очень красивое место воспетое художниками и поэтами Франции.

L’aiguille (Игла), которая возвышается над морем на 51 метр.

L’aiguille (Игла), которая возвышается над морем на 51 метр.

Селение Этрета, расположенное между скал

Селение Этрета, расположенное между скал

После Этрета направились в Гавр. Гавр совершенно не обязательный к осмотру город, его сильно бомбили во время Второй мировой войны и старинная застройка почти не сохранилась, там мы посмотрели на галечный пляж и сады в старинном форте, удивительно что посещение оранжерей садов Гавра стоит дешевле чем посещение оранжерей Ботанического сада Санкт-Петербурга – всего 1 евро, почти даром, а оранжереи не хуже.

Панорамный вид на Гавр со стен форта

Панорамный вид на Гавр со стен форта

Заехали в город Кан – любимый город Вильгельма Завоевателя, оттуда он совершил свой поход на Британию в далеком 1066 году, изменивший ее судьбу навсегда, там он и похоронен вместе со своей супругой Матильдой Фландрской. Достойны осмотра – старинный замок, он старше Тауэра, женское и мужское аббатства. Кан тоже подвергся жестоким бомбардировкам, 2/3 старинной застройки безвозвратно утеряны. Очень жаль, что мы не посмотрели на чудесный ковер в Байё, это история в картинках о захвате Британии Вильгельмом Завоевателем.

Замок Вильгельма Завоевателя

Замок Вильгельма Завоевателя

Мон Сен Мишель хорош не смотря на толпы туристов, это единственное место в Нормандии не захваченное англичанами во время столетней войны. Аббатство очень живописно, это второе по популярности место во Франции после Парижа. Там самые большие отливы и приливы в Европе, вода отступает на 15 км. Нам удалось увидеть только отлив, чтобы наблюдать за приливами и отливами нужно выбрать себе место проживания в зоне пешей досягаемости от моря, не повторяйте наших ошибок. Сен Мало тоже может подойти для наблюдения за приливами и отливами. Купаться там не возможно по причине этих приливов и отливов.

Мон-Сен-Мишель

Мон-Сен-Мишель

Заехали в Канкале поесть устриц, но время выбрали неудачное в день взятия Бастилии рынок не работал пришлось идти в ресторан. Канкале это уже Бретань, до этого все еще была Нормандия.

dinner-cancale

Обед в Канкале

Посетили мегалиты Карнака, посмотрели на местный чудесный пляж, искупались в Атлантическом океане, покатались с горок в мини аквапарке супер кемпинга.

megalits_carnac3

Загадочные мегалиты Карнака

Далее поехали в долину Луары смотреть на замки. Подивились на сады Вилландри, это регулярные сады – апофеоз этого стиля в садоводстве, причем они всегда разные – весной, летом, осенью и в любое время года прекрасны.

villandry7

Сады Вилландри

Замок Амбуаз тоже показался нам интересным. Там похоронен Леонардо да Винчи. Дают красочную брошюру с пояснениями на русском языке. Осмотрели замок и сад.

amboise19

Амбуаз

Шамбор несколько нас разочаровал, это самый большой замок долины Луары, а всего в долине Луары порядка 300 замков, но Шамбор расположен ближе всего к Парижу и поэтому расхвален на мой взгляд не заслужено. Замок большой, но почти пустой, меблированных покоев там всего 10-12 комнат, остальное пустые помещения. Зато в замке находится знаменитая двойная лестница Леонардо.

shambor-stairs

Лестница Леонардо в Шамборе

Поехали в Париж и посмотрели на Эйфелеву башню только снаружи, наверх не полезли – дорого и так много народа, что не протолкнуться.

effel_tower3

Эйфелева башня – железная леди Парижа

Целый день мы посвятили осмотру Версаля – дворцу и парку. Это было самое утомительное мероприятие за все путешествие, поскольку было очень жарко, больше 30 градусов, солнце нещадно палило, очереди и толпы народа превзошли все наши ожидания, но Версаль поистине грандиозен, не зря все монархи Европы пытались строить свои дворцы в подражание Версалю.

Версальский дворец - Мраморный двор

Версальский дворец – Мраморный двор

Что нужно обязательно попробовать

Нормандия край сидра и кальвадоса. Естественно все это там продается в больших количествах. Сидр и Кальвадос продаются в больших супермаркетах и в маленьких магазинчиках, которые держат простые фермеры – производители. Сидр продают в бутылках из под шампанского, такой же формы, я имею в виду. Бутылка стоит 3 евро, это слабо алкогольный напиток крепостью около 5%. Брали в в больших магазинах и у фермеров, разница была только в том, что фермерский сидр больше фонтанирует, открывать надо очень аккуратно, а то пол бутылки убежит. Кальвадос стоит 26 евро за 0, 7.

Еще надо обязательно попробовать местный сыр, край славится своим производством вонючих плесневелых сыров. Купили маленький кусочек сыра «Рокмадур», на ужин не доели и утром проснулись с мыслью, что у нас что-то стухло, перерыли все вещи, оказалось остатки сыра испускают этот странный запах.

И естественно, нужно есть местные морепродукты, совсем не обязательно ходить по ресторанам, морепродукты там продаются вдоль всего побережья, стоят сравнительно не дорого, качество отменное.

Несбывшиеся планы

Осмотреть в подробностях Нормандию и Бретань за 4 дня, как мы планировали,  – совершенно не реальные планы. Мы хотели проехать вдоль берега Нормандии и Бретани, может и можно проехать вдоль берега за 4 дня, но времени на прогулки уже совсем не останется. Мы не заехали в Байе, не увидели удивительный ковер, не осмотрели пляжей дня Ди, младший был очень огорчен, но что поделаешь отпуск всего 2 недели.

Стоимость автопутешествия

Итого на 18 дней путешествия на 3 взрослых и одного ребенка 9 лет потратили 151814 руб. (3323€+1940SEK) или 3536€ , без учета виз, они у нас годовые,  и гринкарты. Билеты на паромы мы брали за 2 месяца до начала путешествия.

Курс евро был 43 руб. Курс шведской кроны 46 рублей за 10 SEK. Наличных крон у нас никогда не было, все можно оплачивать с карточки.

КАТЕГОРИЯ ЗАТРАТ ЕВРО ШВЕДСКИЕ КРОНЫ СУММА В РУБЛЯХ ПО КУРСУ 2013 ГОДА ПРИМЕЧАНИЕ
ПУТЕВЫЕ РАСХОДЫ
Бензин 536 1676 30758 6600км, средний расход 8.3 литра на 100км, машина nissan X-Trail
Дороги 96 4128 дороги платные во Франции и непонятная запутка произошла с нами в Бельгии с нас взяли за виньетку 40 евро, хотя написано в интернете, что дороги Бельгии бесплатны
Парковки 30 1290 парковки платные только у известных достопримечательностей, например Мон Сен Мишель, замки Луары, у менее известных парковки бесплатные, типа Этрета, Гавра, Карнака
Общественный транспорт 35 1505 Общественным транспортом пользовались в Амстердаме и в Париже, поскольку там дорогие парковки и машину жалко, вдруг помнут
ПАРОМЫ – НОЧНЫЕ, Т.Е. ЭТО СТОИМОСТЬ НОЧЕВКИ, СТОИМОСТЬ РЕСТОРАННОГО УЖИНА, стоимость сэкономленного бензина
Паром Турку-Стокгольм (туда и обратно)  563  24209  Viking Line – ночной паром со шведским столом в обе стороны, порядка 230 евро из этой суммы это шведский стол
Паром Мальмо- Травемюнде (туда и обратно)  377  16211 Finnlines – ночной паром, без питания на борту в обе стороны, питание учтено в пункте рестораны, дешевле в два раза, чем питание на Viking Line
РАСХОДЫ НА ПРОЖИВАНИЕ
Ночевки 541  23268 в палатке стояли 14 ночей,  2 ночи на пароме viking line, 2 ночи на пароме Finnlines. Средняя стоимость ночевки в кемпинге получилась 39€.
Еда в супермаркетах 671 200 29773 Ели  в кемпинге, сами готовили, но привезли домой вина, оливкового масла и гостинцев, отделить эти расходы не представляется возможным
Кафе, кофе, мороженое на заправке 283 63  12459 Мороженое и кофе на заправках, ресторан в Канкале, два ужина на пароме FinnLines
РАСХОДЫ НА УДОВОЛЬСТВИЯ
Музеи, прогулочные кораблики 191 8213 Прогулочный кораблик в Амстердаме, три замка в долине Луары, Версаль
Итого 3323 1940 151814 Получилось 38 000 (884€) за 18 дней на человека, за такой тур с питанием, музеями, паромами, я не думаю что в турфирмах можно было бы найти что-то подобное за эти деньги, это все расходы с небольшими подарками родным и близким. В турфирмах платишь за дорогу и проживание с завтраками и ограниченное экскурсионное обслуживание, остальное за доп. деньги.

 

Естественно, еще некоторую сумму мы потратили на сувениры подарки и покупки, но эти расходы могут быть очень разными в зависимости от конкретных предпочтений.

Шведский стол на пароме это роскошь и очень дорого для нас, но не можем отказать себе в удовольствии отметить начало и конец отпуска. После ужина на пароме реально можно не завтракать, поскольку это праздник живота.

В 2013 году  по сравнению с 2012 годом мы сократили расходы на проживание, за счет ночевок на пароме и уменьшили расходы на бензин. По сути с паромами и без них получается приблизительно одна сумма, но паромы добавляют комфорта путешествию и позволяют быстрее достичь цели.

По сравнению с прошлым годом можно сделать вывод, что Франция дешевле Италии, что для многих и так  очевидно.

Итоги

Путешествие нам очень понравилось, погода была чудесной, кемпинги Франции и Нидерландов очень уютные – 7 дней мы стояли в кемпингах с бассейнами, ребенок был в восторге. Один раз в кемпинге был даже мини аквапарк и один раз детская ферма и батут.

С удовольствием мы бы проехали по Нормандии и Бретани еще раз, упустили очень многое, край очень красив, туристов не много, еда и проживание стоят сравнительно не много.


22 комментария к “Отчет об автопутешествии Нидерланды, Бельгия, Франция из Петербурга”

  1. Вера Погорелова

    Вот это отдых! Мне кажется если бы я там оказалась, я просто бы не поверила своим глазам) судя по фоткам, это настоящая сказка!


  2. Алексей

    Удивительно! Я сам планирую этим летом отправиться в автопутешествие по Европе из Москвы. Сейчас все планирую и определяю точки на карте, которые нужно посетить. С этой статьей с несколькими пунктами остановки я уже определился 🙂


    1. Elena Shikova Автор

      Это путешествие понравилось мне больше всего, очень интересные страны, колоритные и погода не подкачала.


  3. Оксана

    Отличное автопутешествие у вас получилось! 19 дней прекрасного автопутешествия просто восторг! Надеюсь вы не очень устали за время поездок?


    1. Elena Автор

      Мы не устаем, от любимого дела нельзя устать, вот сейчас только вернулись и уже хочется опять куда-нибудь сорваться.


  4. Лариса

    Мы первый раз собираемся с палаткой. Подскажите, а не опасно оставлять палатку и уезжать на день на осморт достопримечательностей?


    1. Elena Автор

      В кемпинге не опасно оставлять палатку и вещи типа спальников, складной мебели, кухонных принадлежностей. Все вещи заносите в палатку и закрываете ее. Мы сколько так не делали ни разу ничего не пропало. Территория кемпинга, как правило охраняется, может быть огорожена.


  5. Алексей

    Хорошо ездить на машине можно многое посмотреть и остановится там где тебе хочется и полюбоваться пейзажем .


    1. Elena Автор

      Да, именно в этом и заключается прелесть автопутешествий.


  6. Татьяна

    Славно прокатились!
    Мы сами убедились, что даже в наши три недели ни всю Бретань, ни всю Нормандию подробно никак не посмотреть. Нам тоже пришлось пожертвовать Сен-Мало и Феканом. Но ковёр в Бойё мы всё же увидели.
    Новых Вам путешествий и расширения географии поездок!


  7. Ольга Коновалова

    Во Францию машине – интересно! Бываю часто, но только самолетами… Надо подумать и пробить маршрут из Болгарии.


    1. Elena Автор

      Из Варны во Францию на машине можно придумать себе незабываемое путешествие по альпийским озерам.


      1. Ольга Коновалова

        Надо об этом подумать. Спасибо, Елена


  8. Эллина

    Заинтересовала информация о паромах, а можно поподробней о ценах на них?


    1. Elena Автор

      Цена регулярного рейса на Финляндия – Германия в высокий сезон с машиной будет порядка 1200 евро в одну сторону, а в низкий может начинаться от 400 евро. 400 евро это окупает стоимость бензина и парома Финляндия – Швеция – это выгодное предложение.


  9. Светлана

    Какой интересный маршрут, и так подробно описан, очень ценная информация для тех, кто соберется по нему.


    1. Elena Автор

      На самом деле этот маршрут можно модифицировать под свой вкус, поскольку очень много мы пропустили, только в долине Луары 300 замков, мы посетили только 3.


  10. Feodor

    Завидую людям, которые могут легко оторваться от насиженного места. )))


  11. Танечка

    Ни когда не путешествовала на машине на большие расстояния.


    1. Elena Автор

      Никогда не поздно начать, чем больше человек в машине, тем бюджетнее такое путешествие, к тому же позволяет осмотреть больше достопримечательностей.


  12. Андрей

    Когда лучше ехать? Я так понимаю сезон для этих стран имеет огромное значение?


    1. Elena Автор

      Если ориентироваться на осмотр достопримечательностей, то ехать можно в любое время, но летом может быть очень жарко, а может и не быть, этот маршрут хорош в обоих случаях, если будет жарко можно посвятить время осмотру побережья, а если холодно, то музеям. Однозначно в Париже летом очень жарко, в Париж лучше в июле, августе не ездить.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.