В этой статье я вам расскажу о том, как добраться до Собора Святого Стефана в Вене или Штефансдом, как купить билеты онлайн в 2024 году, какие части собора можно посетить и сколько это будет стоить по отдельности и все вместе. Так же остановлю ваше внимание на очень странных и интересных фактах, которые буквально бросаются в глаза думающему человеку. Ну для примера — две башни собора называются языческими, в катакомбах собора в бронзовых сосудах хранятся внутренние органы Габсбургов и т.д. и т.п.
Все фотографии, использованные в статье я сделала сама при посещении собора. Исторические фото и рисунки взяла на Викискладе. Цены в статье обновлены в октябре 2023 года. Далее содержание статьи, если вас интересует что-то конкретное, перескакивайте.
- Как добраться до Собора Святого Стефана
- Режим работы в 2024 году
- Сколько стоит посещение Собора Святого Стефана
- Южная башня Собора Святого Стефана и ее странные символы
- Внешние стены собора
- Кость Гиганта над входом и две языческие башни
- Запорожский казак под ногами Святого Иоанна Капистрана
- Господь, страдающий от зубной боли
- Северная башня Собора и пожар 1945 года
- Внутри Собора Святого Стефана
- Алтарь в честь снятия турецкой осады
- Часовня Святой Екатерины
- Мадонна — защитница прислуги
- Саркофаг императора Фридриха III
- Главный барочный алтарь Собора
- Винер-Нойштадский алтарь — средневековая анимация
- Готическая кафедра и отцы церкви в роли холерика, сангвиника …
- Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана
- Странные погребальные обычаи Габсбургов
- Другие мои статьи про средневековые соборы Европы
Как добраться до Собора Святого Стефана
Адрес: Stephansplatz 3 1010 Вена
Доехать до Собора Святого Стефана очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.
Режим работы в 2024 году
Собор Святого Стефана часть времени работает, как действующая церковь, и часть как музей. Соответственно, когда проводятся службы туристов в собор не пускают.
Посещение Собора туристами возможно:
С понедельника по субботу с 9:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30.
Воскресенье и праздничные дни с 13:00 до 16:30.
Возможны изменения по богослужебным причинам.
Русскоязычные экскурсии по Вене и окрестностям предлагаются на сайтах Tripster и Sputnik8 с оплатой любыми российскими и иностранными банковскими картами.
Сколько стоит посещение Собора Святого Стефана
Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут, туристам нужно покупать билеты, так же как в Праге в соборе Святого Вита. Все экскурсии для туристов в Соборе проводятся на немецком и английском языках.
Посещение Собора может включать в себя множество опций.
Опция | Взрослый | Ребенок с 6 до 14 лет |
---|---|---|
Посещение собора с экскурсией или без таковой (это просто входной билет) | 7 EUR7 EUR = 735 рублей 7 EUR = 304,91 гривен 7 EUR = 25,04 бел. рублей 7 EUR = 7 евро 7 EUR = 7,39 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 | 2.5 EUR2.5 EUR = 262.5 рублей 2.5 EUR = 108,9 гривен 2.5 EUR = 8,94 бел. рублей 2.5 EUR = 2,5 евро 2.5 EUR = 2,64 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Посещение катакомб собора с экскурсией | 7 EUR7 EUR = 735 рублей 7 EUR = 304,91 гривен 7 EUR = 25,04 бел. рублей 7 EUR = 7 евро 7 EUR = 7,39 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 | 2.5 EUR2.5 EUR = 262.5 рублей 2.5 EUR = 108,9 гривен 2.5 EUR = 8,94 бел. рублей 2.5 EUR = 2,5 евро 2.5 EUR = 2,64 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Подъем на Северную башню (есть лифт) | 7 EUR7 EUR = 735 рублей 7 EUR = 304,91 гривен 7 EUR = 25,04 бел. рублей 7 EUR = 7 евро 7 EUR = 7,39 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 | 2.5 EUR2.5 EUR = 262.5 рублей 2.5 EUR = 108,9 гривен 2.5 EUR = 8,94 бел. рублей 2.5 EUR = 2,5 евро 2.5 EUR = 2,64 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Подъем на Южную башню (343 ступеньки) | 6.5 EUR6.5 EUR = 682.5 рублей 6.5 EUR = 283,13 гривен 6.5 EUR = 23,25 бел. рублей 6.5 EUR = 6,5 евро 6.5 EUR = 6,86 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 | 2.5 EUR2.5 EUR = 262.5 рублей 2.5 EUR = 108,9 гривен 2.5 EUR = 8,94 бел. рублей 2.5 EUR = 2,5 евро 2.5 EUR = 2,64 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Полный билет «Все включено» | 25 EUR25 EUR = 2625 рублей 25 EUR = 1088,97 гривен 25 EUR = 89,42 бел. рублей 25 EUR = 25 евро 25 EUR = 26,38 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 | 5 EUR5 EUR = 525 рублей 5 EUR = 217,79 гривен 5 EUR = 17,88 бел. рублей 5 EUR = 5 евро 5 EUR = 5,28 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Полный билет «Все включено» с посещением соборного музея с русским аудиогидом по собору | 25 EUR25 EUR = 2625 рублей 25 EUR = 1088,97 гривен 25 EUR = 89,42 бел. рублей 25 EUR = 25 евро 25 EUR = 26,38 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30 |
Купить полный билет «Все включено» билет онлайн — возможна оплата банковскими картами неподсанкционных российских банков системы UnionPay. Все остальные билеты можно купить только за наличный расчет прямо в кассах собора.
На этом же сайте можно купить комплексные билеты со скидкой Собор + Галерея Альбертина или Собор + Испанская школа верховой езды.
Мы брали полные билеты, поэтому далее я вам расскажу, что там можно увидеть, чтобы вы могли принять осознанное решение: стоит или не стоит вам покупать полный билет. Мне было интересно, т.к. я увлекаюсь альтернативной историей и стараюсь посмотреть на старинные соборы непредвзятым взглядом на сколько это возможно.
Южная башня Собора Святого Стефана и ее странные символы
Это самая высокая башня собора (136,4 м) и самая старая (строительство датируют 1359-1433 годом) и самая подлинная, её конечно, много раз ремонтировали, но тотальному разрушению башня не подвергалась. Подниматься на нее придется пешком по 343 ступенькам, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись трудно. В южной башне все традиционно для старинных европейских соборов. Смотровая площадка находится на высоте 72 метров.
Любопытно, что Южная башня стоит рядом с Собором и никак с ним не соединена — такая отдельная колокольня. Первоначально вершину башни украшало изображение Солнца и Луны. Сейчас этот странный факт толкуется официальными историками, как символ единства светской и церковной власти. Альтернативщикам же подобный факт видится совсем в ином свете. Может быть во времена постройки Южной башни господствовала совсем другая религия? Поскольку поклонение небесным светилам лежит более в плоскости язычества, а не христианства.
Символ полумесяца и звезды стал мусульманским только в XIX веке. Во времена античности символ полумесяца и звезды использовался различными народами при поклонении луне и божествам неба. Потом полумесяц и звезда стал символом Византии, и после захвата Константинополя османами символ постепенно прилип к Османской империи, и лишь затем лишь стал символом мусульманской религии.
На нижеследующем фрагменте гравюры, датируемой 1530 годом, мы отлично видим именно знакомый нам полумесяц и звезду — символ мусульманской религии ныне, и это почти во время осады Вены войсками Сулеймана Великого. Оригинал гравюры хранится в музее Вены, так же с полным изображением гравюры вы можете ознакомится на Викискладе.
Замена изображения Солнца и Луны состоялась только в 1686 году, как утверждают историки, по причине того, что Луна очень сильно напоминала символ Османской империи — полумесяц. Вена дважды пережила турецкую осаду в 1529 и в 1683 году. На протяжении почти 150 лет с переменным успехом шли военные столкновения между империей Габсбургов и Османской империей, а символы с главного собора столицы сняли только после окончательной победы над турками. Выглядит эта история сомнительно. Получается, что до победы над османами в Вене господствовала старая религия или иные правители или иное мировоззрение, а после нее появились символы новой жизни.
На самой верхней площадке Южной башни расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.
После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.
Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты. А в декабре в Вене была такая же мрачная погода, как в Питере, моем родном городе.
Внешние стены собора
Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.
Кость Гиганта над входом и две языческие башни
В западном фасаде сохранились самые старинные стены, относящиеся еще ко второму романскому храму существовавшему на месте собора с 1225 по 1258 годы. Вход в собор называется Исполинскими вратами или Исполинским порталом и обрамлен он двумя Языческими башнями. Почему именно такие странные названия не ясно, существует несколько версий.
Языческие башни явно льют воду на мельницы альтернативщиков. Странно получается, явное языческое название прилипло к ним и сохранилось до сих пор, но почему официальные историки не знают. На мой взгляд подобное название явно указывает на то, что раньше в довольно обозримом прошлом храм был посвящен другим богам. Историки же подводят под этот интересный факт своеобразное объяснение — мол де вход в собор построили из камней добытых на развалинах старых построек, относящихся еще ко временам Римской империи.
Над Исполинскими вратами на протяжении продолжительного времени висела кость гиганта, многие считали, что это кость дракона. Впоследствии ученые выяснили, что это была кость мамонта. Размещение над входом в храм кости неизвестного существа тоже говорит в пользу языческих традиций. Это как русская народная традиция — повесить над дверью подкову на счастье, к христианству она точно не относится.
У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров. Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore-Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет, и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.
Запорожский казак под ногами Святого Иоанна Капистрана
Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.
Господь, страдающий от зубной боли
С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». На внешней стене вы увидите копию фигуры Христа, оригинал находится в помещении собора. Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.
Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.
Северная башня Собора и пожар 1945 года
После окончания строительства Южной башни собора в 1433 году, в 1467 году приступили к возведению Северной башни. По архитектурному замыслу башни должны быть одинаковыми. Однако Северной башне не повезло, она так и не была закончена. Строительство остановилось в 1511 году из-за недостатка финансирования и религиозных волнений, наступала Реформация. Около 1520 года Вена стала протестантским городом, потом началось затяжное противостояние с Османской империей и всем было не до стройки.
Северная башня была почти разрушена 12 апреля 1945 года в результате масштабного пожара. Причем в годы Холодной войны венцам внушали мысль, что это страшные русские подожгли собор, а со времен Перестройки господствует версия, что пожар перекинулся на собор с разграбленного мародерами рынка и соседних магазинов. И это все, что вам стоит знать об истории, как объективной науке.
Вместе с Северной башней сгорела вся кровля собора, т.к. стропила были деревянными. Во время пожара с крепления сорвался гигантский колокол Пуммерин весом более 20 тонн и упал, разрушив собой почти всю Северную башню.
Благодаря этой печальной истории в Северной башне сейчас есть лифт, поскольку историческая часть конструкции погибла, копию решили сделать по современным канонам. На Северную башню стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы. На крыше изображен герб Австрии и герб города Вены. Эти изображения появились на крыше после ремонта 1945-1952 годов. Сгоревшие деревянные стропила были заменены на стальные конструкции.
Внутри Собора Святого Стефана
Мы начали обход с правой от входа стороны и продвигались против часовой стрелки. Поэтому описание интерьера собора будут приведены в этой последовательности.
Алтарь в честь снятия турецкой осады
Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль).
В помещении собора в 1884 году в честь двухсотлетия снятия второй турецкой осады в 1683 году был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Сейчас можно ознакомится лишь с его макетом и несколькими уцелевшими фигурами. На макете я не нахожу фигуры Девы Марии, макет выглядит скорее, как светский памятник, нежели религиозный. Крылатая женщина в центре быстрее всего является богиней победы Никой (в официальных текстах эта дама названа ангелом победы), к христианским символам можно отнести только ангелочков. Макет я сфотографировала сама в 2014 году, он за стеклом, поэтому есть блики. Любопытно, что фотография алтаря 1908 года отличается от макета, который стоит в соборе сейчас.
Часовня Святой Екатерины
Часовня Святой Екатерины, или крестильная, освященная в 1395 году, расположена непосредственно рядом с Южной башней. Вероятно, часовня была названа в честь жены герцога Рудольфа IV Екатерины Люксембургской. Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год), украшенной рельефами, главных героев Евангелия.
Мадонна — защитница прислуги
Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.
Саркофаг императора Фридриха III
Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости, почти, как фараон Древнего Египта заказывал устроительство собственного погребального склепа едва садясь на трон.
Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной души Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.
Главный барочный алтарь Собора
Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены, выполненных в этом тогда еще новом стиле. Тема – забивание камнями святого Стефана, тезки собора. Такое позднее устроение главного алтаря так же льет воду на мельницы альтернативщиков, т.е. ранее возможно тут молились другим богам.
Винер-Нойштадский алтарь — средневековая анимация
Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт. В Собор Святого Стефана в Вене его перевезли только в 1883 году. Алтарь имеет несколько створок с различными изображениями и барельефами, каждый день открывают что-нибудь новенькое. Это такая своеобразная средневековая анимация со скоростью 1 кадр в день.
Готическая кафедра и отцы церкви в роли холерика, сангвиника …
Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д. На парапете кафедры расположены четыре рельефа с головами отцов латинской церкви Григория, Иеронима, Августина и Амвросия, которые также должны представлять четыре темперамента (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник).
Примечательна лестница с ажурным узором. На перилах изображены земноводные и ящерицы, символизирующие борьбу добра и зла. В конце этого сериала маленький сторожевой пес следит за тем, чтобы ничто зло не могло добраться до места Благовещения. Это также знак для всех верующих, что нужно бдительно относиться к греху.
Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана
Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.
Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли.
Странные погребальные обычаи Габсбургов
Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в бронзовых сосудах стоят внутренние органы Габсбургов. Среди императоров Священной Римской империи Германской нации был принят довольно странный погребальный обряд — тела Габсбургов в дорогостоящих саркофагах почивают в крипте капуцинов, их внутренности хранятся в катакомбах Собора Святого Стефана, а сердца — в «Герцльгруфте» в церкви Святого Августина.
Тут сама собой напрашивается параллель с погребальными обрядами древнего Египта. Где Египет и где христианские императоры Европы? Откуда они это взяли? Видать они тоже верили, что не плохо бы было сохранить тело к этому моменту, когда Христос придет воскрешать мертвых. Последние похороны Карла I Габсбурга состоялись в 2008 году, так что не стоит считать, что эта странная традиция изжила себя. Сердце Карла I захоронено не вместе с телом, как у всех простых смертных.
Дальше начались совсем мрачные подземелья с земляными полами, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы. Сами катакомбы находятся не столько под самим собором, сколько под близлежащей площадью.
Многие надгробные плиты бывшего вокруг собора кладбища вмонтированы сейчас во внешние стены собора.
Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро Stephansplatz. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.
Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Я помыслить себе не могла до посещения Собора, что в погребальных традициях Венских императоров так много общего с погребальными традициями фараонов Древнего Египта.
Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.
Далее вы можете продолжить прогулку по знаменитой улице Грабен.
Другие мои статьи про средневековые соборы Европы
Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом — какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.
Пантеон в Риме, а ныне церковь Святой Марии и мучеников — древнее здание из кирпича и бетона, вызывающее больше всего вопросов к себе в плане официально установленного возраста. Считается, что его построили в 120 году нашей эры, а все строительные институты мира учат своих студентов, что кирпичное здание живет максимум 600 лет.
Кёльнский собор — главный долгострой Германии более чем на 70% был построен в XIX веке. Сохранились даже фотографии со строительной площадки, которые я и привожу в статье. При этом его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник средневековья на том основании, что достройка осуществлялась по чертежам XIV века.
Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки и на нам современное здание лишь слабо угадывается.
Собор Святого Вита в Праге — о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам, о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.
Очень красивый собор. У меня вообще на них слабость, больше всего в Европе мне нравятся различные соборы. У нас все же с тех времен намного меньше сохранилось всего…
У нас просто совсем другие соборы, готика это западная Европа. И процесс построения у нас социализма был связан с борьбой с культовыми сооружениями, многое было утеряно. Французы после своей революции тоже этим занимались, так что можно утешиться, что мы не единственные.
В Дублине тоже в собор Святого Патрика верующие могут пройти бесплатно. Интересно, сколько туристов вот так прикидываются верущими и потом страдают, к примеру, от зубной боли?) Елена, а экскурсия в подземелье входит в полный билет или за нее нужно отдельно платить?
В Йорке, мне муж рассказывал, надо в соборе показывать документ, подтверждающий местную прописку, тогда посещение Йоркского собора бесплатно, а для туристов 10 фунтов.
Экскурсия по подземелью Собора Святого Стефана входит в полный билет.
Величественный собор и вид на Вену классный, жаль только, что через окошечко. Хотя зимой это должно радовать.
Про останки Габсбургов в кастрюльках — действительно фууу, но теперь-то их там быть не должно или они «дожили» до наших дней?
Внутренние органы Габсбургов в кастрюльках дожили до наших дней, остается только уповать на то, что кастрюльки герметично закрыты.
С таким компактным расположением зданий очень сложно запечатлеть огромный собор полностью. А про внутренние органы: не понятно, зачем вообще хранить такие вещи?
У Габсбургов был целый ритуал похорон и бальзамирования их императорских тел. Тела хоронили в усыпальнице церкви Капуцинов, сердца помещали с серебряные сосуды, сами сосуды хранились в Склепе сердец при Августинской церкви, а внутренние органы упаковывали в кастрюльки, которые хранили в Герцогском склепе Собора Святого Стефана. На наш современный взгляд очень странный обычай, есть в нем что-то от древнеегипетских традиций.
Этот собор действительно с огромным трудом помещается в кадр 🙂 Сверху виды — восхитительные. Нам немного не повезло — мы в дождь были … Вообще Вена — удобный город для путешественника — чрезвычайно насыщенная и компактная историческая часть города позволяет глубже погрузиться в атмосферу этого удивительного города!
Мы были в Вене полных 6 дней, не считая день прибытия и отбытия и 5 из них шел непрерывный дождь, фотографии пришлось фотошопить, выглядели слишком мрачно без обработки.