Сколько лет строили Кёльнский собор на самом деле?

Многие из вас наверное уже наслышаны об уникальном, средневековом, готическом Кельнском соборе, который строили целых 632 года. Эту информацию растиражировали буквально все кому не лень, хайп наше все, куда же без него в интернете. В этой же статье я вас разочарую, приведу неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что около 70% объема «средневекового» собора построили в XIX веке. К оставшимся 30% якобы старинного здания тоже есть вопросы.

Строили собор не 632 года, а 280 + 38 лет с перерывом в 314 лет посередине. Цифры 280 и 314 способны перетекать друг в друга, т.к. однозначного мнения, когда же закончился средневековый период строительства не существует, разные источники трактуют его по разному. Вся нижеследующая информация взята с Википедии и официального сайта собора на немецком языке. На всех остальных языках написано намного меньше, т.е. этого даже никто не скрывает.

Кельнский собор
Кельнский собор, западный фасад, вторая половина 19 века

На месте настоящего здания Кёльнского собора последовательно стояло несколько старинных церквей и даже языческий храм, что безусловно подтверждается данными многочисленных археологических раскопок. Я не буду описывать все эти здания, упомяну только непосредственного предшественника старый собор времен Каролингов, существовавший с 857 года по 1248 год.

Описание собора получено из кодекса Гиллиниуса (Hillinus-Codex) 1025 года. Смотрите на нижеследующее изображение сверху, над фигурами изображен собор. Любопытно, то что часть Каролингского собора существовала вплоть до 1809 года в составе недостроенного нового здания, смотрите на фотографии ниже.

Страница из кодекса Гиллиниуса (Hillinus-Codex) 1025 года
Наверху изображение Каролингского собора, предшественника Кёльнского собора

Когда начали строить Кёльнский собор?

Архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в здание нового собора 15 августа 1248 года, согласно официально признанной исторической версии. Новый собор было решено построить для хранения мощей Трех Волхвов или Трех Царей или Трех королей, тех самых, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу, ведомые Вифлеемской звездой. Ценная реликвия попала в Кёльн из Милана 23 июля 1164 года благодаря усилиям  Кёльнского архиепископа Райнальда фон Дассель, канцлера и военачальника императора Фридриха I Барбароссы. Обратите внимание, что архиепископ одновременно являлся и военным, в наше время подобное уже невозможно, церковь таки отделили от государства.

Мощи трех королей стали военным трофеем. Для хранения мощей был изготовлен специальный реликварий, называемый Ларем трех королей, достойный отдельной статьи, поэтому здесь я не буду углубляться в этот вопрос.

Ларь трёх волхвов, тех самых о которых говорится в Библии
Ларь трёх волхвов, тех самых о которых говорится в Библии

На данный момент не установлено были ли мощи предметом почитания в Милане, абсолютно точно, что в Кёльне они стали привлекать тысячи паломников, а паломники это деньги на возведение нового собора. Кроме того в это время Кёльн стал сильным городом, входящим в Ганзейский союз, торговля процветала и доходы с неё тоже шли в том числе и на возведение нового собора, достойного хранилища для почитаемой святыни.

Новый собор решили строить на месте предшествующего, постепенно разбирая старые стены, возводя новые и перенося старые захоронения уважаемых людей в новое здание. Ведь останавливать поток паломников было нельзя. Первым архитектором собора работал мастер Герхард (1210- 1271 годы жизни). Предполагают, что он посещал Францию и хотел построить собор подобный собору во Амьене. За время строительства на посту архитектора сменилось множество людей, я не буду вас утомлять перечислением их имен и фамилий. В итоге Кёльнский собор получился совершенно не похожим на Амьенский собор.

С 1248 по 1528 год, т.е. за  280 лет без отрыва от проведения богослужений и приема многочисленных паломников было построено всего лишь около 30% существующего ныне здания. Законченные части подводили под крышу, закрывали главный неф вспомогательной стеной, иначе храм не смог бы функционировать и интерьер бы повредился из-за дождей и ветра. В 1528 году деньги на строительство иссякли. Германия погрузилась в Реформацию, паломников стало намного меньше, а затем выяснилось, что готический стиль безнадежно устарел и стал не модным.Таковы официальные причины прекращения строительства грандиозного готического сооружения, главного долгостроя Германии.

Не официально можно предположить, что в тот момент создатели готического стиля проиграли в политической и военной борьбе, сторонникам Ренессанса и соответственно всё, что когда-либо делали первые было объявлено неправильным и устаревшим, архитектурный стиль тоже попал под раздачу.

Кельнский собор со стороны набережной
Кельнский собор со стороны набережной, 13-14 век

История создания в изображениях с 1411 года

Поскольку многие справедливо сомневаются в реальных сроках возведения собора, рассмотрим какие существуют доказательства его наличия в городе Кёльн в разные отрезки времени. Никаких изображений строительной площадки за XIII-XIV века не сохранилось. Т.е. процесс первоначального строительства никем не запечатлен.

Город Кёльн и собор на картине 1411 года

Самое раннее изображение Кёльна и Кёльнского собора  принадлежит кисти неизвестного автора. На картине изображено мученичество Святой Урсулы, предположительно убитой гуннами при переправе через Рейн в городе Кёльне. Святая Урсула, дочь английского короля, совершила паломничество в Рим с 11000 девиц, в общем это очень странная легенда, частично германская, частично церковная. Но нас на картине интересует Кёльнский собор, вроде он есть, но башня выглядит вполне законченной со шпилем, хотя возможно это средневековый кран, а не шпиль. Само собой это художественное изображение и давать гарантии о точном соответствии действительности не приходится.

Мученичество Святой Урсулы на фоне Кёльна
Мученичество Святой Урсулы на фоне Кёльна, около 1411 года

Недостроенная башня Кёльнского собора 1437 год

Ниже приведен подписанный рисунок голландского живописца Яна Ван Эйк, датированный 1437 годом. Рисунок выполнен на дубовой доске и хранится в настоящее время в Королевском музее изобразительных искусств города Антверпен. Нигде не сказано, что это южная башня недостроенного Кёльнского собора, но очень похоже на неё.

Если бы мне не сказали, что это рисунок XV века, я бы сама не догадалась, выглядит вполне современно, на какой-нибудь «изм» тянет. Доподлинно известно, что художник бывал в Кёльне и использовал его пейзажи и в других своих картинах. Естественно, рисунок носит художественный характер, рисовальщик явно был сосредоточен на образе Святой Барбары(Варвары), а башня присутствует просто в качестве пейзажа, но за неимением лучшего стоит обратить внимание на это изображение.

Ян Ван Эйк, Святая Барбара, 1437 год
На заднем плане недостроенная башня Кёльнского собора 1437 год

Изображение Кёльна от 1499 года

Следующая картина уже относится к искусству книгопечатания. Считается что нижеследующее изображение напечатал Иоганн Кельхофф Младший или Иоганн из Кёльна, слово младший добавлено чтобы отличать его от отца-тезки и так же печатного мастера. Изображение входило в «Кёльнскую хронику».

Вид на город "Агриппина или Кельн" из Кельнской хроники , напечатанный в 1499 году Иоганном Кельхоффом д. J.
Вид на город «Агриппина или Кельн» из Кельнской хроники , напечатанный в 1499 году Иоганном Кельхоффом

Тут город Кёльн назван по своему изначальному имени Колония Агриппины, хотя считается, что имя Агриппины, древней римской матроны, к средним векам из названия уже пропало.

На картинке мы видим недостроенный собор и южную башню с деревянным краном на ней. Конечно, «Кёльнской хронике» нельзя доверять на 100%, книга относится к периоду зарождения книгопечатания и наряду с данными, которые сейчас принято считать историческими, там на полном серьезе упомянуты библейские и мифологические события, как и во многих других средневековых летописях.

Кёльн на иллюстрации 1493 года

Изображение города Кёльна так же было напечатано в «Нюрнбергской хронике», однако оно несколько отличается от предыдущей картинки, хотя год издания практически совпадает. Естественно, будет считать изображение из Кёльнской хроники более достоверным, т.к. его напечатали в Кельне и печатник родился и проживал там. Тогда как «Нюрнбергская хроника» содержит в себе изображения множества городов Европы, вполне возможно, что их рисовали не с натуры, а с более ранних изображений, возможно по памяти или со слов. В Нюрнбергской хронике все изображено наоборот — башня стоит готовая, а само помещение не закончено с краном.

Изображение города Кёльн из Нюрнбергской хроники, 1493 год
Изображение города Кёльн из Нюрнбергской хроники, 1493 год

С 1528 по 1823 годы (295 лет) строительных работ в соборе не велось, новые объемы к зданию не прирастали. Единое пространство было разделено стенами. В XVII веке началась переделка интерьера в стиле барокко, многие готические детали были утеряны. Следующие изображения просто призваны проиллюстрировать факт, что собор всё это время стоял.

Панорама Кёльна от 1531 года

Нижеследующую гравюру изготовил Антон фон Вормс (1500-1541), что в просторечии значит Антон из Вормса (это такой городок). Антон занимался резьбой по дереву. Он вырезал формы для печати, эта картина главный его шедевр. Подумайте только все эти черточки сначала надо было вырезать из дерева, чтобы потом напечатать несколько оттисков. Гравюра на доске имела внушительный размер  59,2 × 352,6 см и была подарена императору Священной Римской империи Фердинанду  I. Это не единственное произведение, приписываемое  Антону из Вормса, известны и другие его иллюстрации к старинным книгам. Надпись: «o felix agrippina nobilis romanorvm colonia» обозначает «О счастливая Агриппина благородная римская колония», т.е. еще в 1537 году помнили, что Кёльн это Колония Агриппины. Жаль что невозможно прочитать мелкие надписи.

Антон фон Вормс. Панорама Кёльна с 1531 года
Антон фон Вормс. Панорама Кёльна с 1531 года

Кёльн на карте Арнольда Меркатора 1570 год

Так же город Кёльн и собор запечатлен на карте Арнольда Меркатора, в русскоязычной среде более известен  его отец Герхард Меркатор, фамилия обозначает просто торговец на латыни. На карте изображен недостроенный собор на 1571 год, всё традиционно, никаких отклонений в изображении нет.

Арнольд Меркатор : вид на город Кельн с 1570 года (деталь)
Арнольд Меркатор : вид на город Кельн с 1570 года (деталь)

Кёльнский собор на картине 1684 года

Интересна картина голландского живописца Яна Ван дер Хейдена от 1684 года. Вроде бы уже совсем приближаемся к современному времени, но южная башня Кёльнского собора изображена как-то странно. При виде сверху башня квадратная, а на картине она выглядит, как тонкая стенка. Можно, конечно пенять на художника, что у него проблемы с изображением перспективы, но на других зданиях никаких противоестественных искажений не видно. Возникает справедливый вопрос, куда делась остальная часть башни?

Так же совсем непонятен ракурс изображения. Если то здание с башенкой и есть недостроенный Кёльнский собор, то совершенно очевидно, что это знание не имеет к ныне существующему никакого отношения. Или нужно предположить, что само здание собора на картину не попало. Тогда возникает вопрос к художнику, почему он выбрал именно этот пейзаж, когда рядом с ним стояло значительно более внушительное строение. Картина хранится в Британской национальной галерее и крупное изображение доступно для изучения на сайте галереи.

Вид Кёльна 1684 год, Ян дер Ван Хейдер, Британская национальная галерея
Вид Кёльна 1684 год, Ян дер Ван Хейдер, Британская национальная галерея

Внешний вид строительной площадки практически не изменился за 300 лет, что само по себе выглядит подозрительно, а вот изображения стали намного качественнее. Даже деревянный кран XIV столетия не сгнил за три века. Изображения следуют друг за другом с максимальным интервалом около 100 лет. Из общего ряда выбивается только произведение Яна дер Ван Хейдера, на остальных картинах и гравюрах собор практически не меняет своего вида, а вот окружающий пейзаж обновляется на 100%

Кёльнский собор в изображениях конца XVIII и XIX веков.

Для строительного сооружения 300 лет не малый срок, без ухода любое здание обветшает, да на нем просто кусты вырастут за счет наноса почвы в щели и выемки, коих великое множество. Однако, на изображениях XIX века мы ничего подобного не наблюдаем, каменная резьба в отличном состоянии, без признаков коррозии и выветривания. Картин и даже фотографий с изображением Кёльнского собора в XIX веке сохранилось великое множество, я не буду приводить их все, только самые ранние и самые характерные, показывающие интересные детали.

Кёльнский собор с юго-запада, около 1795 года. Цветная медная гравюра по рисунку Лоренца Янши, гравировка Иоганна Андреаса Циглера.
Кёльнский собор с юго-запада, около 1795 года. Цветная медная гравюра по рисунку Лоренца Янши, гравировка Иоганна Андреаса Циглера

После вторжения французских революционных войск в Кельн в октябре 1794 года собор был сильно поврежден. В ноябре 1796 года оккупанты прекратили богослужения, а французские военные временно использовали здание как конюшню и склад. Ларь Трех Королей был эвакуирован архиепископом в Вестфалию в 1794 году и вернулся на прежнее место, в недостроенный Кёльнский собор, только  4 января 1804 года. Самоё ужасное, то что французы вывезли абсолютно все бумаги, связанные со строительством Кёльнского собора, и с тех пор они считаются безвозвратно потерянными. Документации ранее 1823 года не существует.

Нижеследующее изображение относится к 1809 году и это рисунок. На нем прослеживается наличие романского здания поверх которого начали строить собор в далеком 1248 году. Утверждается, что средневековый кран, последний раз поднявший груз в 1560 году,  пребывал в рабочем состоянии вплоть до 1809 года, а демонтировали его и вовсе в 1868 году. По большому счету это наверное самый длительно работающий кран на свете, странно что на этом факте никто не хайпанул.

Кёльнский собор с южной стороны, 1809 год. Michael Angelo Quaglio
Кёльнский собор с южной стороны, 1809 год. Michael Angelo Quaglio

Интересным мне кажется и эта фотография. Во-первых за то, что это фотография и пенять на избыточное воображение художника уже не приходится. А во-вторых обратите внимание на цвет собора. Старинная часть одного цвета с вновь возводимой, намного темнее выглядит только южная башня. Рядом лежат каменные блоки светлого цвета. Кранов нигде не видно, кроме средневекового, который уже не мог функционировать к 1855 году согласно сообщениям из исторических документов. Ни для кого не секрет, что каменная поверхность собора отлично впитывает грязь, соответственно старая часть должна выглядеть темнее новой, а этого нет.

Кельнский собор, южная сторона, 1855 год
Кельнский собор, южная сторона, 1855 год

Когда достроен Кёльнский собор

Как ни странно, но на принятие решения о завершении строительства собора повлиял Иоганн Вольфганг фон Гете, он с большим энтузиазмом относился к Страсбургскому готическому собору и вызвал переосмысление в обществе ценности готического стиля. Позже, публицисты —  такие как естествоиспытатель и писатель-путешественник Георг Форстер (1790 г.) и философ культуры Фридрих фон Шлегель (1804 г.) — отмечали Кельнский собор как произведение искусства, которое не было завершено. Католический публицист Джозеф Гёррес восхвалял собор как национальное святилище, тем самым делая его символом желаемого немецкого национального государства.

Между 1821 и 1831 гг. Буассери опубликовал серию гравюр, на которых изображен завершенный собор. Эта работа значительно способствовала увлечению строительством соборов по всей Германии. Романтическое преображение готики, которое тогда понималось как подлинно немецкий архитектурный стиль, и превращение собора в немецкий национальный памятник, наконец, заинтересовало прусского наследного принца Фридриха Вильгельма.

С 1823 по 1842 год занимались ремонтом и восстановлением старой обветшавшей части собора. 4 сентября 1842 года король Пруссии Фридрих Вильгельм IV и соучредитель, а затем архиепископ Йоханнес фон Гейссель заложили первый камень для дальнейшего строительства. Камень был поднят на все еще незаконченную южную башню и замурован там.

Любопытно, что каким-то чудом нашлись чертежи западного фасада собора за XIV век, выполненные мастером Михаилом или Майклом фон Савойен, в просторечии Михаилом из Савойи. Вся документация считалась утраченной со времен нашествия Наполеона.

Только на том основании собор считается средневековым, его построили в XIX веке по якобы старинным чертежам. Южный и северный фасады официально выполнены по чертежам  XIX века. При строительстве использовали паровые машины для подъема грузов, шпили крепятся на металлической арматуре, в средние века такие конструктивные решения было бы невозможно воплотить.

Официальное завершение строительства собора было отмечено 15 октября 1880 года. Это произошло во время так называемой Культуркампф, в которой прусское государство боролось за влияние с католической церковью в Рейнской области. Кайзер Вильгельм I использовал это событие для своих целей, чтобы продемонстрировать единство и размеры вновь основанной империи, привлечь на свою сторону католиков Кёльна. Пруссия была протестантской страной, поэтому сомнения католической части населения вполне оправданы.

Таким образом, с начала достройки собора прошло всего 38 лет, если добавить сюда и время потребовавшееся на ремонт старинной части, то 57 лет. Вполне резво получилось. Собор достроили быстрее, как национальный памятник, символ единства объединенной Германии. Здание принадлежит само себе, а не католической церкви.

Странно, что гугл на вопрос: «Сколько лет Кёльнскому собору?» Выдает ответ — 772, т.е. электронный мозг отсчитывает возраст от даты начала строительства. В аналогичном случае с Собором Святого Вита в Праге, гугл выдает ответ 91 год, считая с даты окончания строительства, а не его начала. Налицо двойные стандарты.

Несоответствие длительного срока строительства износу каменных пород

Только завершив строительство немцы осознали, что  такое большое и сложное здание нуждается в почти постоянном и непрерывном ремонте. На официальном сайте говорится, что практически не бывает времени, когда можно любоваться собором без строительных лесов. В обслуживании и реставрации задействована целая бригада каменщиков, бригада плотников, команда специалистов по работе с витражами. Общее число работников около 100 человек.

Оказывается в Германии бывают сильные ветра, приводящие к выветриванию каменных пород. Сейчас заменяют каменные блоки, уложенные всего то в XIX веке, дают гарантию всего на 200 лет вперед. Ураганные ветры вообще способны обрушить резные конструкции и повредить свинцовую крышу. Приходится непрерывно менять утраченные элементы каменных фигур, обновлять скульптурные группы. Более того были разработаны специальные методики очистки поверхностей от лишайников, мхов, помета птиц при помощи лазера и химикатов.

Вы думаете камень не подвержен порче со временем?

Я лично видела монумент в Загребе (Хорватия), посвященный коррозии камня. Его поставили по политическим соображениям, нужно было поругать пренебрежение коммунистического режима к сохранности архитектурных памятников, иначе бы мы этого не увидели.

Монумент у Собора Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава в Загребе
Между двумя состояниями камня прошло всего 100 лет

Резные детали соборов обычно делают из известняка или песчаника, это мягкие породы камня, легко поддающиеся обработке, но и повреждаются они в разы быстрее.

Монумент у Собора Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава в Загребе
Между двумя состояниями камня прошло всего 100 лет

Всё вышесказанное, мягко говоря, сильно противоречит официальным срокам строительства собора. Первые 280 лет, что были чудесными и не приходилось заниматься ремонтом и очисткой построенных частей здания? А ведь при тогдашнем низком уровне развития производственных сил это было в разы сложнее осуществить, требовалось больше людей, времени, средств.  Я уже не говорю о чудной сохранности недостроенного собора в течении почти 300 лет.

Все эти 280+314 лет образовались из летописей, даты в которых указаны в непривычном нам формате. Ну например, в старинном документе может быть указан срок 455 лет от воцарения дома X или что-то еще более замысловатое, в 10 год правления епископа Y, и хорошо если X и Y, упомянуты в других летописях и вообще известно, что это за люди. Тогда даже цифры арабские не использовали, цифры обозначались буквами и единых правил, как это все происходило не было, рукописи чаще всего писали на латыни.

Т.о. восстановление хронологии по летописям носит неоднозначный характер и хуже всего даже не неполнота исходных данных, а многочисленные политические интересы, заложенные в этот процесс. Там где начинается политика, истина уже никого не интересует. Так же сомнения может вызывать подлинность самой летописи и правильность её датировки. На таком непрочном фундаменте стоит вся история древнего мира и средних веков.

Не исключено, легенду о средневековом Кёльнском соборе сочинили одновременно со строительством, уж слишком много было политики в решении о достройке. Да некий старый собор был, но не исключено то, что это было совсем другое здание. А если допускать возможность подделки хроник и рисунков, то тут можно вообще утверждать всё, что угодно. Я 12 лет отработала в издательстве и не понаслышке знаю насколько терпелива бумага. Печатают по принципу — любой каприз за ваши деньги, ответственность за содержание всегда несет заказчик. А если заказ на подделку делает король, император, то тут мы бессильны.

Все исторические фото взяты с Википедии, современные фотографии я сделала лично в 2012 году в Кёльне и в 2017 году в Загребе.

Другие мои статьи про средневековые соборы Европы

Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом — какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет  даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.

Пантеон в Риме, а ныне церковь Святой Марии и мучеников — древнее здание из кирпича и бетона, вызывающее больше всего вопросов к себе в плане официально установленного возраста. Считается, что его построили в 120 году нашей эры, а все строительные институты мира учат своих студентов, что кирпичное здание живет максимум 600 лет.

Собор Святого Вита в Праге — о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам,  о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили  более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.

Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки.


Как по вашему исходя из всего вышесказанного можно ли назвать Кёльнский собор готическим и средневековым? На мой взгляд все таки собор неоготический, слишком мутная история связана с потерей всей документации, а потом с чудесным обретением всего нескольких чертежей, что впрочем не умоляет достоинств Кёльнского собора в качестве памятника архитектуры.

Вне зависимости от сроков постройки Кёльнский собор — грандиозное сооружение, достойное всяческого внимания. А коллектив строителей и реставраторов даже хотят занести в список нематериального культурного наследия человечества за кропотливую работу по поддержанию памятника архитектуры в надлежащем состоянии.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий