10 странных фактов о церкви Матьяша в Будапеште

В конце XIX века путешественник, попавший в Будапешт, так описывал свои впечатления от города:

Если вы едите с востока в Западную Европу, то Будапешт будет первым городом, где можно ощутить дыхание западной цивилизации. Но если двигаться в обратном направлении, то в Будапеште вы впервые ощутите вкус Востока.

Церковь Матьяша, как ничто лучше иллюстрирует эту цитату. Она объединила в себе Западно-Европейскую готическую форму и Восточно-Европейское красочное содержание. На протяжении своей 1000-летней истории церковь была домом католиков, даже мусульман во время турецкой оккупации Буды, в ней дважды венчался один из самых почитаемых королей Венгрии — Матьяш Корвин (годы царствования 1458—1490), в ней короновались последние императоры Австро-Венгерской империи.

Британское издание The Telegraph включило церковь Матьяша в свой список самых красивых церквей мира. Всего в список попало 23 церкви, расположенные на разных континентах. Хотя церковь Матьяша не является сейчас главным собором Венгрии, она бесспорно представляет собой сгусток истории страны. Сейчас церковь Матьяша сочетает в себе черты музея и действующей католической церкви.

Церковь Матьяша в замке Буда
Церковь Матьяша в замке Буда

Стоимость билетов

В церкви проводятся богослужения по расписанию. Во время службы верующие входят бесплатно. Туристы посещают церковь за деньги, приобретая билеты:

Взрослый билет — 1 800 HUF (∼ 5,40€)
Пенсионеры (60+ с подтверждающим документом) — 1 200 HUF (∼3,60 €)
Студенты (с подтверждающим документом) — 1 200 HUF (∼3,60 €)
Семейный билет (2 взрослых + 1 ребенок) — 4 200 HUF (∼12,60 €)
Дополнительный детский билет (больше 6 лет) — 200 HUF (∼ 0,60€)

Ровно столько же вам придется доплатить за подъем на башню церкви. Цены обновлены в ноябре 2019 года.

В церкви так же проводятся органные концерты по вечерам.

Расписание работы и стоимость билетов уточняйте на официальном сайте церкви Святого Матьяша.

Как добраться до церкви Матьяша (адрес)

Церковь Святого Матьяша расположена на Будайском холме рядом с Рыбацким бастионом по адресу: 2 Szentháromság tér, H-1014 Budapest. По сути чтобы добраться до церкви вам нужно попасть в замок Буда. Сделать это можно тремя способами:

  1.  От станции метро площадь Селля Кальмана на линии М2 на автобусе №16 или №16 А, всего 2 остановки. Автобус делает круг по крепости.  Если у вас есть любой проездной общественного транспорта Будапешта, платить за проезд не придется. Автобусы стоят в очередь, ждать совсем не нужно.
  2. На фуникулере Шикло (Budavári Sikló) от площади Адама Кларка, что не далеко от моста Сечени. Подъем на фуникулере всегда платный, проездные билеты там не действуют. Стоимость взрослого билета в одну сторону 1400 HUF (4,20€ или около 297,26 руб.), билет туда и обратно 2000 HUF (6€ или  около 424,66 руб.), бесплатно только детям до 3х лет, с трех до 14 лет скидки.
  3. Пешком по лестницам от площади Баттяни, лезть придется высоко, поэтому этот метод только для молодых и спортивных.

Въехать на Будайский холм на собственной машине нельзя, в крепость пропускают только по специальным разрешениям. Подробнее о трех способах заехать на холм я писала в статье о достопримечательностях замка Буды.

Церкви Матьяша 1000 лет или 100?

Меня всегда удивляли тексты википедии, рассказывающие историю церквей, начиная с легендарных событий периода зарождения христианства. Ведь многие услышав  о том, что в 2015 году церковь Матьяша отметила свое 1000-летие, подумают ну надо же какое древнее здание, как хорошо сохранилось. А на самом деле это совсем не так. На месте настоящей церкви последовательно существовали разные здания, их разрушали во время войн, перестраивали в соответствии с современными тенденциями в архитектуре и требованиями времени. Лишь иногда детали старых зданий перекочевывали в новые.

Считается, согласно преданию, что основателем нынешней церкви Матьяша был первый король Венгрии Иштван I, он отдал приказ о строительстве церкви в честь Девы Марии на вершине Замкового холма около 1015 года. Возможно именно в этой церкви отпевали епископа Геллерта, после его мученической смерти в 1046 году. Никаких изображений и других материальных свидетельств от этого строения до наших дней не дошло, благодаря монголо-татарскому нашествию на Венгрию в 1241-1242 годах. Нет даже никаких подтверждений тому, что первая церковь стояла на этом самом месте.

Новую церковь на замковом холме построили в период с 1250 по 1270 год. Ее перестраивали во второй половине XIV века, когда Буда стала столицей Венгерского королевства, а церковь Девы Марии стала главным собором Буды. Потом церковь еще раз существенно реконструировали  при короле Матьяше Корвине (годы царствования 1458—1490), после этой реконструкции церковь получила свое новое имя — церковь Матьяша. Считается, что с того времени сохранились примитивные рисунки, изображающие церковь.

Церковь Матьяша, 1493 год
Церковь Матьяша, 1493 год

Во время набега в 1526 году турки разорили церковь Матьяша, а в 1541 году они устроили там мечеть и здание церкви  Матьяша просуществовало целых 145 лет в качестве мечети, все фрески были забелены, а украшения выкинуты. Во время штурма Буды в 1686 году войсками Священной лиги произошел ужасающей силы взрыв турецких пороховых складов, расположенных в королевском дворце. Дунай вышел из берегов, огромные камни падали на стороне Пешта, погибло около 1500 человек с обеих сторон. А после взятия Будайской крепости солдаты подожгли город и он горел несколько дней. Насколько это бедствие повредило церковь Матьяша нигде не говорится. Ниже, приведенные рисунки взяты из венгерской книги XIX века, т.е. момент взятия Буды изображали не с натуры, а по принципу исторической реконструкции.

Рисунок взятия Буды в 1686 году
Рисунок взятия Буды в 1686 году, обратите внимание на полумесяцы на шпилях
Церковь Матьяша в 1825- 41 годах
Церковь Матьяша в 1825- 41 годах, шпиль увенчан луковкой, характерной для Австрии

По окончании турецкого периода церковь пытались перестроить в стиле барокко, но неудачно. Перед последней перестройкой в конце XIX века церковь выглядела следующим образом. Как видите с настоящим зданием это не имеет практически ничего общего, что же тогда можно говорить о церкви, которая стояла на этом месте при короле Матьяше в XV веке?

Церковь Матьяша перед последней реконструкцией, фото 1874 года
Церковь Матьяша перед последней реконструкцией, фото 1874 года

Последнюю перестройку осуществил уже упоминаемый мной архитектор Рыбацкого бастиона Фридьес Шулек в период с 1874 по 1896 год. Время существования дуалистической Австро-Венгерской империи можно отнести ко времени возрождения Будапешта. В этот период было построено много зданий, которыми теперь гордится столица Венгрии.

Именно результат усилий Фридьеса Шулека мы и можем сейчас видеть. Фридьес Шулек хотел максимально приблизить вид церкви к тому, который она имела в XIII веке, насколько это было возможно по сохранившимся примитивным рисункам, и сохранить все ценное, что осталось от прежних времен, а осталось совсем не много. Под барочными напластованиями ему удалось открыть круглое окно-розетку. Красочную разноцветную крышу из печской черепицы и готический фасад он привнес в архитектуру церкви.

К сожалению церковь пострадала в результате битвы за Будапешт в 1945 году, замок Буда был последним оплотом фашистских войск, взять крепость на горе во все времена было не просто, к окончанию штурма в Буде не осталось ни одного дома с целой крышей и окнами, королевский дворец целиком сгорел. Таким образом возраст в 1000 лет относится быстрее к церкви, как организации или сообществу людей, но никоим образом не к зданию. Существующему ныне зданию церкви Матьяша чуть более 100 лет, возможно где-то на уровне фундаментов осталось несколько древних камней.

Церковь носит имя не святого, а короля

С названием не всё так однозначно, как хотелось бы. По-русски Матьяш это Матвей, так же звали одного из апостолов Христа. Сам же король Матьяш Хуньяди (Корвин) никогда не был причислен к лику святых не смотря на все свои заслуги перед отечеством. Корвин это прозвище в переводе, означающее просто «ворон», поэтому в деталях декора так много изображений этой птицы. При его правлении Венгерское королевство испытало последний период рассвета перед долгими столетиями проведенными сначала под османским, а потом под австрийским игом. Венгрия вновь обрела независимость только в 1918 году после Первой Мировой войны.

Само название церкви в честь короля выглядит довольно странно, ведь церкви традиционно называли именами святых, а не правителей. Правителей иногда причисляли к лику святых, но не в случае короля Матьяша. Петропавловский собор в Санкт-Петербурге назван, например в честь святых апостолов Петра и Павла, а не в честь царя Петра I, как многие полагают. По сути церковь Матьяша назвали именем короля при котором была произведена очередная не первая и не последняя реконструкция. Называть церкви именами королей это протестантская традиция, для католического храма такое название выглядит не естественно.

На мой взгляд в фигуре венгерского короля Матьяша прослеживаются черты русского царя Ивана Грозного. Оба они были последними правителями перед периодом упадка, проводили реформы армии, пытались создать централизованное государство, оба собирали библиотеки, исчезнувшие впоследствии. Оба утверждали, что ведут свой род от римских императоров. Возможно и в случае Ивана Грозного и в случае Матьяша Корвина имела место мифологизация их фигур последующими летописцами в духе «нации нужны герои». Все эти истории про славное прошлое были придуманы в период становления независимых национальных государств. Каждое вновь народившееся государство писало свою отдельную историю, притягивало из летописей героев.

Возможно прав пресловутый академик Фоменко, часть общей истории некого раннего государства была размножена в частных национальных историях с другими именами и деталями повествования. В деталях интерьера церкви Матьяша, например, можно проследить чудо добычи воды из скалы, но совершил его отнюдь не библейский пророк.

Святой Ласло совершил чудо подобно Моисею

Капелла Святого Ласло расположена слева от алтаря. Святой Ласло (25 апреля 1077 — 29 июля 1095) был одним из королей династии Арпадов, его мать была дочерью польского короля и дала сыну имя Ладислав или Владислав. Ласло это венгерское искажение. Многие считают эти фрески лучшим произведением Кароя Лоца. На фресках изображены сцены из жизни рыцаря и короля Ласло I, даже более уважаемого в Венгрии чем Иштван I.

Ласло I приписывают чудо добычи воды для своей армии из скалы, подобно библейскому Моисею. Опять прослеживаются общие черты чисто венгерских и библейских легенд. На верхней части триптиха как раз изображен этот момент. Кроме того, Ласло был успешным полководцем и правителем, ему удалось прекратить междоусобицы и укрепить королевскую власть.

Церковь Святого Матьяша
Капелла Святого Ласло

В культах местных святых прослеживается древняя, еще языческая традиция обожествления предков. По сути король Ласло причислил к лику святых своих предков Иштвана I, его сына Имре, а затем вскоре после смерти короля Ласло и его сделали святым последователи. А вот ко времени царствования Матьяша I, такая традиция уже умерла.

В здании сохранились всего 3 подлинных старинных элемента

На трех фотографиях, расположенных ниже уместились все исторические реликвии церкви Матьяша.

Щит Матьяша с портретом короля 1470 года во время реконструкции перенесли во внутрь храма, изначально он располагался на внешней стороне башни. Щит обрамлен фресками XIX века с изображением двух черных рыцарей работы Берталана Секеи. Современные узоры, обрамляющие фреску с дубовыми листочками напоминают о древних капителях колонн первоначального храма.

Ворота Марии — самая старая часть церкви, расположены у подножия колокольни в атриуме датируются XIV веком — это единственная реальная готическая часть здания. Части ворот включают подписи и знаки ремесленных союзов XIV века. После Второй Мировой войны некоторые фрагменты были утрачены и заменены на новые, созданные в точном соответствии утраченными оригиналами.

Церковь Святого Матьяша
Щит Матьяша с обрамлением
Церковь Святого Матьяша
Ворота Марии — подлинная готическая часть церкви

 

Церковь Святого Матьяша
Подлинная романская капитель колонны, 1260 год

Весь остальной интерьер создан в конце XIX века.

Западно-Европейская внешность и Восточно-европейское содержание

Первое, что поражает, это сплошная настенная роспись. Обычно, готические церкви Западной Европы совсем не содержат настенных росписей, а тут просто сплошное царство цвета, даже чем то напомнило русские церкви, вот оно дыхание востока — много позолоты, дорого, богато.

Свастика в орнаментах росписи стен
Свастика в орнаментах росписи стен

Интерьеры церкви были расписаны полихромным геометрическим орнаментом и фресками. Здесь работали Карой Лоц и Берталан Секеи, самые выдающиеся художники Венгрии конца XIX века.

В церкви всего лишь одно захоронение

Обычно в старинных церквях устраивали фамильные склепы королей или архиепископов. Но церковь Матьяша является исключением из этого правила. С 1038 по 1526 год венгерские короли короновались в Секешфехерваре, там была столица, а потом последовало османское завоевание Венгрии, а за ним австрийское освобождение.

В церкви находится всего один саркофаг короля Белы III (1172 — 1196) и его жены Анны Шатийонской, но его перенесли в Будапешт из Секешфехервара только в 1896 году, очевидно, чтобы добавить значимости обновленному храму и потому что это единственное королевское захоронение, сохранившееся после турецкого периода. Сам саркофаг и обрамление изготовлены в XIX веке. Король Матьяш был так же похоронен в Секешфехерваре, но его могила не пережила турецкого периода.

Церковь Святого Матьяша
Саркофаг короля Белы III

Капелла Лореты есть, но до строительства домика все таки не дошло

Эта странная история с поклонением домику Богородицы, якобы прибывшему в итальянский Лорето из самого Назарета в Палестине докатилась и до Буды. Первое письменное свидетельство о наличии капеллы Лорето в церкви Матьяша относится к 1686 году. В 1631 году в Праге построили огромный комплекс религиозных зданий, известных под именем Пражская Лорета. В Буде культ проявился лишь в виде маленькой капеллы. Настоящий интерьер капеллы целиком принадлежит Фридьесу Шулеку. Это была первая часть обновленной церкви, которую он закончил. Современная статуэтка Девы Марии специально сделана с черным лицом в подражание старинным деревянным статуям, стоящим рядом с чадящей лампадкой.

Капелла Лореты в церкви Матьяша
Капелла Лореты в церкви Матьяша

В XVII веке паломники были на подобии сегодняшних туристов, они приносили свои деньги в места поклонения. Не все желающие могли добраться до настоящей Лореты в Италии, почему бы не облегчить их жизнь и немного не заработать на этом. Наверное такими соображениями руководствовались все строители Лорет в Европе. Не важно, что домик Богородицы не настоящий, ведь он приносит радость верующим и средства церквям.

Откуда пошла традиция бить в колокола в полдень

Фреска «Полуденный колокольный звон», написанная  Карой Лоцем, напоминает нам об истоках традиции звонить в колокола в полдень. На фреске изображен  Иоанн Капистран, монах францисканец и папский легат, собравший армию для обороны Белграда в 1456 году. Эта битва отсрочила захват турками Венгрии на целых 70 лет. Именно перед осадой Белграда или крепости Nándorfehérvár папа римский Калликст III повелел бить в колокола в полдень и молиться всем своим подданным за победу христианского воинства. Эта традиция, в части бить в колокола в полдень, сохранилась по сей день.

Церковь Святого Матьяша
Фреска «Полуденный колокольный звон»

Святой Иоанн Капистран занимался инквизицией и отправил на костер не мало грешников по всей Европе, в том числе и евреев. Это всего лишь маленькое замечание о святых людях. То, что мы сейчас подразумеваем под понятием святой, и то что давало такое звание в прошлом это совершенно разные вещи.

Часовню Святого Имре расписал член Академии художеств России

Створки резного деревянного алтаря украшены картинами, изображающими сцены из жизни Святого Имре. Автором картин является венгерский художник Мuxaй Зичи. Центральная фигура Святой Имре, рядом с ним стоят его отец Святой Иштван I и епископ Геллерт.

Церковь Святого Матьяша
Часовня, nосвящёнaя Святому Имре

Большую часть своей жизни Михай Зинчи проработал художником при русском императорском дворе в Санкт-Петербурге, где был признан одним из  лучших иллюстраторов и завоевал звание почетного члена Академии художеств России. 3а иллюстрации к грузинскому эпосу «Витязь в тигровой  шкуре» Грузия называет 3ичи своим национальным художником. Памятник Михаю Зинчи стоит в столице Грузии.

В церкви в качестве венгерского короля короновался император Австрии

8 июня 1867 года, после достижения соглашения между Австрией и Венгрией о создании двуединой империи, в церкви Святого Матьяша происходила коронация Франца Иосифа Габсбурга и его жены Елизаветы, подробнее о них можно прочитать в статье о музее Сисси в Вене.  Этому событию посвящена отдельная выставка на втором этаже церкви. Не секрет, что в Венгрии большей популярностью пользовалась императрица Сисси, а не её супруг. Ходили упорные слухи, что она была любовницей премьер министра Венгрии графа  Андраши, и именно она продавила проект создания Австро-Венгрии при австрийском дворе. В 30 км от Будапешта в Гёделе до сих пор существует имение, в котором часто жила императрица. Бюст любимой императрицы венгров выставлен в память об этом знаменательном событии, аналогичного бюста её супруга не наблюдается.

Церковь Святого Матьяша
Бюст Елизаветы I (Сисси)

Так же представлена коронационная подушка с гербами Австрии и Венгрии. На ней вынесли корону Венгрии во время церемонии.

Церковь Святого Матьяша
Коронационная подушка

И копии королевских регалий. Подлинники хранятся в здании Парламента и мы видели их там позже, но там их фотографировать нельзя. Данная копия короны Святого Иштвана была изготовлена в 1966 году ювелиром Лайошем Бартом. Дело в том, что после окончания Второй Мировой войны корона Венгрии попала в руки американцев и до 1978 года хранилась в США, практически без всякой надежды на возвращение. Естественно, венгры горевали об утере национальной реликвии. Лайош Барт изготовил копию всего лишь по нескольким изображениям.

Церковь Святого Матьяша
Копия королевских регалий Венгрии

В церкви Святого Матьяша короновались не только Франц Иосиф и Елизавета, но и последний император Австро-Венгрии Карл и его жена Зита. Последняя коронация состоялась 30 декабря 1916 года, но процарствовала эта пара всего 1 год.

Часть фото использованных в статье я сделала лично, исторические взяла с википедии. Вообще по сути я изложила всё тоже самое, что написано в википедии на русском и английском языках, только не занималась замалчиванием.

Мне бы было интересно узнать, понравилась ли Вам церковь Святого Матьяша или вы считаете, что в ней не сохранилось ничего исторического и не стоит туда ходить?

Где лучше жить в Будапеште туристу для осмотра города — полный обзор районов с подборками отелей в каждом из них, ответ на вопрос где лучше в Буде или Пеште, что такое центр Будапешта и где он находится.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

4 комментария к “10 странных фактов о церкви Матьяша в Будапеште”

  1. Оксана Оксана

    Костел впечатляет своим убранством! Внешний вид храма это что-то. Очень понравились разноцветная кровля. Никогда такую не встречала.


    1. Elena Shikova Elena Shikova Автор

      Такая кровля довольно распространена в Будапеште. В 19 веке в Венгрии открылся завод Жолнаи, там начали делать такую цветную черепицу и много чего еще.


  2. Галина Шефер Галина Шефер

    Очень красивая церковь! Изящная, роскошная. Сюда можно как в музей приходить. Настоящее произведение искусства!


    1. Elena Shikova Elena Shikova Автор

      Не зря британское издание The Telegraph включило эту церковь в свой список красивейших церквей мира, не смотря на свою не простую историю, то какой она стала сейчас действительно чудесно.


Share