10 странных фактов о Пантеоне в Риме

Пантеон самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Никто доподлинно не знает когда и главным образом, как он был построен. Любой современный строитель вам скажет, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. А Пантеон стоит. Считается, что его строительство было закончено к 120 году н.э.

Такие выводы о возрасте Пантеона сделаны официальной наукой на основании чтения сохранившихся летописей. Но в исторических источниках нет точного указания даты в принятом сегодня лето исчислении. Т.е. были построены некие логические цепочки рассуждений (правильные или неправильные) и на их основании окончание строительства Храма всех богов отнесли к 120 году нашей эры и правлению императора Адриана.

Пантеон в Риме - фасад
Пантеон в Риме

Стоимость билетов

Пантеон был в свое время построен, как Храм всех богов, но уже давно стал церковью Святой Марии и Мучеников. Вход в действующие церкви бесплатный, наслаждайтесь.

Пантеон в Риме, аудиогиды
Доступны аудиогиды на русском языке

Далее я расскажу вам, что меня смущает во всей этой истории с Пантеоном и вообще с античным Римом, поскольку, древний город оказался кирпичным. Когда я показывала фотографии из моей поездки в Рим папе, при словах о кирпичных постройках возрастом 2000 лет, он сказал, что это невозможно.

Мой отец окончил Ленинградский инженерно-строительный институт с присвоением квалификации инженер-строитель и всю жизнь проработал по специальности. Папа сказал, что их учили, что максимальный срок жизни кирпичного здания 600 лет, при условии правильной эксплуатации и использования самого качественного кирпича и бетонного раствора. И еще он вспомнил, как им, студентам в ЛИСИ показывали старые кирпичи Великого Новгорода и выглядели эти изделия уже очень неважно, а ведь по официальной версии Новгород значительно моложе Рима.

Странное отсутствие истории перестроек

Википедия (я читала статью на англ., на русском языке написано гораздо меньше) странным образом почти ничего не сообщает о перестройках и ремонтах Пантеона, а ведь любое здание нуждается в ремонте, ничто не вечно. А Пантеон выходит почти вечен? Вспомните помещичьи усадьбы России, построенные аналогичным Пантеону способом из кирпича и раствора. В каком они находятся состоянии? А ведь они заброшены всего то какие-то жалкие 100 лет.

Солидный возраст Пантеона вступает в противоречие с кирпичными стенами и бетонным куполом здания. Кирпич и бетон имеют ограниченный срок годности, современная строительная наука утверждает, что время жизни бетона не более 600 лет. Подумайте о венецианской кампаниле, ведь она обрушилась в 1902 году классическим образом — развалилась на отдельные кирпичики. Т.е. связи между кирпичами ослабли до такой степени, что вся конструкция буквально за несколько мгновений превратилась в груду строительного мусора.

А Пантеон древнее кампанилы почти на 1000 лет, согласно официальной исторической версии.

Пантеон в Риме, наводнение, разлив Тибра
Пантеон стоит в подтопляемой зоне, любой строитель скажет, что это очень вредно для здания

Самое старинное изображение Пантеона я нашла от XVII века. Картина написана голландским живописцем Золотого века Willem van Nieulandt II, родившимся и постоянно проживавшим в Антверпене. Уже тогда он выглядел заброшенным, но для того чтобы порасти кустами зданию не нужны тысячелетия, достаточно будет 10-15 лет отсутствия ухода.

Вид Пантеона, Willem van Nieulandt II (годы жизни 1584-1635)
Вид Пантеона, Willem van Nieulandt II (годы жизни 1584-1635)

Самой большой иллюстрацией изменений конструкции Пантеона является нижеследующая картина Пиранези. В XVI веке архитектор Бернини по указанию очередного Папы построил наверху две странные колокольни, прозванные в народе «ослиные уши Бернини», чтобы придать античному храму большее сходство с церковью. Спустя два века, их убрали.

Обратите внимание, как за 150 лет, прошедших с момента написания предыдущей картины изменились окрестности. Дома подступили почти вплотную к храму. И остаются в такой же близости и поныне.

Вид Рима, Пиранези, 1761 год, хранится в музее Сан Франциско
Вид Рима, Пиранези, 1761 год, хранится в музее Сан Франциско

Следы перестроек Пантеона впрочем бросаются в глаза, но по каким-то причинам о них ничего не сообщается. Обратите внимание над портиком хорошо видны следы предыдущего портика. Почитайте историю любого древнего сооружения кроме римских, и вы увидите длинную череду перестроек и ремонтов. А история древнего Пантеона делится на три отрезка:

  1. Пантеон начала первого тысячелетия, с пожарами, разрушениями и восстановлением к 120 году. Забвение почти 400 лет.
  2. Потом следует краткий эпизод с закрытием языческого храма и открытием христианского в этом же здании в 609 году. Забвение около 900 лет.
  3. Дальше история продолжается уже в XVI веке.

Итого провал величиной в 900 лет. Тут явно что-то не так. 900 лет для кирпичного здания это почти вечность. Нигде не сообщается, что Пантеон подвергался основательной перестройке. Считается, что это самая хорошо сохранившаяся постройка Древнего Рима, даже мраморная отделка внутреннего помещения большей частью оригинальная.

Эти замысловатые капители колонн тоже оригинальные?

Над главным алтарем в Пантеоне в Риме
Над главным алтарем

Загадочный купол

Главной загадкой Храма всех богов является его купол. Бетонный, не армированный купол, которому около 2000 лет??? Исследователи сообщают, что нижние ярусы купола сделаны из более твердого бетона, чем верхние. А в бетон верхних ярусов была подмешена пемза для облегчения конструкции. До сих пор купол Пантеона остается самым крупным не армированным куполом в мире.

Толщина купола вокруг окулюса 1,2 метра, а при взгляде снизу и не скажешь.

Кессонный купол и окулюс Пантеона в Риме
Кессонный купол и окулюс

Любопытно, что когда мы были во Флоренции нам рассказывали про уникальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, построенный Брунеллески в 1436 году, т.е. на 1316 лет позже Пантеона. Поведали про проблемы с которыми столкнулся архитектор. Боялись, что огромный и очень тяжелый купол раздавит стены собора.

На фоне купола Пантеона гениальность Брунеллески меркнет, разве он никогда не видел Храма всех богов в Риме и не мог попытаться сделать что-нибудь подобное? Но очевидно, что не видел, хотя в его биографии рассказывается, что он ездил изучать античные развалины Рима, но конкретно о том, что он изучал купол Пантеона не говорится. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре — двойной, чтобы распределить нагрузку, т.е. по конструктивному решению совсем другой.

Легенды о Пантеоне

Для начала замечу, что римляне сами признают за собой мастерство в сочинении и продвижении легенд в жизнь. Ведь наслушавшись красивых историй в Рим устремятся туристы, один из основных источников дохода итальянцев. Поэтому к римским легендам нужно относится соответственно. Но тем не менее нижеизложенные истории имеют место быть.

Римские легенды сообщают, что Пантеон был построен на месте с которого вознесся на небеса сам Ромул — основатель Рима. И различные Храмы всех богов стояли на этом месте со времен основания Рима. И это еще не все.

Так же рассказывают, что чтобы сделать купол все здание засыпали землей, смешанной с монетами. Это была своеобразная опалубка и строительные леса в одном флаконе. А после завершения строительства, разрешили народу землю из помещения забрать вместе с монетами. Говорят, что стены были освобождены от земли в течение суток.

Эти легенды говорят о том, что как была сделана опалубка для заливки купола не известно.

Удивительная гармония форм

Внутреннее помещение Пантеона имеет форму цилиндра, высота которого равна радиусу сферы купола, и составляет 43,3 метров. Внутри совсем нет окон, кроме загадочного отверстия по центру купола, известного еще как Oculus!

Чертеж или схема Пантеона в Риме
Чертеж для иллюстрации гармонии форм

Окулюс очень своеобразный архитектурный элемент, нигде более я не видела подобного окна в потолке. Естественно через него в помещение попадает свет и дождь. Пол сделан таким образом, чтобы дождевая вода сливалась в специальное отверстие. Очевидно, что при изначальном строительстве лучу света, проникающему внутрь через околюс, отводилась значительная роль.

В Нишах, расположенных по кругу храма, стояли 7 статуй римских богов, соотносимых однако и с 7 планетами древности (Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Юпитером, Меркурием и Марсом.). А луч света в течении дня обходил только половину круга и освещал поочередно статуи дневных богов. Можно сказать, что Пантеон был античной обсерваторией и храмом одновременно.

Световой эффект можно посмотреть 21 апреля, когда полуденное солнце падает ровно на металлическую решетку над дверным проемом. Римляне праздновали 21 апреля день основания города. В этот день сам император стоял у входа в Пантеон в окружении света, идущего изнутри. Этот свет ставил императора на одну ступень с богами, обитателями Пантеона.

Захоронения в Пантеоне

Захоронения в Пантеоне начали делать тоже уже в XVI веке, если не считать странного эпизода времен перепрофилирования храма из языческого в христианский. Говорят Папа Бонифаций IV велел перевезти 28 возов костей святых из римских катакомб в Пантеон в 609 году.

В настоящее время в Пантеоне находятся могилы:

  1. художника Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520)
  2. архитектора Бальдассаре Перуцци (годы жизни 1481-1536)
  3. живописца Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609)
  4. композитора Арканджело Корелли (годы жизни 1653-1713)
  5. короля, объединившего Италию — Виктора Эммануила II (годы жизни 1820-1861)
  6. короля Умберто I (годы жизни 1844- 1900)

Хоронить великих людей Италии в Пантеоне начали только начиная с XVI века, а в XVIII веке французы построили свой Пантеон в Париже и так же начали хоронить в нем великих людей Франции.

Захоронение Рафаэля Санти в Пантеоне в Риме
Захоронение Рафаэля Санти

В архитектуре известны многие подражания римскому Пантеону, но все они построены не ранее XVI века.

Странные круги из красного порфира в полах

В Храме всех богов сохранился оригинальный мраморный пол, состоящий из ряда геометрических узоров, еще с древнеримских времен. Однако большой круг на полу из красного порфира мы видели еще в Соборе Святого Петра, на нем Карл Великий преклонил колени, когда в Рождество 800 года он был коронован папой Львом III императорской короной. Потом еще 21 император преклоняли колени, получая корону Священной Римской империи из рук папы.

Мраморные полы Пантеона за 2000 лет ни капли не потерлись, я думаю многие из вас за свою жизнь видели сильно потертые мраморные полы и лестницы в зданиях куда меньшего возраста. Или полы не оригинальные или в Риме мрамор исключительной твердости?

Порфировый круг в полу Пантеона
Порфировый круг в полу Пантеона

Аналогичный круг из красного порфира есть и в базилике Санта-Мария-ин-Космедин (это там где находятся Уста Истины). Считается, что базилика была построена в VI веке. Даже круг в базилике выглядит более старым, чем круг в античном Пантеоне.

Полы в базилике Санта-Мария-ин-Космедин, Рим
Полы в базилике Санта-Мария-ин-Космедин

Пока искала что-нибудь об этих порфировых кругах в полу наткнулась на информацию, что в Святой Софии, что находится в Стамбуле есть такой же круг. Получается, что христианские церкви унаследовали от языческих храмов традицию делать в своих полах такие порфировые круги? Ведь Пантеон изначально строился, как языческий храм.

Пол в Соборе Святого Петра, Рим
Пол в Соборе Святого Петра

В Соборе Святого Петра, стоя на круге короновались императоры, в Святой Софии стоял на этом месте императорский трон, но что же тогда означал этот круг в скромной базилике Санта-Мария-ин-Космедин? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

Таинственный фронтон

Только в XVII веке по повелению папы Урбана VIII с фронтона Пантеона были убраны некие бронзовые фигуры, стоящие там со времен римских императоров. Предполагается, что это был имперский орел с лентой. Урбан VIII пустил античные бронзы в переплавку на пушки для замка Святого Ангела.

Колонны поддерживают треугольный фронтон с надписью «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Это единственный фрагмент, оставшийся от первоначального храма, построенного Агриппой, и считается, что Адриан оставил его в память о своем предшественнике, когда восстанавливал Пантеон после пожара.

Бронзовые буквы надписи кстати отлили заново уже в XIX веке по следам, оставшимся на фронтоне. Восстановление рисунка или надписей по следам (дыркам в стене), оставшимся после их потери, выглядит достаточно сомнительно.  Отверстий на фронтоне очень много.

Странные колонны портика

16 массивных коринфских колонн, поддерживающих портик, весят 60 тонн каждая. Они 11,8 м в высоту, 1,5 м в диаметре и приехали в Рим из Египта. Эти колонны тащили более 100 км от карьера к реке Нил на деревянных санках. Они сплавлялись на баржах вниз по реке Нил, когда уровень воды был высок во время весенних паводков, а затем были перегружены на другие суда, чтобы пересечь Средиземное море по направлению к римскому порту Остия. Там они были еще раз перегружены обратно на на баржи и отправлены вверх по реке Тибр.

Основание колонны Пантеона, Рим
Основание колонны Пантеона

В Санкт-Петербурге есть такой блогер ZigZag. Он развивает теорию о том, что наш Исаакиевский собор построили «инопланетяне», а не Монферран, на основании тех фактов, что колонны Исаакия выполнены из монолитного гранита и весят по 114 тонн каждая. Мол де и вырубить и транспортировать и обработать эти громадины в XIX веке было невозможно из-за отсутствия современной техники. Что же тогда можно сказать о гранитных колоннах Пантеона? Ведь предполагается, что их изготовили и установили намного раньше.

Колонны Пантеона по сравнению с колоннами Исаакия гораздо более грубо обработаны и местами повреждены, повреждения отмечены еще на гравюре Пиранези от 1761 года. Исаакиевские колонны полированы почти идеально, на них есть лишь сколы, нанесенные во время ВОВ, есть еще заплатки, сделанные во время строительства.

Еще один странный факт

В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, превращенным в церковь, и поэтому он был спасен от разрушения в средние века. Тут мне хочется задать вопрос: «Первым из какого набора храмов? Кто в те далекие времена вел подобную статистику и как она дожила до наших дней?». Сегодня это церковь Святой Марии и Мучеников.

Про фонтан и египетский обелиск перед Пантеоном

Площадь перед Пантеоном украшает фонтан. Он был разработан известным архитектором Джакомо делла Порта в 1575 году и выполнен из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI велел архитектору Филиппо Баригнони разработать новый проект фонтана, который бы включал другой бассейн, сделанный из камня, и обелиск Рамзеса II, расположенный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами у основания.

Основание фонтана на площади Ротонды перед Пантеоном
Основание фонтана на площади Ротонды

Хочется отметить любовь Пап к гранитным египетским обелискам. Всего в Риме установлено целых 13 подобных обелисков, на многих из них нанесены иероглифы. Почти про все римские обелиски рассказывают аналогичные истории. Сначала во времена Древнего Рима обелиск доставили морем из Египта, потом он некоторое время украшал столицу Империи, затем его нашли при раскопках проводимых уже в XVII-XVIII  веках и установили на новые постаменты. Все обелиски установлены по повелению Римских Пап.

Площадь Ротонды в Риме с египетским обелиском
Площадь Ротонды в Риме с египетским обелиском

Т.е. отцы римско-католической церкви не усматривают в установке языческих обелисков в своей столице ничего странного. Для примера замечу, что в Санкт-Петербурге в лесопарке «Сосновка» уничтожили деревянных идолов буквально весной 2015 года по религиозным соображениям, хотя, я и быстрее всего и большинство горожан никогда не усматривали в деревянных скульптурах, установленных в лесопарке никакого языческого подтекста. Вот такие мы разные.

Или может быть правы новые хронологи А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский? И раньше Египет тоже был христианской страной, разумеется со своим национальным колоритом, и Папы на этом основании украшали Рим обелисками.


Мне кажется, что все таки в определении возраста Пантеона закрались ошибки, возможно потеряны сообщения о перестройке купола или всего здания.

Любопытно, что после реставрации и пристального изучения знаменитой скульптуры Капитолийской волчицы был установлен её реальный, а не летописный возраст. Оказывается скульптуру изготовили в XII веке, а не в 500 году до нашей эры, как об этом сообщалось ранее. Бывает, что древние летописцы писали про одно сооружение, а историки отнесли эти записи совсем к другому. Может быть после дополнительных исследований и возраст Пантеона будет пересмотрен, а с ним и всего Древнего Рима.

Хотя утверждения о древности города или рода, сулят такие привилегии, что сделать что-то подобное будет не просто. Табличку в музее рядом с Капитолийской волчицей так и не поменяли.

Совсем рядом с Пантеоном находится не менее интересная церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию, а во-вторых эта церковь была опорой инквизиции, именно там произносили свои отречения от ереси многочисленные осужденные, в её дворе раскладывали костры. В храме хранится одно из произведений Микеланджело…

Другие мои статьи про средневековые соборы Европы

Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом — какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет  даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.

Кёльнский собор — главный долгострой Германии более чем на 70% был построен в XIX веке. Сохранились даже фотографии со строительной площадки, которые я и привожу в статье. При этом его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник средневековья на том основании, что достройка осуществлялась по чертежам XIV века.

Собор Святого Вита в Праге — о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам,  о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили  более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.

Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки.

Собор Святого Стефана в Вене — главный собор Австрии, главный вход обрамляют языческие башни (это официальное название), в катакомбах под собором хранятся внутренности императоров Священной Римской империи, обряд захоронения более, чем странный.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Hadrianus

    Как же много мракобесия в комментариях и в самой статье… Но автор хотя-бы пытается думать, в отличии от некоторых коментаторов

    Ответить
  2. Анатолий

    Очень крутая статья, Елена, большое спасибо! Читаю сидя у фонтана Треви))

    Ответить
  3. Максим Скогорев

    Почитайте серьезные исследования о Пантетне на итальянском языке: его реставрировали постоянно, в каждом столетии. А современные кирпичи Пантеона- это реставрацмя времен Муссолини

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      К сожалению я не читаю на итальянском. Наибольшие вопросы вызывает неармированный бетонный купол, его ведь невозможно реставрировать, его можно только перезалить. Я так понимаю, вы читаете на итальянском? Не могли бы вы вкратце обрисовать эту тему. Когда перезаливали купол последний раз? Ведь если его совсем не перезаливали, итальянцам следовало бы закрыть Пантеон из соображений безопасности, дабы обрушившаяся крыша не похоронила под собой посетителей.

      Ответить
  4. Людмила

    «Совсем рядом с Пантеоном находится не менее интересная церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию»

    Церковь Санта Мария возведена на развалинах (фундаменте) древнеримского храма/церкви Минервы. «Сопра» (sopra) в переводе с итальянского означает «сверху». Что Вас удивляет? Что римляне чтили свою историю и сохранили память о предыдущем храме? К тому же Минерва не древнегреческая, а древнеримская богиня, была покровительницей древнего Рима. Входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Меня больше всего удивляет, что я знаю про древнегреческих и римских богов больше, чем про славянских, хотя я училась в российской школе. А вы у нас видели церкви, стоящие на древнем капище? Вот если такое и случалось, то этот факт тщательно замалчивается и совсем не афишируется. А в Риме такое возможно — поставить христианский храм на месте языческого и даже сохранить имя предыдущего божества в названии.

      Ответить
  5. Айболит

    меня вот что смутило. практически весь древний Рим и все его постройки откопаны и находятся метров 10-15 ниже уровня Рима. К Колизею и вовсе вниз в яму надо спускаться , а вот Пантеон стоит вровень со всеми современными постройками. И стало быть не на горе, раз в зоне подтопления. Загадка 🙂

    Ответить
  6. Евгений

    Пантеону — 2000 лет.
    Ватикан — оплот правды.

    Ответить
  7. Саша

    Очень приятно читать грамотные, аргументированные комментарии Владимира.

    Ответить
  8. Виктор

    Ну Елена, ну заинтриговали… иду в Пантеон обязательно! Надо же все лично рассмотреть.
    Судя по описанию он ну очень похож на Собор Святой Софии, но там мраморные ступени и плиты ну очень хорошо протоптаны.
    Причем, на сколько я могу судить, красный кирпичек в строительстве — это уже Византия и наше тысячитэлетие. До этого так не мелочились и вояли из огромных блоков, причем, бещ всякого цемента. А колонны могли и старые втулить.

    А насчет христианства и язычества, так это повсюду. Гляньте городок Бергама и Красную базилику http://samivkrym.ru/bergama-turkey.html. Там в православном храме статуя египетскому богу… и ничего!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Моё удивление вызвало, как раз то, что в Пантеоне мраморные полы не протоптаны — новые они совсем. Во дворцах Санкт-Петербурга мрамор и то более истоптан.

      Ответить
  9. Елена

    Начну с Брунеллески. Он неоднократно бывал в Риме и внимательно изучал купол Пантеона чтобы спроектировать и построить купол во Флоренции, который в свою очередь изучает Микелаеджело для строительства купола в соборе св. Петра (Ватикан). Кстати, купол Микеланджело двойной кирпичный, а это XVI век (теория питерских бетонщиков вновь не у дел).
    О визитах Брунеллески в Рим и изучению купола Пантеона Вы прочтете у Джорджио Вазари.
    До купола Пантеона император Адриан «потренировался» в строительстве «тыкв» (так называл купола императора на вилле Адриана в Тиволи архитектор императора Траяна Апполодор из Дамаска)
    В Риме есть ещё более ранний купол с отверстием — это купол Золотого дома Нерона. Так что, опыт создания куполов уже был.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей) построен из травертина — блоки травертина скреплялись между собой скобами (устанавливался штырь и заливался свинцом), которые были извлечены в средние века, оставив «дыры» в местах стыков блоков, что привело к разручению части Колизея в результате землетрясения, а затем использовании травертина Колизея для строительства Рима.
    Валадье в XIX веке укрепляет Колизей кирпичной кладкой чтобы далее не разрушался, поэтому кирпич и цемент в Колизее — это достаточно современные материалы.
    Посмотрев однажды фильм Фоменко, осталось грустное впечатление о науке в России и » российских учёных»

    Ответить
  10. Елена

    Интересно читать,хоть я и далека от такого пристального изучения исторических дат.
    А вообще сердце верит в чудеса !!!
    Как то хочется ходить по античным плитам …
    Хотя …конечно, соглашусь, что историю приятно переписывать каждому правителю.
    И уже не узнать где правда, где явная ложь…
    НО ! Все таки Рим — вечный город и пусть такое название и остается…Не всегда правда нужна.Наверное это тот случай.

    Ответить
  11. фывфыв

    вся история это выдумка, лож и литература, временная историческая линия это параноидальный бред, задние построенное в 1 веке до нашей эры??? ну может вам так понятно- здание построенное 22 века назад!!! ну то поинтересуйтесь, где люди более правдиво описывают ситуации, здание построенное в 13 веке, что тоже не проверить, до 21века успело 8 раз сгореть, 3 раза разрушится. И к стати кто тут сильно ратует за никогда не существовавшие рымскые имперыи, то из чего построено это нечто, это разновидности мрамора, которые НАЧИНАЮТ РАЗРУШАТЬСЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ!!!! Самый крепкий белый мрамор через 150.
    а такой стиль в архитектуре это исконно русский стиль, который придумали наши предки. И строили так по всей планете, до катастрофы, где мы пострадали невероятно, а остальные наши слуги и вассалы, не пострадавшие начали переписывать историю в свою пользу.

    Ответить
  12. Роман

    Буквально вчера был в пантеоне. Ощущения непередаваемые. Спасибо, за статью, многое стало понятно. Единственно хочу добавить, местные говорят, что в редкие случаи когда идёт снег в Риме, он опускается через отверстие в куполе просто волшебно. Жаль лично не пришлось это видеть.

    Ответить
  13. Толя

    Спасибо за статью. Я считаю, что официальная история придумана на 90%. Любой здравомыслящий человек понимает, что это не могли построить какие-то рабы и супер архитекторы. Если при сегодняшнем развитии науки и техники люди даже близко не могут повторить такое, то что говорить о тех, кто жил 2000 лет назад. Много вопросов, на которые официальная наука даёт смешные ответы. Скорее всего все это построено из полимерного бетона (философского камня). Это касается не только огромных строений (не всех), но и скульптур, которые как-будто живые.

    Ответить
  14. Сергей

    В данной дискуссии я на стороне Владимира (о дилетантизме академика Фоменко, например, в лингвистике убедительно, на мой взгляд, ннаписал покойный А.Звлизняк в своей известной статье). Но хочу отметить и поблагодарить оппонентов за спокойный и вежливый обмен мнениями, что так редко сейчас встречается

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Главная мысль этой статьи — чудовищное несоответствие технологий и материалов, примененных при строительстве возрасту здания. Сейчас студентов строительных институтов учат — максимальный срок службы кипично-бетонного строения не более 600 лет, но как только речь заходит о постройках «древнего» Рима, так сразу начинают ссылаться на «чудесный» римский кирпич и раствор. Вам это не кажется странным. В своей статье я ни разу не утверждала того, что академик Фоменко прав во всех своих предположениях. Я лишь обращаю внимание на факты, которые не вписываются в официальную историческую версию, её кстати придумали в 16 веке монахи, главной их целью было подогнать хронологию под сроки, указанные в Библии. Монахам вы стало быть верите, а своим глазам нет? Ну не может мрамор на полах быть таким идеальным, за почти 2000 лет миллионы ног его бы стерли. Во дворцах Петербурга я видела куда более потертые мраморные лестницы.

      Ответить
  15. Лекс

    пурпурные круги Пантеона — это знак «пуп земли»
    такие круги должны быть во всех софиях
    пуп земли — это языческий символ. означает локальный полюс, который некогда имел место в данном расположении.
    языческие храмы строили только в месте природных феноменов, а храмы были как музеи науки — рассказывали о природном феномене явления Нового Мира в месте пупа земли. Под Новым Миром понимали явление паралелльного пространства в условиях, отличных от сегодняшних, но повторяющихся в времени циклично

    Ответить
  16. Владимир

    Кстати отвечу по поводу Туринской плащаницы, на эту тему даже в википедии можно много что почитать, и теории есть разные. Я лично допускаю два варианта — первое, плащаница пострадала во время пожара 1532 года что могло сказаться на датировке, и второе, что я считаю более вероятным, что это фальсификация 13-14 веков, как раз именно тогда, в 1353 году, она впервые упоминается, и именно этим периодом она и датирована тремя лабораториями. Реликвии во все времена были еще и выгодным товаром, христианские реликвии в том числе. Вот был даже такой анекдот, дореволюционный(не дословный): один купец стал собирать мощи святых, нашел себе поставщика, тот каждую неделю приносил ему то ковчежек то мощевичек с мощами, мощи каких только святых купец не попросит, всё ему приносит. Много так собрал он мощей, но вот узнал о том его старый товарищ, и говорит — дурят тебя брат, никакие это не мощи святых. Как так, а вот так отвечает, ты возьми попроси своего поставщика принести тебе мощи Святого Пророка Ильи(Св Илья согласно библейскому преданию живым вознесся на небо, и следовательно мощей его не может быть), не проходит и недели, как приходит поставщик и говорит, вот тебе ковчежек с мощами Пророка Ильи, нелегко мне было их достать больших денег отдал.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Полностью с вами согласна, фальсификации в истории безусловно имели место быть, особенно фальсификации всяческих мощей и религиозных реликвий. Только я допускаю еще мысль о том, что не о всех фальсификациях нам известно, многие фальсификации скрыты, пока эксперты до них не добрались, многие реликвии скрывают от экспертов из политических соображений, чтобы не развенчивать мифы о величии некой страны. История молодая наука, ей всего то 150 лет, историю России к примеру написали немцы при Екатерине. Поэтому я не верю про басни о том, что 2000-5000 лет назад было то то и то то, это всё почти вилами по воде писано, мы мало знаем об истории человечества.

      Ответить
  17. Владимир

    Во первых о каких летописях Вы говорите? Римские «летописи» а точнее легенды, относятся ко временам Ромула и Рема, римские литературные источники 1до н.э — 4 веков, это исторические хроники, жизнеописания, публицистика, художественные произведения, в том числе анекдоты, не о каких средневековых летописях речь не идет. Теперь как Вы представляете себе, держит грамотный человек монету написано: IMP GORDIANUS…а он берет и называет его как то по иному? К примеру, у нас, иностранных монархов в 18, 19 веках, что называли не их именами а как-то по другому?
    К тому же Гордиан это только пример, могу перечислить императоров 2-3 века монеты которых широко и в больших количествах встречаются по всей Европе — Траян, Антонин Пий, Марк Аврелий, Комод, Септимий Север, Каракалла, Гета, Элагабал, Александр Север, Максимин Фракиец, Траян Деций, и это не все императоры этого периода, а только те, монет которых сохранилось много.
    Я с Фоменковской теорией не знаком, и знакомится не собираюсь. Мне достаточно того, что в свое время почитал его предшественника Морозова, тот как мне помнится начинал отсчет истории то ли с 10 то ли с 11 века.
    Но если с ваших слов, допустить, что Гордиан III это 13 век, то тогда получится что вся античная и средневековая история умещается в 3 века.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Сколько на Украине, в Британии и в самых разных местах, где находили монеты времен античности было грамотных людей способных читать латинские буквы? К тому же чтение неизвестного вам языка даже сейчас приводит к изменению звучания, многие люди и сейчас переехав на новое место просто адаптируют своё имя под местные реалии, поскольку местные не могут его выговорить, а во времена, когда писали только согласными искажения были гораздо больше, а потом к этим записям написанным согласными приписывали огласовки, ну и можно ли утверждать, что написанному в 1 веке нашей эры можно на 100% верить, ведь первоисточников не сохранилось, сохранились копии прошедшие огласовки, многочисленные переводы на другие языки, ручные переписывания, это как детская игра испорченный телефон.
      Не кажется ли вам странным, что следов античности сохранилось гораздо больше, чем следов раннего средневековья, ведь материалы разрушаются именно прямо пропорционально возрасту, а тут — темные века, провал, разучились все писать, читать, строить, а в 17-18 веках известны такие провалы? В это время войны лишь подстегивали развитие технологий, а тогда значит наоборот искоренили все технологии причем на 500 лет, не фантастично ли звучит.
      А прежде чем критиковать чьи либо теории нужно по крайней мере с ними ознакомится, Фоменко многие верят именно потому что официальные историки просто сразу заявляют о том что он дилетант, идиот и т.д., а если бы они аргументировано по пунктам, без скатывание на личности возразили, тогда возможно и не был бы он популярен, но возразить по пунктам им нечем.
      Да Фоменко так и утверждает, что античность, это и есть потерянное средневековье

      Ответить
      1. Владимир

        «Не кажется ли вам странным, что следов античности сохранилось гораздо больше, чем следов раннего средневековья»
        Отвечаю на это, причина в том, что при погребении в античности было принято класть бытовые предметы а так же если мужчина воин то и оружие. Поэтому и сохранилось большое количество таких предметов. Так что большинство представленных в музеях античных бытовых предметов, а так же оружие, это погребальный инвентарь. В христианские же погребения ничего такого не клали, были только тельные иконки и крестики, которые кстати совсем не редкость, и в последнее время таких русских крестиков и иконок, в том числе ранних 12-13 века на рынке появилось много (благодаря черным копателям). А вот средневековые бытовые изделия редки так как это почти исключительно случайные находки вещей по каким то причинам утерянных в древности. Но и с античными вещами такая же ситуация, основная масса вещей из захоронений, не и захоронений в основном мраморные фигуры разбитые еще в древности, а так же крупные бронзовые вещи по какой то причине утраченные в древности. Но таких античных вещей чрезвычайно мало.
        Так что у археологов, и тех кто в теме, подобных вопросов не возникает.
        А Фоменко, в археологии, как я понимаю, полный дилетант, потому что только дилетант в археологии может всерьёз предлагать такую корректировку дат.
        История же без археологии мертвая наука, это как рецепт пирога с картинкой, и почитать можно и посмотреть, а вот попробовать не получится.

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          Когда я писала про следы античности, я имела в виду Парфенон, все развалины древних Афин, подобные развалины в большом числе существуют в Турции, Малой Азии, вообщем по берегам Средиземноморья, я имела в виду именно крупные здания и их остатки. Много подобных развалин сохранилось от 10-13 веков, их почти нет.
          И про Фоменко, вы не читали его работ и утверждаете, что он дилетант. Он написал много книг, где он как раз и объясняет свои воззрения, там он пишет как раз ответ на вопрос, почему он так считает.
          Любые археологические находки дают только относительную датировку найденных предметов, за исключением тех артефактов на которых четко написана дата в неком летоисчислении, которое однозначно можно привести к современному.

          Вот тут у меня есть фоточки Пскова pskov/ обратите внимание на состояние стен местами, т.е. там где их не восстанавливали они превратились в груды щебня, а Рим стоит 2000 лет? Официальная наука считает, что время жизни мраморных статуй в Летнем саду СПБ 100 лет, затем они развалятся, протянули они 300 лет только благодаря многочисленным реставрациям, укрытию на зиму и сейчас их уже убрали в помещение, а римские статуи стоят на воздухе 2000 лет? Я видела римские статуи стоящие на воздухе, они реально теряют черты, мрамор становится ноздреватым, ничто не вечно. Предвижу вы возразите, что климат в Риме намного лучше, чем в России, да это так, но не на 2000 лет, на открытом воздухе в Риме строения безусловно сохраняются дольше, чем в России, но не настолько дольше. А историй с обрушением кампанил в Италии много, просто не все они доходят до нас. Вот тут можете почитать как раз одну из таких историй https://rudzin.livejournal.com/49099.html

          Ответить
          1. Владимир

            Разумеется именно в климате дело и нельзя сравнивать развалины в античных городах, в частности в Риме с развалинами наших городов, по причине, разность климатических зон, там не практически не бывает отрицательных температур, соответственно не бывает многократных замораживаний размораживаний в присутствии воды, которая в процессе превращения в лед механически разрушает.
            По поводу мраморных статуй, мрамор как раз тот материал, который сильно повреждается при замораживании во влажном состоянии, тем более многократном. К тому же воздух современных городов вреден для мрамора.
            Теперь, римские статуи стоящии на воздухе, которые Вы видели, начиная с середины третьего века эти статуи активно разрушались, и к концу четвертого, началу пятого века, ни одной римской статуи в римских городах не стояло, все что стоит сейчас, это найденные и заново поставленные начиная с 16 века. Только барельефы сохранились в первозданном виде, например оригинальные барельефы арки Тита.

          2. Елена Шикова автор

            В Риме бывают морозы, конечно их там значительно меньше, чем у нас, но они бывают, помню в прошлом феврале по телеку показывали замерзшие фонтаны Рима, опять же не факт, что климат был таким, как сейчас на протяжении последних 2000 лет, временами он был значительно холоднее, взять хотя бы предание о Деве Марии Снежной или пейзажи Брейгеля, подтверждающие этот факт. Сейчас в Нидерландах не выпадает снег, а названный художник несколько раз изобразил заснеженные пейзажи, значит он их видел.
            Барельефы арки Тита выглядят плохо, видела лично, вот тут у меня есть фоточки форума forum-romanum-palatin/

            А статую, выкопанную из земли я видела в одном из павильонов нашего Летнего сада, вид у неё совсем жалкий, а ведь ей не более 300 лет.

      2. Владимир

        «В это время войны лишь подстегивали развитие технологий, а тогда значит наоборот искоренили все технологии причем на 500 лет, не фантастично ли звучит.»
        Отвечу коротенько ремаркой из википедии: В 392 христиане под руководством воинствующего патриарха Александрийского Феофила разрушили культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сераписа и библиотеку(крупнейшая в древнем мире Александрийская библиотека). Феодосий запретил изучение и преподавание математики (астрологии)[К 9], хотя и до его указа с конца III века эта дисциплина связывалась с магией и колдовством, и занятия ею жестоко карались[27].
        И потом, Вам не удивительно, что арабы, в эпоху крестовых походов вполне успешно боровшиеся с европейцами, к 19 веку безнадежно от них отстали, тут если не регресс, то по крайней мере полное отсутствие прогресса на протяжении даже не 500 а скорее 600-700 лет? А ведь причина этого феномена в религии, так чего же Вы удивляетесь регрессу в период раннего христианства, которое по жесткости религиозных установок не отличалось от ортодоксального ислама?

        Ответить
      3. Владимир

        «Сколько на Украине, в Британии и в самых разных местах, где находили монеты времен античности было грамотных людей способных читать латинские буквы?»
        В Британии вообще то стояли римские легионы, сохранился даже Адрианов вал, вот легионеры да римские колонисты в основном и использовали эти монеты, и разумеется они умели читать латинские буквы. то же касается и Украины, Западной, там тоже были римские легионы. Рим вообще предназначал полноценные денарии только для внутреннего обращения, на европейской территории, по границе с германскими землями чеканили низкопробные или вообще плакированные серебром денарии. Для Сирии же Рим выпускал крупную серебряную монету, со старым греческим номиналом и с греческими же легендами, терадрахму( Да, кстати, никаких проблем с переводом имен императоров с латинского на греческий на этих монетах не наблюдается). И для Египта была отдельная система, тоже тетрадрахма, но с крайне низким содержанием серебра. А вот например цари крымского государства Боспор, вассалы Рима, чеканили монеты с двумя портретами, своим собственным и портретом римского императора.

        Ответить
  18. Владимир

    Пантеон кстати ремонтировался, при Северах, об этом есть запись.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      О, император Септимий Север, правил в конце второго начале третьего века нашей эры, с тех пор прошло по крайней мере 1800 лет, если придерживаться официального летоисчисления. Для любого строения это убийственный возраст.

      Ответить
      1. Владимир

        Ну да, конечно, а как Вы тогда объясните, тот факт, что Пизанская башня порядка 700 лет стоит с таким наклоном, т.е. в аварийном состоянии? Хотя наверное станете утверждать, что и ей не 700 лет, ведь записи её строителей для Вас не доказательство.

        Ответить
  19. Илья

    В статье и в комментария чувствуется влияние безумного Фоменко. Если Вам так хочется считайте,что римский Пантеон построен 100 лет назад инопланетянами одновременно с египетскими пирамидами. А вообще, советовал бы для начала поизучать историю архитектуры.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      А почему вы думаете, что Фоменко безумный? Он между прочим академик РАН, а вы? Вы читали его труды? В самом начале своей реконструкции мировой истории он писал, что это всего навсего гипотеза и ничего более, он не претендует на истину в последней инстанции. Свою новою хронологию он прежде всего обосновывает математическими методами, он просто пересчитал датировки каталога Альмагеста, триады Фукидида и нескольких других древних источников современными методами и получил совсем другие цифры. Своими работами он призывает научную общественность к обсуждению проблемы хронологии, а такая проблема действительно существует. История древнего мира и средних веков по большому счету ни на чем не основана, подлинных исторических источников сохранилось очень мало, они очень путаны и совершенно противоречивы, в подлинности многих из них есть серьезные сомнения. Просто большинству людей очень тяжело расставаться со своими убеждениями, особенно убеждениями, вынесенными из детства и со школьной скамьи, легче прокричать они все сумасшедшие.
      Римский Пантеон построен из кирпича и бетона. Мой отец окончил ЛИСИ и всю жизнь проработал по специальности, и там всех студентов учили, что длительность жизни построек из кирпича и бетона не более 600 лет, профессора ЛИСИ ошибались или историки что-то напутали?

      Ответить
      1. Владимир

        1) Был такой академик Лысенко Т.Д. утверждавший, что генетика, не наука а служанка капитализма, так что, потому что это утверждал академик, это истина?
        2) Подлинных исторических фактов сохранилось огромное количество, и каждый год находят новые, название им — античные монеты, если они находятся с комплексом, то дают еще и датировку комплексу. К тому же, на монетах зачастую изображались и архитектурные строения, например на сестерции Тита — Колизей, который как раз при нём и был достроен. Но фоменковцы как раз именно эти факты и игнорируют.
        3) Современный бетон и римский бетон это разные материалы. Римский бетон состоял из смеси вулканического пепла и извести. А поэтому то чему учили студентов в ЛИСИ к римскому бетону не применимо.

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          1) В этом мире существовало огромное количество академиков, утверждавших разные вещи. Но я написала, что Фоменко прежде всего математик, чтобы отвергнуть его выводы надо найти ошибку в его расчетах, но математика в отличие от истории настоящая наука и сделать это не просто. Да, наверное легче отвергнуть данные, которые Фоменко использовал при расчетах, чем сами расчеты. А данные он брал в исторических источниках.
          И я ещё раз повторяю Фоменко сам не утверждает, что все его версии являются истинной в последней инстанции, он просто призывает к научному обсуждению противоречивых фактов. А сторонники вашего образа мыслей настаивают на том, что всё, что написано в школьных учебниках истории является истиной в последней инстанции. У меня есть дети и я периодически почитываю учебники, так вот по сравнению с тем, как учили истории меня разница огромна. История не настоящая наука, а просто политика обращенная в прошлое. Придут новые правители и перепишут учебники истории ещё раз, я в этом абсолютно не сомневаюсь. И это проделывалось на протяжении тысячелетий, каждый правитель так делал, поэтому от подлинной истории практически ничего не осталось.
          Посмотрите на youtube передачи историка Понасенкова про войну 1812 года, узнаете много нового и ему уже заткнули рот, чтобы не вредить новой линии партии и правительства взятой на воспитание патриотизма.
          2) Подлинных исторических фактов действительно много, а все современные датировки имеют относительный характер, человечество еще не придумало способ узнать по монете год её изготовления независимым способом, чеканить дату стали совсем недавно. Единственно, что можно подлинно утверждать по приведенной вами монете, что Колизей был построен раньше Тита, но утверждать что эти события относились к конкретному веку нельзя. К тому же изображения на монете чисто символические нельзя даже со 100% уверенностью утверждать, что на монете изображен именно сегодняшний Колизей, возможно это просто похожий амфитеатр
          3) Конечно, это разные материалы с этим я нисколько не спорю. Но я думаю, что твердость бетона не может принципиально сохраняться 2000 лет. Я видела Римский бетон в Колизее своими глазами, он больше похож на асфальтовую массу за счет вулканического пепла, а известь она одинакова и в римском бетоне и в современном. Я думаю разница в составе бетона может дать не более +-200 лет, но не 2000.

          Ответить
          1. Юлия

            После всего прочитанного хочется подписаться на Владимира, явно понимает о чем пишет.

  20. Ольга

    Елена, давно не заходила к вам на сайт, стало еще интереснее вас читать — я даже не задавалась столькими вопросами, когда была в Риме. История — это большая загадка, особенно сейчас хорошо видно, что написать ее можно по-разному

    Ответить
  21. Татьяна

    Увлекли своими рассуждениями, Елена. Возможно, в каких-то научно-исследовательских институтах и есть конкретная информация о реставрации исторических реликвий, но никто не заинтересован открывать данные обывателям и туристам…Нам остается либо доверять, либо сомневаться. Но даже эти обстоятельства не умаляют достоинств древней архитектуры. Главное, что современное поколение имеет возможность видеть примеры сооружений глубокой древности.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Для широкой публики объявлено, что Пантеону около 2000 лет, эта официальная информация… Если допустить мысль, что сооружению около 500 лет, то весь его пафос становится гораздо скромнее, но все же сохраняется. И вообще речь идет не только о Пантеоне, а о возрасте всего Рима. Древний город большей частью кирпичный и более поздние сооружения сделаны из того же самого кирпича, что и древние. Подозрительно все это… Сдается мне, что Святые отцы, когда сочиняли историю очень сильно удревнили город, чтобы задвинуть период язычества подальше. А язычеством там даже после всех предпринятых мероприятий очень сильно отдает.

      Ответить
  22. Галина Шефер

    Фотографии и рассказ замечательные! И размышления в верном ключе. Я видела здания куда более современные в гораздо более худшем состоянии. Не могло здание сохранится столько времени в таком виде без перестроек и умелой реставрации… А если ему и правда 2 тыс. лет. — ну тут можно только восхититься.

    Вот все бы так научились древние здания сохранять! У нас разваливается и то, что построено в XIX и даже в начале XX века…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      У нас очень часто и не стремятся сохранить историческую застройку. Ни для кого не секрет, что построить новое здание гораздо легче, чем отремонтировать старое, вот в угоду сиюминутной коммерческой выгоде и сносят старинные здания даже, те на которых раньше была табличка «Охраняется государством» умудряются сносить.

      Ответить
  23. Виктория Камиллери

    Очень интересное исследование. Вопросов к Пантеону и у меня было немало, Вы утвердили меня в моих сомнениях.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      У меня появились сторонники, это радует. Спасибо.

      Ответить
      1. Леонид

        Римский пантеон вообще не римляне строили. Марк Агриппа только пристроил к нему свой римский портик

        Ответить
  24. Мария Анашина

    Имея некоторое отношение к исторической науке, могу сказать, что иногда очень древние вещи, датировка которых подтверждена многократно различными методами, вызывают изумление и непонимание того, как это могло быть сделано.
    Википедия, пусть даже на английском языке — это вовсе не истина в последней инстанции, ошибок там ой как много. С наскока тоже не определить возраст той или иной постройки, тем более, если она перестраивалась. Так что пусть профессиональные историки занимаются датировками.
    Фотографии замечательные!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я даже не пытаюсь заниматься датировкой, для этого у меня нет никаких данных. Я только высказываю некоторые сомнения. Мой отец профессиональный инженер-строитель, закончил ЛИСИ, я в детстве провела много времени рядом со стройплощадками и я видела как крошится кирпич без механического воздействия, просто от контакта с грязью, водой, морозом. Морозов в Риме почти не бывает, но все же 2000 лет это очень много. Когда я показывала данные фотки папе, он сказал, что этого не может быть, этим здания просто меньше лет, чем принято об этом думать.

      Ответить
      1. Аркадий

        Много размышлений об искажении истории можно найти у Кунгурова. А Александровская колонна в Санкт-Петербурге, построенная в 1834 г, весит 600 т, установлена, якобы, за 1.5 часа?. Грандиозное по тем временам событие. Однако современники, в частности Пушкин А.С, ничего не пишет об этом строительстве. Словно это обыденное дело, как возведение многоэтажек в наше время. А статьи Ваши очень нравятся, интересно написаны.

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          Спасибо за комплимент. Я слежу за публикациями Кунгурова и вообще увлекаюсь историей, перечитала всего Фоменко с Носовским, хотелось бы мне почитать такое же обоснование официальной исторической версии, но что-то я о нем ничего не слышала.

          Ответить
          1. Владимир

            Если интересуетесь историей, то почитайте лучше античных историков, например Светония, Плутарха, Геродота.

      2. Владимир

        Как уже писал, римский бетон сильно отличается от современного, почитайте например вот:
        http://zoom.cnews.ru/rnd/news/top/drevnerimskiy_beton_okazalsya_luchshe_sovremennogo

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          Особенно я порадовалась за римлян, которые производили бетон в промышленных масштабах исключительно применяя мышечную силу рабов и животных. Обычно подобные сентенции упираются в развитие производственных сил. Чтобы построить огромное здание, требующее больших трудозатрат, нужно согнать X-рабов, их нужно каждый день кормить, для этого нужно чтобы Y- тружеников пашни могли своим трудом обеспечить этих рабов, себя и их начальство продовольствием, для этого нужен соответствующий уровень развития производственных сил. В 1800 горожане составляли всего 3% населения мира, в то время как к 1900 — уже 14%, сейчас уже горожан 51% населения мира.
          Голод перестал быть проблемой уже после Второй Мировой, как только начинается глобальная война (глобальное строительство в древнем Риме, строительство пирамид в Египте) из сферы производства продовольствия уходят люди, так голод возвращается. В прошлые века всё было точно так же.
          Опять же историки пляшут от того известного факта, что античному Риму 2000 лет, на основании этого утверждения они делают вывод о долговечности римского бетона. Это зависимые утверждения, если посыл про 2000 лет не верен, то и вывод не верен. На подобных посылах построена современная историческая не наука.

          Ответить
          1. Владимир

            Отвечу по 2 пункту. А кто Вам сказал, что монеты стали датировать недавно? Египте времен правления династии Птолемеев монеты уже датировались. Так же многие римские точно датируются по титулу императора, поскольку за период правления титул менялся. Более того некоторые императоры третьего века, времен смуты, известны только по монетам. Монета в античные времена, и особенно в Древнем Риме выполняла помимо номинальной и пропагандистскую функцию, ведь тогда газет, радио, и телевидения не было. Теперь касательно того сестерция Тита, с Колизем, монета эта очень редкая, и стоит в зависимости от состояния от нескольких тысяч долларов, до почти миллиона. И если принять вашу версию, то получается что коллекционеры и музеи просто дилетанты, что бы покупать за такие деньги монету непонятно какого времени с непонятно каким амфитеатром.
            3) Ну понятно, Коллизей Вы тоже считаете средневековым строением, а например Золой Дом Нерона, тоже считаете средневековой мистификацией?

          2. Владимир

            Вообще подумал смысла спорить с Вами не вижу, у Вас уже устоявшийся фоменковский взгляд.
            И даже то, что существуют археологические источники датированные радиоуглеродным методом ведь тоже не будет аргументом для Вас. Что уж говорить про все другое.

          3. Елена Шикова автор

            Радиоуглеродный метод, увы не точен, +-2000 лет вполне может набежать. Туринскую плащаницу, например, три независимые лаборатории датировали 14-ым веком. Для других менее значимы артефактов не прибегали к независимым исследованиям, даже наоборот спрашивали к какому периоду археологи относят данные артефакты, в этом случае исследования трудно назвать независимыми.

          4. Владимир

            Население Рима составляло 1 миллион человек, такого населения европейские столицы достигли только в 19 веке. Еще в Риме был построен водопровод, имевший такую пропускную способность, что сопоставимо с современными водопроводами. Римский цирк размерами превосходил даже современные спортивные сооружения ( заметьте еще в середине 19 века население Рима было меньше вместимости этого цирка почти в 2 раза), а сооружения сопоставимые по сложности конструкции с Колизеем или термами Каракаллы научились строить только в 20 веке. А причина в том, что с падением Римской империи во всех областях знаний пошел регресс. И недаром средние века называют темными веками.

      3. Владимир

        Уже два моих комментария удалили, видимо не понравилось то, что я привел конкретные данные, с которыми спорить трудно:
        Датировка многих памятников определяется нумизматическим материалом (античными монетами).
        Римский бетон и современный имеют разный химический состав, так что прилагать к нему теоретические результаты по современному бетону по меньшей мере не корректно. К тому же из этого бетона, помимо Пантеона, сделаны многие сооружения дошедшие до нашего времени и не рассыпавшиеся, например акведуки.
        И еще хочу заметить, Фоменко не первый, почитайте ка его предшественника — Морозов «Христос».

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          К сожалению у меня были технические трудности с сайтом и я восстановила базу данных из бэкап, в этот момент слетело несколько последних комментариев, так что я не специально удалила ваши комментарии, мне жаль, что они пропали.
          Вся история строится на фундаменте относительных датировок, датировка одного артефакта цепляется за датировку другого, если в цепи есть ошибки, то всё здание исторической не науки рухнет. Нумизматические датировки не являются исключением из этого правила. Что вы скажете о методе Фоменко об определении зависимых документов? По крайней мере он пытался решить проблему, предлагая новый метод. У историков давно были подозрения в том, что в разных летописях содержатся описания одинаковых событий, глазами разных их участников. Сейчас просто данные всех древних летописей вытянуты друг за другом на хронологической шкале, но если признать этот факт хронологическая шкала сожмется.

          Ответить
          1. Владимир

            В археологии нет такой системы, что определяется датировка по одному какому то артефакту, как правило это комплекс признаков. Что дает монета, в случае присутствия в археологическом объекте, если очевидно что она там находилась изначально. Если её возможно атрибутировать и датировать, то её дата, это самое раннее время происхождение комплекса, т.е. комплекс не может быть старше монеты, но может быть младше. Далее, если к примеру это катакомбное захоронение, то датировка идет по всему комплексу: посуда, украшения, оружие, др. предметы. База по таким артефактам накоплена уже очень большая.
            Теперь по Нумизматике, монеты являются тиражной продукцией, и некоторых было найдено очень много, причем найдено разными людьми, в разное время и в разных странах. В качестве примера — антониан Гордиана III(был такой римский император), монета совсем не редкая, к тому же известно большое колличество вариантов. Фальшаки тоже легко определяются. Причем эти монеты находят на территории всей Европы, от Британии до Украины. И если, допустим, что все это мистификация, и никакого Гордиана III не было, то кто тогда отчеканил и запрятал, по всей Европе во многих тысячах мест десятки тысяч его монет?

          2. Елена Шикова автор

            Фоменковские теории не утверждают того, что императора Гордиана не существовало, они лишь утверждаю то, что Гордиан мог жить не в 3ем веке нашей эры, а в 13. И такое распространение монеты говорит о высокой степени интерграции Европы во времена правления Гордиана. И в других странах и их летописях императора Гордиана могли называть совсем другим именем.

          3. Кристина

            Все гораздо проще, даже радиоуглеродный анализ не нужен.
            Римляне сами упростили нам задачу. На всех значимых стройках обязательно клеймили примерно каждый сотый кирпич. В кладке Пантеона — два клейма — императора Траяна и Адриана.