X

10 странных фактов о Пантеоне в Риме

Пантеон самое загадочное из всех сооружений Древнего Рима. Никто доподлинно не знает когда и главным образом, как он был построен. Любой современный строитель вам скажет, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. А Пантеон стоит. Считается, что его строительство было закончено к 120 году н.э.

Такие выводы о возрасте Пантеона сделаны официальной наукой на основании чтения сохранившихся летописей. Но в исторических источниках нет точного указания даты в принятом сегодня лето исчислении. Т.е. были построены некие логические цепочки рассуждений (правильные или неправильные) и на их основании окончание строительства Храма всех богов отнесли к 120 году нашей эры и правлению императора Адриана.

Пантеон в Риме

Стоимость билетов

Пантеон был в свое время построен, как Храм всех богов, но уже давно стал церковью Святой Марии и Мучеников. Вход в действующие церкви бесплатный, наслаждайтесь.

Доступны аудиогиды на русском языке

Далее я расскажу вам, что меня смущает во всей этой истории с Пантеоном и вообще с античным Римом, поскольку, древний город оказался кирпичным. Когда я показывала фотографии из моей поездки в Рим папе, при словах о кирпичных постройках возрастом 2000 лет, он сказал, что это невозможно.

Мой отец окончил Ленинградский инженерно-строительный институт с присвоением квалификации инженер-строитель и всю жизнь проработал по специальности. Папа сказал, что их учили, что максимальный срок жизни кирпичного здания 600 лет, при условии правильной эксплуатации и использования самого качественного кирпича и бетонного раствора. И еще он вспомнил, как им, студентам в ЛИСИ показывали старые кирпичи Великого Новгорода и выглядели эти изделия уже очень неважно, а ведь по официальной версии Новгород значительно моложе Рима.

Странное отсутствие истории перестроек

Википедия (я читала статью на англ., на русском языке написано гораздо меньше) странным образом почти ничего не сообщает о перестройках и ремонтах Пантеона, а ведь любое здание нуждается в ремонте, ничто не вечно. А Пантеон выходит почти вечен? Вспомните помещичьи усадьбы России, построенные аналогичным Пантеону способом из кирпича и раствора. В каком они находятся состоянии? А ведь они заброшены всего то какие-то жалкие 100 лет.

Солидный возраст Пантеона вступает в противоречие с кирпичными стенами и бетонным куполом здания. Кирпич и бетон имеют ограниченный срок годности, современная строительная наука утверждает, что время жизни бетона не более 600 лет. Подумайте о венецианской кампаниле, ведь она обрушилась в 1902 году классическим образом — развалилась на отдельные кирпичики. Т.е. связи между кирпичами ослабли до такой степени, что вся конструкция буквально за несколько мгновений превратилась в груду строительного мусора.

А Пантеон древнее кампанилы почти на 1000 лет, согласно официальной исторической версии.

Пантеон стоит в подтопляемой зоне, любой строитель скажет, что это очень вредно для здания

Самое старинное изображение Пантеона я нашла от XVII века. Картина написана голландским живописцем Золотого века Willem van Nieulandt II, родившимся и постоянно проживавшим в Антверпене. Уже тогда он выглядел заброшенным, но для того чтобы порасти кустами зданию не нужны тысячелетия, достаточно будет 10-15 лет отсутствия ухода.

Вид Пантеона, Willem van Nieulandt II (годы жизни 1584-1635)

Самой большой иллюстрацией изменений конструкции Пантеона является нижеследующая картина Пиранези. В XVI веке архитектор Бернини по указанию очередного Папы построил наверху две странные колокольни, прозванные в народе «ослиные уши Бернини», чтобы придать античному храму большее сходство с церковью. Спустя два века, их убрали.

Обратите внимание, как за 150 лет, прошедших с момента написания предыдущей картины изменились окрестности. Дома подступили почти вплотную к храму. И остаются в такой же близости и поныне.

Вид Рима, Пиранези, 1761 год, хранится в музее Сан Франциско

Следы перестроек Пантеона впрочем бросаются в глаза, но по каким-то причинам о них ничего не сообщается. Обратите внимание над портиком хорошо видны следы предыдущего портика. Почитайте историю любого древнего сооружения кроме римских, и вы увидите длинную череду перестроек и ремонтов. А история древнего Пантеона делится на три отрезка:

  1. Пантеон начала первого тысячелетия, с пожарами, разрушениями и восстановлением к 120 году. Забвение почти 400 лет.
  2. Потом следует краткий эпизод с закрытием языческого храма и открытием христианского в этом же здании в 609 году. Забвение около 900 лет.
  3. Дальше история продолжается уже в XVI веке.

Итого провал величиной в 900 лет. Тут явно что-то не так. 900 лет для кирпичного здания это почти вечность. Нигде не сообщается, что Пантеон подвергался основательной перестройке. Считается, что это самая хорошо сохранившаяся постройка Древнего Рима, даже мраморная отделка внутреннего помещения большей частью оригинальная.

Эти замысловатые капители колонн тоже оригинальные?

Над главным алтарем

Загадочный купол

Главной загадкой Храма всех богов является его купол. Бетонный, не армированный купол, которому около 2000 лет??? Исследователи сообщают, что нижние ярусы купола сделаны из более твердого бетона, чем верхние. А в бетон верхних ярусов была подмешена пемза для облегчения конструкции. До сих пор купол Пантеона остается самым крупным не армированным куполом в мире.

Толщина купола вокруг окулюса 1,2 метра, а при взгляде снизу и не скажешь.

Кессонный купол и окулюс

Любопытно, что когда мы были во Флоренции нам рассказывали про уникальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, построенный Брунеллески в 1436 году, т.е. на 1316 лет позже Пантеона. Поведали про проблемы с которыми столкнулся архитектор. Боялись, что огромный и очень тяжелый купол раздавит стены собора.

На фоне купола Пантеона гениальность Брунеллески меркнет, разве он никогда не видел Храма всех богов в Риме и не мог попытаться сделать что-нибудь подобное? Но очевидно, что не видел, хотя в его биографии рассказывается, что он ездил изучать античные развалины Рима, но конкретно о том, что он изучал купол Пантеона не говорится. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре — двойной, чтобы распределить нагрузку, т.е. по конструктивному решению совсем другой.

Легенды о Пантеоне

Для начала замечу, что римляне сами признают за собой мастерство в сочинении и продвижении легенд в жизнь. Ведь наслушавшись красивых историй в Рим устремятся туристы, один из основных источников дохода итальянцев. Поэтому к римским легендам нужно относится соответственно. Но тем не менее нижеизложенные истории имеют место быть.

Римские легенды сообщают, что Пантеон был построен на месте с которого вознесся на небеса сам Ромул — основатель Рима. И различные Храмы всех богов стояли на этом месте со времен основания Рима. И это еще не все.

Так же рассказывают, что чтобы сделать купол все здание засыпали землей, смешанной с монетами. Это была своеобразная опалубка и строительные леса в одном флаконе. А после завершения строительства, разрешили народу землю из помещения забрать вместе с монетами. Говорят, что стены были освобождены от земли в течение суток.

Эти легенды говорят о том, что как была сделана опалубка для заливки купола не известно.

Удивительная гармония форм

Внутреннее помещение Пантеона имеет форму цилиндра, высота которого равна радиусу сферы купола, и составляет 43,3 метров. Внутри совсем нет окон, кроме загадочного отверстия по центру купола, известного еще как Oculus!

Чертеж для иллюстрации гармонии форм

Окулюс очень своеобразный архитектурный элемент, нигде более я не видела подобного окна в потолке. Естественно через него в помещение попадает свет и дождь. Пол сделан таким образом, чтобы дождевая вода сливалась в специальное отверстие. Очевидно, что при изначальном строительстве лучу света, проникающему внутрь через околюс, отводилась значительная роль.

В Нишах, расположенных по кругу храма, стояли 7 статуй римских богов, соотносимых однако и с 7 планетами древности (Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Юпитером, Меркурием и Марсом.). А луч света в течении дня обходил только половину круга и освещал поочередно статуи дневных богов. Можно сказать, что Пантеон был античной обсерваторией и храмом одновременно.

Световой эффект можно посмотреть 21 апреля, когда полуденное солнце падает ровно на металлическую решетку над дверным проемом. Римляне праздновали 21 апреля день основания города. В этот день сам император стоял у входа в Пантеон в окружении света, идущего изнутри. Этот свет ставил императора на одну ступень с богами, обитателями Пантеона.

Захоронения в Пантеоне

Захоронения в Пантеоне начали делать тоже уже в XVI веке, если не считать странного эпизода времен перепрофилирования храма из языческого в христианский. Говорят Папа Бонифаций IV велел перевезти 28 возов костей святых из римских катакомб в Пантеон в 609 году.

В настоящее время в Пантеоне находятся могилы:

  1. художника Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520)
  2. архитектора Бальдассаре Перуцци (годы жизни 1481-1536)
  3. живописца Аннибале Карраччи (годы жизни 1560-1609)
  4. композитора Арканджело Корелли (годы жизни 1653-1713)
  5. короля, объединившего Италию — Виктора Эммануила II (годы жизни 1820-1861)
  6. короля Умберто I (годы жизни 1844- 1900)

Хоронить великих людей Италии в Пантеоне начали только начиная с XVI века, а в XVIII веке французы построили свой Пантеон в Париже и так же начали хоронить в нем великих людей Франции.

Захоронение Рафаэля Санти

В архитектуре известны многие подражания римскому Пантеону, но все они построены не ранее XVI века.

Странные круги из красного порфира в полах

В Храме всех богов сохранился оригинальный мраморный пол, состоящий из ряда геометрических узоров, еще с древнеримских времен. Однако большой круг на полу из красного порфира мы видели еще в Соборе Святого Петра, на нем Карл Великий преклонил колени, когда в Рождество 800 года он был коронован папой Львом III императорской короной. Потом еще 21 император преклоняли колени, получая корону Священной Римской империи из рук папы.

Мраморные полы Пантеона за 2000 лет ни капли не потерлись, я думаю многие из вас за свою жизнь видели сильно потертые мраморные полы и лестницы в зданиях куда меньшего возраста. Или полы не оригинальные или в Риме мрамор исключительной твердости?

Порфировый круг в полу Пантеона

Аналогичный круг из красного порфира есть и в базилике Санта-Мария-ин-Космедин (это там где находятся Уста Истины). Считается, что базилика была построена в VI веке. Даже круг в базилике выглядит более старым, чем круг в античном Пантеоне.

Полы в базилике Санта-Мария-ин-Космедин

Пока искала что-нибудь об этих порфировых кругах в полу наткнулась на информацию, что в Святой Софии, что находится в Стамбуле есть такой же круг. Получается, что христианские церкви унаследовали от языческих храмов традицию делать в своих полах такие порфировые круги? Ведь Пантеон изначально строился, как языческий храм.

Пол в Соборе Святого Петра

В Соборе Святого Петра, стоя на круге короновались императоры, в Святой Софии стоял на этом месте императорский трон, но что же тогда означал этот круг в скромной базилике Санта-Мария-ин-Космедин? Кто-нибудь знает ответ на этот вопрос?

Таинственный фронтон

Только в XVII веке по повелению папы Урбана VIII с фронтона Пантеона были убраны некие бронзовые фигуры, стоящие там со времен римских императоров. Предполагается, что это был имперский орел с лентой. Урбан VIII пустил античные бронзы в переплавку на пушки для замка Святого Ангела.

Колонны поддерживают треугольный фронтон с надписью «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Это единственный фрагмент, оставшийся от первоначального храма, построенного Агриппой, и считается, что Адриан оставил его в память о своем предшественнике, когда восстанавливал Пантеон после пожара.

Бронзовые буквы надписи кстати отлили заново уже в XIX веке по следам, оставшимся на фронтоне. Восстановление рисунка или надписей по следам (дыркам в стене), оставшимся после их потери, выглядит достаточно сомнительно.  Отверстий на фронтоне очень много.

Странные колонны портика

16 массивных коринфских колонн, поддерживающих портик, весят 60 тонн каждая. Они 11,8 м в высоту, 1,5 м в диаметре и приехали в Рим из Египта. Эти колонны тащили более 100 км от карьера к реке Нил на деревянных санках. Они сплавлялись на баржах вниз по реке Нил, когда уровень воды был высок во время весенних паводков, а затем были перегружены на другие суда, чтобы пересечь Средиземное море по направлению к римскому порту Остия. Там они были еще раз перегружены обратно на на баржи и отправлены вверх по реке Тибр.

Основание колонны Пантеона

В Санкт-Петербурге есть такой блогер ZigZag. Он развивает теорию о том, что наш Исаакиевский собор построили «инопланетяне», а не Монферран, на основании тех фактов, что колонны Исаакия выполнены из монолитного гранита и весят по 114 тонн каждая. Мол де и вырубить и транспортировать и обработать эти громадины в XIX веке было невозможно из-за отсутствия современной техники. Что же тогда можно сказать о гранитных колоннах Пантеона? Ведь предполагается, что их изготовили и установили намного раньше.

Колонны Пантеона по сравнению с колоннами Исаакия гораздо более грубо обработаны и местами повреждены, повреждения отмечены еще на гравюре Пиранези от 1761 года. Исаакиевские колонны полированы почти идеально, на них есть лишь сколы, нанесенные во время ВОВ, есть еще заплатки, сделанные во время строительства.

Еще один странный факт

В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, превращенным в церковь, и поэтому он был спасен от разрушения в средние века. Тут мне хочется задать вопрос: «Первым из какого набора храмов? Кто в те далекие времена вел подобную статистику и как она дожила до наших дней?». Сегодня это церковь Святой Марии и Мучеников.

Про фонтан и египетский обелиск перед Пантеоном

Площадь перед Пантеоном украшает фонтан. Он был разработан известным архитектором Джакомо делла Порта в 1575 году и выполнен из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI велел архитектору Филиппо Баригнони разработать новый проект фонтана, который бы включал другой бассейн, сделанный из камня, и обелиск Рамзеса II, расположенный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами у основания.

Основание фонтана на площади Ротонды

Хочется отметить любовь Пап к гранитным египетским обелискам. Всего в Риме установлено целых 13 подобных обелисков, на многих из них нанесены иероглифы. Почти про все римские обелиски рассказывают аналогичные истории. Сначала во времена Древнего Рима обелиск доставили морем из Египта, потом он некоторое время украшал столицу Империи, затем его нашли при раскопках проводимых уже в XVII-XVIII  веках и установили на новые постаменты. Все обелиски установлены по повелению Римских Пап.

Площадь Ротонды в Риме с египетским обелиском

Т.е. отцы римско-католической церкви не усматривают в установке языческих обелисков в своей столице ничего странного. Для примера замечу, что в Санкт-Петербурге в лесопарке «Сосновка» уничтожили деревянных идолов буквально весной 2015 года по религиозным соображениям, хотя, я и быстрее всего и большинство горожан никогда не усматривали в деревянных скульптурах, установленных в лесопарке никакого языческого подтекста. Вот такие мы разные.

Или может быть правы новые хронологи А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский? И раньше Египет тоже был христианской страной, разумеется со своим национальным колоритом, и Папы на этом основании украшали Рим обелисками.


Мне кажется, что все таки в определении возраста Пантеона закрались ошибки, возможно потеряны сообщения о перестройке купола или всего здания.

Любопытно, что после реставрации и пристального изучения знаменитой скульптуры Капитолийской волчицы был установлен её реальный, а не летописный возраст. Оказывается скульптуру изготовили в XII веке, а не в 500 году до нашей эры, как об этом сообщалось ранее. Бывает, что древние летописцы писали про одно сооружение, а историки отнесли эти записи совсем к другому. Может быть после дополнительных исследований и возраст Пантеона будет пересмотрен, а с ним и всего Древнего Рима.

Хотя утверждения о древности города или рода, сулят такие привилегии, что сделать что-то подобное будет не просто. Табличку в музее рядом с Капитолийской волчицей так и не поменяли.

Совсем рядом с Пантеоном находится не менее интересная церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию, а во-вторых эта церковь была опорой инквизиции, именно там произносили свои отречения от ереси многочисленные осужденные, в её дворе раскладывали костры. В храме хранится одно из произведений Микеланджело…

Другие мои статьи про средневековые соборы Европы

Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом — какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет  даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.

Кёльнский собор — главный долгострой Германии более чем на 70% был построен в XIX веке. Сохранились даже фотографии со строительной площадки, которые я и привожу в статье. При этом его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник средневековья на том основании, что достройка осуществлялась по чертежам XIV века.

Собор Святого Вита в Праге — о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам,  о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили  более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.

Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки.

Собор Святого Стефана в Вене — главный собор Австрии, главный вход обрамляют языческие башни (это официальное название), в катакомбах под собором хранятся внутренности императоров Священной Римской империи, обряд захоронения более, чем странный.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Categories: Рим
Елена Шикова: Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. <a href="https://trip-together.ru/about/">Подробнее обо мне</a>

View Comments (61)

  • Как же много мракобесия в комментариях и в самой статье... Но автор хотя-бы пытается думать, в отличии от некоторых коментаторов

  • Очень крутая статья, Елена, большое спасибо! Читаю сидя у фонтана Треви))

  • Почитайте серьезные исследования о Пантетне на итальянском языке: его реставрировали постоянно, в каждом столетии. А современные кирпичи Пантеона- это реставрацмя времен Муссолини

    • К сожалению я не читаю на итальянском. Наибольшие вопросы вызывает неармированный бетонный купол, его ведь невозможно реставрировать, его можно только перезалить. Я так понимаю, вы читаете на итальянском? Не могли бы вы вкратце обрисовать эту тему. Когда перезаливали купол последний раз? Ведь если его совсем не перезаливали, итальянцам следовало бы закрыть Пантеон из соображений безопасности, дабы обрушившаяся крыша не похоронила под собой посетителей.

  • "Совсем рядом с Пантеоном находится не менее интересная церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Во-первых сразу же удивляет её название, совмещающее не совместимое — древнегреческую богиню и Святую Деву Марию"

    Церковь Санта Мария возведена на развалинах (фундаменте) древнеримского храма/церкви Минервы. "Сопра" (sopra) в переводе с итальянского означает "сверху". Что Вас удивляет? Что римляне чтили свою историю и сохранили память о предыдущем храме? К тому же Минерва не древнегреческая, а древнеримская богиня, была покровительницей древнего Рима. Входила в триаду наиболее важных богов Древнего Рима, вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной.

    • Меня больше всего удивляет, что я знаю про древнегреческих и римских богов больше, чем про славянских, хотя я училась в российской школе. А вы у нас видели церкви, стоящие на древнем капище? Вот если такое и случалось, то этот факт тщательно замалчивается и совсем не афишируется. А в Риме такое возможно - поставить христианский храм на месте языческого и даже сохранить имя предыдущего божества в названии.

  • меня вот что смутило. практически весь древний Рим и все его постройки откопаны и находятся метров 10-15 ниже уровня Рима. К Колизею и вовсе вниз в яму надо спускаться , а вот Пантеон стоит вровень со всеми современными постройками. И стало быть не на горе, раз в зоне подтопления. Загадка :)

  • Очень приятно читать грамотные, аргументированные комментарии Владимира.

  • Ну Елена, ну заинтриговали... иду в Пантеон обязательно! Надо же все лично рассмотреть.
    Судя по описанию он ну очень похож на Собор Святой Софии, но там мраморные ступени и плиты ну очень хорошо протоптаны.
    Причем, на сколько я могу судить, красный кирпичек в строительстве - это уже Византия и наше тысячитэлетие. До этого так не мелочились и вояли из огромных блоков, причем, бещ всякого цемента. А колонны могли и старые втулить.

    А насчет христианства и язычества, так это повсюду. Гляньте городок Бергама и Красную базилику http://samivkrym.ru/bergama-turkey.html. Там в православном храме статуя египетскому богу... и ничего!

    • Моё удивление вызвало, как раз то, что в Пантеоне мраморные полы не протоптаны - новые они совсем. Во дворцах Санкт-Петербурга мрамор и то более истоптан.

  • Начну с Брунеллески. Он неоднократно бывал в Риме и внимательно изучал купол Пантеона чтобы спроектировать и построить купол во Флоренции, который в свою очередь изучает Микелаеджело для строительства купола в соборе св. Петра (Ватикан). Кстати, купол Микеланджело двойной кирпичный, а это XVI век (теория питерских бетонщиков вновь не у дел).
    О визитах Брунеллески в Рим и изучению купола Пантеона Вы прочтете у Джорджио Вазари.
    До купола Пантеона император Адриан "потренировался" в строительстве "тыкв" (так называл купола императора на вилле Адриана в Тиволи архитектор императора Траяна Апполодор из Дамаска)
    В Риме есть ещё более ранний купол с отверстием - это купол Золотого дома Нерона. Так что, опыт создания куполов уже был.
    Амфитеатр Флавиев (Колизей) построен из травертина - блоки травертина скреплялись между собой скобами (устанавливался штырь и заливался свинцом), которые были извлечены в средние века, оставив "дыры" в местах стыков блоков, что привело к разручению части Колизея в результате землетрясения, а затем использовании травертина Колизея для строительства Рима.
    Валадье в XIX веке укрепляет Колизей кирпичной кладкой чтобы далее не разрушался, поэтому кирпич и цемент в Колизее - это достаточно современные материалы.
    Посмотрев однажды фильм Фоменко, осталось грустное впечатление о науке в России и " российских учёных"

  • Интересно читать,хоть я и далека от такого пристального изучения исторических дат.
    А вообще сердце верит в чудеса !!!
    Как то хочется ходить по античным плитам ...
    Хотя ...конечно, соглашусь, что историю приятно переписывать каждому правителю.
    И уже не узнать где правда, где явная ложь...
    НО ! Все таки Рим - вечный город и пусть такое название и остается...Не всегда правда нужна.Наверное это тот случай.

This website uses cookies.