На машине по Голландии, отчет о поездке, маршрут — часть 2

Первая часть здесь. Статья обновлена в реалиях 2024 года.

Седьмой день — Кёкенхоф, Лейден, облом в Роттердаме

Утром выехали из EuroParcs Resort Markermeer, этим вечером мы должны были уже заночевать в Роттердаме в съемной квартире.

Билеты в Кёкенхоф вместе с парковкой я оплатила на официальном сайте остатками своих евриков на paypal без комиссии. 17€ стоит билет и 6€ парковка без учёта времени (на 2024 год билет в парк Кёкенхоф стоит 20 EUR20 EUR = 2000 рублей
20 EUR = 845,03 гривен
8 EUR = 28 бел. рублей
8 EUR = 8 евро
8 EUR = 8,55 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.04.2024 11:30
). Парк Кёкенхоф стал полностью cashfree, наличные не принимают ни в кассах, ни в ресторанах и кафе на территории.

Подробнее, как купить билеты в парк Кёкенхоф  в новых реалиях читайте в отдельной статье.

Последние 3 км по городку Лиссе мы ехали 30 минут, пробки на дорогах. Парковка огромна, машин на ней море, одних туристических автобусов было 50 штук. Народу было просто много и очень много, но никаких очередей нигде нет, даже в женские туалеты не стояли. Организация на уровне.

Кёкенхоф однозначно великолепен, это просто чудо, восторг был феерическим. Лидия даже разбила свой телефон пытаясь запечатлеть все цветы одновременно. Мы прогуляли по парку 3,5 часа и обошли его целиком. Купили луковицу амарилиса, она у нас дома зацвела уже на 10-й день после высадки. Т.е. луковицы нужно покупать в парке или на фермах рядом с ним, там качество товара намного лучше, чем на цветочном рынке Амстердама.

Кёкенхоф - клумбы
Кёкенхоф — 100% восторг

Время до вечера еще оставалось, поэтому решили заехать еще и в Лейден. Там мы выбрали неудачную парковку и изрядно утомились уже пока дошли до центра. По сути Лейден это бывшая звездная крепость, по центру её стоит Бурхт, с него открываются отличные виды на город. Шла Страстная пятница и мы видели пару Крёстных ходов вокруг церквей. Гораздо большие толпы народа сидели по кафешкам, чем принимали участие в религиозных обрядах. Вроде голландцы не боролись последовательно с опиумом для народа, а достигли в деле не меньших успехов чем Советский союз.

Вид на Лейден с башни Бурхт

В Роттердаме перед заездом в квартиру решили заехать в Лидл прикупить продуктов к ужину. Вот тут мы попали в негритянское гетто. На улицах черные подростки подпирают стены, даже в магазине одни черные, на кассах сидят девушки в хитжабах. Это наверное был первый раз, когда я попадала в такую ситуацию. Из этого района мы еле выехали, там нет светофоров, перекрестки проезжают по понятиям, в общем филиал Африки в Роттердаме есть.

Вот с ранее забронированной квартирой в Роттердаме нас постиг жёсткий облом, хост отменил наше бронирование, выяснила я это только под самой дверью, пережила не малый стресс. Мой отзыв о службе поддержки Airbnb, и как мы выкрутились читайте в отдельной статье, там много букв.

Восьмой день — Роттердам

В результате этого приключения мы осели в 30 км от Роттердама в местечке Хук-ван-Холланд Vakantieappartementen Stuifkenszand Vakantieappartementen Stuifkenszand. И это место нам жуть как понравилось. Я даже почти не злюсь на хоста из Airbnb, который кинул нас при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Хук-ван-Холланд Vakantieappartementen Stuifkenszand

Утром буквально заставили себя после вчерашнего поехать посмотреть на Роттердам. И нам опять повезло, была суббота — базарный день. Мы припарковались на улице рядом с новомодным рынком. Внутри здания рынка помещается фуд корт. Там очень много кафешек на разный вкус, они перемешаны с сувенирными прилавками, на подземном этаже расположен супермаркет сети Albert Heijn, это дороже, чем Лидл, но и выбор намного больше.

А за зданием рынка раскинулся еще один базар на лотках — цены меньше, выбор больше. Там я с дочкой купила по сандалиям за 12€ явно китайского производства, поскольку настала нереальная жара +25, а из Питера мы выехали в осенних ботильонах и пальто, снег местами еще лежал.

Кубические дома, архитектор Пит Блом (1984)

Сразу за рынком стоит известный дом карандаш и кубические дома. На Евромачту посмотрели вчера, наша несостоявшаяся квартира была рядом с ней. Современные неоднозначные скульптуры осмотрели из окна машины. Роттердам это старинный город-порт полностью уничтоженный бомбардировкой 14 мая 1940 года. Голландцы решили его не восстанавливать, а вместо построить нечто современное и весёлое, что им и удалось. Более того Роттердам сейчас — крупнейший грузовой порт Европы.

Вечером зажарили на гриле дораду, купленную на рынке, прогулялись по пляжу на закате. Божественно — день удался.

Девятый день — Гаага,  Схевенинген

Гаага понравилась меньше всего — это абсолютный лидер антирейтинга. Гаага — почти вторая столица Нидерландов, там живет королевская семья и заседает правительство. Может быть сыграло роль пасхальное воскресенье, всё было закрыто. Самое большое впечатление произвела сцена поиска клада в канале. Мы наблюдали с противоположного берега. Двое молодых парней достали из своих рюкзаков достойные такие магниты и крюки и начали их закидывать в канал. Достали какие-то железяки, издали мы не рассмотрели.

Главной достопримечательностью Гааги считается Бинненхоф и примыкающий к нему музей Маурицхёйс и это всё. Т.е. на это можно потратить от силы 2 часа. Напротив Бинненхоф работает обыкновенный китайский рынок сувениров, в парке напротив антикварный рынок, рядом вокзал, современные высотные здания, парк аттракционов для детей. В Мадюродам решили не ходить, может быть это могло бы стать самым достойным зрелищем в Гааге. Вместо этого мы поехали смотреть на знаменитый пляж Схевенинген.

Бинненхоф - центр Гааги
Бинненхоф — собственно на одно фото поместилась вся историческая часть

Парковка рядом с  пляжем это адский ад. Там нет свободных мест, множество автомобилей ездят кругами по прилегающим улицам и пытаются подстеречь машину, которая уже уезжает. Народищу на пляже было очень много, не смотря на очень освежающий ветер с моря. На набережной множество дорогущих кафе и ресторанов. Крытый променад произвел впечатление — там по крайней мере теплее, чем на пляже, внутри так же кафе, магазины, рестораны.

Пляж рядом с нашем жилищем в Хук-ван-Холланде так же прекрасен, а народу там почти никого, парковка бесплатная и беспроблемная. Вечером жарили мясо на гриле, ходили смотреть на закат, измеряли температуру воды в Северном море при помощи пятки.

Закат на пляже Хук-ван-Холланд

Десятый день — Гауда

Гауда случилась с нами в светлый понедельник — выходной в Нидерландах.  Вот Гауда просто очень понравилась — красивый уютный город. Сначала мы посмотрели праздничный концерт на главной площади, потом прошвырнулись по магазинам и купили себе летние платья, ибо жара продолжалась. Потом обошли все местные сувенирные магазинчики, дегустации сыра и вафель местного производства там проводятся бесплатно. Сыр можно бесплатно пробовать во всех голландских городах в сувенирных магазинах. И как-то так получилось, что в этом маленьком городке мы задержались на целых 6 часов. Ходили даже доплачивать за парковку.

Город- Гауда, канал

Парковка Klein Amerika расположена очень удачно по отношению к старому городу и стоит весьма бюджетно для Голландии — 1,70€ в час. Рекомендую.

Одиннадцатый день — Утрехт, Делфт

Это был наш самый дальний выезд из Хук-ван-Холланд — 88км, и я даже подумывала перенести его на день, когда мы поедем в Гамбург, это было бы по пути, но дочь очень хотела заменить экран на своем разбитом телефоне и Утрехт был очень подходящим для этого местом. Лидия нагуглила, что ремонт телефона в Нидерландах обойдется ей дешевле, чем в Москве. Ремонт делают в течении суток, заказывают доставку деталей к соответствующей модели и меняют вообще за 1 час. Телефон оставили в ремонтной мастерской в расчете, что завтра по дороге в Гамбург заедем и заберем.

Двухярусные каналы Утрехта

Утрехт довольно большой город по сравнению с Гаудой или Алкмаром, главный железнодорожный центр страны, а вот исторический центр в нем совсем не велик, т.е за 3 часа мы увидели всё. Утрехт знаменит своими двухярусными набережными, весь нижний ярус занимают кафе и рестораны, доставку пива и продуктов осуществляют при помощи грузовой баржи.

Мы запарковались на подземной парковке торгового центра Hoog Catharijne — 4,2€ в час. Это была самая дорогая парковка за всё наше путешествие. Расположение очень удобное.

Время осталось и решено было заехать в Делфт по дороге домой. Само собой в сувенирных лавочках продается делфтский фарфор в ассортименте. Парковка в центре Делфта стоит 3€ в час.

Делфтская ратуша

Двенадцатый день — Утрехт дорога в Гамбург

Утром последний раз сходили на пляж, кинули по монетке в Северное море и двинулись в обратный путь.

Голландцы нас обманули телефон не был отремонтирован к обещанным 12-00, просили погулять ещё 2 часа, потом ещё 1 час, т.е. Утрехт мы обошли целых два раза. Итого в Гамбург мы выдвинулись в 15-00 и приехали в отель к 21-00, т.е. план посмотреть на Гамбург вечером был сорван.

Отель «Hamburg Apart» не особо понравился, лучше бы еще раз переночевали в мотеле ITM Hotel Motel21 Hamburg-Mitte. В Hamburg Apart на 6 комнаток всего 2 уборные, совмещенные с душем, т.е. удобства не в номере. От центра это место довольно далеко, рядом оживленная улица, шум машин в номере гарантирован.

Тринадцатый день — Гамбург, погрузка на паром вечером

В Гамбурге главным образом нам очень хотелось посетить музей миниатюр, ведь наш питерский Гранд-макет Россия делали по образу и подобию этого музея. Билеты я опять оплатила через свой paypal, нужно было спустить остатки. Смысл в том, что при оплате на сайте билеты обещают доставить на домашний адрес, а не выслать на e-mail, дополнительно берут комиссию в 3€ за почтовое отправление. Чтобы получить бумажные билеты на месте нужно письмо о заказе переслать на служебный e-mail музея. Спрашивайте в кассах этот e-mail, возможно понадобится главный менеджер, рядовые работники не в курсе подобных подробностей. Билеты на мой домашний адрес были доставлены дней через 10 после прибытия. Скорость работы почты меня просто удивила, помню открытку из Ватикана везли около 50 дней.

Музей пользуется бешеной популярностью. Он работает с 7 утра до 1 часу ночи. На сайте опубликован календарь наибольшего наплыва народа, рекомендуется резервировать время посещения. Мы были в день наименьшего наплыва и музей показался нам изрядно набитым людьми, даже страшно подумать, что там творится в более ажиотажные времена.

Ратуша Гамбурга

Еще мы посетили мемориал памяти жертв бомбардировки Гамбурга в церкви Святого Николая. В результате операции «Гоморра», проведенной США и Великобританией погибло 43000 человек, 127000 получили ранения, более миллиона остались без крова. Бомбили целенаправленно жилые кварталы, большая часть погибших женщины и дети. Расчет велся на то, что немцы ужаснутся и свергнут Гитлера. Гуманитарные бомбардировки в защиту демократии придуманы еще а прошлом веке, увы.

Потом мы нарезали круг по городу, посмотрели на Ратушу, перекусили с видом на шлюзы на каналах. В общем Гамбург довольно привлекательный город, там много каналов, почти как в Нидерландах, вот только старинной застройки не сохранилось.

Дорога домой

Весь следующий день мы провели на пароме, сауны были на ремонте, не повезло. На следующее утро объявили, что паром опаздывает на 4 часа, будем в Хельсинки в 13-00. Съехали с палубы мы уже в 14-00 и ожидаемо попали в 2-х часовую очередь на границе, была суббота.

Ошибки, впечатления, размышления

Из-за растяпства мы упустили день короля, который празднуют 27 апреля и парад цветов. Парад цветов в 2019 году проходил 14 апреля, а в 2024 году будет проходить 20 апреля. Наводите заранее справки по датам проведения парада цветов в текущем году.

Бронировать жилье в тюльпановый сезон лучше за 5-6 месяцев, выбор будет больше, цены меньше. Самый дорогой и опасный момент — пасхальные каникулы в Европе, забронировано всё, цены на жильё повышаются в 2 раза.

На парковке P+R Noord в Амстердаме невозможно получить бесплатных билетов в центр города, выбирайте другую парковку.

Когда планируешь посещение 2 городов в один день, второй город получается смазанным и в спешке. По факту нам не хватило времени в Алкмаре, Лейдене, Делфте, чтобы полностью насладиться моментом.

Больше всего понравились маленькие городки типа Гауды, Алкмара, Делфта, очень понравилось местечко Хук-ван-Холланд, где мы нашли себе проживание. А вот ожидания от Роттердама, Гааги и Утрехта были завышены. Я не говорю, что не стоит туда ездить, просто размер города явно не прямо пропорционален его душевности, ну и многое зависит от мелких обстоятельств, которые могут вызвать бурные положительные или отрицательные эмоции.

Очень понравилась природа Нидерландов. Там очень много водоплавающих птиц. Порой едешь, а на газоне посредине кругового движения стая гусей щиплет травку, то тут то там дикие лебеди плавают по каналам, уток вообще не сосчитать. И никто даже не пытается охотиться на этих птиц, у нас бы точно зажарили большую часть лебедей и гусей.

В Нидерландах своими глазами можно увидеть довольно странные вещи. Например, когда судоходный канал проходит по высокой насыпи, как железная дорога, а близлежащие земли расположены намного ниже. Море очень часто отделено от жилых районов высокой дамбой. Т.е. мы из окна в Vakantieappartementen Stuifkenszand видели дамбу, поросшую травой, по её вершине проходила велосипедная дорожка. Дюны начинались за дамбой. В старинных, огромных голландских церквях оборудованы кафе, туалеты и музейные экспозиции. Выставляют даже довольно спорные арт-объекты, у нас бы это точно посчитали оскорблением чувств верующих.

Удивила необыкновенная красота городов и деревень, всех, не только туристических. За 10 дней путешествия по Нидерландам я не видела ни одного руинированного дома или даже развалившегося сарая в сельской местности, абсолютно все строения ухоженны, отремонтированы и даже с элементами дизайна. Как это им удается? Вот бы узнать секрет?

Путешествие по Нидерландам на машине
Сохранить в Пинтерст
Путешествие по Нидерландам на автомобиле
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне