Золотая кладовая Эрмитажа, как попасть, купить билеты

Эрмитаж открылся после карантина 15 июля 2020 года. Все билеты приобретаются только на официальном сайте музея, купить билеты в кассах в настоящий момент невозможно. Посещение музея организовано по сеансам. Каждый билет приобретается на конкретную дату и время, опаздывать нельзя. Билетов нет где-то на неделю вперед, т.е. озадачиваться их приобретением нужно заранее, еще до поездки в Санкт-Петербург. Вход в музей осуществляется со стороны Малого Эрмитажа, это между Атлантами и Дворцовой площадью, там есть Шуваловский проезд на набережную.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа.

Как покупались билеты до короновируса

Еще зимой 2020 года для посещения Золотой кладовой нужно было приобрести  два билета по следующим ценам:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и республики Беларусь, для всех остальных 700 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2020 год)
  2. Билет  экскурсию в Золотую кладовую 350 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров.

Билеты можно было приобрести в кассах при входе в музей. В высокий сезон билеты были в дефиците, нужно было приходить к открытию, стоять в очереди или переплачивать при заказе через официальный сайт. Сейчас всё иначе.

Как купить билеты летом 2020 года

Золотую кладовую можно посетить только с экскурсией по расписанию, и до короновируса тоже так было.

После карантина Эрмитаж временно отменил все льготы для детей, студентов, пенсионеров, только дети до 7 лет проходят бесплатно. Льготы обещают вернуть, как только удастся справиться с кризисом.

Теперь для посещения Золотой кладовой нужно приобрести всего один билет на официальном сайте Эрмитажа по цене 600 руб. Этот билет уже включает в себя посещение самого Эрмитажа по усеченному маршруту и собственно Золотой кладовой с экскурсией. Билеты в общем подешевели за счет сокращения времени пребывания в музее, каждый сеанс всего 2 часа.

Экскурсия по Золотой кладовой проходит в малой группе до 5 человек. Это уникальная возможность увидеть экспонаты музея без толп.

Раньше в экскурсионных группах было по 30 человек, в высокий сезон группы шли одна за другой, экскурсоводы работали на пределе своих возможностей. Экскурсоводы тоже люди, а людям свойственно уставать. В сети появлялись негативные отзывы из-за спешки и толп, многие считали посещение Золотой кладовой разводом на деньги. Я так не считаю, возможно мне повезло с экскурсоводом, временем посещения и отсутствием толп.

Мой отзыв о посещении Золотой кладовой

Далее я расскажу, как я со своим сыном посещала Золотую кладовую, что там можно увидеть и какие нюансы есть в деле посещения Золотой кладовой. В дни осенних школьных каникул 2014 года мы решили в очередной раз посетить Эрмитаж и ознакомится на этот раз с экспозицией Золотой кладовой.

Мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составляет проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день  подряд шел дождь со снегом.

С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.

Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Сибирская коллекция Петра I

Самым большим открытием Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует. С 1727 по 1859 годы коллекция хранилась в Кунскамере, первом музее России, затем была перевезена в Эрмитаж на постоянное хранение. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов.

Сибирскую коллекцию составляют предметы из золота, найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Оказывается в Сибири было целое столетие, посвященное разграблению древних могильных курганов.С наступлением лета местные крестьяне собирались не в поля сеять, а в степи искать и раскапывать курганы. Это было гораздо более выгодным занятием. Находки впоследствии распродавались на местных базарах.

Все вещи коллекции были найдены в районе Тобольска, принадлежат разным курганам, разным векам. Никакой документации о точном времени и месте находок не существует. Историки обсуждают только вопрос о том, какой оказией очередная посылка с золотом переправлялась из Тобольска в Петербург. Датировка производилась методом аналогий.

 

Одна из пары золотых поясных пластин со сценой под деревом, поступивших во второй посылке князя Гагарина, отправленной 12 декабря 1716  г. Предположительно поясная застежка может датироваться V—III вв. до н. э.
Одна из пары золотых поясных пластин со сценой под деревом, поступивших во второй посылке князя Гагарина, отправленной 12 декабря 1716  г. Предположительно поясная застежка может датироваться V—III вв. до н. э.

Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры. Больше всего в этой истории меня поражает огромная культурная пропасть между грабителями древних могил и людьми, которые сделали все эти украшения и фигурки. Куда исчезли все эти мастера? К каким народам принадлежали? Почему сейчас никто не пытается проводить археологические экспедиции в Сибири? Считается, что к временам Петра I все могильные курганы были уже разграблены.

Миниатюрная фигурка конного лучника. V—III вв. до н. э. Приобретена немецким ученым Г. Ф. Миллером, участником Второй Камчатской экспедиции. Золото
Миниатюрная фигурка конного лучника. V—III вв. до н. э. Приобретена немецким ученым Г. Ф. Миллером, участником Второй Камчатской экспедиции. Золото

Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных народов, называли их саки.

Золото скифов

Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.

Украшение горита, лежащий олень. Станица Костромская
Украшение горита, лежащий олень.

Олень просто само совершенство, а рога просто великолепны. И ниже, еще один хрестоматийный скифский гребень.

Золотая кладовая Эрмитажа
Скифский гребень. Конец V — Начало IV вв. до н.э.

На гребне изображена сцена из скифской жизни. Благодаря такому точному изображению, мы можем представить себе, как выглядели скифы, какую они носили одежду, как жили.

Скифы в причерноморье контактировали с древнегреческой цивилизацией и более поздние предметы искусства носят уже явные греческие мотивы. Некоторое количество греко-скифских украшений хранятся и в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа.

Отдельная витрина посвящена  сарматскому женскому погребению, найденному в Ростовской области. Удивительно уже само то, что это единичное женское погребение, для скифов характерны погребения  вождя с женами, слугами, конями.

Золотая кладовая Эрмитажа
Диадема Сарматской царицы. I в

Сарматские олени отличаются от скифских, а лицо женщины напоминает греческую богиню. Фотографии многих предметов, выставляющихся в Золотой кладовой можно увидеть в учебниках по истории древнего мира и на рекламных проспектах Эрмитажа.

Золото восточных стран

Кроме скифского, греческого золота в Золотой кладовой Эрмитажа еще хранятся предметы, являющиеся подарками императорской семье России из Ирана, Китая и Японии.

Золотая кладовая Эрмитажа
Столик для Корана, династия Великих Моголов, XVII в.

Это уже более поздние вещи. На востоке не принята была огранка, поэтому драгоценные камни сверкают не так, как в Бриллиантовой кладовой.

Золотая кладовая Эрмитажа
Поднос. Династия Великих Моголов. XVI век.

Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.

Естественно, это просто беглый обзор коллекции, предметов там представлено намного больше.

Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую, она более шикарная и производит на посетителей неизгладимое впечатление. В Золотой кладовой представлены предметы, найденные в могильных курганах и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Я бы сказала, что Золотая кладовая для более продвинутых пользователей.

Возможно вам так же будет интересно посетить музей Фаберже, там вы сможете увидеть знаменитые пасхальные яйца Фаберже и прочие изделия, производимые фирмой в том числе и для широкой публики.

Экскурсия по Золотой кладовой длится полтора часа и безусловно достойна вашего внимания.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Феликс Балонов

    Авторам этой странички:Великие Моголы, а не монголы.

    Ответить
  2. Анна

    Спасибо за отзыв..
    Небольшая поправка: скифский олень — это украшение вместилища для лука и стрел..)

    Ответить
  3. Мария Анашина

    Необыкновенная коллекция! И вещи — вроде их фотографии часто публикуются в различных учениках истории, альбомах по искусству. Но когда это видишь собственными глазами — совсем другое ощущение.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Это точно вы подметили, на фотографии невозможно оценить размеры, я всю жизнь думала, что скифский олень это маленький кулончик, а оказывается он намного больше. Экскурсия очень интересная и подробная, рассказываю про каждую вещицу, для чего она, почему она именно такая, какие с ней связаны легенды.

      Ответить
  4. ladybloger

    Золотая кладовая поражает воображение! С учётом того, когда были сделаны эти вещи… Потрясающе!

    Вообще, по Эрмитажу, наверное, можно неделями гулять… Столько там всего интересного!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Да, можно гулять не только неделями, но и месяцами. Для местных жителей можно купить абонементы на курсы экскурсий по Эрмитажу. И таких курсов там очень много и постоянно добавляются новые.

      Ответить
  5. Мария

    Cпасибо за то, что поделились впечатлениями и фотографиями. Так замечательно ходить в Эрмитаж и постепенно рассматривать зал за залом. Приедешь — а до выставок уже ни руки, ни ноги не доходят. Но золото скифов — это вообще очень интересно. Оленя я, действительно, знаю по фотографиям. Вот ведь цивилизация какая развитая была. Исчезло все, как и иные, ей подобные. Нам лишь остается в немом изумлении взирать на следы былого величия.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Эрмитаж лучше осматривать частями, чтобы избежать перегрузки мозга. Там постоянно проходят разные временные выставки, пока ждали экскурсии успели посмотреть на новый бархат в Петровском зале, его заказывали на той же самой мануфактуре, что и прежний, посмотрели фильм про реставрацию, в музей масштаба Эрмитажа можно ходить всю жизнь и не осмотреть всех его экспонатов.
      Наш мир прибывает в постоянном развитии, какие-то цивилизации умирают, какие-то рождаются. Скифская цивилизация существовала в течении приблизительно 2500 лет, потом они мигрировали, часть на запад, часть на восток. Западные скифы смешались со славянами, а восточные расселились по территории Казахстана, Южного Урала, Средней Азии вплоть до Алтая. Как самостоятельная цивилизация скифы перестали существовать, но их культура легла в основание многих других культур.

      Ответить
  6. Эллина

    Так вот он откуда, «северный олень»! 🙂
    Экспонаты восхитительны, а век их создания поражает… Жаль, что нельзя фотографировать в Эрмитаже. Интересно, почему? Это же не картины, краска которых могет реагировать на вспышку…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      В Эрмитаже можно фотографировать за 200 руб., нельзя только в кладовых драгоценностей. Я думаю руководство Эрмитажа хочет само продавать эксклюзивные снимки сокровищ, может в этом причина. В замках Людвига Баварского тоже нельзя фотографировать, может немцы думают, что так они привлекут больше посетителей. Со вспышкой снимать стеклянные витрины плохо, быстрее всего кадр будет засвечен отраженным от стекла светом.

      Ответить
      1. Эллина

        А, может не хотят, чтобы современные ювелиры создавали шедевральные вещицы? Хотя, при желании их фото можно найти в интернете

        Ответить
        1. Елена Шикова автор

          НЕ все фото есть в интернете, только из рекламных буклетов и школьных учебников. Сфотографировать что-то тайком не получится, перед проходом в кладовую просят отключить телефоны. Вся группа постоянно на глазах у экскурсовода, у входа и выхода кладовой пост охраны, так что все серьезно. Там золота наверное несколько центнеров, даже если не рассматривать историческую ценность экспонатов.

          Ответить
  7. Вика

    Удивительные вещи создавали раньше. Сколько веков прошло, а мы все ими восхищаемся. Вот это творчество!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я не размещаю на своем сайте ссылки на подобные ресурсы, можете не стараться.

      Ответить
  8. Оксана

    Интересный обзор. Я несколько раз была в Питере, но в Эрмитаж так и не попала. Пишите больше, про замечательный город на Неве).

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Эрмитаж очень велик, нужно ограничивать свой визит, какой-нибудь отдельной темой, иначе случится перегрузка мозга.

      Ответить
  9. Ольга

    Красивые вещицы. Причем настолько интересно выглядят, что и сейчас было бы неплохо какому-то ювелирному дому выпустить коллекцию в таком стиле. Думаю, многим бы приглянулись такие изделия. Особенно гребень мне понравился, такая работа аккуратная.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      В Золотой кладовой очень много интересных вещиц, например сережки, которые надевают на ушную раковину, я сейчас таких не видела, а идея интересная.

      Ответить
  10. Елена Исхакова

    Я всегда поражалась. КАК!? Как можно было сделать такую красоту 7 веков до н.э.? Это невероятно!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я тоже была поражена. В Западной Сибири и сейчас то не очень много населения, а в 7 веке до нашей эры там оказывается была цивилизация, сделавшая эти замечательные вещи. И этого не проходят в школах, увы.

      Ответить