В этой статье я расскажу про новые правила посещения Бриллиантовой кладовой в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. После локдауна 2020 года Эрмитаж стал работать по другим правилам, как и другие музеи РФ. В свете противокоронавирусных мер всем музеям предписано ограничить количество посетителей и развести потоки посетителей, данные правила соблюдаются и в 2024 году. В результате Эрмитаж разделил свою экспозицию в Зимнем дворце и прилегающем комплексе зданий на 2 части.
Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую, она более шикарная и производит на массового посетителя неизгладимое впечатление.
В Золотой кладовой выставляются предметы, найденные в могильных курганах на территории бывшего СССР, представляющие историческую ценность и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Классических ювелирных изделий в современном понимании там нет.
- Как купить билеты в 2024 году
- Преимущества ограничений
- Мой отзыв о посещении Золотой кладовой
- Сибирская коллекция Петра I
- Золото скифов
- Клад из кургана Хохлач (Новочеркасский клад)
- Клад Хана Кубрата (Перещепинский клад)
- Сокровища Великих Моголов – дары правителя Ирана Надир-Шаха русскому Двору
- Маршрут по Эрмитажу после Золотой кладовой
Как купить билеты в 2024 году
Билеты можно купить, как в интернете на официальном сайте Эрмитажа, так и в кассах музея при входе. Посещение музея организовано по сеансам. Каждый билет приобретается на конкретную дату и время, опаздывать нельзя. Билетов нет где-то на 10-14 дней вперед в высокий туристический сезон, т.е. озадачиваться их приобретением нужно заранее, еще до поездки в Санкт-Петербург. Вход в музей осуществляется через главный дворик, выход на набережную через гардероб.
Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники, выходные вокруг 23 февраля и 8 марта. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала. Я бы советовала купить билет в интернете, так вы точно попадете в музей.
Я бы не рекомендовала посещать Бриллиантовую или Золотую кладовые Эрмитажа с дошкольниками, быстрее всего маленьким детям там будет не интересно и весьма утомительно.
Теперь для посещения Золотой кладовой нужно приобрести всего один билет на официальном сайте Эрмитажа по цене 1200 руб. На этой странице в разделе билеты вам нужно выбрать «ГАЛЕРЕЯ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ Золотая кладовая». Льгот на посещение Золотой кладовой нет, билеты по этой цене придется приобрести и для детей, и для пенсионеров, и для студентов, и по Пушкинской карте такая же цена.
Если на официальном сайте уже билетов нет на нужную вам дату, то вы можете попробовать купить билет на обзорную экскурсию по городу с включенным посещением Бриллиантовой или Золотой кладовой, может быть вам повезет.
Билет уже включает в себя посещение самого Эрмитажа по маршруту со входом с Иорданской лестницы и собственно Бриллиантовой кладовой с экскурсией. После экскурсии по кладовой вы попадаете на маршрут №2 со входом через Церковную лестницу. Все ограничения по времени визита в Эрмитаж на [curreny_year] год сняты.
Преимущества ограничений
Экскурсия по Золотой кладовой проходит в малой группе до 15 человек. Это уникальная возможность увидеть экспонаты музея без толп.
Раньше в экскурсионных группах было по 30 человек, в высокий сезон группы шли одна за другой, экскурсоводы работали на пределе своих возможностей. Музейные работники тоже люди, а людям свойственно уставать. В сети появлялись негативные отзывы из-за спешки и толп, многие считали посещение Золотой кладовой разводом на деньги. Я так не считаю, возможно мне повезло с экскурсоводом, временем посещения и отсутствием толп.
Фотографии многих предметов, выставляющихся в Золотой кладовой можно увидеть в учебниках по истории древнего мира и на рекламных проспектах Эрмитажа.
Мой отзыв о посещении Золотой кладовой
Далее я расскажу, как я со своим сыном 11 лет в дни осенних школьных каникул посещала Золотую кладовую, что там можно увидеть, дам легкий обзор экспозиции. Это было еще до коронавируса, но кладовые драгоценностей в Эрмитаже существуют уже больше столетия, само помещение и экспозиция почти постоянны.
Мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составило проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день подряд шел дождь со снегом.
С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.
Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа. Экскурсия по Золотой кладовой длилась тогда полтора часа.
Сибирская коллекция Петра I
Самым большим открытием в Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует. С 1727 по 1859 годы коллекция хранилась в Кунсткамере, первом музее России, затем была перевезена в Эрмитаж на постоянное место жительства. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов.
Сибирскую коллекцию составляют изделия из золота, найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Оказывается в Сибири было целое столетие, посвященное разграблению древних могильных курганов так называемыми бугровщиками. С наступлением лета местные крестьяне собирались не в поля сеять, а в степи искать и раскапывать курганы. Это было гораздо более выгодным занятием. Находки впоследствии распродавались на местных базарах, многие переплавлялись, грабителей интересовало только золото. Эти люди были не в силах понять огромную историческую и художественную ценность всех этих украшений.
Конец этому беспределу положил Петр I, своим указом повелевший выкупать подобные вещи у черных копателей и отправлять в Петербург. Исполнителем царственного распоряжения был назначен губернатор Сибири князь М. П. Гагарин, который не смотря на высокий сан впоследствии был казнен за злоупотребления.
Все вещи коллекции были найдены в районе Тобольска, принадлежат разным курганам, разным векам. Никакой документации о точном времени и месте находок не существует. Историки обсуждают только вопрос о том, какой оказией очередная посылка с золотом переправлялась из Тобольска в Петербург. Датировка производилась методом аналогий.
Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры. Больше всего в этой истории меня поражает огромная культурная пропасть между грабителями древних могил и людьми, которые сделали все эти украшения и фигурки. Куда исчезли все эти мастера? К каким народам принадлежали? Почему сейчас никто не пытается проводить археологические экспедиции в Сибири?
Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных, называли их саки.
Часть Сибирской коллекции так же представлена в Бриллиантовой кладовой. Разбивка единых коллекций по разным помещениям характерна для Эрмитажа.
Золото скифов
Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.
Олень просто само совершенство, а рога просто великолепны. И ниже, еще один хрестоматийный скифский гребень.
На гребне изображена сцена из скифской жизни. Благодаря такому точному изображению, мы можем представить себе, как выглядели скифы, какую они носили одежду, как жили.
Скифы в Причерноморье контактировали с древнегреческой цивилизацией и более поздние предметы искусства носят уже явные греческие мотивы. Некоторое количество греко-скифских украшений хранятся и в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа.
Клад из кургана Хохлач (Новочеркасский клад)
В Золотой кладовой хранятся предметы из выдающегося памятника археологии сарматской эпохи кургана Хохлач. Сарматы принадлежали к группе ираноязычных племен, которые в IV веке до нашей эры вытеснили скифов и на долгие семь веков стали властителями степных просторов на огромном пространстве от южного Приуралья до Дуная. Клад из кургана Хохлач относится к среднее сарматскому периоду в истории этих племен. Курган был открыт в 1864 году во время строительства резервуара для воды в пригороде Новочеркасска, бывшего тогда столицей Донского войска.
Курган Хохлач не был единственным, в то время огромное количество курганов, растянувшихся цепочками вдоль берегов рек, было обычным явлением. Этот курган был средним по размерам, высотой чуть меньше 4 метров и в диаметре около 40 метров, а свое название он получил от того, что крестьяне которые приходили из Малороссии на заработки в этот город, останавливались там и искали для себя работу.
Наряду с частью бронзовых предметов, были найдены вещи из золота — это уникальная диадема, шейное украшение, гривна, пара спиралевидных браслетов. Сарматские олени отличаются от скифских, а лицо женщины напоминает греческую богиню, предполагают, что это Афродита.
С наступлением карантинных ограничений Эрмитаж начал вести прямые эфиры и выкладывать их на youtube, поэтому стало возможно ознакомится с экспозицией удаленно. В принципе на этом видео видно, как обычно проходит экскурсия, просто тут рассказывается о находках в кургане Хохлач гораздо подробнее, чем это будет возможно сделать в очной форме, т.к. время будет ограниченно и нужно будет рассказать и о других экспонатах.
Клад Хана Кубрата (Перещепинский клад)
Вторым по объему найденного считается клад Хана Кубрата. Его нашли дети в 1912 году рядом с селом Перещепино Полтавской губернии совершенно случайно. Играя на дюнах рядом с селом мальчики провалились в яму, в которой нашли золотую чашу. Мама детей подумала, что это могут быть вещи, украденные из церкви и вызвала полицию. С этого момента изучением клада занялись специалисты. Было найдено еще много золотых вещей. В весовом выражении Перещепинский клад превосходит все находки относимые к VII веку нашей эры и аварским племенам вместе взятые.
Название кладу дали после расшифровки монограмм на трех перстнях. Предположительно, монограмма на одном перстне означает собственно имя «хан Кубрат», а на другом имя дяди хана «Батарханы Батарханы». Считается, что Батарханы посетил Византию и там принял христианство и получил дары и титул патрикия. Часть предметов клада, например, декоративная накладка на ремень, украшения для конской сбруи, носит явно византийский характер.
Сам же хан Кубрат известен как правитель Болгарии, который освободился от власти авар в начале VII века и стал родоначальником болгарской династии. Кроме византийских вещей в кладе была найден кувшин с набором кубков явно согдийского происхождения и интереснейший аварский меч с кольцом на вершине.
Естественно, у исследователей нет единого мнения о происхождении клада. Одни считают, что это было захоронение, другие, что эти вещи просто припрятали, и они не принадлежали одному человеку. Часть находок датируют более поздним временем. В любом случае, когда речь идет о столь отдаленных от нас временах, все утверждения носят характер предположений.
Сокровища Великих Моголов – дары правителя Ирана Надир-Шаха русскому Двору
Кроме скифского, сарматского, аварского, греческого золота в Золотой кладовой Эрмитажа еще хранятся предметы, являющиеся подарками императорской семье России из Ирана, Китая и Японии. Это уже более поздние вещи, относящиеся к XVII-XVIII векам.
На востоке не гранили, поэтому драгоценные камни сверкают не так, как в Бриллиантовой кладовой. Столик для Корана и поднос на самом деле украшены алмазами, но из-за отсутствия огранки на фотографиях этого совсем не видно.
Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.
Естественно, это просто беглый обзор наиболее значимых сокровищ коллекции, предметов там представлено намного больше. Если пытаться описать их все, придется издать собрание сочинений в нескольких томах.
Маршрут по Эрмитажу после Золотой кладовой
После осмотра Золотой кладовой вы выходите на маршрут со входом через Церковную лестницу и можете самостоятельно гулять по Эрмитажу сколько вам будет угодно. Все временные ограничения на визит сняты на 2024 год.
После осмотра Золотой кладовой вы сможете познакомится с материальной культурой народов Средней Азии. Вы увидите росписи древнего Пенджикента, бронзовые котлы и курильницы, представляющие культуру древних иранских кочевников — саков, познакомитесь с культурой Золотой Орды, древней Армении, Грузии, Саяно-Алтая, народов Тувы.
Если вы интересуетесь золотом, бриллиантами, и ювелирным искусством возможно, вам так же будет интересно посетить музей Фаберже, там вы сможете увидеть знаменитые пасхальные яйца Фаберже и прочие изделия, производимые фирмой в том числе и для широкой публики.
Если вы бывали в Золотой или Бриллиантовой кладовых Эрмитажа поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Понравилась ли вам экспозиция? Вы увидели то, что ожидали или были сюрпризы?
Авторам этой странички:Великие Моголы, а не монголы.
Спасибо за отзыв..
Небольшая поправка: скифский олень — это украшение вместилища для лука и стрел..)
Необыкновенная коллекция! И вещи — вроде их фотографии часто публикуются в различных учениках истории, альбомах по искусству. Но когда это видишь собственными глазами — совсем другое ощущение.
Это точно вы подметили, на фотографии невозможно оценить размеры, я всю жизнь думала, что скифский олень это маленький кулончик, а оказывается он намного больше. Экскурсия очень интересная и подробная, рассказываю про каждую вещицу, для чего она, почему она именно такая, какие с ней связаны легенды.
Золотая кладовая поражает воображение! С учётом того, когда были сделаны эти вещи… Потрясающе!
Вообще, по Эрмитажу, наверное, можно неделями гулять… Столько там всего интересного!
Да, можно гулять не только неделями, но и месяцами. Для местных жителей можно купить абонементы на курсы экскурсий по Эрмитажу. И таких курсов там очень много и постоянно добавляются новые.
Cпасибо за то, что поделились впечатлениями и фотографиями. Так замечательно ходить в Эрмитаж и постепенно рассматривать зал за залом. Приедешь — а до выставок уже ни руки, ни ноги не доходят. Но золото скифов — это вообще очень интересно. Оленя я, действительно, знаю по фотографиям. Вот ведь цивилизация какая развитая была. Исчезло все, как и иные, ей подобные. Нам лишь остается в немом изумлении взирать на следы былого величия.
Эрмитаж лучше осматривать частями, чтобы избежать перегрузки мозга. Там постоянно проходят разные временные выставки, пока ждали экскурсии успели посмотреть на новый бархат в Петровском зале, его заказывали на той же самой мануфактуре, что и прежний, посмотрели фильм про реставрацию, в музей масштаба Эрмитажа можно ходить всю жизнь и не осмотреть всех его экспонатов.
Наш мир прибывает в постоянном развитии, какие-то цивилизации умирают, какие-то рождаются. Скифская цивилизация существовала в течении приблизительно 2500 лет, потом они мигрировали, часть на запад, часть на восток. Западные скифы смешались со славянами, а восточные расселились по территории Казахстана, Южного Урала, Средней Азии вплоть до Алтая. Как самостоятельная цивилизация скифы перестали существовать, но их культура легла в основание многих других культур.
Так вот он откуда, «северный олень»! 🙂
Экспонаты восхитительны, а век их создания поражает… Жаль, что нельзя фотографировать в Эрмитаже. Интересно, почему? Это же не картины, краска которых могет реагировать на вспышку…
В Эрмитаже можно фотографировать за 200 руб., нельзя только в кладовых драгоценностей. Я думаю руководство Эрмитажа хочет само продавать эксклюзивные снимки сокровищ, может в этом причина. В замках Людвига Баварского тоже нельзя фотографировать, может немцы думают, что так они привлекут больше посетителей. Со вспышкой снимать стеклянные витрины плохо, быстрее всего кадр будет засвечен отраженным от стекла светом.
А, может не хотят, чтобы современные ювелиры создавали шедевральные вещицы? Хотя, при желании их фото можно найти в интернете
НЕ все фото есть в интернете, только из рекламных буклетов и школьных учебников. Сфотографировать что-то тайком не получится, перед проходом в кладовую просят отключить телефоны. Вся группа постоянно на глазах у экскурсовода, у входа и выхода кладовой пост охраны, так что все серьезно. Там золота наверное несколько центнеров, даже если не рассматривать историческую ценность экспонатов.
Удивительные вещи создавали раньше. Сколько веков прошло, а мы все ими восхищаемся. Вот это творчество!
Я не размещаю на своем сайте ссылки на подобные ресурсы, можете не стараться.
Интересный обзор. Я несколько раз была в Питере, но в Эрмитаж так и не попала. Пишите больше, про замечательный город на Неве).
Эрмитаж очень велик, нужно ограничивать свой визит, какой-нибудь отдельной темой, иначе случится перегрузка мозга.
Красивые вещицы. Причем настолько интересно выглядят, что и сейчас было бы неплохо какому-то ювелирному дому выпустить коллекцию в таком стиле. Думаю, многим бы приглянулись такие изделия. Особенно гребень мне понравился, такая работа аккуратная.
В Золотой кладовой очень много интересных вещиц, например сережки, которые надевают на ушную раковину, я сейчас таких не видела, а идея интересная.
А Вы заметили, что еще в древности у гребня было на 2 зубца больше? Их по какой-то причине тогда же отпилили.
Я всегда поражалась. КАК!? Как можно было сделать такую красоту 7 веков до н.э.? Это невероятно!
Я тоже была поражена. В Западной Сибири и сейчас то не очень много населения, а в 7 веке до нашей эры там оказывается была цивилизация, сделавшая эти замечательные вещи. И этого не проходят в школах, увы.