Это будет отчет об автопутешествии по маршруту Санкт-Петербург — Владимир — Боголюбово — Суздаль — Москва — Санкт-Петербург на новогодних каникулах 2024 года компанией из 4х человек. Расскажу о дорожных условиях, стоимости проезда по платным дорогам, достопримечательностях, экстремальных погодных условиях, про то, как мы заводили нашу дизельную машину при температуре окружающего воздуха до -36ºС. Спойлер, были трудности.
Подготовка к путешествию
Это тот случай, когда мы собрались в последний момент. Решились на эту поездку 19 декабря, тогда я забронировала нам квартиру во Владимире. Когда речь идет о новогодних каникулах, конечно, бронировать что либо нужно за несколько месяцев до заезда, т.к. за несколько дней выбирать будет особо не из чего. В центре Владимира осталось свободными на конец декабря всего 2 квартиры по космической цене около 30000 руб. в сутки. Поэтому я выбрала квартиру не в центре всего за 11000 руб. в сутки.
Мы всегда предпочитаем останавливаться в квартирах, а не в отелях, т.к. на 4х человек большая квартира с кухней и хорошим ремонтом всегда стоит дешевле, чем два номера в очень средней гостинице. Ну и в квартире можно нормально покушать, когда хочется и сколько хочется, а не давится сухомяткой в номере отеля.
Так, например, один номер с окном в рядом стоящей гостинице АМАКС Золотое Кольцо, во время новогодних каникул 2024 года стоил 7000 руб., в отеле есть номера и без окна, что вообще вызвало мое искреннее удивление.
Когда мы планировали эту поездку прогноз погоды обещал всего -7-8ºС, это о том, что даже за 10-15 дней прогнозу погоды доверять нельзя, что уж говорить о более длительных сроках?
Дорога СПБ — Владимир по М11, ЦКАД, М7, М12
Сильные морозы пришли в Санкт-Петербург уже в новогоднюю ночь и рассасываться быстро не собирались.
В этом году мы купили новый аккумулятор для нашего авто Haval 9 и зарядное устройство заказали на AliExpress, и провода для прикуривания не забыли, и антигель для дизельного топлива прихватили.
Вообще первоначально мы собирались стартовать в 3 часа ночи, чтобы первый день путешествия целиком не убивать на дорогу, но изучив не утешительный прогноз погоды решили, что трех дней нам вполне хватит на прогулки и перенесли выезд на 8 утра. Забегая вперед, скажу по факту мороз был сильнее, чем в прогнозе — по ночам доходило до -36ºС, днем выше -22ºС не поднималось. По ощущениям на солнце, кажется, что теплее, без солнца совсем катастрофический холод.
В 8 утра 3 января в Питере было -24ºС, и машина без проблем завелась. У нас есть транспондер «Автодор» для поездок по платным дорогам России, который позволяет быстрее проезжать пункты оплаты и получать скидки на проезд. Муж активировал скидку в приложении «Автодор» размером в 15%.
Для начала мы заехали на М11 и без проблем преодолели её с парой остановок на заправках. Погода для езды была отличная — мороз и солнце, день чудесный. Асфальтовое покрытие было практически сухим и чистым. Наш навигатор CityGid вел нас изначально по ЦКАД и М7. ЦКАД ничем не отличается от М11, такая же отличная, платная дорога. А вот М7 показалась нам не очень хорошей — дорога идет через все местные деревни с соответствующим ограничением скорости, машин на ней много, почищена она гораздо хуже платных трасс, по сути от двух полос в каждую сторону осталась всего одна из-за снега.
С М7 мы хотели съехать на заправку и ошиблись съездом, и навигатор вывел нас на новую М12. Платную дорогу М12 «Восток» Москва — Казань открыли всего 21 декабря 2024 года и соответственно наш навигатор не смотря на свеже скачанные карты её совсем не знал. Считал, что мы едем в полях. На М12 нет пунктов оплаты дорог, оплачивать проезд можно через наш транспондер, деньги автоматически спишутся, через Сбербанк Онлайн, в терминалах «Элекснет», которые присутствуют на АЗС. Если вы не оплатили проезд в течении 5 дней, начинают начисляться пенни и что там дальше я не знаю, но «Автодор» явно найдет способ взять всю причитающуюся оплату с процентами.
На М12, как и на любой платной недавно открытой дороге пока очень мало АЗС, но нам посчастливилось заехать на самую крутую заправку Лукоила (150 км от Москвы) — целых 1200 кв. м, огромный магазин, кафе с детской площадкой и очень приличный туалет на много посадочных мест. Цивилизация медленно и верно приходит в РФ, потому что подобные заправки на юге Франции на автострадах мы видели еще в 2015 году, а в Нормандии в 2013 и не потому что их там в этот год построили, а потому что мы там ездили в эти годы.
В общем с севера Питера до Владимира мы доехали ровно за 10 часов, расстояние порядка 900 км. Для зимы и дикой стужи я считаю, что это очень хорошее время.
Итого на оплату платных дорог из Санкт-Петербурга во Владимир мы потратили 3629,3 руб. по М11, ЦКАД, М7,М12. На оплату дорог из Владимира до Питера через Москву ушло 4549,15 руб. На проезд туда и обратно всего получилось 8178,45 руб. со скидкой по транспондеру 15%.
Уже 9 января 2024 года стоимость проезда по платным дорогам России увеличена Постановлением правительства, но при оплате по транспондеру стоимость осталась прежней.
Купить транспондер и держатель к нему с доставкой на дом можно на Яндекс маркете.
Заселились мы без проблем, снятая нами квартира полностью соответствовала описанию. Во дворе нашлось место для парковки нашей машины. Во дворах и не центральных улицах Владимира очень плохо чистят снег, там намерзло снежных бугров, ходить по такому и даже ездить на машинах с низкой посадкой очень не удобно. Буквально в соседнем доме мы обнаружили магазин «Магнит» и чуть дальше очень приличную «Пятерочку» с большим ассортиментом. Поужинали мы остатками новогоднего стола, прихваченными с собой, и тем, что купили в окрестных магазинах.
Первый день — Владимир
Ночью температура, окружающего воздуха опускалась до -36ºС. И первым делом утром муж побежал завести и прогреть машину. И она не завелась, наш новый аккумулятор смог прокрутить двигатель всего один раз и сказал, что у него не достаточно заряда. На таком морозе дизельный двигатель вестимо с одной прокрутки не завелся. Пришлось снимать аккумулятор и тащить его домой. Процедура эта на морозе в -29ºС не самая приятная. Даже в перчатках пальцы стынут до состояния полного бесчувствия. Потом эту дуру весом в 20 кг надо выдернуть с высоты на уровне груди и дотащить до квартиры.
После разминки с аккумулятором мы решили поехать в центр Владимира на маршрутке №5, которая останавливалась рядом с нашим домом. Стоимость проезда во Владимире всего 25 руб., халява по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Владимирский транспорт можно в реальном времени отследить в приложении «Яндекс-транспорт», так что мы вышли на остановку ровно за 5 минут до прибытия, чтобы не мерзнуть. Мы доехали до остановки «Золотые Врата» за 15 минут. Люди в маршрутке были одеты, как ходячие матрасы, все толстые и неповоротливые, как впрочем и мы сами.
Золотые врата один из самых узнаваемых и архитектурных памятников Владимира, однако нам не повезло, и мы увидели врата затянутые ремонтной сеткой — очередная реставрация продлится до 2025 года. Врата построили якобы еще в 1164 году при Андрее Боголюбском, но от оригинального строения в современных вратах сохранились лишь отдельные фрагменты, понятное дело что за почти 1000 лет врата не один раз ремонтировали, перестраивали и реставрировали.
К Вратам примыкает Козлов вал. При более благоприятных погодных условиях в настоящее время его используют в качестве горки детишки, а во времена Владимиро-Суздальского княжества вал был оборонительным сооружением.
Перед валом стоит Троицкая церковь, в которой сейчас расположен Музей хрусталя и стекла (стоимость посещения 200 руб.), в который мы впрочем не пошли, т.к. смогли ознакомится с изделиями из стекла и прочими сувенирами в сувенирной лавке, расположенной в подвальном помещении Троицкой церкви.
Наша прогулка по Владимиру носила характер коротких перебежек между теплыми помещениями, т.к. 4 января был самый холодный день, температура воздуха была -29ºС, но на солнце все же можно было жить.
Мы преодолели Козлов вал по лестнице и быстренько забежали в Церковь Преображения Господня погреться в очередной раз. Церковь знаменита прежде всего тем, что когда-то на её месте находился двор Андрея Боголюбского. Современное нам здание церкви было построено уже после масштабного Владимирского пожара 1778 года и несет в себе черты господствующего тогда в архитектуре стиля барокко.
Перед церковью Преображения Господня стоит памятная табличка в честь памятника природы черешчатого дуба, говорят ему более 100 лет. Для справки, в центре Питера в Михайловском саду стоит дуб возрастом около 300 лет, говорят, что якобы его посадил сам Петр I.
Далее мы пробежались буквально 100 метров вперед по Георгиевской улице до очередного сувенирного магазина. Владимир стоит на холмах и славен своими смотровыми площадками и открывающимися с них панорамными видами на окрестности, но 4 января любоваться видами было гораздо приятнее из окна за чашкой горячего чая, чем мы собственно и занимались.
При нас в сувенирную лавку вошла обширная группа экскурсантов и мы немного прослушали про историю Владимира. Экскурсионных групп не смотря на сильный мороз было много. Экскурсоводы водили людей короткими перебежками между помещениями, где можно погреться, укорачивали свои речи на улице и удлиняли в церквях и сувенирных лавках. Так, что туристическая жизнь в городах Золотого кольца по причине экстремальных морозов отменена не была, просто немного видоизменилась.
В следующую перебежку мы дошли до Музея аптеки, который мы и решили посетить для сугрева. Стоимость билетов для Владимира почти стандартна — 200 руб. со взрослого человека. Аптеку в этом здании открыли в 1805 году, первыми главными аптекарями были люди с иностранными фамилиями. При входе висят таблички с упоминанием в том числе и Старой аптеки в Таллине.
В экспозиции Владимирской Старой аптеки устроен интересный квест по принципу — угадай для чего использовалась эта вещь, по правде сказать мы не угадали почти ничего. Странный маленький сосуд с двумя горлышками, похожий на мочеприемник, оказался устройством для вскармливания младенцев. Второе отверстие совсем не лишнее на самом деле, оно позволяет окружающему воздуху попадать в сосуд вместо высосанного молока. Я лично сталкивалась с тем, что младенец в маленьком возрасте так усердно сосет свою молочную смесь, что в какой-то момент соска прямо из его рта выстреливает внутрь из-за создавшейся разницы в давлениях.
Ну и мне, как эстету со стажем больше всего понравилась резная мебель в экспозиции, а все эти банки и склянки, не говоря уж про железные инструменты, навевают печальные мысли о бренности бытия.
От аптеки мы добежали до главной церкви Владимира — Успенского собора. В парке близ собора не работала Новогодняя ярмарка — была закрыта из-за сильных морозов. Успенский собор используется совместно РПЦ и Владимиро-Суздальским музеем заповедником, поэтому за вход нужно заплатить 220 руб., касса в киоске находится рядом.
Успенский собор знаменит несколькими фактами:
- Его первоначально построили еще при Андрее Боголюбском в 1158–1160 годах из белого камня архитекторы из Священной Римской империи, присланные самим императором Фридрихом Барбароссой.
- Первоначальный храм был значительно меньше ныне существующего. В архитектуре хорошо видно, что пристройка была сделана по всему периметру.
- В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. Самая знаменитая фреска называется Страшный суд, ну это почти русский Ватикан.
Одновременно с нами в соборе шли три экскурсии, тут хочешь не хочешь просветишься в исторических фактах. На старых фресках Рублева и Черного совсем нет Иисуса Христа — изображены толпы людей, может это были портреты влиятельных горожан того времени, по крайней мере в Западной Европе такая практика была широко распространена. На потолке вскрыта старинная растительная роспись, почти как в храме Василия Блаженного в Москве.
Потом мы немного прогулялись вокруг Успенского собора, посмотрели на современный памятник князю Владимиру и святителю Федору прошлись вдоль музейного центра Палаты (входной билет туда стоит 500 руб.) и испытали горячее желание в очередной раз погреться перед Дмитровским собором.
Дмитровский собор знаменит более всего своими рельефными изображениями на внешних стенах. Более всего меня, конечно, поразил Александр Македонский возносящийся на небо на двух грифонах — православненько очень, особенно принимая во внимание тот факт, что античный герой был язычником и жил за более чем 1000 лет до строительства Дмитровского собора. Так же на стенах собора можно увидеть библейского царя Давида, играющего на русских гуслях, Геракла, убивающего льва, и много прочих фигур, изображающих в том числе и князя, построившего собор. Единственно, кого там точно нет, так это Иисуса Христа и Богородицы.
На мой взгляд после всего увиденного, мы явно имеем очень поверхностное представление о верованиях наших предков. Меня всегда удивляло, что в школе мы изучали весь сонм древнегреческих и древнеримских богов, но нам никогда ничего не рассказывали про богов славян.
Выйдя из собора мы решили посетить Центральный рынок Владимира и сделать это пешком, расстояние всего 1,2 км, но вымерзли мы на этом пути знатно, т.к. уже смеркалось и солнце скрылось. Центральный рынок на новогодних каникулах был практически пуст и ничего интересного для себя мы там не нашли, кроме рукавиц нашим мужчинам, в перчатках было очень холодно. Т.е. этот поход себя не оправдал.
Затем, мы вызвали такси и поехали в ресторан «Барин», что находился всего в 2 км от рынка, если бы не эта жуткая холодрыга мы бы прошлись пешком, посмотрели бы на ночной Владимир.
Ресторан «Барин» мы выбрали по отзывам в интернете, нам хотелось в древнем русском городе Владимире откушать блюд именно русской кухни, а не итальянской, баварской или японской. С русской кухней явно во Владимире напряженка. В ресторане было на удивление свободно, мы сильно опасались, что без брони вообще никуда не попадем, т.к. высокий туристический сезон — новогодние праздники.
Ресторан «Барин», я бы сказала очень средний, большого восторга мы не испытали от блюд. Порции довольно маленькие, чтобы наесться нужно брать первое и второе, цены выше среднего. Брали солянку, борщ, котлеты по-монастырски, колбаски и люля-кебаб. Второй раз нам не захотелось туда вернуться.
На этом самый морозный день нашей поездки подошел к концу, вечером сидели в квартире, пили горячий чай с медом литрами. Заряжали аккумулятор от нашего авто. Аккумулятор прошел полный 8-часовой цикл заряда, т.е. за одну морозную ночь он разрядился почти полностью.
Второй день — Боголюбово
В Боголюбово мы решили поехать на такси, т.к. цена вопроса была всего около 600 руб., так бы пришлось ставить аккумулятор, а потом на ночь носить его домой на всякий случай, а монтаж и демонтаж на морозе так же не доставляли удовольствия.
Это по факту был самый теплый день по личным ощущениям — мороз всего -24ºС и яркое солнце. Такси доставило нас прямо к железнодорожной станции Боголюбово и пешеходному мосту через пути. От этого места до церкви Покрова на Нерли нужно через Боголюбовский луг пройти пешком около 1,5 км. На наше счастье совсем не было ветра, идти было даже жарко.
Эту церковь так же считают, построенной при Андрее Боголюбском в XII веке. Посещение церкви бесплатно. Вокруг церкви вплоть до XX века существовал монастырь с многочисленными постройками, даже фотографии дошли до нас этих строений. Монастырь перестал приносить прибыль еще в конце XVIII века и его закрыли, а затем и разобрали, осталась только церковь на берегу маленького озера. Больше всего сомнений у меня вызывает её название Покрова Богородицы, т.к. в декоре церкви ни о какой Богородице речи не идет. На всех стенах в качестве главного героя изображен ветхозаветный царь Давид (многоженец) в окружении львов и грифонов и некие женские лики, явно к Богородице не имеющие никакого отношения.
Внутри никакого декора не сохранилось — только белые стены и современный иконостас. Старинные росписи были сбиты при ремонте в 1877 году, очевидно, как не вписывающиеся во вновь создаваемую историческую версию. Именно сбиты, а не закрашены, чтобы наверняка уничтожить крамолу. Это не единственный факт уничтожения древних росписей храмов и монастырей.
После прогулки вокруг церкви мы пошли назад к ж.д. станции и далее к Боголюбскому монастырю. Боголюбский монастырь знаменит прежде всего тем, что ранее на его месте стоял замок Андрея Боголюбского. От замка XII века сохранился лишь фрагмент с лестницей в основании колокольни Рождественской церкви, так считают историки.
Сам же Боголюбский монастырь, по крайней мере ныне существующие здания, были построены намного позже в конце XVIII или уже в XIX веке. После Перестройки монастырь передали церкви, и сейчас он является действующим женским монастырем РПЦ. Посещение всех церквей бесплатное.
После осмотра монастыря мы минут 20 через Uber и Яндекс Go пытались вызвать такси, чтобы вернуться во Владимир, но ни одно такси не выразило желания нас вывести из Боголюбово. Выехали на рейсовом автобусе, который мы отследили в приложении «Яндекс.Транспорт». Ждали автобус в магазине «Магнит», чтобы не мерзнуть на улице.
Во Владимире мы первым делом зашли выпить горячительных напитков для сугрева, а то как солнце скрывалось, так холод становился невыносимым.
В самом Владимире мы успели только посмотреть на католическую церковь Святого Розария и на Воданапорную башню и музей в ней расположенный. Музей в Водонапорной башне повествует об истории города Владимира в XIX веке. Дела в городе тогда шли не очень хорошо, всё оживление торговли находилось в Нижнем Новгороде, а Владимир был застойным уездным городишкой.
На ужин мы себе купили еды в ТЦ «Черёмушки» в магазине «Спар», там очень достойная кулинария. 100 грамм любого из предлагаемых блюд стоит 60 руб. Всё купленное мы разогрели дома в микроволновке и с удовольствием скушали.
Третий день — Суздаль
От квартиры, которую мы сняли во Владимире, до центра Суздаля было всего 36 км, однако ехали мы это ничтожное расстояние целый час на своей машине, предварительно вставив туда заряженный аккумулятор. Ехали по дороге Р-132, свернули с улицы Куйбышева возле большого торгового комплекса «Глобус». Дорога Р-132 находится в состоянии расширения и ремонта. Зимой работы не велись, но все зигзаги, объезды ремонтных участков остались в наличии. Летом там наверное существует две полосы в каждую из сторон, но зимой осталось всего по одной из-за плохо почищенного снега. Машин было очень много, всю дорогу мы тащились в колонне.
Запарковались на специально построенной платной парковке рядом с центром. Сам центр был перекрыт для движения транспорта. Суздаль в 2024 году был объявлен Новогодней столицей России. Парковку нужно оплачивать в рядом стоящем паркомате или через приложение. В общем мы заплатили за целый день 400 руб. Сенсорный экран паркомата на морозе работал через раз. Зоны парковки там обозначаются цифрами 1001, 1002, 1003, это не очевидный факт для приезжих, мы сначала пробовали набирать цифры 1, 2, 3, потом местные нам подсказали, почему у нас не получалось справится с автоматом.
В Суздале 6 января был самый теплый день, всего -22ºС, но не было солнца, периодически шел снег. Первым делом муж обнаружил, что забыл одеть второй свитер, т.к. мысли были сильно заняты вопросом: заведется ли наше авто или нет. Мы вынуждены были углубиться в магазины местного Гостиного двора, чтобы этот свитер ему купить. К нашему сожалению Гостиный двор в Суздале не проходной, как в Питере. Чтобы переходить между магазинами нужно было каждый раз выходить на улицу.
6 января в Суздале полноценно проходили Новогодние гуляния — ярмарка перед Гостиным двором работала, на сцене, артисты пели и плясали. 3 и 4 января в свете мороза под 30ºС все праздничные мероприятия в Суздале были отменены.
Потом мы пошли смотреть на Суздальский Кремль. В нем нет стен, Кремль был обнесен земляными валами, на которых вплоть до 1719 года стояли деревянные стены и башни. Вход на территорию платный:
- Только вход на территорию 110 руб.
- Территория и посещение Богородице-Рождественского собора — 330 руб.
- Территория, посещение Богородице-Рождественского собора, посещение музея в Архиерейских палатах — 500 руб.
Мы остановились на втором варианте. Богородице-Рождественский собор относится к белокаменным церквям, однако изначально он был построен в 1222–1225 гг. из плинфы и лишь облицован белым камнем. За годы существования собор много раз перестраивался и поновлялся, самыми значимыми памятниками искусства являются Южные и Западные золотые врата, выполненные в византийской технике огненного золочения и несколько старинных фресок.
На Южных вратах нанесены сюжеты из Ветхого завета и даже из Великих Четьи-Минеи (сейчас эта книга считается сборником апокрифов), а на Западных вратах представлены сюжеты из Нового Завета, большинство из них иллюстрирует современные церковные праздники. Копия XIX века Южный ворот выставлена в Московском историческом музее, и как раз на youtube-канале «Председатель СНТ» вышел подробный ролик с разбором сюжетов этих ворот.
Потом, мы просто прошлись по Суздалю и даже пытались пообедать, но во всех ресторанах и кафе массово не было свободных мест, народу было в Суздале видимо невидимо. В конце концов мы зашли в трактир «У Леонидыча», там место для нас нашлось, но это ни разу не ресторан, вся еда уже готова, они ее просто разогревают. Удобства в трактире расположены во дворе и носят характер выгребной ямы, что на двадцатиградусном морозе выглядит немного не актуально..
После еще немного потолкавшись по Суздалю мы отбыли на машине во Владимир. На ужин отоварились в магазине «Спар», что в ТЦ «Черёмушки» не далеко от квартиры, которую мы снимали во Владимире. На всякий пожарный случай мы все таки сняли аккумулятор с машины, чтобы на следующий день утром она точно завелась перед дорогой домой.
Дорога домой
Мы стартовали из Владимира в 7 утра. По плану мы должны были высадить детей возле их дома на юге Москвы. Навигатор нас сразу вывел на М12 и по ней мы ехали до самой столицы, не смотря на отдельные глюки навигатора, который местами дороги не знал.
7 января платные дороги были уже не так хороши, как 3 января, появились участки покрытые накатанным снегом, т.е. уже не гонялись, ехали осторожнее, но все равно даже с заездом в Москву доехали за 10,5 часов. На МКАД пробок не было. Вся жесть на дорогах случилась 8 января в последний день каникул, когда все отдыхающие рванули по домам и пошел снег, так что нам повезло, 7 января погода была отличной.
Организационные выводы
- Суздаль нам понравился больше Владимира. Владимир большой город с населением в 350 тыс. человек и целыми кварталами многоэтажек советской постройки, а Суздаль городок совсем маленький с населением около 10 тыс. человек, там нет высотной застройки. Суздаль более размазан по площади и выглядит симпатичнее и аутентичнее Владимира. Если я поеду туда летом, то забронирую какое-нибудь жилье именно в Суздале, чтобы погулять между домами и церквями, отдохнуть от улиц с оживленным автомобильным движением.
- Морозы в -20-30ºС для Центральной России в январе по большому счету не являются аномальными. Помню на новогодних каникулах в 2016 году мы ездили в Москву, морозы тоже стояли сильные и на обратной дороге мы напрягались на тему, а заведется ли наше авто, тогда у нас был бензиновый Ниссан X-Trail. В 2023 году мы ездили в Кострому, там на обратной дороге было до -38ºС в районе Ярославля. Т.е. сильные морозы для Центральной полосы в январе нормальное явление, надо иметь в виду такой вариант при составлении планов. В Питере всегда теплее, чем в Центральной России. Когда домой приехали было всего -15ºС, раздел всегда проходит по Валдаю, как его проезжаешь начинает теплеть на глазах.
- Все возможные приспособления для машины, как то зарядка для аккумулятора, провода для прикуривания и антигель для дизеля обязательны в зимнем путешествии по России. Провода для прикуривания впрочем можно заменить вызовом такси. Во Владимире многие так делали, в примечаниях в приложении нужно указать, что вы хотите машину с проводами, чтобы прикурить, такие услуги таксисты оказывают.
- Во Владимире с ресторанами у нас не сложилось. Просьба посоветовать мне в комментариях приятные кафе и рестораны.
В любом случае лучше прогулять 3 дня по жуткому морозу, чем просиживать штаны на диване перед телевизором на мой скромный взгляд.
Если вы интересуетесь путешествием по Золотому кольцу, то возможно вам будет интересно почитать про наше путешествие сначала в Тверь, а потом в Калязин, Углич, Ярославль. В эту поездку мы ездили летом при относительно хорошей погоде на 6 дней. Так получается, что города Золотого кольца мы осматриваем на длинных выходных маленькими сериями. Возможно, это и к лучшему, две недели на Золотое кольцо, наверное было бы слишком утомительным.
Елена, спасибо большое за очередной обзор вашего путешествия! Всегда с удовольствием читаю Ваш блог. Все описания подробные, информативные, хорошо изложены и освящены фотоматериалами. Думаю, для многих это очень полезная информация, которая поможет спланировать свои будущие путешествия, сберечь финансы и нервы. Сама неоднократно пользовалась вашими ссылками. Буду с нетерпением ждать Ваши заметки!