В субботу в очередной раз решили съездить в Новгород и осмотреть музей деревянного зодчества «Витославлицы», который находится в 10 км от Новгородского Кремля. В прошлую нашу поездку в Новгород мы осмотрели только Кремль с музеем и торговую сторону. В «Витославлицах» я уже была, только это было лет 20 назад, а сейчас настало время показать русское деревянное зодчество детям, да и за 20 лет многое в музее изменилось.
Создание музея деревянного зодчества «Витославлицы» началось с середины XX века. По сравнению с другими европейскими странами это поздно. Первый подобный музей — «Скансен» был открыт в Стокгольме в 1891 году.
По инициативе архитектора Л.Е. Красноречьева вблизи Новгорода спланировали обширную площадку для размещения музея под открытым небом, за несколько месяцев из деревень Новгородской области на нее перевезли 20 памятников деревянной архитектуры. Официальной датой открытия музея считается 5 июня 1964 года. В 2014 году музею исполнилось 50 лет. Сейчас на территории музея располагается уже 38 памятников деревянного зодчества.
Многочисленные экспонаты знакомят посетителей с жизнью, бытом, трудом новгородских крестьян в прошлом, архитектурно-строительными традициями. Тем кто не доволен своей жизнью очень рекомендую пройтись по крестьянским избам конца XIX века, каких-то 100-150 лет тому назад жизнь была совсем другой.
Дорога от Санкт-Петербурга в Великий Новгород отличная. По две полосы в каждую сторону с железобетонным разделителем посредине (200 км). Доехали за 2,5 часа. Пробок на дороге нам не встретилось.
Стоимость билетов
200 руб. — взрослый и 140 руб — детский. В хозяйственный двор предлагается приобрести дополнительные билеты по 70 руб. Но взглянув на эту ферму, мы решили туда не ходить. Двор очень маленький и там паслась всего 1 лошадь с жеребенком.
Музей деревянного зодчества внедряет новые технологии, установлены электронные считыватели билетов. При входе выдают план осмотра музея.
От центральной аллеи можно пойти направо и налево. Налево пойдешь — крестьянские избы XIX найдешь, направо пойдешь церковные постройки найдешь.
Усадебный дом А.А Орловой-Чесменской.
Мы сначала пошли направо. И первым увидели Усадебный дом А.А Орловой-Чесменской. С ним связана интересная история. Графиня А.А. Орлова была дочерью того самого Григория Орлова, который помог Екатерине II взойти на российский престол. Графиня была богатейшей невестой России, но посвятила всю свою жизнь искуплению грехов своего отца. Она поселилась вблизи Юрьева монастыря и отдала большую часть своего приданого на благотворительность.
Сейчас в усадебном доме графини Орловой располагается администрация музея и выставочные залы.
В церкви, во время нашего визита в музей деревянного зодчества, входить было нельзя. Все они были закрыты. На информационном табло при входе висит объявление, какие дома на территории музея можно посетить, я так понимаю список может меняться в зависимости от обстоятельств.
В 12 часов дня на территории музея почти никого не было а к 14 часам стало намного оживленнее.
Амбар выглядит новехонько, я все таки думаю деревянные детали время от времени просто заменяют новыми, дерево склонно к гниению, никакой пропитки или покраски на всех строениях музея я не заметила, сохранить деревянный дом в таких условиях не представляется возможным. В деревнях владельцы старых домов в качестве ремонта просто заменяют нижние венцы время от времени, тут похоже весь амбар пересобрали из новых бревен и досок.
В Бергене на знаменитой набережной внесенной в список всемирного достояния ЮНЕСКО, например, все деревянные дома чем-то пахнут, очевидно это пропитка от гниения, а в «Витославлицах» следов пропитки и покраски мы не заметили.
Далее речь пойдет о крестьянских избах, это показалось мне наиболее интересным в этом музее.
Изба В.А, Туницкого
Постройка на подклети с галереей «прикольком», с двухярусным хозяйственным двором, топилась «по-черному». Перевезена и реставрирована в 1975 году.
Многие дома топились «по-черному», т.е. дым выходил через дыру в потолке, соответственно верхние венцы были сильно закопчены. И копоть оседала на всех предметах в доме, сейчас все помыто, достоверность бытия в такой избе несколько утрачена.
Большинство домов построены на так называемых подклетях. Это такой первый этаж дома, там размещались хозяйственные принадлежности, зимой там держали мелкий скот.
Жилая комната расположена на втором этаже. Как правило в доме была всего одна комната, разграниченная на зоны. На фотографии ниже бабий кут, т.е. кухонный угол, мужчины туда не входили. В XIX веке было строгое разделение обязанностей на мужские и женские.
Изба М.Д. Екимовой
Постройка на подклети, с хозяйственным двором и сенником на конюшне, топилась по-черному. Перевезена и реставрирована в 1969-1971 году.
Изба М.Д. Екимовой выглядит богаче по внутреннему и внешнему убранству, но топилась так же «по-черному». В каждом доме дежурит сотрудник музея и рассказывает интересные подробности о жизни крестьян. Топка печки «по-черному» была такой народной традицией, все к ней привыкли и не помышляли об ином, хотя сейчас нам это кажется диким.
В избе есть гармонь, швейная машинка, такие вещи свидетельствуют о достатке выше среднего.
Хозяин этого дома занимался изготовлением детских кроваток. Бизнес шел хорошо, судя по обстановке. Во всех домах спальные места располагались на полатях, их видно на фотографии ниже, это такая полка-антресоль под потолком. На полатях спала вся семья, а детей в крестьянских семьях было много.
Изба Шкипарева П.А.
Изба Шкипарева П.А. из д. Частова Новгородского района 80-е годы XIX века. Постройка на подклети с галерей «прикольком», балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась «по-черному». Перевезена и реставрирована в 1975 году.
Изба Шкипарева П.А. убрана для обряда крещения. После крещения младенца полагалось положить на шкуру под иконы, а под шкуры нужно было положить всяких предметов для привлечения удачи в жизни.
Изба Царевой Е.Н.
Изба Царевой Е.Н. из д. Пырищи Крестецкого района первая половина XIX века. Постройка на подклети с галерей прикольком, балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-черному. Перевезена и реставрирована в 1978-80 годах.
В каждой избе, проводится своя тематическая выставка. В избе Царевой Е.Н. тема выставки Пасха. Стол накрыт традиционными пасхальными блюдами, рядом демонстрируются детские игры на пасхальную тему.
Изба Утенковой К.А.
Изба Утенковой К.А. из д. Устье-Кировское Пестовского района 70-80 е XIX века. Постройка типа брус на низком подполье, с клетью, рублена из ели. Перевезена в 1993 году и реставрирована в 2002-2005 годах. В избе Утенковой проходила тематическая выставка деревенская свадьба.
Невесте полагалось вышить собственноручно себе приданое и подарки для родни своего будущего мужа.
Дом Добровольских
Дом Добровольских из д. Вотроса Пестовского района 1880 г., начало XX века. Представляет собой тип «избы-двойни», включающий в себя зимнюю и летнюю избы. Между избами «передние» сени. Зимняя традиционно рублена «четырехстенком», летняя изба — «пятистенок». Перевезена 2004 году. Реставрирована в 2013-2014 годах.
Выставка в доме Добровольских на тему валяния валенок и шерстобитного производства.
Больше всего нам понравилось изучать крестьянский быт, очень поучительное зрелище. Всего на осмотр музея деревянного зодчества в Новгороде мы потратили около 2-х часов, окунулись в другую эпоху, другую жизнь. Погода была отличной, получили большое удовольствие от осмотра, всем рекомендуем этот музей. Рядом расположен бутик отель Юрьево Подворье и ресторан в нем, тихое спокойное место на природе вдали от городской суеты.
Здравствуйте!
Елена, Вы не обратили внимания, что музей правильно называется ВитославЛицы.
В целом Ваш сайт интересен и полезен. Он мне напомнил труды моей знакомой Наташи Землянской. Она пишет и издает небольшие брошюры: «Париж в кармане», «Санкт-Петербург в кармане» и т.д.
Здравствуйте! Спасибо за ваше замечание, не первый раз так попадаю с названием, наверное это одна из причин по которой я не пишу книг, грамотность моя далека от совершенства, увы.
Елена, для меня ваша поездка стала жутко познавательной. Вот, к примеру, «на палатях» я слышала, а как выглядит никогда не видела. Интересно, а утварь в избах тоже подлинная или это чисто антураж?
Мебель подлинная и чугунки и ухваты и утюги на углях там есть, да такие вещи еще хранятся в сараях местного населения, выкинуть жалко. Я успела погладить белье утюгом без терморегулятора 1953 года выпуска, его надо было периодически дергать из розетки. Это чудо было в ходу у моей бабушки, типа зачем покупать новый и этот хорош, а металла то в нем сколько и фитнес не нужен, такой утюжок, как гиря.
Вы абсолютно правы, Елена, дерево материал далеко не вечный. Узнала об этом во время нашей поездки в Кижи. Но как замечательны дома русского севера, какая же это красота!
Мечтаю посетить Кижи, Валаам и Соловки, пока все в мечтах, Валаам за два дня будет стоить, как треть нашей летней поездки, очень дорогое удовольствие.
Интересно заглянуть в старинную русскую избу. Все как-то по-другому, но очень уютно.
Я так смотрю, музеи деревянного зодчества становятся популярны. В НН тоже есть такой. Особенно привлекает большая деревянная церковь и водяная мельница.
В Витославицах есть обыкновенная ветряная мельница. В Питере нет ничего древнерусского, В. Новгород ближайший к нам древнерусский город.
А мне все хочется сравнить Нижний Новгород с Великим)
Я тоже страдаю все возможными сравнениями, вот из древнерусских городов я видела только В. Новгород, Москва почти не считается, я провела там всего 2 дня и была сильно удивлена, там так много кривых переулков и некоторые из них кончаются тупиками, в Питере нет ничего подобного.