В этой статье я расскажу, как мы ездили по дороге Троллей, что видели. Упомяну все достопримечательности на которые нужно обратить внимание, чтобы ничего не пропустить. И прямо сразу вас порадую, проезд по дороге Троллей абсолютно бесплатен, даже парковки рядом с достопримечательностями бесплатны, что не мало важно для дорогущей Норвегии.
Тролльстиген — часть национального туристического маршрута. Она представляет из себя участок дороги с 11 крутыми поворотами, позволяющий взобраться на автомобиле на гору Stigrøra (858 метров над уровнем моря). Это дорога раньше имела большое значение для местного населения т.к. позволяла жителям ездить на ярмарку. Сейчас же эта дорога стала больше туристическим аттракционом. Там катают туристов на больших автобусах. Маршрут очень удобен для круизников: Гейрангер — дорога Троллей. Большинство туристических путеводителей относят эту дорогу к «must see» достопримечательностям страны Фьордов.
Утром мы двинулись в сторону Тролльстиген из Валлдала (это со стороны Гейрангера), поэтому фотографии буду показывать в последовательности от Валлдала к Трольстинген. Дорога медленно, но верно ползла вверх. Вначале пути проезжали мимо многочисленных клубничных плантаций. Торговля клубникой происходила прямо у места сбора ягоды. Приценяться мы не решились, норвежские цены почти всегда вызывают шок.
Дорога Троллей на карте
Все места, упомянутые в статье на карте. Все точки подписаны и снабжены фотографиями. Всего от Валлдала до Ондалснеса около 50 км, но с учетом того, что дорога горная и очень красивая, часто останавливались фотографировать, мы ехали около 3 часов.
Речной порог Гудбрандсьюве
Остановились посмотреть на речной порог Гудбрандсьюве (Gudbrandsjuvet), некоторые называют это место Ведьмиными котлами, что в общем то соответствует содержанию. Рядом расположена бесплатная парковка и щит с туристической информацией и кафешечка. Ходить никуда нужно, порог расположен прямо у самой дороги.
Гудбрадсьюве находится на полпути между центром Валлдала и Тролльстигеном и представляет собой несколько водоворотов на отрезке реки в 5 метров шириной и 20 – глубиной. Мощь потока на самом деле очень впечатляет, фотографии не передают и малой толики тех ощущений, которые мы испытали стоя рядом с этой необузданной стихией. Поток ревет, в буквальном смысле этого слова, вода извиваясь в бесчисленных водоворотах «кипит» и клокочет. Не дай бог ни одному живому существу упасть случайно в реку, «Ведьмины котлы» живым никого не отпустят.
Согласно легенде из XVI века, ущелье было названо в честь человека по имени Gudbrand, который бежал со своей невестой и улизнул от своих разъяренных преследователей, перепрыгнув через ущелье в самом узком месте. Gudbrand был объявлен вне закона за свои дела, и жил до конца своей жизни в каменной хижине в одной из боковых долин выше Gudbrandsjuvet. Долину до сих пор называют Гудбрандсдален. Какова была судьба похищенной невесты, так и осталось загадкой…
Над порогом проложены мостики, чтобы все могли увидеть грохочущий горный поток. Умеют норвежцы сделать достопримечательность в любом месте. Смотровые площадки в Норвегии разрабатывают известные архитекторы. Здание кафе из стекла и бетона выглядит очень оригинально. То ли еще будет.
Дальше начался подъем в гору, плавный без серпантинов. Вдоль дороги стал попадаться снег, похолодало. Переместились на уровень горных тундр. На солнце в тундре было тепло, по ночам наверное там мороз, раз снег не успевает растаять в июле.
Остановились покидались снегом. К нам тут же подбежало стадо овец за угощением. Овцы там почти хищные, к каждой остановившейся машине они устремляются всем стадом, снимать дань. Инстинкт у баранов выработался — железный, сразу бегут к багажнику. Если турист не дает чего-нибудь, бараны начинают пытаться пожевать ветровку, куртку или на худой конец штанину.
Едем прямо в облако. Выше облаков уже не было. Так на автомобиле мы поднялись над облаками.
Кто бы мог подумать, что можно испытывать радость при встрече со снегом в июле. Наверное это потому, что точно знаешь, что снег локален и скоро опять будет лето. В ноябре сильной радости по поводу снега я не испытываю. В летней обуви на снегу было очень скользко.
Смотровая площадка Тролльстиген
Цент визитов непосредственно у перевала Тролльстиген выглядел еще более стильно. Косая крыша, по которой можно гулять, смотровые площадки над самой пропастью и ревущим водопадом с ограждением из стекла, организованный каскадный водоем у самого обрыва. Машину можно было запарковать просто вдоль дороги бесплатно.
Интересно наблюдать, как машинки внизу пропускают друг друга, дорога там узкая, чтобы разъехаться со встречным нужно заехать в карман и прижаться к стене или к краю пропасти. Особенно страшно видеть, как едут по этой дороге большие туристические автобусы, на повороте они заходят по большому кругу, так что всем приходится их пережидать по карманам. Движение по этой дороге транспорта более 13 метров длинной запрещено.
Зимой этот перевал закрыт, как и многие другие перевалы Норвегии. Обычно Тролльстинген открывают в мае, и работает он до конца октября, но даже в этот период возможно его закрытие из-за погодных условий. При гололеде движение по перевалу останавливают.
Любопытно, что эту дорогу построили в 1936 году. До этого через перевал ходили караваны вьючных животных под руководством опытных проводников. Сейчас вы при желании можете повторить их опыт и пройтись по перевалу пешком. Для этого создан размеченный пешеходный маршрут Kløvstien. Данный пешеходный маршрут классифицируется, как тяжелый. Для его прохождение потребуется не менее 1 часа и хорошая физическая форма, набор высоты 424 метра, протяженность 2,5 км.
Ну и не могли мы устоять перед обаянием норвежских троллей.
Внизу после проезда перевала есть парковка с которой и полагается начинать пешее восхождение по маршруту Kløvstien.
В долине Ромсдал, начинающейся сразу у подножия перевала есть еще одна природная достопримечательность — Стена Троллей (Trollveggen). Это гора с почти вертикальной стеной, высотой около 1000 метров. Стена Троллей очень популярна у профессиональных альпинистов, существует около 12 маршрутов для ее преодоления, там ставят серьезные спортивные рекорды. Обыкновенные туристы могут просто на нее посмотреть, как на чудо природы. Рядом со стеной Троллей построен еще один центр визитов из стекла и бетона
Вдоль этой дороги расположено несколько кемпингов, долина очень живописна, жаль, что мы не остановились там на ночевку. По общим итогам поездки скажу, что этот день был самым интересным. С одной стороны мы весь день перемещались, выходили только в интересных местах фотографировать, но пейзажи по дороге были настолько завораживающими, что они сделали наш день.
В этот же день мы успели проехаться по Атлантической дороге. Про стоимость проезда по маршруту Тролльстинген — Атлантическая дорога — Кристиансунд читайте в следующей статье. Тут сильно порадовать не чем.
так же на моем сайте вы сможете узнать, как сэкономить на проживании в Норвегии, там же я описываю особенности проживания в кемпинг-кабинах.
А мы в Гудванген ехали по самому длинному в Европе (?) туннелю — больше 20 км. Это — правильное вложение нефтяных денег.
Мы туда тоже собирались заехать, но после восхождения на Прекистулен силы кончились и решено было сократить эту точку, жаль но силы не бесконечны, увы.
Ну прямо проводка судов за ледоколом караваном. Потому норвежцы и строят повсюду туннели, чтобы внутри гор проехать, а не ждать спецтехнику на перевал. Тоже дорого, но надолго. Правда, страну так толком не увидишь: только стены туннелей мелькают. Пока ехали в Гудванген, чуть не 7/8 пути — одни стены
Да туннели у них очень впечатляют, сколько же надо труда вложить чтобы продолбить в гранитных скалах туннель длинной в 7км и глубиной в самой нижней точке порядка 200 метров, мы по такому ездили, своеобразный подкоп под фьорд.
А мы были в Норвегии 30 апреля — Осло; 1 мая — Берген (помню, т.к. была 1-майская демонстрация трудящихся — ходили вокруг квартала у рыбного рынка) и Гудванген; 2 мая — Осло. В это время некоторые перевалы (и дороги) еще закрыты (музеи, увы, тоже). Снег еще лежит на уже открытых перевалах и дорогах. А ездить в Норвегии зимой можно только с цепями, если мне память не изменяет.
Нам один норвежец рассказывал, что зимой ездят многие караваном. До перевала собирается караван машин, некоторые водители ночуют в гостиницах ради этого. Потом впереди едет снегоуборочная техника, сзади машины, если, какая-то машина не тянет в горку ее втягивают. Наверное поэтому у них все так дорого, попробуйте так поездить разорение одно.
Красота… вы в Норвегии летом были..? тоже хочу туда… но видимо уже не в этом году точно…
Мы были в середине июля, Норвегия северная страна, даже на верхушке лета там ни разу не было жарко, по ночам конкретно холодно всего 10 градусов, для палаточников прохладненько. Но мы хотим еще раз проехаться до Лафонтенских островов и поймать наконец норвежскую рыбу.
Нет, я уезжаю путешествовать, как раз чтобы отключиться от ПК, не пользоваться тел., по возможности. Один раз только звонила с рос. сим-карты из Амстердама, потому что цветочный рынок так поразил, что хотелось ну хоть что-нибудь кому-нибудь в подарок привезти (у кого дача есть). А после кражи денег МТС с моего ВЫКЛЮЧЕННОГО на Крите телефона я пользуюсь за границей только будильником в моб.тел. И вожу тел. с сим-картой эстонского оператора (сим-тревел). Правда, после изучения вопроса о таких кражах, моб. российский не выключаю, чтобы сразу увидеть, если что странное будет происходить.
Да, норвежские серпантины впечатляют. Мы ехали по серпантину как раз на тур.автобусе (где-то в районе Согнефьорда). Жутковато. Но всех больше всего впечатлило то, что и в самом длинном туннеле, и на перевала ок. 1 тыс. м над… была мобильная связь. У нас в СПб на улице не везде она есть, да и в метро почти у всех тел. молчат. А здесь — без проблем.
А вы пользуетесь за границей мобильной связью? Там получается очень дорого, мы один раз попробовали мобильный интернет, заплатили 4000 руб. за 4Мб, как-то очень накладно. Хотя в норвежских кемпингах часто есть бесплатный WI-Fi.