Достопримечательности западного Крыма, личный опыт

Это вторая часть отчета о поездке в Крым из Санкт-Петербурга на собственной машине. В первой части вы сможете узнать о состоянии дорог в августе 2022 года, о базе отдыха «Марьина роща» в поселке Витино, что в 30 км от Евпатории. В этой части я вам расскажу о тех достопримечательностях и поселках, что нам удалось увидеть в Западной части Крыма. Мы все это объехали на своей машине.

Если у вас нет машины, удобнее всего будет  поселиться в Евпатории и брать оттуда экскурсии.

Где покушать крымских устриц

Наше выздоровление после странной болезни (2 дня температуры, 3 раза кашлянули, на третий день уже купались) мы отметили поездкой на устричную ферму. Вообще мы нашли в интернете адреса целых двух устричных ферм — в поселке Мирный и в поселке Новоозерный. Сначала мы поехали в Мирный, т.к. это было ближе.  Мирный по сравнению с Витино выглядел значительно лучше, ухоженее, там есть мини парк аттракционов, две школы для кайт серферов, столовые, кафе, там цивилизации больше.

А вот устричная ферма в Мирном это просто склад сетей, корзин и веревок за кривым забором. Откушать устриц с видом на залив Донузлав предлагается просто на улице, купив их в задрипанном ларьке, сооруженном из видавшей виды дачи на колесах. Выглядело все это совершенно  дико и первая мысль, которая пришла в наши головы при виде этого заведения: «А мы точно здесь не отравимся?». Посовещавшись между собой, решили не рисковать и поехать посмотреть на устричную ферму в Новоозерном.

Устричная ферма в поселке Мирный (Крым)
Устричная ферма в поселке Мирный

Поселок Новоозерный застроен многоэтажными панельными домами времен СССР, на каждом балконе жители возвели остекление в стиле — кто как сумел. Новоозерный стоит на берегу залива Донузлав, далеко от моря, и отдыхающих это место не интересует, поэтому  никакой курортной инфраструктуры не наблюдается, кроме устричной фермы.

Устрица Беллини на устричной ферме в Новозерном
Устрица Беллини на устричной ферме в Новоозерном

Вот  ресторан при ферме однозначно очень цивилизованный и заслуживающий внимания. Интерьер и обслуживание достойные Москвы или Санкт-Петербурга. Устрицы, подача, музыка и официанты были великолепны и изрядно облегчили наш кошелек. Фото чека

Поселок Штормовое

На обратной дороге из Новоозерного решили заехать в поселок Штормовое просто так посмотреть. В Штормовом запомнилась центральная улица — аллея с элементами старого советского выцветшего декора и два грязевых озера. Я так понимаю, Штормовое для отдыха выбирают те люди, которые собираются заняться самостоятельно грязелечением в местных озерах, это же совершенно бесплатно.

Там на улице Морской друг напротив друга расположены два озера — одно маленькое без названия — традиционное с черной сероводородной грязью, рядом с нашей базой в Витино точно такое же, и почти в каждом поселке Западного Крыма можно найти подобные озера. Но в Штормовом еще есть озеро с голубой глиной, оно значительно больше теплых сероводородных луж и вода там прохладнее. На берегу этих озер мы видели несколько человек в инвалидных креслах, т.е. наверное это помогает, раз люди массово туда ездят и возят больных детей.

Я там видела машины на номерах Евросоюза и белорусские, т.е. не только граждане РФ посещают Крымский полуостров и приезжают поправить здоровье в Штормовое.

Евпатория

Во второй половине следующего дня мы вчетвером уже поехали в Евпаторию посмотреть на достопримечательности города. Дети провели там уже 2 дня, пока я с мужем болела, и все разведали. Мы запарковались у Гезлёвских ворот и пошли исследовать Старый город. Прямо перед воротами и сразу за ними царит туристический беспредел, активно продают сувениры, предлагают кофе по-турецки, фото с животными, можно посмотреть на живые статуи и все вот это. Дальше на узких улочках старого Гезлева тишина, покой и почти никого нет. Старый город очень миленький и такой же маленький, его легко можно обойти за 30 минут.

Свято-Николаевский собор в Евпатории
Мечеть Джума-Джами Евпатория
Мечеть Джума-Джами

Летом 2022 года большая часть набережной Евпатории в центре была закрыта на ремонт. Далее мы прошлись по Школьной улице до Дувановской и далее по ней до пляжа. Дувановская улица представляет из себя пешеходную зону с красивыми домами, садиками, кафе, обширной уличной торговлей всем подряд. К пляжу мы подошли уже около 18:00. Отдыхающие активно собирали свои вещи, мыли ноги от песка и покидали пляж.

Дувановская улица в Евпатории
Дувановская улица — туристический променад Евпатории

Народу на пляже в Евпатории, конечно в разы больше, чем в Витино. Это безусловный минус большого города, но с другой стороны в Евпатории больше мест для прогулок, магазинов, кафе, мероприятий и увеселений для туристов. Тут, как говорится дело вкуса, кто-то хочет шума и веселья, а кто-то выбирает тишину и покой.

Краеведческий музей на Дунуванской

Розовое озеро Сасык Сиваш

Если из Витино ехать, то Розовое озеро расположено за Евпаторией на шоссе Р-25. Местами озеро с шоссе отлично видно, но чтобы заметить его розовый цвет нужно съезжать. Прямо с шоссе озеро не кажется розовым. По дороге к нему мы опять проезжали мимо безумного дикого кемпинга прямо на пляже в Евпатории. Машин и палаток стало меньше, очевидно большинство отдыхающих уже уехало домой, это было 28 августа.

Существует несколько съездов к озеру Сасык, вообще никак не обустроенных, т.е. если пойдут дожди, будет жирная грязюка. Мы съехали в сторону поселка Прибрежное, там на берегу стояла пара машин с сувенирами и мороженным, это были единственные следы цивилизации, так место абсолютно дикое — степь.

Озеро Сасык самое большое соленое озеро Крыма, вода очень соленая, на ощупь склизкая. Мы походили по воде вдоль вбитых свай. Дно представляет из себя глиняную жижу и там изрядно скользко, вода не прозрачная, приходилось переставлять ноги на ощупь. Я так понимаю интенсивность розового цвета воды зависит от погоды, времени года, освещения и фильтров наложенных на фотографии. В такой странный цвет озеро окрашивают одноклеточные водоросли, а для них все эти факторы, кроме фильтров, имеют значение.

Розовое озеро Сасык-Сиваш
Я и Розовое озеро Сасык
Сувенирный ларек в ржавой газели

Я на свои фото фильтры не накладывала и в конце августа озеро выглядело как-то так. По ощущениям моим глазам казалось, что оно розовее, чем получилось на фотках. В любом случае мы увидели чудо природы — розовое озеро и совсем не далеко от места, где мы останавливались, и оно того стоило. Однозначно рекомендую заехать при случае.

Оленевка

На 10-й день нашего путешествия все близлежащие достопримечательности закончились, и мы стали ездить намного дальше и дольше. Выезжали с самого утра без купания. Километров 10 в самом начале пути к Оленевке навигатор протащил нас по однополосной грунтовке в степи. Ни одной машины мы на этой дороге не увидели, хорошо, что было сухо и отделались только легким испугом. Вообще в степи, выжженной августовским солнцем, видно очень далеко. Если где-то там на горизонте поднимается полоса пыли, значит там едет машина по грунтовке. За нашей машиной тоже образовалось огромное облако пыли.

От Витино до Оленевки около 120 км, ехать около 2 часов.

Остальная дорога до Оленевки и мыса Тарханкут пролегала по вполне приличным асфальтированным дорогам. Окружающий степной пейзаж резал глаза. Очень непривычно видеть такие огромные открытые пространства.

Через залив Донузлав
Залив Донузлав и степь кругом

В Оленевке довольно много предложений жилья. Вдоль главной улицы Ленина зазывают к себе гостей гостиницы со всеми удобствами, на многих столбах висят объявления о проводимых вечеринках с телефонами, а дальше к мысу раскинулся кемпинг со звучным названием Оленевка Village.

В чистом поле под ярким жгучим солнцем стоят целые поля кемпинг-кабин (маленьких деревянных домиков). Я так понимаю — это домики с минимальными удобствами без туалетов, душей внутри, т.к. в глаза бросаются отдельно стоящие санитарные блоки, где все это есть. На каждом домике висит кондиционер, без него там не выжить. Это наверное самое бюджетное размещение в Крыму, дешевле только в своей палатке.

Оленевка Village - вид от причала прогулочных катеров
Оленевка Village — вид от причала прогулочных катеров

Но я бы отдохнуть в Оленевке не хотела. Это довольно далеко от всех достопримечательностей Крыма, кроме мыса Тарханкут, смотреть вокруг особо нечего. А целыми днями напролет жариться на пляже мне лично скучно.

Мыс Тарханкут

Прямо за этим довольно обширным кемпингом и расположены причалы катеров, катающих туристов вдоль мыса Тарханкут. Причалы выглядят так себе, рядом есть общественный туалет очень страшненький и раздевалка пляжная тоже старая и облезлая. Прямо перед посадкой на катер нужно переодеваться, т.к. покатушки на катере включают в себя купание в море.

Нас было четверо и мы взяли себе индивидуальную прогулку, т.к. разница в цене между 4 билетами на групповую экскурсию и индивидуальным катером была совсем не значительная. Тем, кто хочет присоединиться к групповой экскурсии приходится ждать, когда наберется группа, а ждать там не особо весело, очень жарко, и тени нигде нет.

Морская прогулка вдоль мыса Тарханкут оставила наверное самые яркие впечатления от всего отпуска. Это было великолепно, пейзажи просто завораживающие. Красивые легенды, которые поведал нам наш водитель катера и экскурсовод в одном лице, так же были весьма занимательными. Мы видели корму затонувшего в 2010 году сухогруза «Ибрагим-Яким», рядом стоящий маяк. Прослушали истории многочисленных кораблекрушений у мыса, сухогруз был далеко не первым.

Затонувший сухогруз Ибрагим-Яким

Нас прокатили по гротам и пещерам, мы видели место, где снимали фильм «Пираты XX века».

Большой Атлеш на Тарханкуте

Из-за Лидии мы купались в открытом море, а не в чаше любви, как все порядочные экскурсанты. Лида абсолютно против медуз, а эти твари плавали в чаше в количестве. Наш экскурсовод уверял, что крымские медузы не кусаются и нам ничего не грозит, но уговорить некоторых не удалось.

40 метровый грот на мысе Тарханкут

Там наверху мыса голая степь и грунтовые дороги. С катера мы видели туристов с палатками и без, прогуливающихся на высоте. Но выдался очень жаркий день, мы так упарились, что решили по вершинам не ездить. Как там кто-то выживает в палатке для меня вообще загадка. Палатка под открытым солнцем это парник, там абсолютно невыносимо находиться. Целый день печься на солнце тоже не вариант.

Поселок Мирный и озеро Донузлав

После экскурсии на катере мы поехали назад в сторону нашей базы в Витино и по дороге заехали в поселок Мирный, чтобы посмотреть рыбок в озере Донузлав. Один наш знакомый очень рекламировал это место. Вот прямо на южной косе напротив отеля Christie (фотки местности можете посмотреть на карточке отеля, я к сожалению своих не сделала, перегрелась на солнце). Мы запарковали машину и пошли пешком через квартал отелей и гостевых домов к озеру Донузлав. И я сразу пожалела, что мы не остановились в этом месте. Его явное преимущество заключается в том, что в пешей досягаемости будет берег моря с одной стороны и озеро с другой. В квартале много кафе и столовок на любой вкус и кошелек, если на море сильный ветер, то на озере тихо и спокойно.

Залив Донузлав мы уже видели несколько раз, он длинный и местами пресный, местами соленый за счет залива воды с моря. Как раз такой водный режим и любят устрицы, которых и выращивают на озере. Но на южной косе предоставляется возможность посмотреть на водоросли, рыбок и крабиков. Прямо у полосы отелей есть несколько спусков с набережной в воду и довольно обширная отмель, по которой можно ходить и смотреть под ноги. Некоторые люди там купались, но это как купаться в мелком Финском заливе в Питере, только найдешь относительно глубокое место, чуть проплывешь и опять садишься пузом на мель.

В общем на Южной косе залив Донузлав производит самые приятные впечатления.

Ласточкино гнездо

Вот это была самая дальняя наша поездка — 200 км в одну сторону и около 4 часов по времени. На самом деле оно, наверное, того не стоило, но мы это сделали. Ласточкино гнездо это первый визуальный символ Крыма который приходит в голову человеку, никогда не бывавшему в Крыму. Мы думали, что увидим это легендарное место и еще что-нибудь охватим рядом.

Но на самом деле дорога нас очень вымотала. Мы стартовали в 7:00, без труда преодолели Евпаторию, Саки и прочие мелкие селения в степной зоне. А на подъезде к Севастополю начались жуткие пробки на дороге. К Севастополю рельеф местности становится гористым, степь заканчивается. За Севастополем шла большая стройка огромных автомобильных развязок, чтобы высокие чиновники могли беспрепятственно ездить на военные парады. Навигатор чудил и путался в показаниях, потолкались мы там знатно.

Далее за Севастополем вообще начинается горный серпантин вдоль берега моря со множеством поворотов, спусков и подъемов. Пейзажи, конечно завораживают, очень красиво. Растительность Южного берега Крыма радикально отличается от растительности вокруг Евпатории. По склонам гор растут сосны, местами натуральные леса, ближе к морю много пальм, цветущих кустарников. Жаль, что вдоль такой красивой дороги практически нет смотровых площадок, где можно было бы остановится и пофоткать пейзажи. Видели всего одну площадку Лапси, но не успели на нее свернуть.

Проехали мимо нового отеля «Мрия», его видно прямо с дороги. Летом там самый простой номер стоит от 60000 рублей в сутки, т.е. цена для олигархов. Простым смертным Мрия предлагает дневной абонемент — можно пользоваться всеми бассейнами и инфраструктурой отеля всего за 10000 руб. в день. 5000 руб. из этой суммы можно потратить на еду или дополнительные услуги. Для жителей Крыма действует дополнительная скидка на этот аттракцион.

Чтобы подъехать к парковке рядом с Ласточкиным гнездом приходится съезжать с шоссе резко вниз через облезлые жилые кварталы советских времен. Маленькая парковка находится на удалении от самого замка, чудом нашли себе свободное место. Вокруг парковки работает много сувенирных магазинчиков и просто прилавков. От парковки нужно сначала тенистой тропой спустится вниз, а потом по солнцу по лестницам лезть наверх к замку. Вдоль тропы стоят торговцы сувенирами и водой в количестве.

На нижеследующем фото видно автомагистраль сверху, по которой мы приехали, закрытый не работающий пляж и часть тропы к замку Ласточкино гнездо.

Пейзаж вокруг Ласточкиного гнезда

Посещение Ласточкиного гнезда платное, но не дорогое ибо особо смотреть там нечего — просто три маленькие комнатки с картинами на стенах. Море и горы вокруг гораздо симпатичнее самого распиаренного замка.

Мы у замка Ласточкино гнездо
Море у замка Ласточкино гнездо
На мой взгляд окружающий пейзаж приятней самого замка

В этом месте мы все дружно вспомнили, как мы посещали замок Мирамаре, стоящий на берегу Триестского залива в Италии. Место похоже, так же замок на берегу моря, кругом горы и лес, но там замок больше, краше и нет всей этой сувенирной суеты вокруг. Сувениры продаются всего в одном магазине на выходе из замка, вокруг парк дендрарий. Прекрасные были времена.

Нам бы очень хотелось искупаться, чтобы освежиться и почувствовать себя лучше, но ближайший пляж был закрыт. Этот пляж вообще относится к санаторию, который стоит на ремонте, там все огорожено заборами и никого не пускают. Туристы рядом с нами тоже мечтали окунуться, пытались нагуглить координаты пляжа рядом, но туда нужно было бы ехать на машине, в ближайших от Ласточкиного гнезда окрестностях работающего пляжа нет.

Мы так ужарились за эти 2 часа, которые провели рядом с Ласточкиным гнездом, что решили тупо ехать обратно в Витино и купаться на нашем пустом песчаном пляже. На обратной дороге купили связку ялтинского красного лука в качестве сувенира.

В общем, чтобы осмотреть достопримечательности Южного берега Крыма, нужно снимать там жилье, ездить из под Евпатории не вариант, дорога отнимает много времени и сил. Может быть на будущий год остановимся где-то на ЮБК и тогда посетим все дворцы и парки наших императоров.

Парк львов Тайган

После утомительной поездки к Ласточкиному гнезду мы один день потупили на пляже, а через день решили ехать смотреть львов, т.к. отпуск неумолимо приближался к концу. Парк львов находится в центральной части Крымского полуострова в окрестностях города Белозерск. Путь к нему после Симферополя пролегал по новой автостраде Таврида, что сделало его очень даже комфортным по сравнению с поездкой к Ласточкиному гнезду.

Парк львов «Тайган» является частным зоопарком, полностью находится на самофинансировании, государство не вкладывает в это предприятие ни копейки. Кроме львов там много других зверей самых разных. Цены на билет кусаются — 1500 руб. со взрослого человека летом, в зимний период 1000 руб., но с другой стороны их можно понять. Содержание такого количества животных и огромной территории в 30 гектаров явно дело не дешевое. Максимум посетителей приходится на лето, а в остальное время клиентов мало, а зверей кормить надо, и зарплату персоналу тоже никто не отменял.

Зона саванны в парке львов Тайган

Уникальность именно зоопарка «Тайган» заключается в том, что там для львов и тигров созданы естественные условия. На большой территории саванны животные могут делать все, что пожелают. Гости зоопарка ходят по высоким трапам и смотрят на львов сверху вниз. Поначалу ходить было скучно, львы все спрятались в тени и спали, но потом мы нашли на этой большой территории парочку львов выясняющих отношения между собой, это было забавно.

Вообще парк можно условно разделить на две части:

1. Саванна с львами, тиграми, прочими кошачьими хищниками
  2. Просто территория традиционного зоопарка со множеством разных животных

Мы в самом начале осмотра взяли экскурсию на паровозике, т.к. боялись, что не осилим обойти парк пешком по жаре. Такая экскурсия длится всего 20 минут и её маршрут пролегает только по территории традиционного зоопарка, саванну со львами и тиграми такая экскурсия не затрагивает. По факту могли бы эту экскурсию не брать, т.к. потом мы обошли весь парк пешком.

Зоопарк «Тайган» принимает животных из цирка, тех, что уже вышли на пенсию или не прижились там по каким-то причинам. Например, слониха по собственной инициативе показывала собравшимся вокруг разные танцы, а потом собирала гешефт яблоками и апельсинами. В общем то, её и без танцев угощали бы.

Слон в зоопарке Тайган
Лев в Тайгане
Лев ест что-то

Еще в парке можно было посетить клетку с маленькими тигрятами за 1000 руб. и пофоткаться с ними. Нам достались два спокойных тигренка, а в соседней клетке женщине с ребенком попался хулиганистый тигренок. Он конкретно так потрепал ее сумку и её царапнул, ну быть может она была излишне навязчива. Тигрята тяжеленькие по сравнению с нашей домашней кошкой и шерсть у них более жесткая.

Фотосессия с тигрятами в зоопарке Тайган
Моя дочь с рыжим тигренком
Фото с тигренком в зоопарке Тайган
Я с белым тигренком

Так же на территории зоопарка есть отель, там предлагается провести ночь и послушать ночные рыки львов и тигров. Они ведь ночные животные, и днем по большей части спят, их активная жизнь начинается после заката.

При входе в зоопарк активно собирали подписи за освобождение из тюрьмы владельца зоопарка «Тайган» — Олега Зубкова. Его якобы посадили за то, что какому-то ребенку тигр откусил палец. Позже на нашем пляже в Витино нам рассказали все местные сплетни про господина Зубкова и его семью. Оказывается сын Олега Зубкова совершил ДТП, повлекшее смерть троих людей. Он несся на своем БМВ с умопомрачительной скоростью и врезался на трассе Таврида в две машины, оформлявшие ДТП. Да знаки аварийные не были поставлены, но вины Зубкова младшего это не умаляет. И местные считают, что отец отбывает наказание за прегрешения сына.

Ну а что там кому-то откусили палец, на всех клетках и ограждениях написано, руки не совать, за малолетними детьми смотреть. Да и на официальном сайте зоопарка сказано, как нужно вести себя в зоопарке, прямо на первой странице длиннющий список правил. Предположить себе абсолютно все безумные действия к которым прибегают посетители зоопарка не представляется возможным.

«Тайган» стал последним местом в Крыму, которое мы посетили в плане осмотра местных достопримечательностей. Еще один день мы провел чисто на пляже и выдвинулись домой.

Дорога домой

Обратно мы ехали в три приема:

Первый день Евпатория → Ростов-на-Дону 730 км. Навигатор опять нас вел в объезд Краснодара через все местные станицы Темрюк → Ананиевская → Славянск-на-Кубани → Тимошевск → Каневская →  Ленинградская. Большая часть пути пролегала по дорогам местного значения, поэтому так мало в километрах и довольно много по времени — 11 часов. На этом участке пути вдоль дороги часто встречаются большие фруктово-овощные рынки. Продают все что выросло на полях — много арбузов разных сортов, тыкв, персиков, абрикосов, слив, яблок. Цены весьма демократичные по сравнению со столичными.

Ночевали в Ростове-на-Дону в отеле Эрмитаж, более подробно я писала об этом в первой части отчета.

Второй день мы ехали из Ростова-на-Дону до Москвы 1077 км. Погода испортилась, моросил дождик, дороги стали свободнее, очереди на АЗС рассосались. Единственной неприятностью стала авария с фурой на подъезде к Москве на М4. Фура с сахаром перевернулась где-то в 8 утра (это мы в новостях прочитали), мы подъехали к этому месту уже в 14:20 и простояли почти 2 часа. Как-то очень долго убирали рассыпавшийся сахар.

В Веневском районе на трассе М-4 Дон перевернулась фура с сахаром
В Веневском районе на трассе М-4 Дон перевернулась фура с сахаром фото сделано в 16:20

На третий день мы никуда не ехали. Сняли квартиру на Суточно.ру рядом с Домодедовской, поспали как следует и пошли прогуляться по Москве. Столица, как всегда была великолепна.

Фестиваль Цветочный джем - тропическое лето в Москве
Фестиваль Цветочный джем — тропическое лето в Москве

На четвертый день проехались уже вдвоем с мужем из Москвы в Санкт-Петербург по М11. Это уже настолько рядовое событие, что даже и писать по этому поводу нечего.

Как нам Крым по сравнению с Адлером

В 2021 году мы провели свой отпуск в Адлере, поэтому сравнение будет по свежим впечатлениям. Крымский полуостров по сравнению с регионом большого Сочи гораздо более обширная территория с разнообразным ландшафтом и растительностью. Западный Крым — это степная зона с великолепными песчаными пустынными пляжами. Отдыхающих далее Евпатории мало, по сравнению с прошлогодним Адлером людей практически нет на пляже, но и инфраструктуры совсем не много, и она оставляет желать лучшего.

За одну поездку мы охватили практически все достопримечательности Западного Крыма, в районе Сочи достопримечательностей гораздо больше. Но с другой стороны цены на овощи и фрукты, питание и жилье  далее Евпатории очень даже демократичные пока по сравнению с регионом большого Сочи.

В сезоне 2022 года самолеты летали только в Сочи, все остальные аэропорты Краснодарского края и Крыма были закрыты, поэтому Сочи был перегружен отдыхающими, а Крым испытывал недогруз, туда ездили только на собственных машинах. Осмотреть все достопримечательности Крыма за один отпуск не представляется возможным, поэтому поедем еще, посмотрим, как там ситуация на ЮБК.

Что посмотреть на западе Крымского полуострова
Сохранить в Пинтерест
Достопримечательности Западного Крыма
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне