Ежегодно Нидерланды посещают около 20 млн. человек при собственном населении всего 17 млн., поэтому главный художественный музей страны пользуется грандиозной популярностью. В течении года его посещают около 2 млн. местных жителей и туристов, а это порядка 5000 человек в день.
Естественно, это нашествие происходит не равномерно в течении года. В высокий туристический сезон с конца марта до октября посетителей особенно много. Поэтому в Рейксмузеум можно купить билеты онлайн и даже нужно это делать. В этой статье я расскажу про все способы попасть в Рейксмузеум, и немного расскажу о коллекции музея и моих впечатлениях.
6 способов купить билеты в Рейксмузеум
На 2024 год Рейксмузеум полностью cashfree, т.е. вы не сможете купить билеты за наличные в кассе, купить что-нибудь в кафе и сувенирных магазинах за наличные. К оплате в музее и на официальном сайте принимаются только банковские карты (не банков РФ) или система платежей Giropay (обязателен открытый счет в европейском банке).
Все билеты привязаны к дате и времени, при покупке билеты любым способом вам предложат выбрать дату визита и время.
- Самый простой и очевидный способ — купить билет на официальном сайте Рейксмузеума. На сайте есть одна страничка на русском языке, но покупка билетов доступна только на английском. Но этот метод имеет ряд недостатков, если вы соберетесь заплатить с paypal — это сделать невозможно, официальный сайт не предоставляет таких удобств. В Нидерландах из-за высоких цен на билеты в музеи широкое распространение получили комби-билеты. Это когда вы приобретаете два билета сразу и получаете скидку. На официальном сайте музея комби-билеты не представлены.
- Купить билеты в Рейксмузеум, расплатившись любой российской банковской картой можно здесь.
- Так же комбинированные билеты можно приобрести на широко известном билетном сайте Tiqet, интерфейс сайта доступен на русском языке, там больше вариантов комби-билетов, могут проводить акции и распродажи по сниженным ценам, поэтому проверяйте, где выгоднее.
- Доступ Рейксмузеум включен в карту I amsterdam City Card (один день — 60€, два дня 85€, три дня 100€, четыре дня 115€, пять дней 125€). На музейной площади расположено еще несколько музеев — музей Ван Гога, музей Бриллиантов, музей MOCO и музей Стеделейк — современной искусство. Если охватить это всё, карта однозначно будет выгодной. Время входа в музей требует резервации с этой картой, т.е. просто так прийти не получится.
- Доступ в Рейксмузеум включен в Go City Amsterdam Explorer Pass. Это еще одна карта на посещение многих музеев и туристических аттракционов Амстердама. Она позволяет посетить 3,4,5,6 или 7 объектов из выбранного списка в течении 60 дней. Если выбирать самые дорогие аттракционы, это может быть очень выгодным, например, заплатите всего 64€ вместо 156,50€. Включены даже автобусные экскурсии в соседние города и парк Кёкенхоф, но экскурсии только на английском. Время входа в музей требует резервации с этой картой, т.е. просто так прийти не получится.
- Рейксмузеум можно посетить и по Museumkaart. Сайт Museumkaart существует только на голландском языке и купить карту онлайн можно только расплатившись в местной платежной системе iDeal. Т.е. туристов от этой ранее приятной карты совсем отстранили, теперь это только для местных.
Сами производители разнообразных карт говорят о том, что карта предназначена не столько для экономии, сколько для удобства, чтобы не заботиться о покупке билетов, не думать о стоимости транспорта. Т.е. I Amsterdam City Card это больше для удобства, чем для экономии. Развлекательные музеи, например, музей мадам Тюссо или Heiniken experience в I Amsterdam City Card не включены, в подобных заведениях можно получить лишь 25% скидку.
В музей Ван Гога необходимо зарезервировать время посещения даже обладателям I Amsterdam City Card и Museumkaart. Я пыталась смотреть билеты в музей Ван Гога 08.04.24 — доступно было только 1 мая, т.е. там все выкуплено почти на месяц вперед.
Где бы вы не покупали билет печатать их не обязательно, их сканируют с экрана смартфона. Гардероб носит характер камеры хранения, как в Лувре. Музей работает с 9-00 до 17-00, режим работы лучше уточнять на официальном сайте.
Конструктивно здание Рейксмузеум состоит из двух равных крыльев, при переходе из одного крыла в другое приходится предъявлять билеты еще раз и еще раз, что немного меня лично раздражало. Это не смотря на то, что Рейксмузеум открылся после масштабной десятилетней реставрации и перестройки в 2013 году, в которую было зарыто 375 миллионов евро. Не до конца был продуман проект, раз так получилось.
Посетить Рейксмузеум можно и в компании с русскоязычным искусствоведом, такие предложения ищите на сайте Tripster.
Что посмотреть в Рейксмузеум
Почти каждая, уважающая себя европейская столица, обзавелась в конце XVII- XIX веке большим художественным музеем — главным музеем страны. Во Франции это — Лувр в Париже, в Испании музей Прадо в Мадриде, в России — Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а в Нидерландах — Рейксмузеум или Рейксмузей в Амстердаме. Как правило, художественный музей создавался на базе частных коллекций местных монархов и при их активном участии.
Рейксмузеум — это не только про искусство, в том числе постоянная экспозиция повествует и об истории Нидерландов, прикладном искусстве, предметах интерьеров разных эпох и даже искусстве голландских колониальных владений.
Вся экспозиция разделена на 6 частей и расположена на трех этажах огромного здания. Часто в музее проводятся временные выставки и для их посещения может требоваться дополнительная плата или резервация времени посещения. Внимательно изучайте официальный сайт и сайты билетных агентств, иногда там сказано больше, чем на официальном сайте музея. Потому, что к агентству легче предъявить претензию, чем к музею.
Мы, например, пролетели с выставкой произведений Рембрандта, проходившей с 15 февраля по 10 июня 2019 года. Требовалась предварительная запись, я этого не увидела, когда мы пришли в музей свободного времени для записи уже не было.
По этажам коллекция распределена не в хронологическом порядке, всё немного запутано. Сначала на нулевом этаже вы погружаетесь в средневековье и ренессанс, там же расположены специальные коллекции (прикладное искусство) преимущественно относящиеся к XIX веку, потом перескакиваете на первом этаже в XVIII и XIX века, на втором этаже возвращаетесь в XVII век — золотой век голландской живописи и на третьем этаже уже современное искусство XX века.
Нулевой этаж: картины, скульптуры, прикладное искусство
Нулевой этаж: специальные коллекции, включающие в себя макеты кораблей, оружие, ювелирные изделия, посуду, в том числе и изделия делфтской фарфоровой фабрики, и предметы одежды (XIX век) и искусство средневековья и эпохи Ренессанса 1100-1600 годы. В двух крыльях здания расположены две выставки, никак не связанные друг с другом.
На самом деле мне было бы интересно увидеть хоть один экспонат из XII века, но я его не нашла, большинство предметов коллекции относится к XV-XVI векам и только в этой части музея абсолютное большинство работ имеет религиозный характер. Даже картины изображающие наводнение называли по имени святых, например, наводнение 18 ноября — 19 ноября 1421 года вошло в историю как «второе наводнение Святой Елизаветы». Авторы многих работ неизвестны.
Специальные коллекции порадовали нас прикроватным шнурком, принадлежавшим русскому царю Петру I. Фото ниже все из специальных коллекций на нулевом этаже.
Первый этаж: картины, скульптуры, мебель
Первый этаж: искусство XVIII века и искусство XIX века, в этой части выставки представлены работы Ван Гога и других импрессионистов. Это две разные части экспозиции с разными входами и повторными проверками билетов.
Залы XVIII века не произвели на меня сколь нибудь значительного впечатления. В XVIII веке Нидерланды перестали быть мировой морской державой и полностью сосредоточились на растрате раннее добытого в колониях на предметы искусства и интерьера. Единственно, что обратило моё внимание на себя, та это творчество Жана Батиста Ванмура, запечатлевшего на своих полотнах Османскую империю XVIII века. Вызывает удивление, как ему разрешили всё это изобразить в мусульманской стране. Коран ведь запрещает правоверным рисовать человека или европейцам можно? Турки же всегда интерпретировали религиозные правила мягче, чем представители Арабских Эмиратов. Жан Батист Ванмур рисовал не только турок, но и армян и на этих полотнах женщины тоже все с закрытыми лицами.
Так же меня удивили трактовки картин на официальном сайте Рейксмузея. Например, сказано по поводу картины «Первый день в школе»:
Мать в сопровождении группы женщин впервые приводит дочь в школу. О том, что женщины турки, видно из их яркой одежды и желтых шлепанцев, которые разрешают носить только законы мусульман. Слуга несет девичью рамку с вышивкой. Рукоделие было любимым занятием женщин в богатых турецких кругах. Рабы делали домашние дела.
Я же вижу, что женщины привели в школу своих сыновей, возможно дети останутся там на несколько дней или месяцев, девочек держат за руку. Они никуда не отходят от матерей. Интересно, кто сочиняет все эти интерпретации и насколько им можно доверять?
По сравнению с залами представляющими искусство XVIII века, XIX век выглядит динамичнее и масштабнее. Один только наполеоновский зал чего стоит. Главным героем огромного полотна «Ватерлоо» Яна Виллема Пиенмана, 1824 г., является британский полководец герцог Веллингтон, победивший Наполеона. Само собой зал украшают портреты Наполеона, первого короля Нидерландов Вильяма I.
Заявленного на официальном сайте автопортрета Ван Гога мы не увидели. Зато посмотрели на два других его полотна не обозначенных вообще нигде — Сад с бабочками (1889 г.) (это название я нашла на Gallerix) и неопознанное полотно с гиацинтами. Помогите мне найти название этой картины, может быть кто-то узнает?
Второй этаж: Рембрандт, Вермеер, Хальс, галерея славы
Второй этаж: всё самое интересное — золотой век голландской живописи искусство XVII века. На этом этаже висит знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, «Молочница» и «Маленькая улица Делфта» Вермеера,. Именно для создания достойного обрамления самым выдающимся голландским картинам и была затеяна масштабная реконструкция здания. Людей на втором этаже было заметнее больше, чем в других частях Рейксмузеум.
Феномен золотого века голландской живописи легко понять, мысленно спустившись на первый этаж музея. До XVII века в живописи преобладали религиозные сюжеты — распятие Христа, Святая Урсула с фрейлинами, мученичество Святой Елизаветы, Благовещение и т.д. и т.п.
Победа протестантизма позволила художникам преодолеть религиозные оковы. Нарождалась буржуазия — средний класс. Люди стали заказывать художникам портреты, появился спрос на бытовые сценки, огромные групповые портреты, одним из которых по сути и является «Ночной дозор», официально картина называется «Милицейская рота округа II под командованием капитана Франса Баннинка Кока». Все персонажи полотна известны по именам, рядом размещены еще две милицейских роты других районов, кисти Варфоломея ван дер Хельста и Франса Халса.
Я даже не буду пытаться перечислить все шедевры второго этажа.
Третий этаж: искусство XX века
На третьем этаже представлены картины и предметы современного, иногда шокирующего искусства. Самолет времен Первой мировой войны выглядит вполне невинно, остальное слабонервным лучше не увеличивать. Аэроплан ФК 23 Бантам — своеобразная гордость голландской инженерной мысли.
Экспозиция музея находится в постоянной ротации, какие-то полотна выставляют, какие-то убирают в запасники или увозят на выставки в другие города и страны, поэтому никаких гарантий увидеть, всё что представлено на моих фотографиях и даже всё что выставлено на официальном сайте музея нет. На официальном сайте Рейксмузеум нет многих произведений, которые присутствуют в залах.
Если вы бывали в Рейксмузеуме поделитесь своими впечатлениями от посещения в комментариях, что понравилось, что не очень, вы попали без труда на все временные выставки или не успели вовремя записаться, как мы.
Возможно вам будет интересно узнать, что посмотреть за один день в Амстердаме — идеальный план прогулки на хорошую и плохую погоду.