Петербургская дамба простыми словами

Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений? Как можно узнать еще больше о Петербургской дамбе? Как можно увидеть сооружение собственными глазами и побывать в технологических помещениях дамбы? В конце статьи можно посмотреть научно-популярный фильм «Большой скачок. Защита от наводнений.»

Узнать, как получить кешбэк от Ростуризма за путешествия по России до 20000 руб., акция проходит с 15 октября по 5 декабря 2020 года. Можно оплатить новогодние путешествия.

Статья написана после посещения групповой организованной экскурсии на дамбу. Сейчас, к сожалению подобные экскурсии уже не проводятся.

Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.

История наводнений В Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде

История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. Первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.

С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего  города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.

Наводнение в Ленинграде 17 ноября 1903 года
Наводнение в Ленинграде 17 ноября 1903 года

Во времена правления  Екатерины II , было построено два канала — Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно,  и я так думала.

Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения случаются из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольфстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.

Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы — Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта «Дельта» можно на сайте elligo.ru — все самое интересное о Нидерландах.

Механизм подъема уровня воды в Неве был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см  выше уровня Кронштадтского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды — максимальный уровень  достигается в течение 2 часов.

7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Фёдор Яковлевич Алексеев
7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Фёдор Яковлевич Алексеев

После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас, но в XIX веке подобный объем работ потребовал бы колосальных усилий. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

Далее схема расположения сооружений дамбы.

Схема комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений
Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения

Строительство дамбы

Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании  защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадтского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная, и если кого-то смоет в реку в зимней одежде, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.

Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин «Максидом» на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину  25,4 км. На дамбе построено  6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.

К 1984 году был открыт сухопутный путь в Кронштадт, но ездить по нему могла только строительная техника, город на острове был закрыт до 1996 года. Во время Перестройки жители Кронштадта называли дамбу своей дорогой жизни. Многие потеряли работу на местных предприятиях и дорога по дамбе позволила им ездить на работу в Питер и пережить трудные времена.

Официально строительство дамбы было завершено только в 2011 году. Во время Перестройки рассматривали даже возможность разобрать её, поскольку средств на продолжение строительства не было, но кто-то высчитал, что разборка потребует больших средств, чем достройка.

Итого строительство комплекса защитных сооружений от наводнений длилось целых 32 года, с перерывом в 10 лет с 1990-х по нулевые.

Как работает и устроено Водопропускное сооружение

Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.

Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях. В нескольких местах со скоростного шоссе есть съезды и автомобильные стоянки, там обычно обитают рыбаки.

Водопропускное сооружение Петербургской дамбы снаружи
Водопропускное сооружение снаружи

Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост.  Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.

Гидравлическое устройство в Финской галерее
Дамба — гидравлическое устройство в Финской галерее

Сам затвор — просто огромен и очень тяжел.

Затвор водопропускного сооружения Петербургской дамбы
Затвор водопропускного сооружения

Как и когда принимается решение о закрытии дамбы

Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки — Таллин, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике, о который нагонная волна и должна разбиться.  С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.

Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне. Однако, с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.

Несколько раз в год производят тренировочные закрытия отдельных затворов дамбы для проверки работоспособности механизмов.

Судопропускное сооружение С2

Судопропускное сооружение С2 петербургской дамбы
Судопропускное сооружение С2

Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.

Подъем моста на судопропускном сооружении С2
Подъем моста на судопропускном сооружении С2

Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1. На устройстве двух судопропускных сооружений настояли военные. Город Кронштадт на острове Котлин был в советские времена базой ВМФ СССР, после Перестройки многие военные суда перевели на базу в Калининград, чтобы военные корабли не были заперты за дамбой.

Природа Невской губы

Финский залив вокруг дамбы
Пейзаж вокруг дамбы

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.

В настоящее время все форты заброшены, кроме форта «Константин», и находятся в аварийном состоянии. В период навигации возможно посещение форта «Милютин», билеты брать здесь. Остальные форты возможно посетить только обладателям собственных лодок и катеров или по договоренности с таковыми. Форт «Константин» посещают во время групповых экскурсий или самостоятельно обладатели автомобилей, от Зимней пристани в Кронштадте 4 раза в день туда следует бесплатный автобус.

Пейзаж вокруг дамбы
Пейзаж вокруг дамбы

Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.

Судопропускное сооружение С1

Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.

За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Пульт видеонаблюдения за туннелем
Пульт видеонаблюдения за туннелем

Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.

Судопропускное сооружение С1
Судопропускное сооружение С1

По сторонам от судового прохода лежат батопорты — плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.

Зубчатая железная дорога на дамбе
Специальная железная дорога, закрывающая створки при наводнении

Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.

Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.

Судно проходит через судопропускное сооружение С1
Судно из Панамы проходит через судопропускное сооружение

Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.

Вид на Чумной форт с Петербургской дамбы
Старинный форт Кроншдата

Как посетить комплекс защитных сооружений или дамбу?

На экскурсию по дамбе можно было записаться в одноименной группе на сайте «в контакте». Экскурсии проводятся в среднем один раз в две недели. Старт от станции метро «Черная речка», продолжительность 4 часа. Экскурсия, однозначно значительно лучше, чем самостоятельное посещение объекта, потому что самостоятельно можно только проехать по  кольцевой автодороге, которая проложена по дамбе, и остановиться в нескольких местах. На экскурсии вас проводят во многие технологические помещения, доступ в которые закрыт для всех остальных и расскажут много подробностей, которых нет в википедии, которых нет в фильме «Защита от наводнений», приведенном ниже.

На дамбе дует сильный ветер, одеваться на эту экскурсию надо гораздо теплее, чем обычно, лучше надеть не сдуваемую шапку, кепки с козырьками и капюшоны, ветер легко срывает с головы.

Судопропускное сооружение С1, сильный ветер
Судопропускное сооружение С1, сильный ветер

В конце экскурсии делается небольшой заезд в Кронштадт, этот город, который впрочем является административным районом Санкт-Петербурга, достоин отдельной экскурсии, но полюбоваться отремонтированным Морским собором все же удастся.

Николаевский морской собор в Кронштадте
Морской собор

Всем  рекомендую посетить эту экскурсию. Все что я здесь написала, это только общие черты, не более. За 4 часа вы узнаете много разных деталей про Петербургские наводнения, многое об истории строительства дамбы, увидите всю мощь сооружения, убедитесь в наличии самого современного оборудования для управления комплексом защитных сооружений. На экскурсии вам расскажут такое, о чем не принято писать и снимать фильмы.

Возможно вам так же будет интересно узнать о Кронштадте — городе-форте. В статье я описываю все возможные способы добраться до города на острове и рассказываю о достопримечательностях, которые легко можно осмотреть в процессе пешей прогулки.

Для тех, кто хочет узнать о дамбе больше, но не имеет возможности посетить ее лично можно порекомендовать к просмотру научно-популярный фильм  в двух частях «Защита от наводнений». Фильм очень доступным языком излагает много подробностей не освещенных в данной статье.

 

Дамба в СПБ, всё что вы не знали и стеснялись спросить
Добавить в Пинтерест
Дамба в Петербурге, всё что вы хотели узнать
Сохранить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Андрей Глазачев

    Мне посчастливилось участвовать в углублении канала и завершении строительства дамбы в 2007-08 гг. Но в целом дамбу и тоннель увидел впервые. Спасибо за интересную информацию.

    Ответить
  2. Денис

    На экскурсию по дамбе можно записаться в одноименной группе на сайте «в контакте».
    Можно ссылку?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Похоже, что сейчас эта экскурсия не проводится. Её организовывала фирма — Град Петра. Но сейчас увы её нет в их программе. Возможно она появится позже, а возможно эту экскурсию прикрыли из соображений безопасности. Террористы увы не дремлют.

      Ответить
      1.       

        Господи, какие террористы? Выньте голову из телевизора, пожалуйста.

        Ответить
        1. Ирина

          я ездила с «Прогулками по Петербургу». И у них тоже сейчас тихо

          Ответить
  3. Сергей

    День добрый!

    В текстовке про водопропукные сооружения ошибка.
    Давление в трубопроводах водопропускного сооружения рабочее 130-160, проверочное в 1,5 раза больше.

    Ответить
  4. Игорь , Латвия

    Несколько дней назад прошёл на пароме из Питера в Хельсинки и рассматривал и фотографировал Дамбу и Кронштадт . А вообще- то помню 1984 год , когда служил срочную по Ленинградом и видел начало строительства Дамбы. После поездки захотелось узнать больше в Интернете об этом сооружении . Спасибо Вам за описание .

    Ответить
  5. Ольга

    Спасибо огромное за статью!)Сегодня проезжала по Дамбе и стало очень интересно как же она устроена)Удобство дамбы ещё в том что можно без пробок добраться от северного побережья Залива до южного)

    Ответить
  6. Алёна

    Очень познавательная и интересная статья, спасибо!
    Прочитала с огромным удовольствием 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Как же приятно, когда сознательные читатели благодарят, вы прямо бальзам излили на мою душу.

      Ответить
  7. Галина Шефер

    Дочка моя каждую зиму рассказывает про эту дамбу. Важную роль играет в жизни города это сооружение!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Главным образом дамба позволила замкнуть кольцевую автодорогу, сейчас строят еще западный скоростной диаметр прямо на эстакадах над Васильевским островом, Канонеркой, но эта дорога будет платной, а КАД по дамбе бесплатен.

      Ответить
  8. Катерина Стрига

    Оказывается, по дамбе Санкт-Петербурга можно прогуляться на экскурсии, очень интересно. Я не была в Вашем городе, Елена, даже из прочитанного, представляю, какие страдания жителям города может принести наводнение.
    Похоже, нет причин волноваться 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Катастрофические наводнения происходят раз в сто лет, последнее было в 1955 году. Сейчас построили разветвленную сеть метро и в случае серьезного наводнения метро затопит и город встанет, транспортный коллапс на несколько дней гарантирован. Поэтому дамба очень кстати.

      Ответить
  9. Светлана

    Очень интересно и исчерпывающе: по дамбе я ездила. про форты слышала (один из наших друзей писал дипломную работу), про угрозу наводнения также наслышана, а вот о причинах, получается, не знала совсем ничего. Помню, был какой-то бум о нарушении экологического баланса в связи с существованием такого объекта — интересно, что в итоге? Судя по всему, она очень нужна, эта дамба. Большое спасибо, очень было интересно читать.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Шум насчет нарушения природного баланса поднял Собчак, когда балотировался на пост мэра. Его соперником на выборах был начальник строительства дамбы, вот Собчак и решил победить соперника таким способом. Сейчас все нормально. Вроде ничего не слышно про экологию. И Кронштадт получил сухопутный путь в Питер, что после переноса базы ВМФ в Калининград спасло население от безработицы.

      Ответить
  10. ladybloger

    Очень внушительное сооружение! Хорошо, что его построили. А то бы и сейчас всех путешественников просили привозить с собой большие камни. 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Строить его начали еще в советское время — это была великая комсомольская стройка, но началась перестройка и благодаря Собчаку проект был приостановлен на неопределенное время. Потом решили и совсем разбирать не дострой, но когда посчитали, сколько будет стоить разобрать, то оказалось, что достроить дешевле обойдется. Так что чудом достроили.

      Ответить
      1. ladybloger

        Не знала эту историю. Думала, что целенаправленно строили, а не потому что разобрать дороже было бы…

        Ответить
  11. Ольга

    Елена, здорово, что вы и про Питер столько пишете интересного, в родном краю тоже много удивительного. Очень познавательная статья, прямо как будто сама на экскурсию сходила под пронизывающим ветром 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Питер пользуется большим спросом, чем заграница. Только 28% сограждан имеет заграничный паспорт, но большинство этих людей ездят только по тур. путевкам, а Санкт-Петербург второй город России, многие мечтают хотя бы раз в жизни посетить. И достопримечательностей у нас не перечесть, а официальные сайты музеев, как правило очень убогие.

      Ответить
  12. Эллина

    Ничего себе махина, впечатляющее сооружение… Не думала, что в Питере на столько серьезная проблема была с наводнениями, надеюсь дамба ее решила навсегда.
    Елена, спасибо! С большим интересом читала статью и пыталась сравнить с голландским «Планом Дельта», в чем-то они похожи 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Да, затворы на судопропускных сооружений очень похожи. Может нам стоит обменяться ссылками с этих статей, я думаю сравнить сооружения будет интересно многим читателям.

      Ответить
      1. Эллина

        Интересная мысль, давайте так и сделаем 🙂

        Ответить
  13. Ольга

    Грандиозное сооружение. Обычно не очень задумываешься, как все это работает, знаешь что это есть и все. А оказывается, что это сложнейшая система.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я была сильно удивлена когда узнала все подробности работы нашей дамбы, думала что все само собой происходит,а оказалось, что только за одним автомобильным туннелем следит специальная бригада. Они сидят в специальном помещении и никто даже не подозревает об их существовании.

      Ответить
  14. Мария

    Наводнения в Питере — страшное дело. Они аж в литературе описаны и воспеты, так сказать, увековечены. У меня есть несколько фотографий домов, на которых зафиксирован уровень воды в 1824 и 1924 годах. Ужас — прям по окна, а мне выше пояса. Надеюсь, сейчас-то дамба выдерживает и такого уровня стихия не достигает.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Про литературу вы правы, экскурсовод так и сыпал цитатами из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Такого уровня, как было в 1824 и 1924 году, вода достигает раз в сто лет. Дамба сейчас рассчитана даже на больший подъем воды так что надеемся, что наводнений в Питере больше не будет.

      Ответить
  15. Татьяна

    Очень познавательная статья, спасибо, с интересом прочитала. Люблю Питер и все, что связано с морями, кораблями…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      На самом деле, я живя в Питере не знала какое сложное и современное сооружение наша дамба, я слышала только что она есть, ездила по ней на машине и все.

      Ответить