Музей авиации Южной Карелии находится в аэропорту города Лаппееенранты. Музей совсем не велик и содержится энтузиастами. Финны тоже любят покопаться в лесах и отыскать какие-нибудь обломки минувших эпох. На базе этих находок и была создана в 1996 году ассоциация авиационных музеев Южной Финляндии, а сам музей авиации Южной Карелии был открыт в 2000 году. В настоящий момент в ассоциации состоит 6 музеев, адреса и контакты, режимы работы всех музеев авиации в Финляндии.
Список самых крупных экспонатов
Всего в музее авиации Южной Карелии экспонируется 9 самолетов и один вертолет. Многие из них производства СССР, так что можно сказать, что посещение музея это прикосновение к истории авиации Российской империи, СССР и к нашей совместной с Финляндией непростой истории.
Список всех крупных экспонатов:
- Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
- Mig 21 Bis (СССР)
- Mig 21 F (СССР)
- Mig 21 UM (СССР)
- Fouga CM 170 Magister (Франция)
- Folland Gnat (GN-3 and GN-106) (Великобритания)
- Saab D 91 Safir (SF-31) (Швеция)
- Saab 35 J Draken (Швеция)
- Вертолет Mi-8, Mi-4 (body) (СССР)
- Pik-3 Glider OH-420
Кроме самих самолетов в ангаре выставлено много обломков самолетов времен Второй Мировой, фотографий, документов. Подписи к экспонатам только на финском языке к сожалению, но название моделей можно разобрать и по-фински.
Режим работы музея авиации Южной Карелии
Мы посетили музей авиации Южной Карелии 12.06.2015. Музей находится в аэропорту города Лаппеенранта. Музей работает только летом с 1.06 по 31.08 и только по будним дням с 12-00 до 18-00, поэтому именно 12 июня почти единственный день за все лето, когда мы могли туда попасть, поскольку 12 июня выходной в России, а в Финляндии рабочий день.
В годы молодости я и мой муж закончили Ленинградский институт авиационного приборостроения, так что интерес к авиации и технике пока сохранился.
Как найти музей авиации Южной Карелии
Музей находится в аэропорту Лаппеенранты, нужно проехать около 1 км дальше по дороге от основного входа. С дороги музей и парковка при нем выглядит так, как на фото ниже.
Вокруг много парковок аэропорта. Сам аэропорт очень тих, при нас на было никаких подвижек, самолеты не взлетали и не садились. Такое впечатление, что жизнь там остановилась. Я только побеспокоила работниц кухни аэропорта, они курили на улице, чтобы спросить у них, а где же здесь музей и девушки очень бойко по-английски мне объяснили. Стоимость посещения музея 4 евро за взрослый билет, дети бесплатно.
О свастике и опознавательных знаках ВВС Финляндии
Мы были единственными посетителями этого заведения. Сразу, конечно, бросается в глаза фашистская свастика на эмблеме при входе и на самолетах внутри ангара. Но если немного подумать, то сразу на ум приходит мысль, что во времена основания аэропорта, о Гитлере еще никто не слышал. Дата основания аэропорта Лаппеенранты написана на эмблеме музея.
Свастика в разных культурах используется, как символ счастья. В западном мире она ассоциируется с символом национал-социализма Гитлеровской Германии и вызывает ужас и отвращение. Однако это Гитлер испортил этот древний символ своим прикосновением, а не наоборот.
Символ свастики находят на предметах, найденных при археологических раскопках в Финляндии, датируемых железным веком. Свастикой украшали посуду, текстиль. В странах северной Европы свастика несколько тысячелетий использовалась именно, как символ счастья. В независимой Финляндии символ свастики использовали женская военизированная организация «Лотта Свиярд», существовавшая с 1919 по 1944 год, вооруженные силы Финляндии, Ассоциация медицинских сестер Финляндии.
Датой рождения финской авиации считается 6.03.1918. В это день шведский граф Эрик фон Розен подарил Финляндии первый аэроплан шведского производства, который представлял собой копию французского аэроплана. Граф фон Розен позднее преподавал в авиационной школе и именно на его самолете впервые был изображен синий символ свастики в белом круге, тогда это был просто личный символ графа на счастье.
Граф Эрик фон Розен и Герман Вильгельм Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, были женаты на сестрах. Причем это именно Эрик фон Розен познакомил Геринга с сестрой своей жены в своем фамильном замке в Швеции. В те времена Геринг был всего лишь героем Первой Мировой войны. Поэтому многие сомневаются в невинности символа финской свастики.
Не много позднее символ свастики стал использоваться, как опознавательный знак финских ВВС. По понятным причинам в 1945 году отказались от применения этого символа и заменили его на голубой круг.
Но символ свастики всплыл вновь в 1957 году. Официальным флагом ВВС Финляндии стало ниже приведенное изображение.
И до сих пор это изображение является официальным флагом ВВС Финляндии. Финские власти отрицают принадлежность этого символа к идеям национал социализма.
История аэропорта Лаппеенранты
В 1918 году на месте будущего аэропорта Лаппеенранты был тренировочный луг царской кавалерии. А 10.05.1918 года на это поле был передислоцирован Второй Авиационный батальон из Pääklahti. В то время на аэродроме располагались самолеты следующих типов: Nieuport 10, 17, 23, C.F.W. C.V, and N.A.B. typ 9 Albatros, and N.A.B. typ 17 Albatros Jagar.
Финляндию и Россию в те тяжелые времена сотрясали катаклизмы гражданской войны, интервенции, революции, в общем это было тяжелое время. Несколько самолетов типа Nieuport в Лаппенранту пригнали русские летчики из Санкт-Петербурга, еще ряд аналогичных самолетов были захвачены в Тампере.
Эта авиа флотилия принимала участие в ходе гражданской войны в 1918 году, в Финляндии победили белые под командованием Маннергейма. После окончания гражданской войны аэропорт почти не использовался. Однако он опять понадобился во время Зимней войны. К летнему кризису 1944 года аэропорт Лаппенранты был самым оборудованным в Финляндии.
В 1945 году аэропорт был закрыт и возобновил свою деятельность только 1951 году на этот раз, там базировались только гражданские самолеты. По сей день из Лаппеенраты можно вылететь в Европу достаточно бюджетно. Отсюда, например, летает известный лоукостер Rianair.
Экспозиция музея в ангаре
Первым делом мы обратили внимание на катапультируемое кресло от самолета МИГ 21, поскольку увидели русские буквы. Миг 21 был разработан в середине 50-х годов двадцатого столетия и производился вплоть до 1985 года.
Целый угол отдан останкам советского бомбардировщика СБ-2 М 103, сбитого 11-го марта 40-го г. Командир экипажа капитан Орлов направил горящую машину на скопление финской техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза 7-го апреля 40-го года.
Обломки машины и карта настоящие, а личные вещи экипажа (в том числе деньги, карточки, удостоверения и т. п.) — фотокопии. Обратите внимание на презервативы (весьма неожиданный предмет экипировки советских летчиков — оказывается, секс в СССР все-таки был!), да еще и с англоязычными надписями (на экспорт шли?..) и контур красной звезды на обломках фюзеляжа.
Фотографий там много, делать фотографии с фотографий неблагодарное занятие, снимки сильно бликуют.
Экспозиция на улице
Эмблема на хвосте самолета МИГ.
На советских самолетах сохранилось множество надписей на русском языке, только в кабине надписи были переведены на финский и то не все.
Ниже шведский истребитель Saab 35S Draken, разработанный, как и наши МИГ 21 в середине 50-х годов.
Далее гибрид МИ-8 и МИ-4. Эти вертолеты относятся к самым распространенным в мире. МИ-8 поставлялся на экспорт в 30 стран мира.
СМ-170 Fouga Magister — двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Первый полет 1958 год.
Далее остались только машины.
На дальнем плане взлетная полоса аэродрома. Тишина и покой — никакого движения.
Вот в общем и вся экспозиция музея авиации Южной Карелии. Было весьма занимательно. До посещения этого музея я вообще не интересовалась финской символикой и не подозревала о финской свастике.
Господа специалисты, если я допустила ошибки в терминологии, просьба сообщить мне об этом, буду исправлять.
Елена, большое спасибо! По самолётам Вам уже писали коменты. По автомобилям: это не Рейдж-Ровер, а Ленд-Ровер, позднее получивший имя модели Defender, здесь один из ранних серий, 21 дюйм.
Ну а для свастики смысл счастья- лишь один из многих. Исходный смысл — солнцеворот. Прямой или обратный — определяется направлением «рогов» свастики. Также у Гитлера она была повёрнута на 45° и повёрнута противосолонь, что и определило ужасную сущность фашизма и его конец.
Спасибо за исправления, действительно на эмблеме написано Land Rover.
Ценная информация о музеях, спасибо!
Ми-8 и Ми-4 — разные машины, гибридов не наблюдалось, мягко говоря.
Елена, спасибо за столь подробную экскурсию. Замечу, что на фотографии двух МиГов на переднем плане не простой МиГ, а более редкая модель — спарка, то есть двухместная учебная версия МиГ-21У. Подробнее об этом самолёте (именно об этом экземпляре, бортовой номер МК-106) у Сергея Цветкова в статье от 1997 года, когда эти самолёты ещё находились в строю финских ВВС:
http://profilib.com/chtenie/132964/mir-aviatsii-1997-02-lib-23.php
Елена, спасибо большое за информацию, благодаря Вам мы нашли этот музей. Удивительно, что в такой маленькой стране 6 музеев авиации, хотелось бы посетить их все.
Интересный музей. Только, что-то я совсем запуталась. Южная Карелия, южная Финляндия, где всё-таки музей в Карелии или в Финлянди. Судя по всему рассказу это финский музей. А тогда при чём Карелия, ведь она в России?
Карелия поделена между Финляндией и Россией. Часть Карелии находится на территории Финляндии, а часть России.
Очень познавательно. Жалко что смысл символа счастья сейчас воспринимается с точностью, да наоборот((
Да я думаю что после Гитлера уже никто не сможет воспринимать свастику, как символ счастья.
Очень интересный музей! Не знала, что финны тоже использовали свастику. Хотя историю этого изначально благого символа, конечно, знаю.
В Финляндии целых 6 подобных музеев, самый обширный конечно в аэропорту Хельсинки — Ваанта, столице по статусу положено выделяться, там представлено целых 80 самолетов. Зато этот ближайший к границе и билеты стоили бюджетно.