X

Что стоит посмотреть в музеях Ватикана?

Всего в Ватикане расположено 26 музеев, многие из них совсем не велики, но нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью. Многие музеи носят имя создавшего их Папы. Самые старые коллекции восходят к XVI веку. Поэтому в этой статье я расскажу, что выбрать для первого знакомства, а что можно пропустить. В музеях Ватикана всегда много народа, не питайте иллюзий осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.

Билеты рекомендуется приобрести заранее и заранее же подумать, что бы вы хотели осмотреть. Про разные варианты посещения Ватикана я писала в предыдущей статье «Ватикан для туристов. Что посмотреть?», если вы этого еще не читали, рекомендую сначала ознакомится с ней, там я рассказываю как купить билеты и какие варианты посещения возможны и сколько стоят разные варианты, где можно скачать бесплатные аудиогиды.

Если вы купили билеты онлайн, можете без очереди проходить в кассы. При входе вам придется пройти через металлоискатели, так что ножики, мультитулы, ножницы, лучше оставить в отеле. В вестибюле вам нужно выбрать окошечко «Cassa online individuals» и обменять свой ваучер на настоящий билет, если вы купили билет только в музеи Ватикана. Если вы покупали билет с садами или посещением Кастель Гандольфо нужно искать надпись «Guided tour».

Кассы

Рекомендую распечатать схему музея еще дома, чтобы вам не блуждать. План расположения залов вместе с билетами не выдают.

Двор шишки

Первое место куда попадают все туристы это двор шишки. Шишка античная и в древнем Риме она украшала собой фонтан, потом какое-то время шишка стояла в старой базилике святого Петра, а сейчас она дала свое имя целому двору Ватикана. У подножия шишки прилегли отдохнуть два древнеегипетских льва. В этом здании за шишкой как раз расположен Грегорианский египетский музей.

Двор шишки, оцените сколько народа

Музей Пио Клементино

Обычно среднестатистические посетители начинают осмотр музеев Ватикана с музея Пио Клементино. Музей получил двойное имя от двух пап основавших его — Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). В экспозициях Пио Клементино представлена широкая коллекция античной скульптуры.

Толпа пронесет вас через зал животных, входить с сам зал нельзя, он огорожен веревками. И вынесет в великолепный восьмиугольный дворик.

Толпы людей в восьмиугольном дворике

Вот тут нужно задержаться. Именно в этом дворике установлены знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Гермеса Бельведерского, Персея Триумфатора с отрубленной головой Медузы Горгоны. Последнюю изваял Антонио Канова, т.е. это уже XIX век, а не античность.  Там, где стоит самая большая толпа быстрее всего скрывается знаменитый Лаокоон. Лаокоон имеет для Рима огромное значение. Ниже расскажу почему.

Персей Триумфатор XIX век, Лаокоон, Торс

Описание скульптурной группы Лаокоон содержится в античных произведениях Плиния Старшего. Рассказывают, что во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами. Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей. С римской точки зрения, смерть этих невинных людей имеет решающее значение для Энея, который поверил предупреждению Лаокоона и бежал из Трои. Именно беглецы из Трои во главе с Энеем основали Рим.

Насчет возраста статуи споры не утихают. Бросается в глаза невероятная эмоциональность скульптуры, с другой стороны мы знаем, что древние не умели передавать движения и эмоции так ярко, но это не помешало теоретикам искусства отнести дату рождения Лаокоона к началу на нашей эры.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Это античная скульптура, говорят именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы. Далее привожу фото античных саркофагов, очень они замечательные.

Саркофаг с битвой амазонок
Саркофаг, изображающий Дионисии

Бюст Сократа я сфотографировала за то, что его имя написано почти нашими буквами, Фортуну на удачу. Самым ценным экспонатом ниже представленной троицы является Геракл с яблоками Гесперид. Во-первых это античная бронза, а античных бронз до нашего времени дожило совсем не много, а во-вторых очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз не сохранившихся до нашего времени. Античные бронзы выставляются сейчас только в музеях Италии и Греции, в других странах их нет.

Сократ, муза Фортуна, Геракл с яблоками Гесперид

Полы Круглого зала украшает античная мозаика. А по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Считается, что бассейн античный, как они его сделали остается загадкой, порфир твердый камень. Изготовить что-либо из порфира гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.

Круглый зал

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них по преданию принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. На вид это типичные античные саркофаги. Аудиогид неутомимо твердил про христианских воинов, изображенных на саркофаге Святой Елены, но никаких признаков принадлежности воинов к христианству нет. Саркофаг Констанция украшен сценами сбора винограда, тут предлагаются аналогии между виноградом, воскресающим в виде вина, и воскресением Христа. По-моему все это сильно притянуто за уши. Даже согласно официальной версии Святая Елена и ее сын Константин приняли христианство на закате своих жизней, не успели они еще изготовить себе христианские саркофаги. Надо просто признать этот факт.

На заднем плане саркофаг Святой Елены, впереди люди смотрят на мозаичные полы

Любопытно, что в саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу. Для меня это на грани святотатства, а Святых отцов такие вещи совсем не смущают.

Мозаичные полы в зале Греческого креста

На этом залы музея Пио Клементино заканчиваются. Отсюда можно свернуть или в Египетский музей или в музей Этрусков. Залы Египетского музея выведут вас опять к началу музея Пио Клементино. Тут каждый решает для себя сам хочет он свернуть налево и увидеть Грегорианские музеи или нет.

Грегорианский египетский музей

Грегорианский египетский музей носит имя Папы Григория XVI, основавшего коллекцию в 1839 году. Музей состоит всего из 9 залов и представляет типичные для Древнего Египта коллекции, как то многочисленные иероглифические надписи, саркофаги, статуи старинных египетских божеств с головами животных и даже настоящую мумию египетской знатной дамы по имени Аменирдис, затянутую в сетку из драгоценного бисера. Больше всего меня поразил древнеегипетский бог Бес, покровитель младенцев и беременных женщин. Если ему предстояло отгонять злых духов, то внешность у него самая подходящая.

Грегорианский музей Этрусков

Как вы уже догадались его открыл Папа Григория XVI. Музей состоит из 18 залов и был одним из первых музеев посвященных этрускам. Вот в этот музея я рекомендую заходить всем славянам. Существуют исторические теории, согласно которым этруски были славянами и жили намного позже, чем принято о них думать сейчас. Польский ученный Тадеуш Воланский дешифровал еще в XIX веке многие этрусские надписи и издал книги об этом своем исследовании. За это Папа Римский просил русского императора Николая I применить к ученому аутодафе из его книг. Этот эпизод имел место быть в просвещенном XIX веке. Книги запретили, вопрос замяли, официальная наука до сих пор считает этрусские надписи не читаемыми.

Золотые украшения этрусков очень похожи на то, что у нас выставлено в Золотой кладовой Эрмитажа, т.е. на скифские вещи.

Галерея канделябров

Галерея канделябров является частью музея Профано. Длина галереи 80 м. Свое название галерея получила благодаря античным канделябрам, украшающим ее со всех сторон. Потолок украшен росписями на тему примирения религии и науки, религии и искусства и даже согласия между язычеством и христианством.

Ватиканские толпы, галерея канделябров, герб папы Льва XIII

Галерея гобеленов

Галерея гобеленов была оформлена в при Папе Пие VI. Главные экспонаты гобелены брюссельской мануфактуры Питера Ван Эльста, вытканные в XVI веке при Клементе VII попали в галерею намного позже 1838 году до этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.  Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя нити всего лишь 6 цветов.

Галерея географических карт

Необычайно длинная узкая галерея географических карт возможно самое впечатляющее помещение Апостольского дворца, она была расписана фресками по заказу Папы Григория XIII. Три года с 1580 по 1583 понадобилось для того чтобы 40 фресок заняли свои места обеим сторонам галереи. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Карты изображают области Италии, принадлежащие Папской области. В самом конце галереи расположена карта Италии во времена античности, а с другой стороны карта Италии современная времени написания фрески (XVI век).

Одна из областей Италии в галерее географических карт

Во времена ренессанса было довольно популярно оформлять залы дворцов географическими картами, например, аналогичным образом оформлен зал Глобуса в палаццо Веккьо во Флоренции.

По дороге к одной из самых замечательных частей дворца мы заглянули во внутренний двор Ватикана, наверное это вся личная жизнь Ватикана доступная туристам. Ничто человеческое Святым отцам не чуждо, они любят машинки и ездят на них в Рим. Ватикан настолько мал, что ездить там негде.

Внутренний двор Ватикана

Станцы Рафаэля

Горячо рекомендую осматривать эти комнаты с аудиогидом. Станцы или просто комнаты, были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1524 год для Папы Юлия II делла Ровере. Комнат всего 4. Каждая из этих картин была тиражирована в разных дворцах всего мира. Если вы не знаете кто эти люди и что это за сюжет, то лучше пойти в магазин выбирать обои, эффект будет примерно таким же. Например, шпалеры повторяющие рафаэлевские сюжеты «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас» выставляются сейчас в Эрмитаже. Изначально они были изготовлены для оформления Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Чтобы вы смогли составить представление о величии этих росписей вставлю официальное видео музеев Ватикана. Объяснять сюжеты не буду, это легко можно растянуть на целую статью. Да и желающие могут легко найти все в интернете.

Следующим заслуживающим внимания и остановки будут апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно. Росписи были выполнены  Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия. Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему  и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения. Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.

Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа.  Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э., и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что  Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты  Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.

Сикстинская капелла

В Риме меня всю дорогу поражало тесное переплетение языческих и христианских символов. Своего апогея это ощущение достигло в Сикстинской капелле. А вы могли бы представить, чтобы иерархи православной церкви устраивали свои заседания в подобном зале? А отцы католической церкви устраивают в Сикстинской капелле свои конклавы, именно здесь выбирают нового Папу.

Ниже короткий фильм телеканала «Культура» о Сикстинской капелле, чтобы вы представили о чем идет речь. Фотографировать там нельзя.

Изначально Микеланджело нарисовал все фигуры совсем обнаженными со всеми анатомическими подробностями, набедренные повязки им добавили гораздо позднее. Сивиллы опять же присутствуют на потолке. Я читала Библию и хорошо помню, что через весь Ветхий завет красной нитью проходит мысль о том, что гадатели и прорицатели это мерзость перед лицом Господа. А в Риме чуть ли не в каждой церкви изображены гадалки в виде сивилл.

Фотографировать в Сикстинской капелле нельзя совсем. Дело в том, что у итальянцев не было денег на реставрацию капеллы. Они были вынуждены продаться японской фирме, вложившейся в реставрацию. Японцы получили эксклюзивные права на съемку в капелле. В момент, когда мы осматривали капеллу людей в ней было, как в автобусе в час пик. Все стояли плечом к плечу и слушали свои аудиогиды. Великолепный пол Сикстинской капеллы я рассмотрела только на 3Д-панораме.

Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.


В общем мы потратили на осмотр описанной части музеев Ватикана часов 5, но все индивидуально. Официальные экскурсии с гидом по музеям Ватикана обычно умещаются в 2-3 часа. Если взять родной аудиогид, можно наверное и 8 часов там проходить. В музеях есть кафе, там можно перекусить — не вкусно и дорого. Даже не знаю, чего мне больше хотелось сесть или что-нибудь съесть. Сесть определенно больше, но свободных сидячих мест в кафе не оказалось, только стоячие столики. Люди ели сидя на лестнице. В некоторых залах есть скамеечки.

В музеи Ватикана, как в Эрмитаж можно ходить много раз, каждый раз выбирая что-нибудь новое. Мы не ходили в Пинакотеку и из 26 музеев осмотрели только 9 и то не полностью, но впечатлениями переполнились. Некоторые музеи представляют интерес только для специалистов, например, лапидариумы.

А вы бывали в музеях Ватикана? Сколько времени вам потребовалось на осмотр? Что интересного для себя вынесли?

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Categories: Рим
Елена Шикова: Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. <a href="https://trip-together.ru/about/">Подробнее обо мне</a>

View Comments (6)

  • зато сейчас в музеях Ватикана пусто. редкая удача. Наверное, единственная в истории))

  • Не смотря на грандиозность коллекции, Капитолийские музеи понравился больше, чем Ватиканские. Когда находишься в Ватикане, то не покидает чувство какой-то спешки. Вроде как идешь своим ходом, но внутри все равно бежишь на перегонки со всеми. В итоге впечатления все же смазываются. Самое лучшее, это взять аудиогид и попытаться погрузиться в тему, чтобы не зависеть от внешнего пресса.
    В Капитолии такого ощущения нет. Легкость и простор))
    Ватикан чем-то напомнил Базилику Святого Марка в Венеции. Там тоже прогоняют толпу за 10 минут по кругу, чтобы освободить место другим. Побывал и, слава богу... Что-то запомнил? Ну так...всего по чуть-чуть))

    • Очевидно в музеях Капитолия значительно меньше людей, от толпы устаешь быстро, поэтому впечатления получаются смазанными.

  • После прочитанного и увиденного здесь можно в Ватикан уже не ехать :) Спасибо еще раз!!!

  • Количество людей в музеях, действительно, поражает. Мне сразу вспомнился наш поход в питерский Эрмитаж летом. Не покидало ощущение, что находишься на вокзале, куда регулярно прибывают электрички (= экскурсионные автобусы :)))

    • Какое счастье, что я хожу в Эрмитаж только в межсезонье, там бывает вполне свободно. А вот в Ватикане мы были в декабре в будний день и там такие толпы, даже страшно подумать, что там творится летом. толпы, умноженные на жару, жуткое сочетание.

This website uses cookies.