Морской музей в Таллине — Леннусадам

Морской музей в Таллине состоит из двух филиалов. Первый находится в старом городе и размещается в башне «Толстая Маргарита», а второй  обосновался в Лётной гавани на берегу моря. От одного филиала до другого можно легко дойти пешком, там всего 2 км. В башне «Толстая Маргарита» расположена классическая музейная экспозиция, а в Летной гавани устроили современный интерактивный музей со множеством аттракционов для детей и взрослых. Там можно полетать на симуляторе гидросамолета над местной гаванью, сфотографироваться в морской форме на память, управлять моделями кораблей в небольшом бассейне, полазить по настоящей подводной лодке и представить себя героем, защищающим небо над Балтикой. Все зенитные орудия можно трогать и вращать. Поэтому большинство туристов хотят посетить только филиал морского музея Эстонии в Лётной гавани, и лишь истинные фанаты морского дела доходят потом до музея в башне «Толстая Маргарита».

Эстонский морской музей внутри
Общий вид ангара для гидросамолетов изнутри

Как добраться, стоимость билетов, режим работы

Добраться до Лётной гавани можно или пешком из старого города или на автобусе №73, или на автобусе City Tour. Так же можно подъехать на своей машине, парковка перед ангаром  бесплатная.

Взрослый билет стоит 15€, детский с 9 лет и студенческий при предъявлении соответствующего документа — 8€. Это самый дорогой музей Эстонии. Еще 2€ стоит пользование аудиогидом на русском языке. Аудиогид можно брать один на двоих, там два гнезда для наушников, наушники прилагаются. Билеты действительны в течении трех месяцев со дня покупки, но войти вы можете только один раз. Можно в один день посетить музей в Лётной гавани, а на следующий день зайти в «Толстую Маргариту».

Ангар для гидросамолетов
Ангар для гидросамолетов со стороны входа

Все суда в гавани посещаются по этому же билету за 15€, доплачивать за них не нужно. Зимой на новогодних каникулах билеты перед ледоколом «Суур Тылл» никто не проверял совсем. Т.е. его можно было посетить вообще бесплатно.

Будьте внимательны, с октября по апрель музей не работает по понедельникам, как и многие другие музеи Таллина. В первый наш заезд в столицу Эстонии мы так пролетели.

Стоимость билетов и расписание работы лучше уточняйте на официальном сайте Морского музея Эстонии

В музее действует гардероб самообслуживания, т.е. как в школе вешаете свою верхнюю одежду без номерка на крючок. Вещи никто не охраняет. Вот они преимущества маленького города.Особо ценные предметы можно сдать в камеру хранения.

Осмотр начинается с условно второго этажа. Условно, потому что это не полноценный этаж, а просто помост с которого приятно рассматривать крупногабаритные экспонаты. Такой же построен в морском музее Лиссабона, например. Все подписи к экспонатам выполнены на трех языках — эстонском, русском и английском.

Симулятор полетов
Симулятор полетов

Обзор экспозиции

Ангар для гидросамолетов

Официально прямо на фасаде ангара была написано, что музей рассказывает об истории мореходства в Эстонии с 1918 по 2018 год, т.е. исторический период охвачен совсем небольшой. Эстония лишь 100 лет назад обрела независимость и в прошлом году это событие отмечалось разнообразными мероприятиями.

Здание музея это бывший ангар для гидросамолетов постройки 1916-1917 года. Ангар входил в состав оборонительных сооружений Петра Великого Российской империи. В 1918-1940 годах ангар использовался эстонскими ВВС для хранения и ремонта гидросамолетов. Здание представляло из себя одно из выдающихся инженерно технических сооружений XX века. Исторически данная постройка была одним из первых в мире уникальных сооружений с такими большими железобетонными куполами без опор. Толщина слоя бетона конструкции в форме тонкой корки купола составляет всего 8 см. Купол Пантеона в Риме на самой вершине имеет толщину 1 метр, почувствуйте разницу.

За прошедшее столетие здание ангара изрядно обветшало и пришло в негодность. Английская версия статьи в Википедии подчеркивает, что это случилось в советское время, хотя к моменту реставрации после развала Союза прошло 19 лет, а русская помалкивает по этому поводу. В фойе музея висят фотографии полуразрушенной конструкции. Восстановительные работы начали в 2010 году. 70% средств выделил Европейский фонд регионального развития и лишь 30% было взято из бюджета Эстонии. Проект реставрации ангаров в Лётной гавани был удостоен гран-при Europa Nostra за сохранение и восстановление культурного наследия.

Живописные черные подтеки на куполах сделали специально во время реставрации, чтобы подчеркнуть возраст здания.

Самый старинный эстонский корабль

Корабль «Маасилинна» самый древний экспонат музея. Предположительно, он был построен в XVI веке на острове Сааремаа местными корабелами. Это старейшее эстонское судно, найденное под водой и сохраняемое в музее. Первоначальное имя корабля неизвестно. Корабль назвали по имени замка на острове Сааремаа.

«Маасилинна» была найдена в проливе Вяйкевян, разделяющим острова Сааремаа и Муху в 1985 году членами клуба подводной археологии Эстонского Морского музея. После тщательных подготовительных работ в 1987 году корабль подняли со дна морского.

Самый древний эстонский корабль
Корабль «Маасилинна» самый древний экспонат музея

Далее выставлены лодки долбленки, как первые плавательные средства местных племен, их начали делать еще до изобретения пилы. Аудиогид сообщил нам, что для изготовления долбленок использовали осину.

Лодка долбленка в Морском музее Эстонии
Лодка долбленка в Морском музее Эстонии

От долбленок текст аудиогида плавно перетек сразу в 20 — 24 сентября 1944 года и поведал нам о массовом исходе эстонцев в Швецию. Бедняги переправлялись на примитивных рыбацких лодках, многие утонули. Ближайший шведский остров удален от эстонского берега на 180 км. Сталинский режим был беспощаден к пособникам фашистов и классовым врагам. А разве какой-нибудь другой режим за содействие врагу во время жесточайшей войны будет выдавать талоны на усиленное питание?

В этом же отделе представлены эстонские буера — это такие лодки под парусом поставленные на полозья. В Прибалтике и Ленинградской области буерный спорт зимой был весьма популярен, проводились всесоюзные соревнования. Среди победителей от Эстонской ССР встречаются и русские и эстонские фамилии.

Подводная лодка «Лембит»

Самым грандиозным экспонатом музея по праву является настоящая дизельная подводная лодка «Лембит». Её построили в 1935-1936 года на верфях Великобритании. В русской статье в Википедии сказано, что деньги на постройку подлодок «Лембит» и «Калев» были добыты путем продажи бывших эсминцев российского флота, захваченных англичанами во время Первой мировой войны. Английская версия статьи ничего не говорит о финансировании постройки, мягко помалкивает. А в музее я читала, что дополнительные средства на строительство собирали граждане Эстонии, средств от продажи бывших русских судов не хватило. Любопытно, как англичане ловко обставили заказ строительства подлодок для молодой республики. Они вроде как подарили Эстонии корабли, чтобы те их продали и сделали заказ.

Подводная лодка «Лембит» с носа
Подводная лодка «Лембит» с носа

До 1940 года подводная лодка «Лембит» являлась гордостью ВМФ Эстонии, высшим классом подводного кораблестроения того времени. Вместе с субмариной-близнецом «Калевом» они по сей день являются единственными подводными лодками в истории мореходства Эстонии. «Лембит» пережила и Вторую мировую войну, и длительную службу в составе ВМФ СССР. Корабль «Калев» пропал без вести во время войны. После вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году в состав экипажа были влиты советские моряки, из эстонцев пожелали остаться на службе всего 5 человек. В конце 1941 года всех эстонских моряков с лодки списали, опасались видать за их благонадежность. Про героический путь экипажа в годы Второй мировой войны вы можете почитать в Википедии. На русском языке про «Лембит» размещена самая большая статья, что и не мудрено. С 1940-1979 годы лодка несла службу в составе Балтийского ВМФ СССР.

Подводная лодка «Лембит» вид сзади
Подводная лодка «Лембит»

От всех этих политических дрязг предлагаю вам перенестись в быт экипажа подводной лодки. На мой взгляд он очень аскетичен. Экипаж подлодки состоял всего из 32 человек в эстонское время и 38 человек в советское, а спальных мест на борту было ровно половина, и большинство из них располагалось над торпедными аппаратами и прочими механизмами. При погружении все члены экипажа должны были быстро переместиться в нос корабля, чтобы помочь ему нырнуть. Только у капитана была маленькая отдельная каюта размером больше похожая на шкаф. Офицерский состав  спал на таких же койках, что и простые матросы в общем помещении.  А чтобы сходить в туалет простому матросу нужно было пройти из одного конца лодки в другой попутно отдав честь всем офицерам и так же обратно. На лодке есть небольшая кухня, но использовали её только на береговой стоянке, в походе довольствовались сухомяткой и консервами.

Торпедные аппараты в носовом отсеке «Лембит»
Торпедные аппараты в носовом отсеке «Лембит»

Под водой «Лембит» мог находиться всего 24 часа, потом ему надо было всплывать и пополнять запасы кислорода. По запасам воды, еды и топлива лодка могла совершать автономное плавание в течении месяца, но по факту она никогда не бывала в таких длительных походах. В подводном положении лодка развивала скорость 8 узлов (16 км/ч), в надводном положении 16 узлов (35 км/ч). Максимальная глубина погружения — 100 метров, но в Балтийском море больше и не надо, оно относительно мелкое и лодка была предназначена для прибрежных операций.

На таких кроватях спал экипаж «Лембит»
На таких кроватях спал экипаж «Лембит»

Туристы в лодку спускаются так же, как и экипаж через те же люки. При большом наплыве народа в период новогодних праздников смотрители ограничивают проход в лодку, придется немного подождать своей очереди, чтобы не давится в тесных отсеках толпами.

Гидросамолет Short 184

Гидросамолет Short 184 вошел в историю в качестве самолета, который осуществил первую успешную торпедную атаку. Самолет сконструирован знаменитым авиазаводом Short Brothers в 1915 году. Размах крыла 20 метров, экипаж состоит из 2х человек.

Макет гидросамолета Short 184
Макет гидросамолета Short 184, единственный экземпляр в мире

На вооружении военно-воздушных сил Эстонии стояло 8 таких самолетов, они использовались в 1919-1933 годах. Базировались они прямо в этом ангаре для гидросамолетов. Ни одного гидроплана модели Short Type 184 не сохранилось. Для экспозиции Морского музея Эстонии была изготовлена единственная копия этого гидросамолета в натуральную величину.

Вдоль одной из стен музея выставлены многочисленные зенитки, береговые пушки советского производства. Все можно трогать, крутить в разумных пределах, возле каждого экспоната стоят интерактивные экраны, рассказывающие об его истории.

Ледокол «Суур Тылл»

Ледокол пришвартован к причалу за ангаром для гидросамолетов. Он находится на плаву. Корабль был построен в 1914 году в Германии по заказу Российской империи. В официальной брошюре музея ошибка, там написано, что это было в Польше. Но в 1914 году город  Штеттин принадлежал Германии. У ледокола была непростая судьба. Он ходил под флагами Российской империи, Финляндии, Советского Союза и Эстонской республики. Это один из трех сохранившихся на Балтике паровых ледоколов начала XX столетия.

Ледокол «Суур Тылл»
Ледокол «Суур Тылл»

На борту ледокола открыта солидная кают-компания и капитанская каюта, помещения для экипажа корабля, экспозиция об истории ледокола, машинное и котельное помещения и множество других настоящих и интересных экспонатов. По сравнению с подводной лодкой служащие на ледоколе работали просто в шикарных условиях. Отдельные каюты были у всех офицеров, на судне была настоящая столовая, в кают-компании стоит пианино.

Во время нашего визита палубу серьезно припорошило снегом и было очень скользко. И как только экипаж умудрялся не падать при качке.

Вид побережья в районе Лётной гавани
Вид побережья в районе Лётной гавани

Подарки

Рядом на причале стоят еще несколько судов — подарков независимой Эстонии от новых союзников.

  1. Пограничный корабль PVL-109 «Валвас» был построен в США в 1943 году как гидрографическое судно-верхостав. До 1976 года нес ледокольную службу на Аляске, а в 1997 году после модернизации его подарили Эстонии.
  2. Минный тральщик «Калев» был спущен на воду в 1967 году и нес службу в составе ВМФ Германии вплоть до 1997 года, после чего его так же подарили Эстонии.
  3. Корабль «Torm» построили в 1968 году на верфи в Бергене. В 1994 году норвежцы подарили независимым прибалтийским республикам по одному кораблю этого класса.

На фото ниже показан общий вид на причал, на котором установлены суда-подарки. К сожалению, яхто хранилище их загораживает. Самое старое американское судно справа на плаву.

Общий вид на суда-подарки и яхтохранилище
Общий вид на суда-подарки и яхтохранилище

В общем меня терзают смутные подозрения, что союзники сильно сэкономили на утилизации, сплавив эти видавшие виды суда в Эстонию.

Подводная лодка О.Герн

Из интересных экспонатов на улице выставлена реплика старинной подводной лодки 1854 года постройки. Это чудо построили и испытали в Таллине. В то время шла Крымская война (1853-1856 годов) и англо-французская эскадра войдя в Финский залив, объявила морскую блокаду России. Чтобы незаметно добраться до вражеских кораблей и атаковать их из под воды, О.Герн спроектировал и построил деревянную подлодку. в ней было место для 4 членов команды, из которых двое вращали большое маховичное колесо, один стоял у руля и следил за компасом, а четвертый отвечал за помпу и пороховую мину.

Реплика старинной подводной лодки 1854 года постройки. 5 метров в длину
Реплика старинной подводной лодки 1854 года постройки. 5 метров в длину

Строительство лодки длилось всего пару месяцев. Во время ходовых испытаний выяснилось, что под водой она довольно плохо управляется, а корпус недостаточно герметичен. Лодку разобрали в порту, а О.Герн продолжил проектирование и строительство подводных лодок в Санкт-Петербурге. Всего он построил 4 разных по конструкции подводных аппаратов.

Сбоку от ангара для гидросамолетов - детская площадка с качелями
Сбоку от ангара для гидросамолетов — детская площадка с качелями

В общем нам понравился музей. Однозначно рекомендую не пожалеть 15€ и посетить его. Вас ждет интересная экспозиция и иной взгляд на взаимоотношения СССР и маленькой, но гордой Эстонии. На посещение музея нам потребовалось 2,5 часа. Мы брали аудиогид и потом читали многое из представленных материалов. К аттракционам стояли небольшие очереди, но дело было на новогодних каникулах, это традиционно высокий туристический сезон в Таллине.

Возможно вам будет интересно почитать про самые привлекательные для туристов районы Таллина со ссылками на конкретные отели и апартаменты и фотографиями. Узнать алгоритм поиска дешевых парковок рядом с центром. В столице Эстонии можно остановиться в доме со стеной XIV века и камином или снять апартаменты в здании, где жил Довлатов и это не будет стоить фантастически дорого.

Загрузка...


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Share