Музей флота или морской музей Португалии находится в районе Белем в в восточном крыле монастыря Жеронимуш, часть наиболее крупных экспонатов представлена в соседнем современном здании. Обе экспозиции посещаются по одному билету. Музей флота бесспорно является жемчужиной исторического и научного наследия Португалии. В музее рассказывается об истории мореплавания начиная с XV века до наших дней. Непосредственно в здании монастыря Жеронимуш выставлены старинные карты, модели судов разных столетий, навигационные приборы, скульптуры, форма моряков, многочисленные картины и фотографии.
Суда и самолеты в натуральную величину представлены в соседнем современном ангаре. Так же к морскому музею Португалии относится старинный фрегат Fragata D.Fernando II e Glória (Фрагата Дон Фернанду сегунду и Глория), пришвартованный на противоположном берегу реки Тежу. Чтобы его посетить нужно взять паром до Касильяша (Cacilhas).
Как добраться до района Белем и что там посмотреть, я описывала в предыдущей статье.
Стоимость посещения морского музея всего 7€ за взрослый билет, каждое первое воскресенье месяца вход бесплатный. Аудиогидов в музее нет, все экспонаты подписаны на португальском и английском языке. В этой статье я постараюсь дать обзор коллекции, чтобы вы не упустили самых главных экспонатов.
У входа в музей посетителей приветствует статуя Генриха Мореплавателя (годы жизни 1394-1460), португальского принца, организатора первых серьезных морских путешествий. Генрих Мореплаватель прославился так же тем, что открыл первую навигационную школу и обсерваторию, ибо в те далекие времена искусство навигации и картографии было совсем примитивным, а серьезные плавания в дальние страны было невозможно предпринимать без развития этих наук.
Сам же принц ни разу в жизни не совершил ни одного серьезного дальнего плавания, но его вклад в развитие мореплавания считается настолько серьезным, что его изображениями украшен весь Лиссабон и окрестности. Можно сказать, что португальцы считают его основателем флота Португалии и основателем Португальской колониальной империи.
За спиной дона Энрике Мореплавателя вывешена копия старинной карты Португальской колониальной империи в период её расцвета. В разные времена маленькая Португалия контролировала всю территорию Бразилии в Южной Америке, территории нынешних Анголы, Мозамбика, Конго, Мадагаскара в Африке, Гоа в Индии, Макао в Китае и многие другие более мелкие островные и безвестные территории. Обрести контроль над такими обширными землями и удерживать его на протяжении нескольких столетий Португалии позволил именно современный по тем временам флот и грамотные капитаны и моряки.
Португальская колониальная империя существовала вплоть до 1975 года, когда после революции красных гвоздик было наконец решено предоставить независимость бывшим колониям. Макао передали КНР и вовсе в 1999 году. Сейчас же от обширных колоний остались только Азорские острова, Мадейра и множество афропортугальцев. Да, в Лиссабоне много чернокожих, но это не эмигранты последней волны, большей частью это выходцы из бывших заморских территорий, ныне ставшие полноценными гражданами. Они работают в том числе и в полиции, на железной дороге, в метро. Португалия бедная страна и не привлекательна для охотников за большими пособиями.
Зал великих географических открытий
В начале экспозиции выставлен самый ценный и самый старинный экспонат музея — это статуэтка Архангела Рафаила, с одного из четырех кораблей легендарного Васко да Гама. Эта статуэтка совершила плавание принесшее славу командору и всей Португалии, и это единственная подлинная вещь, сохранившаяся из всех вещей экспедиции.
В средние века португальские мореплаватели ходили только вдоль берегов, как в общем и все мореплаватели античных времен. На маленьких парусных суденышках им удавалось достигать Гамбурга на севере и островов Зеленого мыса на юге. Дело в том, что в южном направлении португальцам составляли конкуренцию — арабы, так же очень умелые моряки, поэтому движение на юг было гораздо более затруднительным.
Модели судов средневековья представлены в отдельной витрине. На таких судах выходили в море моряки и торговцы еще до переломной эпохи Генриха Мореплавателя. В годы войны на этих же судах вступали в морские сражения и именно морские сражения поспособствовали серьезному увеличению размеров кораблей, ведь нужно было разместить как можно больше солдат. За последние 500 лет человечество совсем не изменилось, война способствует прогрессу, как бы дико и негуманно это не выглядело, увы это так до сих пор.
Эти примитивные суда были предшественниками знаменитых португальских каравелл и каракк. Для плавания вдоль берегов использовались суда с косым парусным вооружением, а для трансатлантических переходов удобнее были суда с прямым парусным вооружением. В 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Дело в том, что чертежей подобных судов не сохранилось и представление об их конструкции было составлено на основе археологических находок и анализе живописных и письменных источников. Возможно, что в те времена еще не изготавливали чертежей вовсе.
В соседних витринах выставлены доспехи. Во времена Великих географических открытий пиратство на море было своеобразным бизнесом, поэтому отправляться в дальние края без вооружения не имело смысла, на каждой каравелле, будь это экспедиция или простое торговое судно, имелся запас оружия и доспехов. Кроме пиратов кораблю стоило опасаться и просто судов, ходящих под флагом других правителей, не считалось зазорным ограбить корабль соседнего королевства. Да и сами португальцы-первооткрыватели не были белыми и пушистыми, они были жестоки с аборигенами.
Галеоны были следующим шагом в деле кораблестроения после каравелл и каракк. Это были уже корабли значительно больших размеров, многопалубные, вооруженные пушками, более устойчивые и более приспособленные для плавания в открытом океане по сравнению со своими предшественниками. Галеоны уже всегда оснащались именно прямым парусным вооружением.
Любопытной мне показалась следующая картина выставленная в морском музее. Эта картина иллюстрирует целый пласт освоения заморских территорий. Вместе с купцами, военными и гос. служащими в колонии направились и многочисленные миссионеры, в их числе был и изображенный на картине Святой Франциск Ксаверий — один из первых иезуитов. На полотне изображено чудо хождения по воде, так же Святому приписывают дар обращать морскую воду в пресную и защищать экипаж от смерти от жажды.
Зал XVIII-XIX веков
В следующем зале представлены суда XVIII-XIX, уже более современные и знакомые нам по художественным фильмам. В этом зале уже можно видеть не только макеты кораблей, но и настоящие гальюнные фигуры, некогда украшавшие нос реальных кораблей.
Вообще неблагозвучный термин «гальюнная фигура» существует только в русском языке и зародился на том основании, что раньше отхожее место на кораблях обычно располагалось на носу, на английком подобные фигуры просто называются «Figurehead», т.е. носовая фигура. Последний парусный 80-пушечный корабль «Васко да Гама» был построен в Лиссабоне в 1841 году. С этого момента флот начал использовать паровые двигатели и металлические корпуса кораблей. Конечно полный переход к железному флоту осуществлялся постепенно, долгое время парусники ходили в море наравне с пароходами.
Бриг «Камоэнс» сгорел 18 декабря 1883 года в доках Лиссабона, а вот фигура, некогда украшавшая его нос сохранилась до наших дней.
Наполеоновские войны изрядно потрепали Португалию. Король с семьей и многими чиновниками были вынуждены покинуть оккупированный французскими войсками Лиссабон и отправится в Бразилию. С 1807 по 1821 год Рио-де-Жанейро был официальной столицей Португальской колониальной империи. А в 1825 году Португалии пришлось признать официально независимость Бразилии, т.о. страна потеряла самую обширную свою заморскую территорию.
Зал XIX — XX веков
В следующем зале уже представлены макеты кораблей оборудованных двигателями наравне с парусами.
Удивил меня этот штурвал. Конечно, я видела корабельное рулевое колесо и раньше, но только в морском музее Лиссабона я узрела канаты намотанные на штурвал. Это какие же надо было прикладывать усилия, чтобы сместить рулевое колесо в сторону, используя подобную примитивную систему передачи? Это вам не руль с гидроусилителем вращать.
Далее уже начинается экспозиция, посвященная современному Военно морскому флоту Португалии. На многочисленных плакатах повествуется об истории военных конфликтов в колониях. Португалия воевала с 1961 года по 1974 год, главным образом в Анголе и Мозамбике. Эти войны разорили государство и привели к революции красных гвоздик.
Современные модели кораблей я особо не фотографировала, но хочется отметить ряд особенностей их конструкции. Еще долгое время после перехода к металлическому корпусу судов, палубу продолжали делать из дерева. Многие современные военные суда Португалии названы именами великих португальских первооткрывателей, лидирует в этом списке конечно, Васко да Гама.
Зал ловли трески (бакаляо)
Треску ловили у побережья Норвегии, в теплых водах она не водится. Этот продукт популярен и сейчас, соленую треску продают в каждом крупном продуктовом магазине Лиссабона.
Далее мне показались занимательными фотографии конца XIX века. На них изображены лодки, на которых жители Лиссабона переправлялись на противоположный берег реки Тежу. Река очень широкая, первый мост, ныне мост имени 25 апреля, длинной более 2 км, через неё был построен в 1966 году. До этого момента были актуальны лодки.
Сегодня существует регулярное паромное сообщение между Лиссабоном и Алмадой, расположенной на противоположном берегу, эти паромы входят в систему общественного транспорта и можно на них покататься по проездному билету, навестить Кришту Рей.
Зал королевских кают
В конце экспозиции представлено две каюты с королевской яхты «Амелия». Яхта принадлежала предпоследнему королю Португалии Карлушу I и его супруге королеве Амелии. Судьба монарха была трагической, его застрелили вместе с его старшим сыном и наследником на площади Коммерции в 1908 году. В живых осталась королева и младший сын, но после этой трагедии юный король не смог предотвратить революцию, случившуюся в 1910 году.
Рядом с каютами на плакатах рассказывается о королевской семье и дальнейшей судьбе королевской яхты. Король Карлуш оказывается очень любил рисовать и всю жизнь увлекался живописью, сохранились его картины. Часто король писал на яхте, обычно он изображал море, корабли, интерьеры яхты и даже сервировку собственного стола. После революции королевскую яхту национализировали и придали военно морскому флоту Португалии, преименовав её в «5 октября».
Экспозиция в современном ангаре
Следующая часть экспозиции выставлена уже в современном здании. Нужно пройти буквально 50 метров от выхода из здания монастыря Жеронимуш мимо фасада планетария Гюльбенкяна до входа в ангар, где представлены настоящие корабли и самолеты. Основу коллекции составляют старинные церемониальные баржи , первые самолеты и просто странные механизмы.
Второй по значению жемчужиной в коллекции Морского музея после фигурки Святого Рафаила с судна самого Васко да Гамы, является королевская баржа, построенная по приказу королевы Португалии Марии I на королевских верфях Лиссабона для церемонии обручения своего сына Жуана, будущего короля Жуана IV. После проведения церемонии баржа перешла на официальную службу королевскому дому. Судно было укомплектовано 80 гребцами, рулевым и баковым гребцом.
Последний раз баржу использовали по назначению в 1957 году во время официального визита в Лиссабон королевы Великобритании Елизаветы II для катания королевы по реке Тежу. Это самая шикарная баржа из представленных в коллекции. В ангаре рядом с ней даже построен специальный помост, чтобы посетители могли осмотреть ценный экспонат со всех сторон.
В конце экспозиции рассказывается об истории развития португальской морской авиации, на плакатах приведены фотографии и написано много букв на английском языке. В этой части музея хранится подлинный самолет, участвовавший в первом перелете через Южную Атлантику Fairey III-B (Santa Cruz), я рассказывала об этом важном для португальцев событии в предыдущей статье.
Далее приведу пару фотографий странных механизмов, мне не удалось толком понять принципы их использования даже после прочтения надписей. Можно мне помочь в комментариях идентифицировать данные объекты.
На следующей машине было написано «Werry Weather son’s First grand prize patent steam fire engine», 1881 год. Может быть это насос? Эта штука похожа на паровой двигатель.
В общем по экспозиции у меня всё. Нам музей однозначно понравился. По сравнению с музеем Жеронимуш очень обширная экспозиция. Многие ругают Морской музей Лиссабона за излишнее увлечение моделями кораблей, но с другой стороны нужно понимать, что с XV века почти ничего не сохранилось, дерево очень недолговечный материал, да и в те времена мало кто задумывался о сохранении экспонатов для истории. Естественно, что XV-XVII представлены только моделями, картинами и старинными картами. Да и скромные помещения музея не позволяют вместить множество экспонатов в натуральную величину.
Сейчас мы видим Морской музей Лиссабона, открытый в таком виде 1962 году. Первый Морской музей, основанный королем Луишем в 1863 году, сгорел еще в начале XX столетия вместе с обширной коллекцией. Основу настоящей коллекции составляют предметы подаренные частным коллекционером Энрике де Сейшас.
Мне понравилось, что португальцы представили историю развития своего флота за XV-XVII века хотя бы в моделях и картинах. В питерском музее ВМФ история русского флота начинается с Петра I, можно подумать, что до Петра ни одного корабля на Руси не было, это в стране, где все передвижение шло по рекам, а как же суда поморов, ведь порт в Архангельске был и до Петра. В общем с рекламой и PR в нашей стране не всё хорошо, за державу обидно.
Норвежцы, например, выставили старинные ладьи викингов и собирают с туристов немалые деньги за просмотр, выставка состоит всего из 4 кораблей, а вход стоил дороже чем в португальский музей. Кстати в морском музее Лиссабона в декабре проходила выставка «Викинги», но мы туда не пошли, мы же в 2011 году осмотрели все морские музеи Осло.
Как вам Морской музей Лиссабона? Хотели бы его посетить?
Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий путеводитель по Лиссабону, Синтре и окрестностям. Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.
Большое спасибо за столь полный и содержательный рассказ о музее, честно говоря, до вашей статьи, не планировали помещение музея, но теперь думаю, придется выкроить время.
steam fire engine — скорее всего портовые пожарные насосы на паровом двигателе
Спасибо. И Вам успехов.
Спасибо вам, Игорь!
Всегда пожалуйста! Рада, что статья вам понравилась.