В этой статье я вам расскажу и покажу все работы здания и памятники Огюста Монферрана в Санкт-Петербурге. Статья написана по материалам экскурсии, которую я посетила лично, соответственно все фотографии сделаны мной. Так же перескажу все, что говорил экскурсовод о биографии архитектора, покажу так же дома в которых он жил в разное время своей жизни.
Экскурсия называлась «Огюст Монферран. Загадки жизни и смерти», вы так же можете на нее записаться и посетить, чтобы углубится во все детали и убедиться, что я ничего не сочиняю.
По какому-то странному стечению обстоятельств получилось так, что о таком великом человеке, как Монферран практически мало что известно наверняка. А ведь он был архитектором двух величайших памятников, ставших впоследствии лицом Санкт-Петербурга — это Александровская колонна на Дворцовой площади и великий и могучий Исаакиевский собор. Именно эти два сооружения вызывают больше всего споров и теорий на форумах альтернативной истории, в частности по причине загадочности личности самого архитектора. Второй же причиной такой популярности у альтернативщиков служит огромный вес Александровской колонны и колонн Исаакиевского собора.
С 1 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге будет взыматься курортный сбор в размере 100 руб. с каждого человека старше 18 лет в сутки за проживание в отелях, хостелах, апарт-отелях. Снимайте квартиры от частников на Суточно.ру, чтобы избежать дополнительных трат.
Александровская колонна является самой высокой монолитной гранитной колонной в мире, высота только одной колонны, без постамента составляет 25,6 м, вес около 600 тонн. Она стоит только под собственным весом и ни каким образом не прикреплена к постаменту, что само по себе показывает величайшее мастерство архитектора и исполнителей проекта. Исаакиевский собор до 2000 года был самым высоким православным собором в мире.
- А возможно ли в наше время поднять 600 тонн?
- Немного из ранней биографии Монферрана
- Начало карьеры в Санкт-Петербурге
- Исаакиевский собор
- Дом Лобанова-Ростовского
- Александровская колонна
- Несколько залов в Эрмитаже
- Дома в которых жил или бывал Моферран
- Дом Монферрана на Мойке 86
- Памятник Николаю I
- А где же похоронен великий архитектор Санкт-Петербурга?
- Рисунки Монферрана
А возможно ли в наше время поднять 600 тонн?
Многие аналитики всерьез сомневаются в возможности вырубки из скалы, обработки и последующей транспортировки таких огромных масс гранита без технических средств. У них есть на это все основания. Даже в наше время, при современном уровне развитии техники подъем и обработка, например, Александровской колонны однозначно вызвала бы серьезные затруднения и потребовала бы привлечения сил проектного института, возможно даже не одного.
А 30 августа 1832 года подъем колонны занял всего 1 час 45 минут и был выполнен при стечении любопытной публики. А если бы что-то пошло не так, и колонна в какой-то момент подъема упала? Ну например, канат перетерся? Скольких бы людей могло убить? Неужели Монферран был так уверен в своих подъемных приспособлениях?
Поскольку я не специалист в области строительства, то вопрос возможности и не возможности подъема 600-тонной колоны я затрагивать не буду. Развеять сомнения в этом вопросе может только живой эксперимент, а он потребует огромных затрат. И поэтому я думаю осуществлен никогда не будет. Хотя из этого можно было бы сделать грандиозный туристический аттракцион. Все остальные методы, например, строительная экспертиза специалистами, всегда будут лежать в плоскости верю или не верю.
Немного из ранней биографии Монферрана
Как я заметила в самом начале статьи из биографии Монферрана до последнего времени было известно, мало и очень мало. По какому-то странному стечению обстоятельств его судьбой никто не интересовался. Это могло случиться по одной из двух причин: либо у Монферрана были серьезные враги при дворе, которое и устроили такое замалчивание, либо действительно не он был главным архитектором вышеназванных сооружений.
Начнем с того, что по последним данным Монферран не был дворянином и «Монферран» это даже не его настоящая фамилия. Настоящее имя и фамилия данные ему при рождении Анри Луи Огюст Рикар. Будущий архитектор Исаакиевского собора родился в 23 января 1786 года в пригороде Парижа. Его мать и отец так же никогда не были дворянами, кроме того его родной отец Бенуа Рикар рано умер и мальчик воспитывался отчимом Антуаном де Коммарьё. Отчим был художником и гравером и мог передать свои навыки пасынку, но никаких документальных подтверждений тому нет.
Огюст Рикар в возрасте 20 лет поступил в Париже в архитектурную школу, но его учебу прерывали наполеоновские войны. Его призывали на военную службу дважды. Как минимум год с 1806 по 1807 Огюст Рикар принимал участие в сражениях, был ранен и уволен из армии и далее продолжил обучение в архитектурной школе. Потом последовал еще один эпизод военной службы уже в 1813 -1814 годах уже на закате Наполеоновской эпохи.
И когда в 1814 году войска русского императора Александра I вошли в Париж, Огюст Рикар, как и многие другие французские архитекторы подарили Александру I альбомы со своими проектами, надеясь в далекой и богатой России сделать головокружительную карьеру. Это сейчас многие стремятся уехать из России на запад и сделать карьеру там, в XIX веке тренд был другим — специалисты ехали в Россию из Европы в надежде обогатиться. Этот подарочный альбом с проектами хранится в Эрмитаже до сих пор и на видео, расположенным ниже вы можете посмотреть, как хранительница Эрмитажа листает этот альбом и показывает и другие рисунки Монферрана.
При переезде в Россию Луи Огюст Рикар назвался «де Монферран» про себя имея в виду «из Монферрана», но большинство российских граждан почитали приставку «де» к фамилии признаком дворянства. Родной отец Луи Огюста Рикара происходил из маленького французского городка Монферран (сейчас это регион Овернь — Рона — Альпы). На настоящий момент родного города Огюста Рикара нет на карте Франции, дело в том что он объединен с соседним городом и получил название Клермон-Ферран.
В Петербургских архивах хранятся документы с разными подписями, на ранних Огюст подписывался своей настоящей фамилией Рикар, а на более поздних уже де Монферран. На многих документах есть следы подчистки подписи, возможно он хотел исправить свою подпись везде на де Монферран.
Вообще же Огюст Рикар на протяжении своей карьеры демонстрировал некоторую гибкость моральных принципов, возможно без этой гибкости ему бы не удалось стать ведущим архитектором Российской империи. Например, он не приписывал себе дворянства, но если окружающие принимали его за дворянина, то он не стремился их разубедить.
То что нам рассказал экскурсовод идет в некотором рассогласовании с тем что написано в Википедии. В Википедии утверждается, что Огюст Рикар прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Александра I после демонстрации альбома с проектами, а экскурсовод говорил, что он приехал позже по собственной инициативе.
Больше всего отличаются версии начала карьеры в Санкт-Петербурге, что в общем то не удивительно. Кто интересовался судьбой безвестного рисовальщика из Франции? Естественно, что об этом периоде жизни сохранилось меньше всего сведений.
Начало карьеры в Санкт-Петербурге
Но в 1814 году в Париже Огюст Рикар (де Монферран) не был замечен императором. Он прибыл в Санкт-Петербург лишь в 1816 году заручившись рекомендательными письмами, одно из которых было от Павла Николаевича Демидова — владельца заводов, домов, пароходов. С семейством Демидовых Монферран был связан через своего отчима, тот состоял на службе коллекционера Демидова в качестве агента.
По началу дела шли не важно, Огюст Рикар (де Монферран) снял жалкую квартирку в неустановленном месте Петербурга, денег не хватало, долги росли. Он претендовал на должность рисовальщика или чертежника.
В конце концов ему удалось поступить на службу в «Комитет городских строений и гидравлических работ», вся его дальнейшая деятельность была связана с именем Августина Августиновича Бетанкура (1758- 1824) под начальством которого он работал.
Любопытно что Монферрана в России так же называли Август Августовичем. Получается некое дублирование личности, два человека тесно связанные друг с другом по работе носили в России почти одинаковые имена? Причем Монферрану присвоили это русское имя произвольно, поскольку имя данное ему при рождении, ни капли не похоже на русское имя-прозвище Август (или даже Августин) Августович или Анатольевич. Хотя возможно русское имя-прозвище приклеилось к Монферрану уже после смерти Бетанкура?
Исаакиевский собор
Почти сразу по приезду Монферрану повезло, его рисунки, представленные на конкурс по перестройке Исаакиевского собора в 1816 году, понравились императору. Он представил 24 различных рисунка-проекта церквей в разных стилях, оформленных в красивом альбоме и выполнил пожелание императора о включении стен старого, третьего по счету собора, в новое здание. Вот с этим включением стен старого собора были трудности и поэтому многие гораздо более опытные конкуренты Монферрана погорели как раз на этом моменте.
К сожалению альбом с 24 рисунками не сохранился целиком, до нас дошел всего один рисунок. На мой скромный взгляд на ниже следующем рисунке изображено адское архитектурное излишество. Купол собора непомерно велик. А предоставление альбома с 24 рисунками в разных стилях от готического до китайского выглядят, как «любой каприз за ваши деньги». И тем не менее подобный подход позволил Огюсту Рикару получить должность придворного архитектора.
С 1816 по 1818 год Монферран работал над проектом будущего Исаакиевского собора. Первоначальный проект, утвержденный в 20 февраля 1818 года выглядел примерно так, как показано на акварели Садовникова. Как объясняют официальные историки, в те времена было принято рисовать еще не построенные здания в пейзажах города, руководствуясь только проектом.
Ну на мой взгляд подобная акварель могла быть написана только под заказ, когда вызвали художника, показали проект, велели написать пейзаж. Иначе схема не может работать, откуда бедный художник может узнать, что уже спроектировано здание, которое собираются построить?
Прямо в 1818 году, глядя на этот проект, многие архитекторы Санкт-Петербурга высказались о том, что новый массивный купол собора технически невозможно поставить на старые пилоны ринальдиевского собора. Монферрана обвинили в шарлатанстве, отсутствии профессионализма. И в 1820 году он был отстранен от строительства, и даже был объявлен новый конкурс на разработку проекта собора.
И только в 1825 году Монферрану удалось вновь приступить к строительству, но уже по сильно переработанному проекту. Ему опять повезло, он победил в новом конкурсе. Во избежание подобных эксцессов в будущем была сформирована специальная комиссия для надзора за строительством. По всей видимости Монферрану все таки не хватало реального опыта строительства, а вот рисовать он умел и быстрее всего обладал даром самопрезентации, раз ему целых два раза удавалось выигрывать конкурс на постройку главного собора Российской империи.
Самые сложные работы по установке массивных колонн портиков, каждая их которых была длиной 17 метров и весила 114 тонн, были завершены к осени 1830 года. Механизм подъема колонн был разработан А. Бетанкуром. Далее приступили к выкладке стен. Установка верхних колонн на барабане была завершена в марте 1837 года.
Строительство Исаакиевского собора стало делом жизни Монферрана, оно продолжалось 40 лет. Согласитесь, что для безвестного рисовальщика не имеющего в своем портфолио ни одного завершенного проекта, стать архитектором самого главного собора Российской империи это не бывалый взлет карьеры. Буквально из пешек в дамки.
Естественно, что параллельно со строительством собора продвигались и другие проекты.
Дом Лобанова-Ростовского
Первым большим законченным проектом Монферрана в Санкт-Петербурге стало строительство дома Лобанова-Ростовского (1817—1820). Это внушительное строение расположено по одну из сторон Исаакиевской площади. Получается что при руководстве строительством дома Лобанова-Ростовкого Монферран имел возможность познакомится с петербургскими болотистыми грунтами.
Дом был построен всего за три года и вошел в петербургский фольклор. Именно со львов, украшающих подъезд дома Лобанова-Ростовского были срисованы иллюстрации к пушкинскому «Медному всаднику». А современные экскурсоводы имеют возможность так же рассказывать про львов следующую легенду.
Как вы видите один лев сейчас держит лапу на шаре, а другой как бы уже роняет лапу. Говорят что дрессированные львы охраняли сон иранского шаха, а поскольку кошачьи любят поспать, льву надлежало держать лапу на шаре, если животное начинало дремать и лапа с шара падала, дрессировщик его тяжко наказывал. Так что львов с шарами оказывается изображают не просто так, а с глубоким смыслом. Впрочем это все из области легенд и мифов.
Сейчас в доме со львами находится Отель Four Seasons Lion Palace
Александровская колонна
В 1829 году Монферран победил в конкурсе на строительство Александровской колонны (1829 -1832), не с первого раза, но победил. В источниках сообщается, что Монферран представил императору рисунки в красиво оформленном альбоме. Очевидно, что Август Августович умел себя подать. Речь идет о рисунках, а не о чертежах и сметах. Я плохо понимаю разграничение обязанностей архитекторов и инженеров в наше время, а уж про XIX век и говорить не приходится. Положено ли было архитектору к рисункам разработать чертежи и техническую документацию или это было сделано другими людьми?
Бывший воин наполеоновской армии Огюст Монферран возвел монумент, посвященный победе в войне 1812 года, вот такие повороты судьбы. В связи с ангелом венчающим вершину колоны рассказывают еще одну легенду, якобы лицом он похож на победителя Наполеона Александра I, но если присмотреться, то фигура ангела больше напоминает женщину, чем мужчину.
А вам как кажется? Ангелы конечно существа бесполые, но бедро под тонкой тканью уж очень женственно выглядит.
Кстати крест, который держит ангел латинский, а не православный. Это будет важно в дальнейшем.
В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).
Википедия
Несколько залов в Эрмитаже
Экскурсовод сообщил нам что по проектам Монферрана было выполнено оформление нескольких залов в Эрмитаже и одного из залов в Адмиралтействе. В Адмиралтейство не пускают, там сейчас располагается Военно-морской институт и управление Балтийского военного флота.
Все кто посещал Эрмитаж наверное видели зал Ротонды. Однако, оригинальное убранство зала погибло в пожаре 17-19 декабря 1837 года. То убранство зала Ротонды, которое мы видим сейчас было восстановлено под руководством архитектора Стасова.
Малахит, кстати, для строительства Исаакиевского собора и для украшения Эрмитажа поставлял уже упомянутый мной Демидов.
Дома в которых жил или бывал Моферран
С момента начала строительства Исаакиевского собора в 1818 году Монферран переехал на служебную квартиру по адресу Малая Морская дом 20, это совсем рядом с Исаакиевской площадью. До наших дней этот дом не сохранился. А после получения премии по завершении строительства Александровской колонны, Монферран приобрел дом по адресу Большая Морская 45. Сейчас в нем располагается дом композиторов.
Любопытно, что очень быстро Монферран продает свой дом П. Н. Демидову, владельцу соседнего особняка. Монферрана и Демидова связывали давние узы. Известно, что Монферран на свадьбе П. Н. Демидова и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем.
Оба дома по Большой Морской 45 (недолгое время принадлежащий Монферррану) и соседний по Большой Морской 43, принадлежащий Демидову, Монферран перестраивал по своим рисункам, но в интерьерах до нашего времени от проектов Монферрана ничего не сохранилось.
Дом Монферрана на Мойке 86
Остаток жизни, а именно с 1834 до 1858 года Монферран проживал по адресу набережная реки Мойки, 86. Это чуть дальше от Исаакиевской площади, но только чуть, меньше одной автобусной остановки. Монферран с супругой, бывшей французской актрисой, проживал только на одной половине дома. За годы строительства собора Монферран собрал у себя дома большую коллекцию произведений искусства, по этому факту даже производились проверки, после которых архитектор был признан невиновным. После его смерти эта коллекция таинственным образом исчезла.
Этот дом очень часто показывают по телевизору в передаче «Криминальные хроники», сейчас в здании расположена Главное следственное управление Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу.
Памятник Николаю I
Последней известной работой стало проектирование постамента памятника Николаю I, установленного перед Мариинским дворцом, саму статую изготовил известный всем П.К.Клодт. Открытие памятника состоялось уже после смерти Монферрана. Конная статуя Николая I стала первой подобной статуей в Европе стоящей всего на двух точках опоры.
А где же похоронен великий архитектор Санкт-Петербурга?
Монферран хотел быть похороненным в подвале Исаакиевского собора, но Александр II отказал ему в этом желании на основании того, что архитектор был католиком. И это после того как было одобрена фигура ангела с латинским крестом на вершине Александровской колонны? На всех дверях Исаакиевского собора изображены греческие равносторонние кресты. А внутри собор украшен витражом, типичным для католических соборов и почти не встречающимся в православных. Последовательность редкая добродетель явно не присуща была Александру II, или у него были другие причины для отказа?
После смерти Монферрана вдова увезла тело во Францию и теперь считается, что великий архитектор Петербурга похоронен в Париже на Кладбище Монмартр рядом со своими родителями. На могиле не было даже надписи посвященной Огюсту Монферрану до 25 октября 2018 года и доподлинно факт захоронения не установлен. Детей у него не было.
Темный вопрос с захоронением льет воду на мельницы альтернативщиков и дает им повод предполагать, что Монферран был рисовальщиком, а не архитектором. Тогда вполне логично, что Александр II отказал ему в захоронении в Исаакиевском соборе.
Рисунки Монферрана
Действительно Огюст Монферран, человек со множеством имен, прославился своими рисунками известными по сей день. По результатам строительства Исаакиевского собора и Александровской колонны он издал по альбому на французском языке в Париже. Любопытно, что за 40 лет жизни в России он так и не выучил русский язык, по воспоминаниям рабочих, архитектор еле еле с большим акцентом пытался называть их по имени. В середине XIX века вся русская знать продолжала говорить на французском даже после войны 1812 года.
В этих рисунках и описаниях под ними содержится огромное количество противоречий. Поэтому в истории строительства Александровской колонны и Исаакиевского собора больше вопросов, чем ответов. Если бы техническая документация сохранилась, то вопросов бы никаких не было. Между рисунками и технической документацией существует огромная разница.
Рисовальщик вполне может себе позволить изобразить примерный вид объектов, а вот чертежник обязан изобразить ровно так, как следует построить, если в лестнице 10 ступенек, значит чертим 10, не более и не менее, указываем из какого материала будем строить лестницу, изготавливаем чертежи всех деталей с указанием всех размеров, а так же допусков и припусков и после разработки всех деталей выпускаем сборочный чертеж. Монферран на своих рисунках изобразил процесс транспортировки и подъема колонн. Но ни один документ или рисунок не описывает процесс придания гранитным глыбам идеальной формы.
30 апреля 2020 года на канале АНТРОПОГЕНЕЗ РУ вышел прелюбопытнейший фильм «Загадки Исаакиевского собора: взгляд архитектора. Максим Атаянц. Ученые против мифов 12-6». Естественно, архитектор настаивает на официальной версии строительства, но в процессе он показывает много чертежей, рисунков, фотографий из архивов, ранее не присутствующих в интернете, так что любопытствующим советую с фильмом ознакомиться.
Описанные события произошли всего около 150-200 лет назад и содержат столько загадок. Самой главной версией альтернативщиков является то, что строительство Александровской колонны и Исаакиевского собора было произведено существовавшими ранее высокотехнологичными цивилизациями, а при Монферране этим строениям просто придали новый смысл. В ходу так же идея о том, что античный город был затоплен, а во времена Петра I показался из воды и его не строили с нуля, а просто обновляли и реконструировали. А Вы что думаете по этому поводу?
Система кабестанов должна быть укомплектована веревками, которые смогли бы вынести эту нагрузку, в те времена все веревки были пеньковыми. Пенька не самый прочный материал на свете, её прочность с современными стальными тросами не сравнить.
В турфирме Эклектика есть интересная экскурсия про каменотеса Суханова и его артели. Именно они привозили гранитные глыбы и обрабатывали колонны Исаакиевского собора, колонны в Казанском соборе, отделывали стрелку Васильевского острова и тд
Да, я тоже так считаю. Уж слишком много нестыковок. Поврюду Римская символика, ну никак не укладывается в голове при строительстве города с православными канонами!
Огюст — это как раз французский вариант имени Август. Ничего удивительного нет в том, что в России его так называли.
В 2017 г. вышел роман Ирины Измайловой «Собор» о строительстве Исаакия и биографии Монферрана. Много интересного, в том числе ссылок на документы.
В продолжение комментариев 2 вопроса:
1) действительно ли у Монферрана был сын Луи, который умер во время эпидемии холеры в Петербурге в 5-летнем возрасте и похоронен на Смоленском (католическом) кладбище?
2) хотелось бы точности (т.к.в вышеприведённом тексте есть противоречие): Монферран недолго жил на Бол.Морской в №45 или всё-таки №43?
Спасибо за книгу обязательно ознакомлюсь. Монферрану точно принадлежал дом композиторов, его адрес Большая Морская ул., 45. В статье я исправила ошибку, спасибо.
спасибо ,да статья очень интересная даже для людей знающих свой город и многочитающих ,мне было интересно узнать что монферан так и не выучил русский язык ,для меня,это стало открытием ,я думаю установить этот вес колонн было возможно при помощи системы кабестанов ,кстати эту систему описывает в своих работах еще Леонардо да Винчи ,у него было много машин разработанных именно для строительства и поднятия тяжестей и это тогда уже работало ,так что 19 век ,это уже век научных открытий и благодаря конечно таким самородкам ,чего только стоил прекрасный камнетес Самсон Ксенофонтович Суханов …
Система кабестанов должна быть укомплектована веревками, которые смогли бы вынести эту нагрузку, в те времена все веревки были пеньковыми. Пенька не самый прочный материал на свете, её прочность с современными стальными тросами не сравнить.
Очень интересно было читать! О Монферране знала, как об авторе собора и колонны, что умер он вскоре после окончания строительств «Исаакия», что доброжелатели писали на него доносы и были проверки на предмет его незаконного обогащения (гостей не привечал и по Петербургу ходили слухи о его редких и ценных приобретениях антикварных вещей). Очень интересные факты о дружбе с семьёй Демидова. Спасибо!
Рада, что вам понравилось. Очень приятно читать такие комментарии, спасибо.
С огромным интересом прочитала статью о Монферран и его творениях, ведь, всего месяц назад мы гуляли по Дворцовой.
Окончание статьи сразило наповал… Елена, а Вы смогли бы в эту версию поверить?
У нас в Питере целая когорта блогеров пишет о том что невозможно это было построить без серьезных знаний по сопромату, без современной техники, что не один пеньковый канат в принципе не способен выдержать такой вес и много чего еще. Поэтому я в начале и написала, что только живой эксперимент может прояснить ситуацию. Современные авторы не знаю, как удалось нашим предкам это построить, они могут только найти в рисунках Монферрана огромное количество не стыковок. Интересно было бы заслушать мнения профессиональных строителей, но они пока помалкивают. Сравнивают Питер с древним Египтом и Баальбеком в Ливане. Типа три места в которых есть постройки из гигантских каменных монолитов очень большого веса.
Елена, с огромным интересом и удовольствием прочитала Вашу статью. Архитекторы и архитектура — это очень, очень интересно! Монферран отметился и у нас в Москве. Именно по его разработкам наш Царь-колокол наконец вытащили из плавильной ямы и установили на постамент через 100 лет после того, как колокол отлили.
Елена, я альтернативщиков не люблю. История — это точная наука. Если есть документ, подтверждающий факт, о нём можно говорить уверенно. А если документов нет, наплести можно что угодно, чего только в голову не придёт. Ничего путного, обычно, не приходит, одна чушь, сказки.
Лена, я и википедии не доверяю. Это настолько непроверенный и ненадёжный источник, в каждой статье есть столько ошибок и отсебятины, что не стоит принимать её за авторитетный ресурс. Я туда заглядываю только взглянуть на имя и отчество интересуемой личности, больше она ни для чего не годиться. А ваш экскурсовод, по-видимому, очень грамотный, образованный человек. Статья архи-интересная и полезная. Спасибо огромное!
Монферран подвизался на работах с огромными тяжестями. Единственно где он не упомянут это перемещение Гром-камня.
История увы совсем не точная наука. Просто учебники пишут в утвердительном наклонении, а если покопать вопрос глубже, то получается всего лишь одна из возможных версий. Как правило документов не хватает, чтобы увериться в чем-то наверняка. Хорошо известна легенда про Андрея Первозванного и его посещение Валаама, но между апостолами и крещением Руси порядка 900 лет, аналогичные вещи рассказывают в Испании про Святого Иакова и так почти везде, если начать сопоставлять источники вылезает множество противоречий на основе которых и пишут версию не факт что правильную. История очень политизированная наука по указанию свыше написано многое и многое забыто. Вот это и дает пищу для альтернативщиков. До изобретения машины времени мы точно ничего из прошлого знать не будем. И даже после изобретения этой фантастической машины нам расскажут только то, что одобрит правительство.
Версия ранней биографии Монферрана в википедии утверждает, что Монферран прямо сразу понравился императору еще в Париже, а наш экскурсовод сказал, что это не так, он мыкался еще два года прежде, чем его заметили и приехал в Петербург самостоятельно. А википедию точно сильно меняют я помню что раньше все статьи про Монферрана и его работы были намного короче, сейчас их значительно расширили и даже картину Гагарина вставили. Вот бы сделали выставку всех рисунков Монферрана, я думаю она имела бы огромный успех.
Интересная история. Судьба интересная у Монферрана.
По поводу «Не патриотичненько, как-то вели себя французские архитекторы» — видимо уже в то время проявлялась европейская толерантность. 🙂 А насчёт «высокотехнологичных цивилизаций» — это думаю слишком фантастично.
Загадочная история. Меня больше всего озадачивает вопрос, а чем занимаются наши историки, почему они не пытаются как-то прояснить этот вопрос, изучить документацию с большим усердием, проанализировать ее, назначить экспертизы? Денег у них не хватает или желания? Или может быть власти не заинтересованы в более подробном изучении этого вопроса? Может им есть что скрывать от общественности?