Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.
Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина, по замыслу которого и было возведено это величественное и загадочное строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.
С 1 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге будет взыматься курортный сбор в размере 100 руб. с каждого человека старше 18 лет в сутки за проживание в отелях, хостелах, апарт-отелях. Снимайте квартиры от частников на Суточно.ру, чтобы избежать дополнительных трат.
- Режим работы
- Как и где купить билеты в Михайловский замок
- Как доехать до Михайловского замка
- Что можно посмотреть в Михайловском замке
- Памятник Петру I
- Фасад и двор Михайловского замка
- История строительства замка
- Парадная лестница
- Зал Антик
- Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
- Тронная императрицы Марии Федоровны
- Общий столовый зал
- Спальня Марии Федоровны
- Галерея Лаокоона
- Георгиевский зал
- Галерея арабесок
- Большой тронный зал Павла I
- Бывшая спальня Павла I
- Церковь Святого Михаила
Режим работы
Все дни недели с 10:00 до 18:00, вторник — выходной день
Как и где купить билеты в Михайловский замок
Официально Михайловский или Инженерный замок является филиалом Русского музея, соответственно, купить билеты можно на официальном сайте Русского музея, но удобнее всего на сайте Tripster, там же так же без наценки продаются билеты в Эрмитаж, Русский музей, Кунскамеру, на Аврору. Там же можно приобрести билеты сразу с аудиогидами или с экскурсиями по залам любого из этих музеев, если пожелаете. Это очень удобно, если вы собираетесь посетить несколько музеев за короткий период времени — регистрация на одном сайте и сразу все билеты и план посещения по сеансам и датам без наценки и с официальными льготами, которые вы безусловно должны будете подтвердить документально при проходе в музей.
Билеты приобретайте заранее, на следующий день их может не быть в наличии. В кассы билеты поступают по остаточному принципу, т.е. то что не продали в интернете.
Как доехать до Михайловского замка
Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор (выход на улицу Садовая, на станции два выхода) и пройти порядка 700 м по Садовой улице в сторону Невы, и вы на месте.
Не нужно путать Михайловский замок и Михайловский дворец, это разные здания. В Михайловском дворце расположена главная экспозиция Русского музея.
Что можно посмотреть в Михайловском замке
Я посетила Михайловский замок с экскурсией последний раз 28.10.2021, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. До этого я бывала в Михайловском замке в 2016 году с сыном, в тот раз была включена экскурсия и вокруг дворца. Поэтому этот рассказ будет компиляцией двух экскурсий.
В мае 2021 года открылось после ремонта и реставрации еще несколько залов. Но к сожалению в 2020-2021 годах из-за карантинных мероприятий даже экскурсиям не показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила. Мотивируя это тем, что помещения маленькие туда набьются толпы людей, и это будет не по карантинным правилам.
По большому счету от Павла I в Михайловском замке мало, что осталось. Царская семья съехала в Зимний дворец сразу после убийства в 1801 году. Замок отдали под инженерное училище, которое постепенно перестроило множество залов под свои нужды. К осмотру предлагается всего 1 этаж из трех, реставрация продолжается. Все наслышаны, что в Михайловском замке хранятся оригинальные статуи из Летнего сада, но по факту выставлены на широкое обозрение лишь малое их число в Галерее Арабесок даже пока без пояснительных табличек.
Всем интересующимся судьбой Павла I рекомендую так же посетить экскурсию «Масонский Петербург», потому что Михайловский замок до краев наполнен масонскими символами, если вам их не покажут пальцем, сами вы не заметите. Экскурсия по внутренним помещениям никак не затрагивает масонской символики. Для семей с детьми-подростками проводят квест вокруг Михайловского замка
Памятник Петру I
Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.
Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».
А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая, что именно он является законным наследником Петра Великого.
Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»
В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.
На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.
Фасад и двор Михайловского замка
Изначально, Михайловский замок окружали рвы, заполненные водой по периметру, как и положено настоящему замку. Со временем рвы были засыпаны. Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.
Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.
Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года. Однако, во время карантина 2020 года её уже успели отремонтировать.
История строительства замка
Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями. Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.
Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня. И первое, что сделал Павел I на престоле — отдал приказ о строительстве замка своей мечты, т.к. хотел умереть в том же месте в котором и родился.
В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I.
Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укрепленность и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.
На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства третьего Исаакиевского собора (предшественника ныне существующего).
Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотатства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней«. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.
Парадная лестница
Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.
Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.
Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.
В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.
От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.
Зал Антик
К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.
Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.
Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.
Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны, осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I. В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.
Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.
В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.
Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных апартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора из Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.
В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Леность»
Тронная императрицы Марии Федоровны
Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.
Общий столовый зал
Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.
Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале проходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.
Спальня Марии Федоровны
Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.
С этого момента начинаются залы ранее мной не виданные, недавно отремонтированные.
Галерея Лаокоона
Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне хранится в Эрмитаже), давшая название залу. Помещение прежде имело и другое название — Готлисовый покой, так как стены Галереи в Павловское время украшали изготовленные во Франции гобелены, представлявшие сцены на сюжеты из Священной истории. На потолке размещались три круглых живописных плафона на мифологические темы, сюжеты которых были указаны художникам самим императором.
В XIX веке, во время пребывания в замке Инженерного училища, бывшая Галерея Лаокоона входила в состав Модельных залов Инженерного департамента. Здесь размещалась модель части Дарданельского пролива. В 1858-1859 годах в помещении был устроен антресольный этаж, впоследствии разобранный, где разместили модели городов Ревеля (ныне Таллин) и Свеаборга (остров Суоменлинна в Хельсинки).
Однако наиболее решительные изменения в бывшей Галерее Лаокоона произошли в 1894-1895 годах в связи с устройством в южной части помещения новой парадной мраморной лестницы, ведущей в вестибюль Николаевского инженерного училища. При этом было разобрано перекрытие между первым и вторым этажами, заложен дверной проём в Галерею арабесок и изменено архитектурное оформление южной стены.
В центральной нише, где прежде помещалась скульптура Лаокоона, за металлическим ограждением, украшенным вензелем Павла I и императорскими гербами, установили бронзовый бюст императора Павла І.
Во время Великой Отечественной войны, в результате попадания в здание артиллерийских снарядов, частично обрушилась северная торцевая стена зала. Имелась также пробоина и в полуциркульном завершении южной стены лестницы. В ходе проведенных Русским музеем реставрационных работ вся утраченная лепная отделка зала была восстановлена.
Георгиевский зал
Мраморная галерея (Георгиевский зал) — один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.
Отделка галереи была исполнена в 1799 — 1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренна. Название «мраморная» отражало особенность ее декоративного убранства, где главную роль играло использование мрамора различного цвета. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены установили три беломраморных камина, инкрустированных лазуритом, яшмой, и украшенных бронзовыми позолоченными накладками. Двери зала были набраны из различных пород дерева и украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники.
После 1801 года паркетные полы, надкаминные зеркала и скульптуры были отправлены в Таврический дворец. В 1803 году в Павловск перевезли камины.
В 1843 году вся мраморная облицовка стен, барельефы и колонны были сняты. Цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж. Колонны установили в о Эрмитажа. Богато украшенные двери зала были использованы для оформления одного из интерьеров Мариинского дворца.
В 1894-1895 годах отделка зала вновь была изменена. На стенах, разбитых декоративными лепными рамами на отдельные панно, разместили мраморные доски с именами воспитанников Николаевского Инженерного Училища и Академии — георгиевских кавалеров. Для освещения зала были изготовлены две большие люстры.
В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.
Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года0была уничтожена.
Основной0задачей нынешнего этапа реставрации стало воссоздание мраморной облицовки стен. Помимо была восстановлена лепка карниза (вензеля и короны), позолота деталей лепки.
Камины и двери воссозданы по образцам сохранившихся в Павловске и Мариинском дворце подлинных элементов убранства МраЬорной галереи. Освещающие зал люстры являются бронзовыми копиями люстр 1894 года.
Галерея арабесок
Галерея арабесок была устроена в подражание Лоджиям Рафаэля в Ватикане. Это длинный вытянутый зал, украшенный барельефами и скульптурами из Летнего сада. Оригинального убранства не сохранилось, во времена Павла I стены были расписаны итальянскими живописцами.
Большой тронный зал Павла I
Большой Тронный зал императора Павла I в Михайловском замке был создан в 1798-1801 годах по проекту архитектора Винченцо Бренны (1741-1820). Однако, в связи с тем, что царская семья успела прожить в замке всего 40 дней, официальные церемонии и парадные аудиенции при Павле I в зале не проводились.
Во времена Павла I стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём, а в глубине длинного двусветного пространства ярким пятном выделялся трон императора под пунцовым балдахином, установленный у восточной стены на возвышении из восьми ступенек. Трон сейчас хранится в Оружейной палате в Москве, уже заказана копия для тронного зала в Михайловском замке, в настоящее время место трона почетно занимает простой стул.
В центре потолка находился живописный плафон из двух частей, написанный на холсте итальянским художником Джузеппе Валериани [1708(?) – 1761], представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы». Перекрытие зала оформляла богатая лепнина.
Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями были установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен.
В марте 1801 года, на следующий день после гибели Павла I, императорская семья покинула замок, и впоследствии здание было передано в ведение Гоф-Интендантской конторы. В ноябре того же года личным указанием Александра I в здании была выделена квартира для проживания инженер-генерала Петра Корнилиевича Сухтелена. В число помещений, занятых им, вошёл и бывший Большой Тронный зал, где разместилась уникальная библиотека генерала, впоследствии пополнившая фонды Императорской публичной библиотеки.
Роскошное, шитое золотом бархатное убранство стен в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец).
В 1820-х годах, после переселения в здание Главного Инженерного училища, в зале разместился Архив Инженерного департамента, для нужд которого были изготовлены двухъярусные книжные шкафы, разместившиеся вдоль северной стены помещения. Шкафы сохранились до настоящего времени.
Бывшая спальня Павла I
Посещение церкви и бывшей спальни императора Павла I не включено в экскурсию 2021 года из-за коронавирусных ограничений, фото 2016 года. Тогда в церкви шел ремонт.
В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.
Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.
Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:
Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.
Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.
Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.
Церковь Святого Михаила
Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.
Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.
В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.
Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.
Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…
Возможно вам будет так же интересно узнать о маршрутах прогулок по рекам и каналам Санкт-Петербурга, какие я рекомендую и почему.
Красивый и внушающий уважение замок. Надеюсь, его восстановят целиком. Спасибо за интересные фотографии! 🙂
Сейчас отреставрировано всего одно крыло, работы еще очень много.
Отличная идея, как провести время в Санкт-Петербурге! Михайловский собор заслуживает внимания путешественников, это точно!
В Санкт-Петербурге можно провести много времени, он просто набит музеями, парками и шедеврами архитектуры.
Интересный замок со своей историей! Люблю прогуливаться такими легендарными и древними зданиями, есть в них своя атмосфера. В Питере не была, но очень хочу посетить. Спасибо за экскурсию, Елена.
Замок совсем не древний, его построили в 1796-1800 годах, поэтому само название замок под вопросом, скорее дань моде. У магистра Мальтийского ордена должен был быть свой замок, вот он его и построил. Приезжайте обязательно Питер замечательный город, только погода капризная.
Красота какая и в Европу можно не ездить. Спасибо за экскурсию. В Питере бывала по работе, так что до музеев так и не добралась.
Питер своеобразный город, совсем не русский, у нас даже нет ни одной традиционно русской церкви, как в городах Золотого кольца и совсем молодой всего то 300 лет, поэтому ездим в Европу хочется разнообразия.
Ох, сколько же всего еще можно и нужно посетить в Санкт-Петербурге. Чем больше читаю, тем больше появляется новых идей.
Мне уже хочется пройти по второму кругу. Я конечно почти везде была в Санкт-Петербурге, но это было давно. Иногда в детстве, иногда с маленькими детьми уже своими, но время идет все меняется и Петергоф уже не тот, что был, а на Невском сейчас какое-то невиданное количество иностранцев и такая толпа, что просто жуть.
Интересная экскурсия. А сколько в этой истории загадочных чисел, например период царствования — 4 года 4 месяца и 4 дня, или или прожил в своём замке 40 дней и предсказанное количество лет жизни 47. Похоже число 4 для Павла 1 было роковым.
В истории с Павлом I много мистики, похоже что злой рок буквально висел над ним.
Интересная экскурсия у вас получилось. Вообще Михайловский замок очень интересный. Как и личность Павла — человека, безусловно, очень одаренного и незаурядного, но не сумевшего стать хорошим императором.
Не смотря на то, что утверждается, что Елизавета Петровна запрещала родителям видеться с сыном, Павел I унаследовал любовь ко всему прусскому от своего отца Петра III, убитого когда мальчику было всего 8 лет в том числе за эту самую любовь к прусским порядкам.