Это статья не про то, как нужно пользоваться метрополитеном Будапешта, а про то почему вам стоит проехаться хотя бы разок на метро в Будапеште. Даже если у вас нет такой необходимости, и вы приехали на машине или вы настолько богаты, что можете позволить себе такси пять раз в день все равно я вам советую прокатиться на будапештском метро.
Метро Будапешта удивительно разнообразно. На данный момент действуют всего 4 линии, но проехав по трем из них вам удастся совершить удивительное путешествие во времени из XIX в XXI. Согласитесь, что редкие столицы Европы могут предложить своим гостям такую возможность, как путешествие во времени на поездах метро.
Экскурсии на русском в Будапеште и по Венгрии ищите на сайтах Tripster и Sputnik8 оплата возможна любыми картами, в том числе картами РФ.
Первая линия метро
Первая линия будапештского метро открылась еще XIX веке, а точнее 1896 году и линия сохранилась почти в таком же виде, как и была построена. Разве что сидения в поездах поставили современные, вместо старинных деревянных лавок.
Первую линию метро в Будапеште проложили под проспектом Андраши, она абсолютно прямая и обозначается желтым цветом. Входы на станции метро оформлены, как подземные переходы и снабжены табличками желтого цвета с надписью «Földalatti», что собственно и означает «под землей».
Все станции метро первой линии оформлены одинаковой кафельной плиткой, в эскалаторах нет необходимости, потому что линия совсем не глубокая, ее стоили открытым способом.
Когда я первый раз села в этот маленький желтый вагончик, мне казалось следующая станция будет в начале XX века, совсем скоро я увижу дам в длинных юбках и шляпках и джентльменов в котелках и с тростью. Даже испугалась немного, что мир прошлого нас засосет, и мы не сможем выбраться. Все таки все эти современные достижения, типа машин, самолетов и бытовой техники мне чертовски нравятся, не хотелось бы расставаться со всеми этими удобствами.
В маленьком желтом поезде линии М1 всего три секции, вагоны соединяются гармошкой. По ширине вагона стоят всего 4 сидения, настолько он узкий, больше похож на трамвай, чем на поезд. Будапешт город контрастов, как говаривали в одном из самых любимых наших фильмов. В поездах метро там всего три вагона (только на линии М1), а современные трамваи имеют целых 6 вагонов.
А мир прошлого обступает со всех сторон, обволакивает и не дает очнуться. Поезда линии М1 создают гораздо больше шума, чем современные составы, а вместо привычной фразы: «Осторожно двери закрываются. Следующая станция Политехническая», например, просто раздается звонок, как в школе и мигает красная лампочка. Может быть и правда, следующая станция Gizella ter?
Туннели на линии М1 совсем узенькие и встречные поезда не разделяет перегородка, встречный поезд проходит буквально в 30-40 см от вашего поезда, так что острые ощущения гарантированы.
Но нет, станции Gizella ter уже давно превратилась в музей, найти который совсем не просто.
Музей метро Будапешта
Мы нарезали изрядный круг, пока обнаружили его наконец. А все оказалось гораздо проще, чем мы себе воображали. Музей метро в Будапеште находится в одном из выходов со станции метро Deak Ferenc ter, подниматься наверх не надо. Необходимо, пройти через современный центр обслуживания пассажиров насквозь, там продают билеты на общественный транспорт, следующая дверь приведет вас в музей метро.
В путеводителе я прочитала, что музей находится в неиспользуемом туннеле. Мой сын тут же вообразил себе прогулку по заброшенным туннелям метрополитена в темноте, а ля игра «Метро 2033». Но таких фантазеров мне придется разочаровать.
Музей действительно находится в неиспользуемом туннеле, но все достаточно цивилизованно. Музей метро является филиалом музея транспорта в Будапеште. По размерам музей совсем не велик. В нем выставлено всего 2 вагона и несколько стендов с фотографиями, повествующими об истории развития метро в Будапеште.
Первую линию построили в честь масштабного празднования тысячелетия обретения Родины (1896 г.). На первом поезде проехал сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф. Это было грандиозно. Будапешт был на пике научно-технического прогресса. Такое чудо, как метро было только в Лондоне, даже в Вене не было метрополитена.
Первый вагон будапештского метро выставлен в музее. Внутри сидят маникены, одетые в старинные одежды. Как раз дама в длинной юбке и шляпке, которой мне так не хватало на настоящей станции.
Первые вагоны метрополитена были на электрической тяге. Это тоже было последним достижением научной мысли конца XIX века. К примеру, первое лондонское метро передвигалось на паровой тяге. Контактного рельса в будапештском метро не было, вместо него был воздушный токоприемник на крыше, как у современных трамваев.
Все следующие фотографии пересняты мной со стендов музея. На следующем фото хорошо видно токоприемник.
Две последние станции на первой линии до 1970-х годов были надземными и выглядели совсем, как трамвайная линия.
Вся первая линия будапештского метро имеет протяженность всего 4,4 км и 11 станций. По нашим понятиям это очень короткая линия, а станции на ней следуют через каждые 400 м.
В Питере между соседними станциями расстояние порядка 2-3 км, ради 400 м опускаться под землю на 30 метров никто не будет, даже для того чтобы переместиться между двумя соседними станциями люди быстрее выберут наземный транспорт.
Станции изначально были оформлены, как богато украшенные легкие летние беседки.
Естественно сразу появились билеты на метро и даже проездные с фотографиями владельцев.
Принцип строительства метро был предельно прост. Совсем недавно застроенный проспект Андраши опять перекопали.
Вырыли туннель, без экскаваторов и самосвалов.
и сверху опять накрыли перекрытиями и восстановили мостовую. Это наиболее дешевый способ строительства метро, сопряженный с неудобствами для горожан. На время строительства пришлось перекрыть проспект Андраши.
Не смогла удержаться и не сфотографировать нижеследующую картинку, она не относится к Будапешту. Паровозы лондонской подземки заправляли на каждой станции паром, а не углем, чтобы пассажиры не чувствовали себя, как в газовой камере. Но вид все равно устрашающий.
После технологического прорыва конца XIX века будапештский метрополитен ждала длительная стагнация. Сначала Первая Мировая война, по результатам которой Венгрия потеряла две трети территории, потом Вторая мировая война, результатом которой стали масштабные разрушения Будапешта, после этого революция 1956 года. Все эти события отодвинули развитие метро почти на сотню лет.
Линии М2 и М4
Линию М2 построили только 1970-1972 годах. А последнюю линию М4 ввели в эксплуатацию в марте 2014 года. Так что остальные линии будапештского метро совсем молодые. Они оснащены вагонами французской компании Alstom. Вагоны оснащены светодиодными схемами движения поезда и светодиодными табло, на которых высвечивается название следующей станции. Поезд можно пройти насквозь изнутри, вагоны соединяются гармошкой.
Вагоны оснащены кондиционерами и кнопками на дверях. Если кнопку не нажать двери не откроются даже на станции. Такие же вагоны метро используют в Барселоне. На фоне французских вагонов наш Мытищенский завод явно проигрывает конкуренцию.
Станции метро оформлены функционально, но без шика и богатства, никакого мрамора, гранита, только пластик.
Линия М3
Линия М3 ничем не сможет удивить жителей бывшего СССР, поскольку была построена с участием советских инженеров и оснащена вагонами Мытищенского завода, я в таких вагонах катаюсь каждый день. Разве что будапештские вагоны действительно были выпущены еще в СССР, и вид у них очень потертый. Быстрее всего власти Будапешта будут их менять. Может быть через несколько лет от них ничего не останется.
Если вы дочитали эту статью до конца, значит я точно вас убедила покататься на метро в Будапеште, хотя бы из любопытства, а не по необходимости. А для этого понадобится купить билет. Билет на разовую поездку без пересадки стоит 350 HUF350 HUF = 87.5 рублей
350 HUF = 37,27 гривен
350 HUF = 3,06 бел. рублей
350 HUF = 0,86 евро
350 HUF = 0,9 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30, на поездку с пересадкой 450 HUF450 HUF = 112.5 рублей
450 HUF = 47,92 гривен
450 HUF = 3,94 бел. рублей
450 HUF = 1,1 евро
450 HUF = 1,16 долларов По курсу ЦБ РФ на 19.11.2024 11:30/кг. Если вы планируете серьезно пользоваться общественным транспортом Будапешта выгоднее купить проездной на день или даже на неделю, цены вполне разумные.
Где лучше жить в Будапеште туристу для осмотра города — полный обзор районов с подборками отелей в каждом из них, ответ на вопрос где лучше в Буде или Пеште, что такое центр Будапешта и где он находится.
Надо же — музей прямо в метро! Молодцы люди, так интересно сделали всё. И старые вагоны можно увидеть, и фотографии, узнать историю метро. Обязательно схожу в этот музей, когда буду в Будапеште! Такое нельзя пропустить. Спасибо за интереснейший рассказ!
В Питере тоже открыли музей метро, только он работает по будним дням, а по выходным нужно покупать экскурсию от туристической фирмы, входа для самостоятельных экскурсантов не предусмотрено, увы.
Очень оригинальное метро. Особенно первая линия.
Люблю такие перемещения во времени 🙂
Я бы еще на лондонское метро посмотрела, там находится самое первое метро в мире, но Лондон в отличие от Будапешта очень дорогой город и виза туда нужна отдельная.
Я как-то никогда не задумывалась, когда появилось первое в мире метро, поэтому очень удивилась, что метро в Будапеште появилось ещё в 1896 г. В моём сознании история метрополитена началась с московского метро.
Очень интересно было узнать об истории метро Будапешта и про паровозы лондонской подземки.
Я когда ехала в Будапешт тоже не размышляла о тамошнем метро. ну метро и метро, средство передвижение не более. А оказалось так интересно.
Елена, благодаря Вам мы включаем метро в Будапеште в список обязательных достопримечательностей венгерской столицы. Очень интересный обзор! Ваше присутствие на снимке очень оживляет рассказ!
Метро Будапешта произвело на нас большое впечатление. Все знают, что в Будапеште стоит это грандиозное здание Парламента, а то что там такое старинное метро как-то выпало из внимания общественности.
Действительно, путешествие во времени! И как изящно станции оформлены! У нас в Москве раньше тоже можно было встретить на двух линиях старые вагоны.
Я не припоминаю в Питере разных вагонов, всегда были синие вагоны, если они и отличались друг от друга то совсем немного, мелкими деталями. Какие-то поезда поновее остальных, не более того. Поэтому меня так удивил тот факт, что бывают совсем разные линии метро в одном городе и совсем разные поезда.