Самостоятельное путешествие в Калининград, отчет о поездке

Это будет большой отчет об очень спонтанной поездке в Калининград в разгар летнего сезона в первой половине августа. В общей сложности мы провели в Калининграде и области 2 недели компанией из четырех человек, половина из Питера, половина из Москвы. Расскажу, что можно посмотреть, какие объекты must see, где поесть, как можно добраться до городов побережья на общественном транспорте.

Подготовка к путешествию

В летний отпуск 2023 года мы собирались ехать на своей машине в Крым, как и в прошлом году. НО ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО ОТЪЕЗДА ВТОРОЙ РАЗ ПОДОРВАЛИ КРЫМСКИЙ МОСТ. И мы решили не связываться с непредсказуемыми очередями на мосту или рискованным проездом по освобожденным территориям.

Начали рассматривать два альтернативных направления — Калининград и Мурманскую область.

Проблема Мурманской области заключается в холоде и москитах, если ехать с палаткой и в отсутствии свободного жилья за две недели до выезда, ну кроме самого Мурманска, там было, где упасть. А вот Кемь или Соловецкие острова, Териберка однозначно уже все были заняты. А температура там около +8 градусов всего.

Калининград выглядел более предсказуемым в плане доступности жилья, но дефицит и заряженные цены так же наблюдались. В самом Калининграде предложений по жилью довольно много, а вот на побережье остались только домики в СНТ или самые дорогие номера в отелях.

Поскольку нас четверо родственников, я чаще всего бронирую нам квартиры на Суточно.ру, так мы получаем максимум площади и удобств, но если вас двое, то вполне разумно остановится в отеле. Ищите отели на сайте Яндекс.Путешествия или Островок.

В результате мы решили разбить наше путешествие на 2 части:

  1.  я нам забронировала квартиру в центре Калининграда на 6 ночей (тут все понравилось)
  2. и домик рядом с побережьем в СНТ Рощино (между Зеленоградском и Светлогорском) на 8 ночей, мы надеялись, что нам удастся погреться на солнышке и покупаться в море. Этот домик расположен весьма неудобно, подробнее об этом во второй части отчета. Я понимала это при бронировании, но альтернативных вариантов практически не было.

Но в Калининград сейчас можно прибыть только самолетом. Билетов на поезда не  было до сентября (необходим загранпаспорт при путешествии на поезде). Поезда способны существенно сэкономить бюджет, благо ехать не долго и вещей можно взять с собой сколько хочется, но на высокий сезон билеты нужно брать сразу после открытия продаж.

Транзитную визу, чтобы поехать на собственной машине литовцы дают только обладателям близких родственников в Калининграде и области, но таковых у нас нет.

В результате два билета из СПБ в Калининград туда и обратно обошлись нам в 50000 руб. Уральскими авиалиниями с одним багажом и выбором мест. А вот два билета из Москвы стоили уже 74000 руб. также с одним багажом без выбора мест.

Менять планы на отпуск менее, чем за две недели до выезда очень дорого и тяжело, т.к. по жилью остается очень мало предложений. По возможности не делайте так.

Самолеты сейчас из Москвы следуют до Петербурга, а потом тем же путем вдоль берега над нейтральными водами. Калининград одно из немногих мест, билеты куда стоят дешевле, чем из Москвы.

Про перелет с Уральскими авиалиниями

Вылет у нас был в 12:45, т.е. во вполне комфортное время без ранних вставаний. Мы решили ехать на общественном транспорте, т.к. в Питере проходил Саммит Россия — Африка и слухи о пробках на Пулковском шоссе переполняли город. Вероятность того, что перекроют выделенную для автобуса в аэропорт полосу около 0, а вот вероятность встрять на дороге в такси в непредсказуемую пробку весьма высока.

Из автобуса мы пронаблюдали, как доблестная Росгвардия сторожила буквально каждый столб на Пулковском шоссе. В Пулково действительно было много африканцев.

На стойке регистрации не было практически людей, вся предполетная подготовка прошла без малейшего стресса. Я оплатила нам места рядом одновременно с покупкой билета, поэтому зарегистрировалась на рейс без спешки. Моя дочь с зятем, вылетавшие в это же время из Москвы, не оплачивали себе места рядом и поэтому поспешили зарегистрироваться на рейс прямо сразу после открытия регистрации.

Оказалось, что Уральские авиалинии позволяют выбрать место всего одному пассажиру бесплатно, за выбор места второго пассажира придется таки заплатить. И вообще покупка авиабилета превратилась в квест с мошенничеством на внимании со стороны авиакомпаний.

Наш самолет из Питера, так же как и самолет, в котором перемещались моя дочь со своим мужем, вылетел в точном соответствии с расписанием.

Нам объявили, что полет будет проходить над территорией нейтральных вод, но практически все время я видела Прибалтийский берег отчетливо. Самолет из Москвы летит сначала до Питера, а потом тем же путем над нейтральными водами.

Сразу после приземления мы встретили нашу дочь с зятем и  вызвали такси.

Мы на фоне развалин замка Шаакен
Мы на фоне развалин замка Шаакен

Наша чудесная квартира на Ленинском проспекте

Хозяйка нашей квартиры была очень любезна. Я ее предупредила, что наш самолет приземляется в 13:30 и вероятнее всего мы будем немного раньше 15:00 (времени заселения), на что она ответила — нет проблем. Таксист нас привез во двор, и первое, что вызвало удивление, что каждый подъезд в обыкновенной хрущевке является отдельным номером дома.

Позже я выяснила, что так повелось с немецких времен — каждый подъезд отдельный номер дома, по крайней мере на Ленинском проспекте такая схема, как в других местах не скажу точно. Считается, что в России только в Калининграде можно встретить такую странную нумерацию домов. Я же лично её встречала в Будапеште в спальном районе, там мы сняли квартиру в длинном доме, советской постройки, и тоже каждый подъезд был отдельным номером дома.

Заселение происходило бесконтактно, мне скинули инструкцию, как попасть в квартиру, там стоит навороченный электронный замок. Квартира полностью соответствовала нашим ожиданиям и фотографиям на сайте Суточно. После небольшого перекуса мы отправились осматривать окрестности.

Что удивило в Калининграде в первый день

И первое, что нас удивило это магазин Levi’s, который якобы ушел из России, в Калининграде он работает под своим логотипом на одной из центральных улиц города.

магазин якобы ушедшего бренда в Калининграде
магазин якобы ушедшего бренда

Позже мы заметили, что наиболее многочисленная продуктовая сеть в Калининграде и области — «Spar». Т.е. если ехать по России, то будешь отовариваться в сетях «Магнит» и «Пятерочка», а в Калининграде в австрийской сети «Спар». Ну, например все «Спары» рядом с моим домом в Питере давно закрылись, в Санкт-Петербурге осталось всего 7 магазинов на 5 миллионный город, а в Калининграде их 77 штук, только в самом городе, по области тоже есть.

Ну и во вторую очередь нас поразил вид фасада дома, в котором мы сняли квартиру. Со двора дом кажется обыкновенной хрущевкой, изнутри тоже, сама лестница и квартира выглядит, как лестница и квартира в хрущевке, а снаружи прямо удивительно увидеть такое. Оказалось, что фасады домов по Ленинскому проспекту реконструировали  к чемпионату мира по футболу 2018 года, чтобы было красиво.

Дом по Ленинскому проспекту в Калининграде
Дом, в котором мы сняли квартиру с фасада

Третье, что не то чтобы поразило, но все же. Весь центр Калининграда, кроме Собора на острове Канта — это смесь советской и современной архитектуры, гармоничного полноценного архитектурного ансамбля центра города практически не существует. Центр Кёнигсберга подвергся массированной бомбардировке 29-30 августа 1944 года ВВС Великобритании и от него остались одни руины, которые советские власти восстанавливать не стали, предпочли просто снести. Так, что если хочется ознакомится с исторической архитектурой — добро пожаловать ближе к окраинам.

Четвертое, это необыкновенное обилие машин с немецкими номерами на дорогах и на парковке в аэропорту не смотря на всю внешнюю конфронтацию. Позже экскурсовод нам рассказал, что это все бывшие жители СССР — русскоязычные немцы. Некоторые из них хотят навестить родню, таким дешевле всего на машине доехать до аэропорта Калининграда и далее лететь самолетом по России. Некоторые присматриваются к тому чтобы вернуться, считают, что в Германии их притесняют, многие рассматривают возвращение в Калининградскую область.

Прогулка первого дня для нас началась около 16:00 и мы успели дойти до острова Канта посмотреть на Собор и Рыбную деревню и вернуться в квартиру.

Собор на острове Канта
Собор на острове Канта
Я в декорациях Рыбной деревни
Я и мое новое платье в декорациях Рыбной деревни

Где поесть в Калининграде

Я тут сразу напишу про все рестораны, которые мы посетили в самом Калининграде, все они расположены рядом с друг с другом на Ленинском проспекте или на площади Победы. Свободные места не всегда и не везде есть в высокий сезон, чаще всего все забронировано, нужно приходить или чуть раньше времени ужина или уже сильно позже после 21:00, ну или не лениться бронировать заранее.

В первый день мы решили поужинать в чешском ресторане «У Гашека». Нам достался столик в подвале, в главном зале все места уже были заняты. По вкусу нам все понравилось, но неприятно удивили некоторые моменты: нам пытались принести блюдо, которое мы не заказывали, потом в нашем счете мы обнаружили два блюда, которые мы не ели. После того, как мы обратили внимание официанта на чек, все было исправлено, но осадочек остался.

Во второй день мы зашли в соседнюю дверь баварского ресторана «Zotler». Этот ресторан — лучшее, что мы посещали в Калининграде. Очень быстрая и веселая подача по сравнению с остальными заведениями, вкусные блюда, большие порции, ни разу никто из нас четверых не вышел оттуда голодным, и никаких попыток вписать в чек что-то лишнее. Мы там два раза поужинали. Оба раза сидели на веранде, внутри все было занято. Однозначно рекомендую это место.

Баварские сосиски в ресторане Zotler
Баварские сосиски в ресторане Zotler
Мой зять и пиво в ресторане Zotler
Мой зять и пиво в ресторане Zotler

Не помню в какой именно день мы посетили ресторан «Борщ и сало» с уклоном в русскую и украинскую кухню. Ресторан отделан в духе деревянной избы с довольно тусклыми лампочками Ильича над столами. Чтобы выбрать блюдо мне пришлось освещать меню фонариком мобильного телефона, без него я не могла ничего прочитать. К голубцам, которые заказала я у меня претензий нет, а вот дочь заказала корюшку. Рыбка была очень мелкой и пережаренной, дочь осталась голодной.

Ну и в последний наш день в Калининграде мы отужинали в ресторане «Табаско». Это сетевой ресторан, мы посетили тот, что на площади Победы, рядом с рестораном «Борщ и сало». Там подают самую разнообразную кухню от японских суши до итальянских пицц и типичных Кёнигсбергских клопсов. Т.е. меню гораздо разнообразнее, чем в предыдущих специализированных заведениях. Мы там ужинами в пятницу вечером, была полная посадка и блюда нам подавали с очень большими интервалами. Получилось, что мы втроем уже все все съели, а Лидии блюдо только принесли. По вкусу блюд никаких претензий — все вкусно.

Башни, ворота, музей янтаря, прогулка по реке на катере

Ну, как я уже сказала, в центре Калининграда исторических зданий практически не осталось, кроме Собора. Поэтому уже на второй день мы решили пройтись по кольцу оборонительных сооружений Кёнигсберга. Маршрут оборудован изобильно навигационными плакатами, так что вполне проходим самостоятельно. Прямо на плакатах указано, что рекомендуется отвести на него два дня. Получается, что фактически этим маршрутом мы обходим старый город Кёнигсберг.

Карта туристического маршрута по фортификационным сооружениям Калининграда
Карта туристического маршрута по фортификационным сооружениям Калининграда

Справедливости ради стоит заметить, что первым делом мы зашли на Центральный рынок, ознакомились с ассортиментом и особо остановились на рыбном зале. Там царило полное изобилие, какой только рыбы не предлагали, было все от заморских морепродуктов до балтийского угря и речной рыбы. Вечером мы там отоварились для ужина.

Первой на нашем пути была башня «Врангель» (постройка 1853-1859 годов). Поскольку мы были рядом с башней в воскресенье бонусом нам достался осмотр местной барахолки. Больше всего удивило, что там продают необработанный янтарь стаканами, как у нас семечки. Сама башня закрыта для посетителей, можно посмотреть на неё только снаружи. Часть башен до сих пор носят имена прусских военачальников конца XVII начала XIX века, ворота же чаще всего названы по имени города в который вела дорога.

Башня Врангель в Калининграде
Башня Врангель, снимок сквозь решетку

Мы прошли мимо современного и очень симпатичного здания отеля Mercure Kaliningrad, полюбовались на Верхний пруд и оказались прямо перед Музеем янтаря, расположенном в башне «Дона» (построена в 1853 году). Стоимость осмотра экспозиции на 2023 год — 350 руб. Мы сходили в этот музей, однако большого восторга не испытали.

Музей Янтаря в Калининграде
Музей Янтаря в башне Дона

Единственный выдающийся экспонат — цельный кусок янтаря весом 4 кг 280 г. Основу коллекции составляют маленькие кусочки янтаря с включенными в него насекомыми и изделия из янтаря изготовленные ленинградскими реставраторами преимущественно в 1979 году, когда они тренировались перед восстановлением Янтарной комнаты. На осмотр музея не потребуется более часа времени.

Такой же кораблик, целиком сделанный из янтарных пластинок вы сможете купить себе домой в магазине на Ленинском проспекте, цена вопроса около 2 млн. рублей. В том же магазине совершенно за бесплатно можно осмотреть множество изделий из янтаря.

Один из экспонатов музея янтаря
Один из экспонатов музея янтаря

После небольшого отдыха за чашечкой чая в ресторане Базилик на Литовском валу мы продолжили осмотр фортификационных сооружений Кёнигсберга. Мы решили пройтись по вершине Литовского вала. Литовский вал прямо настоящий вал высотой около 10 метров. По вершине идет простая натоптанная тропинка. Иногда встречаются остатки оборонительных сооружений. Как пруссы в XVII веке переместили такую массу земли лишь при помощи лопат для меня загадка. Я вам, как почетная дачница, скажу, что это очень не просто. Вал тянется в длину на 1 км. С него открывается отличный вид на огромное здание казармы «Кронпринц».

На улице Литовский вал стоят так же Королевские ворота (построены в 1853-1850 годах). Это самые отреставрированные ворота Калининграда. Их обновили к празднованию 750-летия Калининграда в 2005 году. В помещениях ворот сейчас расположен филиал Музея Мирового океана с выставкой, посвященной Великому посольству Петра I. Петр I во время Великого посольства останавливался в Кёнигсберге, в одном из домов на острове Кнайпхоф (сейчас остров Канта) поэтому многочисленные упоминания этого факта в изобилии встречаются в городе.

Королевские ворота в Калининграде
Королевские ворота — филиал Музея Мирового океана

Рядом с Закхаймскими воротами (построены 1848 году) было интересно взглянуть на дома, явно еще немецкого происхождения с черепичными крышами. Ворота выходят на маленькую площадь на которой в свою очередь стоит бывшее здание сиротского приюта (построено в 1701-1703 годах) . Ранее у здания была красивая башенка, но она была разрушена во время штурма в 1945 году и более не восстанавливалась.

Далее мы вышли на современную и очень навороченную набережную им. генерала Трибуца. Весь шик блеск и красота набережной ярко контрастировала с рядом стоящими советскими панельными девятиэтажками, обвешанными спутниковыми антеннами и захламленными балконами. Это, как место встречи двух не пересекающих миров.

Набережная генерала Трибуца
Набережная генерала Трибуца

Ну и в завершении нашей прогулки мы осмотрели Кирху Креста или Крестовоздвиженский собор. В Калининградской области до Перестройки практически не было православных церквей, Советы религиозные учреждения не поощряли. Затем начался постепенный дрейф часто заброшенных и пришедших в упадок кирх в лоно РПЦ. Внешне Крестовоздвиженский собор представляет собой типичную кирху, внутри все выбелено и установлен православный иконостас. Кирху Креста построили под руководством  архитектора А.Киктона в 1930-1933 годах. В годы советской власти здание использовалось для хозяйственных нужд, потом было заброшено.

Кирха Креста в Калининграде
Кирха Креста

Таким образом мы вышли опять к острову Канта и поскольку уже очень устали решили предпринять речную прогулку по Преголи — посидеть отдохнуть и насладится видами Калининграда с другого ракурса. Стоимость взрослого билета на сезон 2023 года  — 800 руб. По времени речная прогулка длится около 45 минут. Маршрут охватывает остров Канта, Рыбную деревню, домик смотрителя моста, Музей мирового океана и порт. Маршруты обслуживают живые гиды, т.к. порт довольно велик и суда там постоянно меняются. Рекомендую, мы получили удовольствие и отдохнули.

Башни и ворота — третий день

На третий день мы продолжили маршрут вдоль линии стен, валов, ворот и башен старого города Кёнигсберга. Для начал вышли к Рыбной деревне, прошлись вдоль современной набережной, застроенной красивыми домами. Зашли в маленький домик Смотрителя моста, там сейчас работает небольшая выставка фотографий старого Кёнигсберга. Посмотреть выставку можно бесплатно, так же там же можно выпить чашечку кофе и купить открытку.

Домик смотрителя моста в Калинингаде
Домик смотрителя моста

Далее мы продолжили свой путь мимо редюита бастиона «Прегель» (построен в 1851-1862 годах) к Фридландским воротам. В Фридландских воротах сейчас расположен музей. Мы даже осмотрели первые два зала, пока выяснили, что это оказывается платно и нас попросили выйти. В первых двух залах были представлены бытовые предметы времен Восточной Пруссии, например, мусорный бак, мебель, телефонная будка, говорят многие из этих вещей нашли при расчистке дна прилегающих прудов.

Фридландские ворота в Калининграде
Фридландские ворота — вход в музей

Перед зданием музея стоит трамвай, который успел походить и по улицам немецкого Кёнигсберга и по улицам советского Калининграда. К Фридландским воротам примыкает Южный парк с музеем миниатюр и многочисленными детскими площадками, жаль нашей детке уже 30 лет. Вдоль парка хорошо сохранился участок старой городской стены, на нем можно в некоторых местах увидеть немецкие клейма на кирпичах.

Стены у Фридландских ворот
Стены у Фридландских ворот

Потом мы отклонились с маршрута, чтобы посмотреть на кирху Святого семейства, в здании которой сейчас расположен концертный зал Калининградской филармонии. Кирха была построена в 1904-1907 годах. Пройти внутрь кирхи нельзя, можно только купить билет на проходящий внутри концерт.

Кирха Святого Семейства - концертный зал
Кирха Святого Семейства — концертный зал

Затем прошли мимо здания Южного вокзала, построенного еще немцами в 1919-1929 годах. В эти годы Германия после Первой Мировой войны переживала не лучшие свои времена, поэтому строительство затянулось почти на 10 лет. Южный вокзал сохранился в почти первоначальном виде снаружи, внутри была проведена реконструкция в соответствии с современными требованиями.

Далее на нашем пути были Бранденбургские ворота (данная версия построена в 1757 году) — это единственные ворота, которые до сих пор выполняют свою транспортную функцию, сквозь их узкие проемы ездят современные автомобили, водители наверное проклинают это архитектурное решение, но сделать ничего не могут, памятник охраняется государством.

Бранденбургские ворота в Калининграде
Бранденбургские ворота в Калининграде

Далее мы пошли к воротам цитадели «Фридрихсбург», это там, где находится еще один филиал Музея Мирового океана. Но вот этот путь вдоль Железнодорожной улицы ни разу не был похож на приятную прогулку, вокруг нас были какие-то склады, цеха, железнодорожные пути, одним словом оазис современной промышленности.

Ворота цитадели Фридрихсбург Калининград
Ворота цитадели Фридрихсбург

К воротам цитадели мы благополучно дошли, а вот филиал Музея Мирового океана оказался закрыт на выходной день.

Будьте внимательны, большая часть экспозиции Музея Мирового океана закрыта в понедельник и вторник.

Потом мы перешли реку и прошли по набережной вдоль Музея Мирового океана. Набережная сделана шикарно, очень приятно там гулять. Открытые в понедельник объекты мы решили не посещать из финансовых соображений, т.к. комплексный билет более выгоден, чем приобретение отдельных билетов в каждый объект. Посещение музея отложили на среду.

Неудачная поездка в Балтийск

Встали мы утром и увидели, что за окном идет дождь. Нет, это был не быстропроходящий летний ливень, а прямо ДОЖДЬ в худших питерских традициях с серым небом над самой макушкой и абсолютным штилем. Но мы не привыкли отступать и решили следовать нашим планам. А по плану у нас было посещение славного города Балтийска с исследованием крепости Пиллау.

Сели мы в электричку на Южном вокзале Калининграда. Взрослый билет в одно сторону стоил 117 руб. Электрички ходят редко, т.е. сверяться с расписанием нужно обязательно. Электричка состояла всего из 4х вагонов и поездка заняла по времени около часа. И вот мы уже на вокзале в Балтийске. Дождь продолжается. По улицам Балтийска пытались гулять не многочисленные туристы.

Первое, что нам попалось на глаза это огромный комплекс зданий Военной прокуратуры Балтийского флота. Прокуратура разместилась с чувством, толком и расстановкой в бывших пехотных казармах крепости Пиллау постройки 1904 года, т.е сидит в красивых исторических зданиях.

Здания пехотных казарм крепости Пиллау
Здания бывших пехотных казарм крепости Пиллау

Сама звездная крепость Пиллау является филиалом Центрального военно-морского музея имени Петра Великого, но крепость оказалась закрытой на выходной день, как и музей Балтийского флота. В Калининграде и области почти все музеи закрыты два дня в неделю — понедельник и вторник, не смотря на лето и высокий туристический сезон. Мы были во вторник.

Раз в день в 13-30 проводится экскурсия по цитадели, но нужно обязательно записываться накануне по телефону, указанному на официальном сайте. Стоимость 300+150 руб. (вход+экскурсия)

Плакат перед крепостью с фотками
Плакат перед крепостью с фотками

Но нам удалось посетить Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота, звучит на самом деле очень громко, мне при произнесении этого названия представляется что-то типа Морского собора в Кронштадте. По факту собор расположился в бывшей кирхе крепости Пиллау постройки 1866 года. Размеры очень скромные. Снаружи типичная западноевропейская форма, внутри православный иконостас.

Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота
Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота

Потом мы пошли смотреть корабли ВМФ. В Балтийске расположена главная база Балтийского ВМФ России, та самая, которая съехала из Кронштадта во времена Перестройки. В военных кораблях я ничего не понимаю, так что тут без комментариев, вот лебеди плавающие между ними мне очень понравились не смотря на сильный ветер и дождь. Жаль, что мы не захватили им что-нибудь в качестве угощения.

Напротив памятника Петру I была пришвартована яхта командующего Балтийским флотом «Андрей Первозванный», днем раньше мы ее видели в порту Калининграда во время речной прогулки.

Яхта командующего Балтийским флотом
Яхта командующего Балтийским флотом

В Балтийске функционирует переправа на Балтийскую косу. Мы наблюдали погрузку машин на паром. Паромы ходят редко — 1 раз в два часа, приоритет при погрузке на паром с автомобилем сначала отдается местным жителям, если места останутся, то заезжают и туристы. Так же рядом с пристанью висят телефоны хозяев катеров, которые могут покатать или переправить на Балтийскую косу. Но в свете больших волн на море желающих кататься не наблюдалось. Местные говорят, что Балтийская коса похожа на Куршскую, только по ней можно ходить.

Потом не смотря на сильный ветер, периодически выворачивающий зонт, мы дошли до самой дальней точки Северного мола. Романтичные прогулки под дождем и пронизывающим ветром в самом западном городе России, что может быть лучше для настоящего путешественника?

Мы на Северном молле в Балтийске
Мы на Северном молле в Балтийске

Обратно в Калининград мы отбыли на маршрутке, они в отличие от электричек, ходят дважды в час. Эта неудачная поездка нас деморализовала. По плану мы еще хотели съездить на электричке в Советск, но отказались от этой идеи, т.к. прогноз погоды каждый день обещал дождь на завтра. По факту оказалось, что этот день был единственным таким неудачным. В остальные дни, если дождь и шел, то был очень кратковременным.

Музей Мирового океана

В среду мы практически на полный день зашли в музей Мирового океана и  осмотрели все суда, входящие в комплексный билет. Комплексный билет на взрослого человека в сезоне 2023 года стоит 1300 руб., совсем не малая сумма.

Больше всего меня удивило то, что в музее представлено 5 крупных судов советских времен и 3 из них построены заграницей, т.е. больше половины. И это во времена Холодной войны, т.е. промышленность СССР по факту не была такой уж всемогущей, как об этом принято думать сейчас. Начну в порядке следования вдоль набережной:

  1. Рыболовное судно «СРТ- 129» — средний рыболовецкий траулер построен в ГДР в 1951 году. Это было типовое рыболовецкое судно тех времен. Из истории рыболовецкого флота Калининграда мне больше всего запомнился список катастроф и список погибших в них с 1946 по 2007 годы. Таковых было 183 человека.
  2.  Плавучий маяк «Ирбенский» — изготовлен в 1962 году на верфи в городе Турку Финляндия
  3. Научно-исследовательское судно «Витязь» — изготовлено на верфи немецкого города Бремерхафен в 1939 году. СССР получил это судно в качестве репараций в 1945 году. Это самый большой и знаменитый экспонат Музея Мирового Океана. На борту оборудован целый музей истории мореплавания.
  4. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» — изготовлено на Ленинградском судостроительном заводе в 1968 году. Посещение этого судна не входит в комплексный билет и возможно только с экскурсией за отдельную плату.
  5. Дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» проекта 641 — изготовлена в 1968 году на Ново-Адмиралтейском заводе города Ленинграда. Это типовая подводная лодка тех времен, всего таких лодок было построено 75 штук.
  6. Ледокол «Красин», стоящий возле Горного института в Санкт-Петербурге, так же является филиалом Музея Мирового Океана в Калининграде. Ледокол был спущен на воду на верфи города Ньюкасл в Великобритании в 1917 году.

Получается, что 4 из 6 главных экспонатов музея изготовлены на иностранных верфях. И это еще не все. В экспозициях представлено два глубоководных аппарата производства Финляндии и Канады и большое количество моделей судов. Рядом с каждой моделью стоит страна изготовитель и год спуска на воду. Страны изготовители разнообразны, но СССР среди них замечено не было.

Я на подводной лодке
Я на подводной лодке, надевать юбки не рекомендуется
Глубоководный аппарат Мир 1, производства Финляндии
Глубоководный аппарат Мир 1, производства Финляндии

Получается, что мировое разделение труда существовало и во времена СССР не смотря на холодную войну и риторику политиков. Понятно, что подводные лодки и суда наблюдения за космическими аппаратами СССР строил сам, а все остальное выходит заказывал на иностранных верфях.

Форт №3, Амалиенау и зоопарк

И в последний полный день в Калининграде мы решили добрать по максимуму, то что осталось в самом городе. В первые два дня мы пешком прошли по кольцу бывших валов и стен старого Кёнигсберга, но это еще не все военные укрепления города.

В середине XIX века после изобретения нарезной дальнобойной артиллерии Кёнигсберг обнесли третьим защитным кольцом фортов. Кольцо фортов расположено на расстоянии около 5 км от стен города. Всего было построено 12 больших и 5 малых фортов. Это кольцо фортов получила название «Ночная перина Кёнигсберга». Сейчас эти форты уже входят в городскую черту, но находятся на окраинах. Очень популярны в Калининграде экскурсии по фортам, т.к. самостоятельно передвигаться между ними на общественном транспорте затруднительно.

Мы решили посетить самый большой форт №3 или форт «Король Фридрих Вильгельм I» (построен в 1879 году), к форту мы подъехали на такси. Сейчас в сооружениях форта ведутся ремонтные работы, там собираются сделать отель. По форту можно походить самостоятельно, внеся оплату в 200 руб. с человека и расписавшись в журнале по технике безопасности. Все помещения форта пребывают в запущенном состоянии, рекомендуется светить себе под ноги фонариком, т.к. в большей части помещений абсолютно темно, вдоль лестниц перил нет, местами торчат разные железяки из стен и полов, т.е. роспись в журнале совершенно не лишняя — кто упал или поранился виноват сам, т.к. расписался.

Вход в форт №3
Вход в форт №3

Впечатления мы получили самые острые, внутри много коридоров, в которых реально страшно заблудиться и никогда уже не увидеть белый свет. В стены вмонтированы дверцы очень похожие на печные. Зять подливал масло в огонь и рассказывал страшные истории про судьбы несчастных военнопленных томившихся в этом форте. Смотрительница, продающая билеты, впрочем сказала, что в этом форте не было кровопролитья, гарнизон сдался без боя.

Я при входе в форт №3
Я при входе в форт №3
Моя дочь и зять в форте
Моя дочь и зять в форте

Далее мы на такси переместились в Амалиенау и провели там около 3х часов просто гуляя между виллами Кёнигсберга. Видели несколько экскурсий, это очень популярное место. Виллы очень хороши. В районе Амалиенау нет туристической суеты, там тихо спокойно, даже кафе и сувенирных лавочек абсолютный минимум.

Вилла Лео в Амалиенау
Вилла Лео в Амалиенау

Зоопарк Калининграда похож на зоопарк Питера — расположен почти в центре города и поэтому ограничен в размерах. Слон показал нам свой задний фасад, а вот бегемотики активно жевали сено на радость собравшейся толпе.


На этом наше пребывание в Калининграде закончилось. На следующий день мы выдвигались в пресловутое СНТ Рощино. Хозяйка попросила за возможность заехать на два часа раньше стоимость проживания за сутки — 8000 руб. На моей практике таких случаев еще не было, мы ей отказали, сказали, что будем после 15:00, как положено. Но об этом я вам расскажу во второй части отчета, там я рассказываю про Зеленоградск, Светлогорск, замки тевтонских рыцарей, Янтарный,  Куршскую косу и погоду на Балтике в первой половине августа.

Хомлин из Калининграда
Поделиться в Пинтерест
Музей янтаря в Калининграде
Сохранить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Ирина

    Елена, спасибо за подробный рассказ о Калининграде. Мечтаю побывать в этом необычном городе. Ваше повествование очень мне пригодится!

    Ответить
  2. Светлана

    Спасибо! люблю ваши отчеты) всегда интересно, детально, информативно. пользуюсь вашей информацией при составлении планов путешествий. очень экономит время на поиски в интернете «что посмотреть и как это сделать». в Питер план практически по вашим рекомендациям составляла. да и просто интересно читать, сразу начинает работать мысль «вот сюда надо бы съездить тоже»)

    Ответить