В этой статье я расскажу как добраться до дома Хундертвассера, что можно увидеть рядом с домом, из каких соображений дом выглядит так, как он выглядит, какие еще объекты выполненные Хундертвассером есть в Вене и как к ним пройти и проехать.
Многие слышали о современном, построенном всего в 1985 году доме Хундертвассера в Вене, практически сразу после окончания строительства этот дом стал значимой достопримечательностью Вены. Летом или осенью он конечно выглядит намного эффектнее, благодаря яркой листве деревьев. Мы были в декабре и несмотря на мрачную погоду дом показался нам очень впечатляющим.
Как добраться до дома Хундертвассера в Вене
На метро нужно доехать до центрального вокзала Вены, станция метро называется (Wien Mitte), на эту станцию прибывают скоростные поезда из аэропорта. От станции метро до дома Хундертвассера можно пройти пешком, там всего 900 метров.
Рядом с этим домом делает остановку туристический автобус BigBus City Tour (скидка 10% при покупке билета онлайн.), да и самостоятельные туристы толпами подходят к этому замечательному, яркому и своеобразному дому.
Всего в Вене четыре объекта, к которым приложил руку Хундертвассер. Три из них (Дом Хундертвассера, Кунстхаус и беседка пароходной компании на Дунае) расположены в зоне пешей досягаемости друг от друга. А мусоросжигательный завод Шпиттелау стоит особняком от вышеназванных строений, к нему лучше проехать а метро до станции Шпиттелау, из здания метро можно не выходить завод стоит впритык к метро. Нам повезло мы сняли апартаменты недалеко от завода Шпиттелау и ездили мимо него два раза в день.
Дом Хундертвассера-Кравины
На самом деле дом называется домом Хундертвассера-Кравины, потому что Фриденсрайх Хундертвассер был художником, весьма эпатажным, еще в 70-х годах XX века он мог себе позволить читать лекции абсолютно голым, и для того чтобы воплотить свои идеи в жизнь ему требовалась помощь архитектора Джозефа Кравины. Более того, в процессе работы над проектом художник Хундертвассер и архитектор Кравина поссорились между собой.
Хундертвассер сделал рисунки, разработал концепт и укатил в Новую Зеландию на два года. Кравина эти два года работал над воплощением идей художника, сделал и согласовал с ним несколько макетов будущего дома. Более того, он согласовал макеты дома не только с художником, но и с администрацией Вены и со строительными стандартами и с выделенным бюджетом, что весьма затруднительно.
А по возвращении Хундертвассер настоял на увольнении Кравины и далее проект закончили без него, но изменений в его проект практически не вносили. После всех этих дрязг последовал судебный процесс, который установил авторство Кравины наряду с Хундертвассером, поэтому официально дом носит двойное название Хундертвассера-Кравины.
История и идеи создания дома
В далеком 1979 году венский муниципалитет заказал художнику и архитектору спроектировать экспериментальный экологический дом, который бы обеспечил максимальную природосберегающую среду, которой так не хватало в послевоенной архитектуре Вены.
Архитектор Кравина подошел к этой идее с максимальной ответственностью, он намеревался создать единство содержания и формы. Под этим он подразумевал использование биологически чистых материалов, таких как натуральные клеи и краски, кирпич для стен и черепицу для кровли крыш, а для дверей, пола и оконных рам — дерево. Кравина отстаивал использование энергосберегающих изоляционных материалов, установку теплообменных насосов для обеспечения горячей водой кухни и ванны и, так же систему полива дождевой водой террасных садов.
Общение между жильцами дома было на первом месте в списке приоритетов Кравины. К этому списку он также включил коммунальные удобства, такие как игровые комнаты для детей, маленький бассейн с сауной, зимний сад, спортивные комнаты для провождения досуга, кафе и магазины.
Мэр Вены, Леопольд Гратц, одобрил изначальную концепцию Кравины и затраты которые повлечет проект казались ему стоящими того. Однако, окончательная стоимость оказалась вдвое дороже, чем обычный проект жилого дома и финансовый отдел города испугался. В конечном итоге получился лишь частично экологический дом.
Хундертвассер хотел дать возможность жильцам узнавать свои квартиры снаружи, чтобы создать впечатление жизни дома в доме, как он выразился. Цветные зоны поделены темными линиями и мозаичными кромками, как дополнительный способ зрительного разделения отдельных квартир. Говорят, что раньше дом был еще ярче, погодные условия и воздействие выхлопных газов в городской атмосфере оставили свои следы.
Но Хундертвассер предусмотрел и это, потому что он считал обветренные фасады необычайно красивыми. Он говорил, что мы должны дать природе возможность работать над цветами фасада, потому что результатом этого будут картины совершенства и красоты, которые не способен создать человек.
Кравина изначально хотел сохранить часть старой постройки и интегрировать ее в новую, но это оказалось слишком дорогим удовольствием. Поэтому часть дома, кажущаяся нам старинной была построена заново по образцу старого дома, чтобы приведения, раньше жившие в этом месте имели возможность найти себе новый дом.
Точно так же как глаза являются зеркалом души, окна раскрывают дух и настроение жильцов дома. Окна в доме все разной величины, это было сделано исходя из потребности в свете, в нижних этажах меньше естественного света, там окна больше, в верхних этажах больше солнца, окна меньше.
Хундертвассер даже сформулировал свой закон окна — каждый временный житель дома должен иметь право очистить и , согласно собственному вкусу, украсить, стену краской на расстоянии вытянутой руки вокруг окна. Для того чтобы поддержать эту идею, некоторые окна Хундервассер-Кравинахауса были обнесены цветными рамками. Однако до сих пор никто из жителей дома не использовал это правило собственноручно.
Кравина и Хундертвассер считали колоны основной чертой западного искусства. Колоны Хундертвассер-Кравинахауса имеют не только поддерживающую функцию и распределяют нагрузку, они так же являются декоративными элементами. Колоны с цветным керамическим покрытием идеально дополняют остальные декоративные предметы, в то время как их круглые формы вызывают чувство игривости и радости.
С появлением луковичных башен, Хундертвассер захотел превознести обычных жильцов к статусу королевской знати. Жить в башне не должно быть прерогативой только богатых и могущественных, ведь обычные люди тоже должны иметь привилегии.
Интересный факт, что именно луковичные башни стали предметом жарких споров между Хундертвассером и Кравиной, поскольку финансирование постройки осуществлялось с бюджета Кравины для его экологических проектов.
Ну и самую главную функцию в своем экодоме архитектор предполагал за деревьями. Хундертвассер считал, что растительность должна рассматриваться главным другом человека. Жилое пространство, охваченное вокруг системами дорог и построек, должно возвратиться ближе к природе с помощью озеленения нововозведенных домов. Особенностью построек Хундертвассера является, то что горизонтальные части домов почти все пропадают под зеленой кровлей или листьями.
Деревья не расположены на террасе или крыше, а прорастают прямо из внутренней части дома. Фактически они живут на маленьких балконах, которые встроены в фасад, жители дома могут поливать растения через специальную систему водоснабжения.
Серые части дома обозначают зоны общего пользования для жильцов дома, а так же кафе и магазины, которые открыты для туристов.
Хундертвассер воспринимал человечество как некое существо, помещенное в три кожи: первая из них природная кожа, вторая — одежда, а третья — это наружные стены квартир и домов. Согласно его идее, каждая из этих кож должна постоянно меняться, иначе она умрет.
Индивидуальные жилые помещения, как и фасады, очень разнообразны по дизайну. Их размеры колеблются между 30 и 150 квадратных метров. Треть квартир имеет свои террасы, в то время как общие террасы доступны всем жильцам дома. Большинство квартир одноэтажны, но некоторые из них располагаются в два этажа.
Санитарные условия были очень важными для Хундертвассера. Он говорил о том, что жилец снимает вторую кожу в комнатах гигиены. Человек не может найти себя в комнате выложенной правильной сеткой. с целью избежания стереотипного порядка, нужно чтобы плитка в ванной накладывалась в неправильном порядке.
Площадь перед зданием Хундертвассера Кравины — это пешеходная зона и формирует единое целое с домом. По сравнению с остальной частью города, почва здесь неровная и покрыта огромным количеством замысловатых бугорков, что призвано создать впечатление лесистой местности.
Торговый центр Village возле Хундервассер-Кравинахауса
Чтобы дополнить основное здание Хундертвассер переоборудовал стоящее напротив знание в небольшой торговый центр для сувениров. Дизайн внутренних помещений здания напоминает центр поселка, а фасды магазина и небольшие переулки дополняют эту атмосферу. На двух этажах находятся магазины и галерея торгового центра.
Изначально здание было построено как гараж для почтовых карет, позднее оно стало стоянкой автомобилей.
Поскольку дом Хундертвассера является действующим жилым домом, вход туда туристам закрыт, оценить внутренне убранство можно в торговом центре Village.
На двух этажах находятся магазины и галерея торгового центра, небольшой бар со встроенным фонтаном и работы скульптора Ханса Мюра. На цокольном этаже размещаются туалеты, отделанные в стиле Хундертвассера.
Кунстхаус
Всего в 400 метрах от дома Хундертвассера-Кравины находbтся еще одно творение этих мастеров по имени Кунстхаус. Раньше в этом месте располагалось здание старой заброшенной мебельной фабрики. Оно было реконструировано по дизайну Хундертвассера.
Кунстхаус значительно отличается от построек Хундертвассера благодаря черно-белым фасадам и сетке деления окон. В первом этаже располагается сувенирная лавка музея, а во внутреннем дворе кафе ресторан. Народа рядом с этим домом и в сувенирном магазине нет совсем, все туристы сконцентрировались в торговом комплексе Village.
Беседка на пристани Дунайской судоходной компании
Это небольшое сооружение, построенное в 1992 году по заказу Дунайской судоходной компании
Мусоросжигательный завод Шпителау
С самого дня его открытия в 1971 году жители района Шпителау в Вене считали целесообразность мусорного завода довольно спорным вопросом из-за выбросов загрязняющих веществ. Пожар 1971 года нанес немалый ущерб большей части здания, но тем самым позволил провести полную реконструкцию. Завод был оснащен современными природосберегающими технологиями, для создания внешнего вида пригласили Хундертвассера. Старое функциональное, но лишенное индивидуальности промышленное здание стало произведением искусства, которое видно издалека, ососбенно 126-метровый дымоход с огромным золотым шаром. На протяжении дня шар сверкает на солнце, а ночью на нем мерцают тысячи лампочек.
Всего в Вене 4 постройки, выполненные по эскизам Хундертвассера. В Австрии еще находится 16 его строений, а по миру всего 34 постройки в Германии, Швейцарии, США и Японии.
Все строения выполненные по эскизам Хундертвассера очень яркие, жизнерадостные и оригинальные, хотела бы я пожить в таком доме с террасой, где растут деревья. Многие усматривают в работах Хундертвассера влияние знаменитого испанского архитектора, художника, скульптора Антонио Гауди. Многие объекты построенные Гауди я видела в Барселоне — Саграда Фамилия, район Эшампле, парк Гуэль.
Гауди умер за два года до рождения Хундертвассера. Испанец говорил: «Природа не знает прямых линий», а австриец вторил: «Прямая линия нелепа.» . Несмотря на это хотелось бы чтобы оригинальных домов было больше, чем стандартных безликих жилых коробок.
На моем сайте вы можете узнать Как самостоятельно поехать в Вену. Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, как найти экскурсии в Вене и из Вены на русском языке. Все в одной статье, все необходимые ссылки.
Спасибо за рассказ! Была в Вене, видела только один дом. Просто не знала о других венских творениях этого мастера!
К современной архитектуре отношусь с большой долей скептицизма. Но Хундертвассер не может не притягивать. Я думаю, что современные дома должны быть построены в таком духе. Не одинаковые безликие «стаканы», а яркие, праздничные! Лена, огромное спасибо за репортаж. Мы кое-что из Хундертвассера видели в Вене. К его жилому дому специально подъехали. Очень впечатлились!
А я как раз готовлю на эту неделю публикацию о Markthalle altenrhein в Швейцарии. Вообще есть у меня заветная мечта в термы Blumau, построенные по его проекту, съездить. Вы там уже были?
Нет не бывали, но очень хотелось бы побывать. Я вообще никогда не была в термах, а уж такие замысловатые это уже предел мечтаний.
Я очень люблю посещать города, где есть термы. Совмещаю полезное с приятным. В это плане мне очень понравился город Мерано в Южном Тироле. Правда поплавать нам из-за болезни не удалось, но старинное здание терм мы посетили))) А поскольку этот город имеет многовековую историю и всегда был популярен среди немцев — здесь есть на что посмотреть и чем заняться.
Из Вашего поста узнала много дополнительной информации о доме Хундертвассера. И хотя я тоже писала о нём, Ваш рассказ мне был тоже очень интересен, спасибо!
Вот, это фантазия у человека! Талантище! представляете, как было бы чудесно жить в городе, спроектированном Хундертвассером?
Я, кстати, глядя на здания, тоже про Гауди подумала 🙂
Да пожить в таком городе конечно мечта. В домах Хундертвассера есть мотивы используемые Гауди, но такое тесное переплетение деревьев и построек я больше ни у кого не видела.
Хундертвассер большой оригинал! Такое придумать! Спасибо за информацию, не знал о таких домах…
Всегда пожалуйста.
Надо же какой интересный дом! Чего только нет в мире и как на все хочется посмотреть своими глазами!!!!
Здорово! Надо же сколько фантазии было у человека. Очень интересное здание. Мне кажется, что рука мастера очень узнаваема.
Может как раз зимой будет выглядеть более впечатляюще. Яркие краски не будут перекрываться зеленью и будут еще ярче на фоне зимнего неба.
На рекламных брошюрах цвета специально делают ярче, чем есть на самом деле, сколько раз замечала, есть фотки дома Батльо Гауди, где он реально сам на себя не похож, настолько его загнали цветофильтрами. Мы были зимой, но зимнее небо оказалось совсем серым и низким, по сути в декабре в Вене целый день сумерки.