Дворец в Гёделлё это история про императрицу Австро-Венгрии — Елизавету I Баварскую более известную под прозвищем Сисси. Венгры её обожали, т.к. она всегда была в оппозиции по отношению к своей свекрови, жестко подавившей венгерскую революцию 1848 года, ну враг моего врага — мой друг, это всегда работало. Сисси на протяжении двух десятилетий удерживала звание красивейшей женщины своего времени, про неё лично и её домочадцев написано несколько книг и снято не мало фильмов.
В этой статье я приведу описание дворца с фотографиями, про то как доехать до Гёделлё, что там посмотреть кроме дворца, расписание работы дворца и стоимость билетов узнавайте в другой статье.
- История дворца в Гёделлё
- Парадная лестница
- Вестибюль
- Малая столовая
- Сервировочная
- Эпоха Грашшалковичей
- Часовня
- Дворцовая церковь
- Комната главного адъютанта
- Малый коронационный зал
- Рабочий кабинет Франца Иосифа
- Приемная Франца Иосифа
- Парадный зал
- Салон Императрицы Елизаветы
- Кабинет Императрицы
- Комната в стиле барокко (I)
- Комната в стиле барокко (II)
- Гардеробная императрицы Елизаветы
- Комната Марии Терезии
- Экспозиция посвященная императрице Елизавете
- Угловая комната
- Синий салон
- Карл IV — венгерская советская республика
- Период Хорти
- Дом престарелых — советская казарма
- Восстановление
- Картинная галерея Габсбургов
История дворца в Гёделлё
После 1735 года один из самых именитых представителей венгерской знати XVIII века, граф Антал Грашшалкович I (1694-1771), начал строительство в Гёделлё дворца. Первый период строительства продолжался до 1745 года: за это время на основе проектов Андраша Майерхоффера, было построено здание с парадным залом и жилыми покоями, охватывающее внутренний двор в форме подковы. Затем, в 1746-1749 rr. по обеим сторонам были возведены два новых крыла здания: в южном крыле разместилась конюшня и сеновал, а в северном — действующая и по сей день римско-католическая церковь. Именно на этой стадии должна была видеть дворец императрица Мария Терезия, посетившая графа Грашшалковича в его имении Геделлё в 1751 году.
Антал Грашшалкович I в течение всей своей жизни неоднократно расширял и перестраивал свой дворец. Его сын, Антал Грашшалкович II (1734-1794), создал во дворце каменный театр в стиле барокко, а с именем его внука, Антала Грашшалковича III (1771-1841), связано строительство последнего крыла северной стороны дворца, создание новой оранжереи и преобразование французского сада при дворце в пейзажный парк. Уникальные архитектурные решения здания дворца служили образцом для строительства других венгерских дворцов в стиле барокко.
В 1841 году мужская ветвь династии действий Грашшалковичей оборвалась на Антале Грашшалковиче III. И далее наследуемое по женской линии поместье вместе с дворцом в 1859 году купил барон Дьёрдь Шина (1783-1856), сын которого Шимон Шина (1810-1876) в 1864 году продал поместье и дворец одному бельгийскому банку.
В 1867 году начался новый период расцвета гëделльского дворца. Приобретенный и реставрированный венгерским государством, дворец в качестве подарка императорской чете по случаю их коронации на венгерский трон стал дачной резиденцией австрийского императора и короля Венгрии Франца Иосифа I и его супруги императрицы Елизаветы. Императорская семья находилась в Гёделле главным образом весной и осенью. После смерти императрицы (1898) Франц Иосиф бывал здесь реже: последний раз он посетил Гëделлё в 1911 году. Вслед за Францем Иосифом I на венгерский трон вступил король Карл IV (император австрийский Карл 1). Его первое длительное пребывание в Гедёллё было нарушено произошедшим 26 октября 1918 года крушением монархии.
Начиная с 1920 года, для дворца, который стал летней резиденцией регента Венгрии Миклоша Хорти, вновь наступил период процветания, конец которому положила вторая мировая война. Хотя в ходе военных действий само здание не пострадало, вошедшие в Гёдёллё в 1944 году немецкие, а затем советские войска вывезли, а также уничтожили значительную часть обстановки дворца.
С 1950 года в хозяйственных постройках дворца расположились советские войсковые части, а в объявленном памятником архитектуры главном здании в 1958 году был открыт дом престарелых. Такое неприемлемое использование дворца в последующие десятилетия постепенно привело к его полному упадку. Работы по сохранению дворца начались в 1985 году, а затем, спустя несколько лет, приступили к освобождению помещений дворца от обстановки, мебели и т. п., что являлось необходимым условием восстановления дворцового комплекса.
Дворец и ныне находится в государственной собственности. Координацией реставрационных работ и эксплуатации дворца занимается беспрофитное ООО «Гёдëлльский Королевский дворец». В августе 1996 года завершился первый этап реконструкции, и в главном здании была открыта первая постоянная экспозиция дворца: парадный зал и королевские покои. Интерьеры помещений, при оформлении и обустройстве которых стремились к наибольшей исторической достоверности, свидетельствуют о Венгрии эпохи Австро-Венгерской монархии, об императоре Франце Иосифе I и его супруге императрице Елизавете.
В июне 1997 года были готовы новые комнаты императорских покоев, а еще год спустя была открыта экспозиция, посвященная памяти императрицы Елизаветы. 10 августа 2001 года, в 250 летнюю годовщину посещения Марией Терезией Гёдëллё, постоянная экспозиция пополнилась залами, в которых отражена история Грашшалковичей и период барокко во дворце. При посещении музея можно осмотреть восстановленный в 2003 году театр эпохи барокко, а также вновь открытый в 2004 году павильон на Королевском холме. В 2010 году в дворцовом комплексе были восстановлены крыло Рудольфа и Гизеллы, манеж, конюшня, кроме того, была закончена реставрация бункера регента Венгрии Миклоша Хорти. Ныне посетители постоянной экспозиции дворца-музея имеют возможность ознакомиться с полной историей дворца города Гёдёллё: со времени его возникновения до наших дней, при этом к их услугам имеются различные интерактивные средства.
Парадная лестница
Парадная лестница дворца приобрела свой теперешний вид во время перестройки дворца в 1750-е годы. Эта часть здания значительно выступает из внутреннего фасада, свет в нее падает с трех сторон через огромные арочные окна. Ступени, по левой и правой стороне, ведущие от подъезда к дворцу соединяются на уровне первого этажа в просторную площадку. Вдоль ступеней идут резные, ажурные каменные перила. Потолок парадной лестницы украшает, тонко выполненная в стиле рококо, лепнина.
Вестибюль
Стены вестибюля, ведущего в парадный зал, за время существования дворца неоднократно перекрашивались. В настоящее время восстановлено наиболее ценное покрытие стен, сделанное в эпоху Антала Грашшалковича II, во время реконструкции здания в 1782-1785 гг. Интересной особенностью является нарисованная в левом углу псевдониша, представляющая собой симметричную пару настоящей ниши для печки в правом углу. Изображенные на настенных панелях путти (амурчики) и предметные композиции над ними напоминают о деятельности в помещичьей усадьбе, вязанной с четырьмя временами года.
Малая столовая
Во времена Франца Иосифа I и е супруги Елизаветы местом семейных трапез в узком кругу была малая столовая. Обстановка комнаты состояла из овального стола в стиле необарокко и обитых желтой кожей стульев. Покрытые деревянными панелями стены украшали натюрморты и картина, изображающая Марию Терезию кругу семьи. На столе можно видеть предметы обеденного сервиза из фарфора марки херенди с так называемым гёдёлльским узором.
Сервировочная
Прежде на стенах смежной с малой столовой сервировочной висели пейзажи, в её обстановку входили стулья, сходные со стульями малой столовой. Находящиеся здесь сервировочные буфеты подлинные предметы обстановки в Гёдëллё. Представленная здесь фарфоровая и стеклянная посуда, сделанная специально для императорской семьи, предметы из сервизов, украшенных монограммой Франца Иосифа I.
Эпоха Грашшалковичей
Роспись стен залов, экспозиция которых знакомит с первым столетием существования дворца в Гёдëллё и его создателями, семейством Грашшалковичей, была реставрирована и реконструирована. Экспозицию первого зала открывает портрет Антала Грашшалковича I (1694-1771). Происходящий из среднего дворянства, вал для неё поддержку венгерского дворянства. Об этом свидетельствуют представ ленные здесь портреты Марии Терезии, на которых она изображена как наследник престола и как императрица.
За заслуги в приумножении государственной казны Мария Терезия в 1743 году пожаловала Анталу Грашшалковичу титул графа и назначила его тайным советником при своей особе. Самой значительной придворной должностью Грашшалковича I был занимаемый им с 1748 по 1771 год пост председателя Венгерской Палаты. В этом зале, кроме портретов императрицы и современников графа, представлены памятные предметы, связанные с семьей Грашшалковичей. К ним относятся коллекция монет, в которой имеются поистине редкие экземпляры, и золотой браслет в стиле рококо, на котором можно видеть изображение Марии Терезии и венгерских дворян, которые предложили отдать «свою жизнь и кровь» за её восшествие на трон. Самые старые элементы выставленной здесь женской парадной одежды относятся к XVIII веку.
Следующий небольшой зал знакомит нас со вторым и третьим поколением семьи Грашшалковичей. Здесь можно видеть портреты Антала II и его жены, Анны Марии Эстерхази, а также изображения Антала III и его жены, Марии Леопольдины Эстерхази. В застекленных витринах выставлены документы из библиотеки дворца
Грашшалковичей в Братиславе. Надо сказать, представители второго и третьего поколения Грашшалковичей находились в Братиславе охотнее и чаще, чем в Геделлё. Здесь также находятся относящиеся к той эпохе изображения дворцов в Братиславе и в Геделле.
Часовня
В оконечной части главного нефа потолком дворцовой церкви была создана закрытая часовня со сводчатым потолком, непосредственно связанная с жилым покоями второго этажа. Таким образом владельцы дворца могли отсюда слушать мессу. С левой стороны часовни находится небольшая алтарная ниша. Перед ней стоит украшенная интарсией молельная скамья предмет подлинной обстановки дворца. Haд мраморным камином XVIII века висит портрет Антала Грашшалковича I в полный рост.
Во время церковных церемоний часовня закрыта для осмотра.
Дворцовая церковь
Первоначально, на месте дворцовой церкви, стояла реформатская церковь, прихода города Гëделлё которая по распоряжению Антала Грашшалковича была снесена, и на еë месте построили примыкающую к дворцу богато украшенную католическую церковь. Церковь была освящена 16 мая 1749 года, её покровителем является Святой Иоанн Непомуцкий, изображение которого находится на главном алтаре, датируемом XVIII веком. Над главном алтарём расположен балдахин на четырёх чёрных мраморных колоннах. Главную арку украшает герб Грашшалковичей. Особенностью церкви является наличие в ней двух кафедр в стиле рококо. Над входом в часовню мы видим венецианскую мозаику с изображением Антала Грашшалковича I. В церкви хранятся книги обрядов, совершаемых церковью, начиная с 1769 года, с этого же времени, церковь действовала как самостоятельный церковный приход.
В одной из витрин прилегающего к часовне зала выставлены предметы, рассказывающие о церковной меценатской деятельности Грашшалковичей. При поддержке Антала в его поместьях было построено и отремонтировано 33 церкви и монастыря. Так, например была построена церковь в местечке Мариябешне, которое находится на границе с Гедëлле, где было дано пристанище монахам ордена капуцинов. Здесь представлены, сохранившиеся до наших дней, расшитые церковные ризы XVIII-XIX веков, которые являются собственностью дворцовой церкви. На Антале Грашшалковиче III в 1841 году мужская ветвь этого семейства пресеклась. Об этом говорит выставленный, в витрине напротив, плакат, на котором герб Грашшалковичей перевернут. Гербами семейства Грашшалковичей украшено и находящееся здесь покрывало на катафалке.
Как председатель: специальной комиссии (Neoacquistica Commissiol), занимавшейся после окончания 150-летнего господства турок урегулированием спорных вопросов земельных владений, Антал Грашшалкович I способствовал не только приумножению государственной казны, но и планомерно развивал и увеличивал собственные владения. Геделле было центром его поместья площадью в 135 000 хольдов (примерно 60 гектаров), кроме этого у Грашшалковича было еще 5 обширных владений. Здесь можно видеть копии карт его некоторых поместий. Этим залом завершается экспозиция, знакомящая нас с владениями Грашшалковичей, каковыми они стали при Антале I, а также вместе с тем и с первым периодом расцвета дворца.
Следующие залы знакомят нас со вторым периодом расцвета дворца, начавшимся в 1867 году королевским периодом.
Комната главного адъютанта
Комнаты главного адъютанта Франца Иосифа I изначально были на первом этаже этого крыла. Реконструированная комната адъютанта представлена в бывшей королевской гардеробной. На письменном столе стоит фотография графа Людвига фон Пара, который занимал должность адъютанта при императоре с 1886 по 1916 год. Также в этой комнате можно увидеть телеграфный аппарат, который действовал здесь во время пребывания венского двора в Гёдёллё.
Малый коронационный зал
Это помещение изначально был спальней императора. В настоящее врем экспозиция этого зала посвящена коронации императорской четы на венгерский трон в 1867 году. На стенах можно видеть изображения отдельных сцен и участников этого торжественного события, а также подаренную императорской чете по случаю их коронации на венгерский трон картин того времени с изображением дворца Геделлё. Выполненное по заказу Франц Иосифа монументальное полотно, запечатлевшее церемонию коронации, украшало своё время Королевский дворец в Буде. После второй мировой войны картина в течение десятилетий находилась в складских помещениях и только здесь впервые после столь длительного перерыва была представлена широкой публике.
Рабочий кабинет Франца Иосифа
В ходе обновления дворца в 1876 году серые обои в императорских покоях заменили на красные. В рабочем кабинете из подлинной обстановки сохранились деревянные зеркала, паркетное покрытие и камин в стиле неорококо. На портретах, которые можно видеть в кабинете, изображены венгерские короли и наследники престола в период между 1867 и 1918 годом. Отдельные детали реконструированного интерьера рассказывают о характерных сферах деятельности Франца Иосифа: он предстает перед нами как военный в кругу своих генералов и как охотник в его любимом лесу города Гёдёле
Письменный стол и окружающие предметы говорят об их хозяине и как о первом чиновнике монархии, и как об обыкновенном частном лице.
Приемная Франца Иосифа
Интерьер приемной знакомит нас с Австро-Венгерской монархией. На гравюрах изображены руководящие лица совместных министерств (министерство иностранных дел, министерство военных дел, министерство финансов), отражающих суть дуалистического устройства монархии, а также члены венгерской делегации. На карте 1888 года можно видеть границы Монархии, в том числе и протяжённость Венгрии того времени. Вокруг карты изображены представители народов, населяющих Монархию. На картинах запечатлена императорская чета во время политических и общественных событий того времени. Печной камин в стиле неоренессанса был реставрирован с использованием подлинных деталей разрушенной в 1945 году печки. Барельефы изображают события обретения венграми родины.
Парадный зал
Точно в центре симметричного, имеющего в плане латинскую букву U здания дворца находится большой Парадный зал, созданный около 1758 года по проекту Николаса Пакасси главного придворного архитектора. Площадь парадного зала 165 квадратных метров, высота потолка 9,3 метра. На входом в парадный зал располагается скрытый музыкальный зал. Стены парадного зала покрывает сделанная под мрамор роспись, а потолок украшен позолоченной лепниной с растительно-цветочными мотивами. Обстановку зала составляю некоторые подлинные предметы, сохранившиеся до нашего времени, а также предметы восстановленные по фотографиям.
Салон Императрицы Елизаветы
Императрица Елизавета весьма активно способствовала состоявшемуся в 1867 году заключению соглашения между Австрией и Венгрией. В связи с этим императрица вступила в личное знакомство со многими выдающимися политиками той эпохи (граф Дюла Андрашши, барон Йожеф Этвеш, Ференц Деак), портреты которых мы видим в малом салоне. На остальных картинах Елизавета изображена как королева Венгрии: за починкой — согласно традиции – королевской мантии, во время церемонии коронации и в венгерском парадном костюмe.
Кабинет Императрицы
Императрица большое значение придавала изучению венгерского языка и знакомству с историей Венгрии. В этом королеве, а затем и её детям оказывали помощь выдающиеся специалисты. Их портреты представлены в кабинете императрицы.
Наиболее важным местом пребывания императорской четы в Венгрии после Буды было Гёдёллё. На гравюрах того времени изображён дворец города Гёдёллё и его окрестности.
Комната в стиле барокко (I)
Во время строительства дворца покои Антала Грашшалковича I были устроены в
помещениях, расположенных с южной стороны от парадного зала. Данная комната также принадлежала к этим покоям. К этому времени относится роспись потолка.
Покрывающая стены роспись с цветочными и растительными мотивами является реконструкцией росписи XVIII века. Выставленный здесь позолоченный мебельный гарнитур в стиле барокко с гобеленовой обивкой второй половины XIX века являлся частью обстановки зала ожидания императрицы на Западном вокзале в Будапеште.
Комната в стиле барокко (II)
Эта соседняя с предыдущей комната (осмотреть её можно только снаружи, из коридора) в XVIII веке также относилась к покоям Антала Грашшалковича I. Стены покрыты простой росписью в полоску. На потолке реставрация одной из самых ранних орнаментальных росписей дворца. Изображения предметов, связанных с научной деятельностью (книги, глобус, подзорная труба), говорят о том, здесь могли быть библиотека или кабинет Грашшалковича. В королевский период дворца эту часть преобразовали в лестницу для персонала, в таком виде помещение дошло и до нас.
Гардеробная императрицы Елизаветы
Первоначально в покоях императрицы Елизаветы доминировал её любимый цвет: цвет фиалок. В ходе ремонта в 1876 году цвет обоев и обивки мебели был заменен на красный. Однако обивка фиалкового цвета, вследствие eë неповторимой оригинальности, была позже восстановлена. Наличие любимого цвета императрицы очень важно для этой комнаты, поскольку её назначение — показать нам весьма сложную личность супруги Франца Иосифа.
О привязанности Баварской принцессы к семье говорит портрет её матери герцогини Людовики Баварской. Здесь же можно видеть изображение отдельных мест, где императрица побывала во время своих многочисленных путешествий.
Общеизвестно, что императрица была искусной наездницей, поэтому её часто изображают верхом на лошади и в окружении еë любимых собак. На письменном столе и на стенах около него портреты детей императрицы: Гизеллы, Рудольфа и Марии Валерии «принцессы города Гёдёллё». На книжной полке стоят произведения её любимых венгерских авторов (Шандор Петэфи, Йожеф Этвеш, Михай Хорват).
Комната Марии Терезии
По случаю состоявшегося в 1751 году визита Марии Терезии в Гёдëллё создатель дворца Антал Грашшалкович I оборудовал для неё богато декорированную комнату.
Покрытие стен выполнено под мрамор четырех цветов, кроме того в облицовке использован красный мрамор, великолепие убранства подчёркнуто позолотой. Начиная с 1867 года эта комната была спальней императрицы Елизаветы. Комнату и тогда украшал портрет Марии Терезии в полный рост. Ныне на месте этого портрета висит похожая картина, написанная Даниелем Шмиделли.
Экспозиция посвященная императрице Елизавете
Первый зал экспозиции в прежнее время относился к покоям императрицы: это была комната для чтения вслух. На стенах восстановили наиболее ценную роспись 1830—1840 гг. в стиле бидермайер. Среди мебели следует отметить канапе, которое относится к подлинной обстановке
дворца. В левом углу находится мебель и портрет Иды Ференци, которая была при королеве чтицей. Справа размещены портреты венгерских придворных дам, среди них графини Мария Фештич, Дюлане Андрашши, Ирма Стараи и баронесса Палне Шеннеи.
Второй и третий зал экспозиции в своё время были частью покоев Иды Ференци. Представленные здесь исторические экспонаты освещают связанные с Венгрией стороны жизни императрицы: письма, фотографии, личные вещи. Особого внимания заслуживает размещённая в витринах коллекция монет, связанная с императрицей Елизаветой.
Экспозиция последнего зала рассказывает о смерти императрицы и последовавшего вслед за этим образованием её культа, влияние которого ощущается до сих пор. B витрине представлена коллекция монет и книг, посвященных памяти императрицы. Заслуживают внимания окна: это окна из коллекции Сторно г. Шопрон.
Основным элементом экспозиции этого зала является бюст императрицы из белого мрамора работы Дьёрдя Залы. Завершают экспозицию расположенные справа от бюста некоторые проекты, представленные в начале ХХ века на объявленный конкурс по исполнению скульптуры императрицы.
Угловая комната
В предназначавшемся для размещения конюшни крыле позднее создали апартаменты, стены которых были украшены росписью в стиле барокко. Предполагается, что находящуюся на втором этаже угловую комнату разделили на две около 1805 года, когда во время войны с Наполеоном Антал Грашшалкович III предоставил это крыло в распоряжение императорского двора и стражи, спасавшей Святую Корону. Большая часть комнат была покрыта росписью в стиле классицизма. После 1867 года эта комната относилась к покоям детей императорской четы, а затем, в 1958 году она была преобразована в квартиру для директора Дома престарелых, располагавшегося во дворце. В 1990-х гг. единое пространство угловой комнаты было восстановлено, а в 2010 году реставрировали роспись её стен.
Синий салон
Расположенную поблизости от покоев императрицы Елизаветы комнату в 1867 году отвели под салон для еë детей: наследника престола Рудольфа и его старшей сестры эрцгерцогини Гизеллы. После рождения Марии Валерии в 1868 году комната стала салоном при ее покоях. В 1919 году здесь размещалось командование генерального штаба Красной Армии. В период Хорти в этой комнате жили дети и гости правителя, а с 1958 года — обитатели дома престарелых.
Карл IV — венгерская советская республика
Король Венгрии Карл IV неоднократно бывал в Гёдëллё. Он посещал раненых в устроенном здесь госпитале, принимал участие в охотах. В конце октября 1918 года Карл IV планировал провести в Гедëллё вместе с семьей длительное время, однако пробыть здесь им удалось лишь пару дней. После поражения в первой мировой войне Австро-Венгерская монархия распалась.
В 1919 году во дворце разместили главную штаб-квартиру войск Советской Республики. Здесь были разработаны планы реорганизации венгерской армии.
Период Хорти
Миклош Хорти по праву главы четы государства пользовался этой любимой резиденцией императорской Габсбургов с 1920 до 1944 года. Ежегодно Хорти проводил здесь с семьей август и сентябрь. В то время дворец по своему назначению одновременно являлся местом проведения официальных встреч и приемов, местом отдыха офицеров и военно-служебной базой. Здесь регулярно давали торжественные обеды и ужины, устраивали в близлежащих лесах охоту, принимали бесчисленное количество зарубежных коронованных особ, дипломатов, политиков.
Дом престарелых — советская казарма
В ходе второй мировой войны само здание дворца сильно не пострадало, чего нельзя сказать о его обстановке и парке. После 1945 года было много планов относительно использования дворцового комплекса, наконец, в 1958 году здесь был размещен Будапештский Дом престарелых. В центральных крыльях здания разместили около 300 человек преклонного возраста. В южных крыльях дворца квартировались сначала немецкие, а затем советские воинские части, позднее одну часть здания отвели под складские помещения Министерства обороны. Советские воинские части и Дом престарелых покинули дворец города Гёдёллё в 1991 году.
Восстановление
На фотографиях, представленных в последней комнате крыла Гизеллы, запечатлены отдельные
фазы восстановления дворца и различные реставрационные работы. В первой половине 2011 года комнаты этого крыла были оборудованы для работы VIP секретариата первого венгерского представительства в Европейском Союзе. В память об этом здесь выставлена ваза из фарфора херенди со знаменитым викторианским узором, на которой можно прочесть первую строку гимна стран-членов ЕС.
Картинная галерея Габсбургов
В расположенном на втором этаже просторном коридоре во времена Грашшалковичей предполагалось, по всей видимости, устроить семейную галерею предков. Однако планы эти не осуществились вследствие того, что мужская ветвь этого семейства пресеклась. Сейчас здесь располагается картинная галерея Габсбургов, составленная из коллекции супруги наследника престола Стефании, которую она завещала Паннонхалмскому Аббатству, а также из картин различных музеев и Аббатства Ордена Цистерцианцев. История дворца города Гёдёллё тесно связана с династией Габсбургов и её 400 летним участием в жизни и истории Венгрии.
Наиболее известными представителями этой династии являются Мария Терезия и Франц Иосиф 1. На стенах галереи можно видеть портреты представителей правящей в течение нескольких столетий династии (а также членов их семей), в том числе и портреты представителей основанной эрцгерцогом Иосифом Австрийским «ветви палатинов /наместников императора в Венгрии/». Из лиц, изображенных на портретах, только Франц Иосиф I и члены его семьи ЖИЛИ В Гёдёллё, однако многие гостили здесь. Например, В 1751 году Мария Терезия и ее супруг Франц Лотарингский, а в 1805 году — Фердинанд V Эрцгерцогиню Марию Кристину и ее супруга Антал Грашшалкович принимал не только в Гёдёллё, но и в своих дворцах в Пеште и местечке Иванка на Дунае.
Данная статья написана на основании официальной туристической брошюры королевского дворца в Гёдёллё. Большинство фотографий я сделала лично во дворце, кроме исторических, они позаимствованы из википедии или с официального сайта дворца.
Я посетила дворец в декабре 2021 года. В тот момент были недоступны для осмотра экспозиция Эпоха Грашшалковичей, часовня и церковь. В будущем так же возможны некоторые перекрытия части экспозиций