Галерея Боргезе, как купить билеты и не переплатить

Галерея Боргезе, бесспорно, относится к объектам типа must see в Риме для любителей искусства. Я не ошибусь если скажу, что это лучший музей в Риме, где продумано абсолютно все для посетителей. Да, там ограничивают время визита и билеты нужно приобретать заранее через интернет, но после посещения музеев Ватикана я буду утверждать что это великое благо, а не недостаток, как мне казалось ранее.

Какое удовольствие можно получить от созерцания великих произведений искусства, когда вас толкают со всех сторон, когда в помещении народу, как в метро в час пик? Да, никакого. Поэтому я утверждаю, что ограничение количества посетителей в музее это разумный ход.

Единственно о чем стоит позаботится заранее, так это о приобретении билетов. Купить билеты в кассах галереи Боргезе — это почти фантастика, бываю, конечно и такие чудеса, но если у Вас серьезные намерения и вы приехали в Рим на ограниченное количество дней, то я вам настоятельно рекомендую не полагаться на случай, а забронировать билеты на сайте.

Галерея Боргезе
Вилла Боргезе

Как купить билеты в галерею Боргезе

Купить билет в галерею Боргезе из России на официальном сайте галереи нельзя, трафик заблокирован, нужно пользоваться VPN, чтобы просто увидеть их сайт. Далее вы автоматом попадаете на страницу, где для начала просят внести пожертвование в размере от 50€.

Поэтому я рекомендую купить билет на русском языке на Tiqets.com за 20€.

В сети бродят многочисленные билетные агентства, там тоже можно приобрести билеты, но придется платить дополнительную комиссию. Размеры комиссии зависят от алчности конкретного агентства и простираются в диапазоне от 5 до 15 лишних евро. Особенную жадность проявляют русскоязычные ресурсы.

Галерея Боргезе

Скан взрослого и детского билетов. Некоторые, особенно бессовестные агентства по продаже билетов умудряются брать плату даже с детей. Учите английский язык, это позволит вам сэкономить несколько евро.

Самые дешевые экскурсии в галерею Боргезе

Аудиогидов на русском языке в самой галерее нет, и официальных экскурсий на русском языке не проводится. Поэтому если вы хотите посетить галерею с русскоязычным гидом, можно заказать экскурсию на сайтах агрегаторах экскурсий.

Групповая экскурсия в галерею Боргезе от Tez Tour, билеты уже включены в стоимость.

Естественно, можно заказать и индивидуальную экскурсию в галерею Боргезе, но стоить это будет значительно дороже и билеты уже не включены в стоимость.

Самые же экономные могут почитать обо всех произведения выставленных в галерее на  Википедии, там все есть и про сами картины и скульптуры и про создавших их художников.

Особенности посещения

Посещение организовано по сеансам длительностью два часа. Начало сеансов в 9:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00. Удобное время посещения необходимо выбрать при покупке билета. Распечатанный ваучер нужно обменять в кассе галереи перед посещением на настоящий билет. Для этого рекомендуется прийти на 10-15 минут раньше начала сеанса.

Крупные сумки и рюкзаки необходимо сдать в камеру хранения. Наибольшее моё удивление вызвало отсутствие гардероба. Там не принято раздеваться. Мы были в декабре, днем на улице было от +8 до +20°С. В помещениях галереи было прохладнее, чем на улице. На отоплении в Италии бессовестно экономят.

Перед началом сеанса все собираются в фойе  выстраиваются в очередь. Спешить встать в очередь нет никакого смысла. Оставшееся до сеанса время можно провести в кафе или сувенирном магазине, расположенном тут же.

В декабре 2016 года фотографирование даже на телефоны было строжайше запрещено. Но мы совершили несколько преступлений.

Вилла совсем не велика по размерам. Вся экспозиция представлена всего на двух этажах. Первый этаж (11 не больших залов) занят скульптурой и картинами Караваджо. На втором этаже (14 залов) итальянская живопись XVI-XVIII веков.

Все двести человек входят в залы музея одновременно, поэтому осмотр экспозиции начинается с изрядной толкучки. Возможно, подняться сразу на второй этаж — хорошая идея.

История создания коллекции

Семейство Боргезе никогда не бедствовало. А после избрания Камилло Боргезе Папой Римским в 1605 году, многие члены семьи просто купались в роскоши. Особенно повезло любимому племяннику Павла V — Шипионе Боргезе. Шипионе получил титул кардинала и безграничную власть, хотя до этого он никогда не был поклонником христианских принципов. Он вел светскую  жизнь, ни в чем себе не отказывал, увлекался коллекционированием предметов искусства и являлся приверженцем принципов гедонизма, т.е. жизни ради удовольствий.

Галерея Боргезе
Шипионе Боргезе в кардинальском облачении, бюст работы Бернини, 1632 год

Семейство Боргезе не было исключением из правил, все Папы Римские в те времена поступали подобным образом — раздавали кардинальские шапки и княжеские титулы своим родственникам. Так что ничего принципиально нового Боргезе не придумали и не совершили.  Шипионе стал использовать свое новое служебное положение для расширения своей коллекции. Он посещал церкви и монастыри и изымал понравившиеся ему картины и скульптуры совершенно безвозмездно, часто под предлогом не соответствия произведения искусства христианским принципам и добродетелям.

Богатую коллекцию нужно было где-то хранить, поэтому любимый племянник Павла V начал строительство загородной виллы и разбивку вокруг нее прекрасного парка. Здание виллы несколько раз перестраивалось со времени постройки, но незначительно, и сейчас мы можем посетить настоящую римскую загородную виллу, ранее принадлежавшую известной итальянской фамилии и посмотреть на произведения искусства, собранные князьями церкви.

Избранные произведения

Вы думаете святые отцы собрали коллекцию икон и духовной живописи? Ничего подобного, несколько полотен изображающих мадонн и святых конечно имеется, но большая часть коллекции состоит из скульптур, изображающих античных героев и богов и очень чувственных полотен. Чувственных на грани приличия.

Как вам, например, этот женственный юноша с корзиной фруктов. Галерея Боргезе по праву гордится самым большим в мире собранием произведений Караваджо. Себя художник изобразил в роли больного Вакха, тоже весьма женственный и двумысленный образ.

Галерея Боргезе
Мальчик с корзиной фруктов, Караваджо (1593–94)

Поражает своим великолепием и сами интерьеры виллы — стены отделаны панно из разноцветного мрамора, кругом позолота. Потолки расписаны в технике 3Д, фавны выглядят объемными, будто сейчас спрыгнут на наши головы, но это абсолютно плоская картина.

Галерея Боргезе
Потолок в зале Фавна

Богато жили кардиналы и князья семейства Боргезе. Эту фотографию я позаимствовала на официальном сайте. Посмотреть на пустой Центральный салон можно только на фотографиях.

Галерея Боргезе
Центральный салон на первом этаже

А на фотографии ниже вы уже можете видеть реальность без постановочного освещения и фотошопа. В зале намного темнее и очень много людей, так мне казалось пока я не посетила музеев Ватикана. Эта великолепная кинетическая скульптура иллюстрирует романтичный древнегреческий миф, который ни много ни мало объясняет смену времен года.

Галерея Боргезе
Похищение Прозерпины, Лоренцо Бернини (1621—1622)

Царь подземного мира Аид, с согласия верховного правителя и отца девушки Зевса, похищает прелестную дочь богини Деметры Персефону. Деметра печалится и тоскует по дочери — на земле наступает зима, Аид выпускает Персефону к матери — земля расцветает. Так и живет Персефона две трети года с матерью, одну треть со своим мужем Аидом в подземном царстве. Российской Персефоне пришлось бы томиться три четверти года в подземельях Аида, к счастью она родилась в солнечной Греции, где лето длится 8 месяцев в году.


В следующем зале представлена копия скульптуры Джованни Лоренцо Бернини — Спящий Гермафродит. Оригинал был продан в Лувр наследниками Шипионе, ну не могли они отказать Наполеону, таким людям не отказывают. Сам же сюжет очень распространен, его зачинателями были еще древние греки и по наши дни скульпторы продолжают обращаться к нему. Двойственность человеческой натуры не даёт миру искусства покоя.

Галерея Боргезе
Спящий Гермафродит, (копия) Джан Лоренцо Бернини, 1620

Гермафродит, более напоминающий женщину, покоится на  драпированной простынями постели. Даже не знаю что сложнее сделать прелестную фигуру Гермафродита или все эти натурально выглядящие складочки.


Истина считается самой неудачным произведением скульптора. Она не была закончена, предполагалось изваять еще и аллегорию времени на этом же постаменте, но после неудач в Соборе Святого Петра скульптор впал в депрессию, а недруги и конкуренты старались свести Бернини в могилу своей едкой критикой и интригами.

Галерея Боргезе
Истина, Джованни Лоренцо Бернини (1646—1652)

Так получилось, что сами того не замышляя, мы фотографировали в большинстве своем только скульптуры Бернини. Не зря он сам про себя говорил: «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…». Скульптуры Бернини неподражаемы, ему удалось остановить прекрасное мгновенье и запечатлеть его в мраморе.


Аполлона и Дафну Бернини изваял по заказу кардинала Шипионе Боргезе. Скульптура должна была символизировать призрачность погони за удовольствиями, принцип весьма актуальный для высшего церковного сановника. Настигнуть удастся, а вот удержать в руках — нет. Достигнутое моментально начинает превращаться в тлен, совсем как Дафна в руках Аполлона уже начала превращаться в лавр.

Галерея Боргезе
Аполлон и Дафна, Джованни Лоренцо Бернини (1622—1625)

Наследники основателя коллекции, как продавали некоторые произведения искусства, так и приобретали новые.  Так  Паолина Бонапарт, родная сестра того самого Наполеона, который сжег Москву в 1812 году, вышла замуж за князя Боргезе. Эксцентричная сестричка императора преподнесла своему будущему мужу свой скульптурный портрет в образе Венеры в качестве свадебного подарка. Да, она позировала Антонио Канова обнаженной, дав повод к многочисленным пересудам. Скульптор и сам был не рад двойственности своего положения, он хотел изваять будущую княгиню в образе Дафны, но Паолина хотела быть только Венерой.

Галерея Боргезе
Портрет Паолины Бонапарте в образе Венеры, Антонио Канова (1805—1808)

Видите ту даму с поднятой рукой за спиной божественной Паолины. Она возмущается, тем, что мы сфотографировали шедевр Антонио Кановы. Фотографировать нельзя.

Поэтому на втором этаже мы уже не фотографировали, чтобы не раздражать персонал. Продавщицы фруктов нет ни на Википедии, ни на Gallerix. На сайте Gallerix представлена почти вся живописная коллекция виллы Боргезе за исключением нескольких полотен.

Галерея Боргезе
Винченцо Кампи . «Продавщица фруктов», 1580

И как вам коллекция кардинала Боргезе? Собрание достойное духовного лица?

Парк виллы Боргезе

Парк не менее прекрасен чем все бессмертные мраморные шедевры Бернини и Кановы. Нам посчастливилось гулять в нем в прекрасную солнечную субботу. Мы пересекли парк по направлению к площади Пополо, чтобы иметь возможность посмотреть на Рим с высоты. Но на самом деле парк достоин большего. Он очень большой. Вилла расположена на плане справа посередине, а смотровая площадка на противоположной стороне плана.

План парка виллы Боргезе
План схема парка

Можно было бы взять на прокат веломобиль и покататься часок, но жаба нас задушила, стоимость проката веломобиля на четверых — 15€ в час. Велосипеды чуть дешевле, но их пришлось бы умножить на 3, в общем прокат в Риме стоит дороговато. Зато веломобиль с частичной электротягой, парк стоит на холмах, в горку въезжать было бы тяжко.

Совсем рядом с виллой расположен зоопарк.

Парк виллы Боргезе
Вход в зоопарк Рима
Парк виллы Боргезе
Парк виллы Боргезе
Парк виллы Боргезе
Парк виллы Боргезе

Площадь Пополо или по нашему Народная получилась плохо, солнце в объектив. Площадь украшает древнеегипетский обелиск. На саму площадь мы не спускались, хотя это возможно.

Площадь Пополо
Вид площади Пополо со смотровой площадки парка
Парк виллы Боргезе
Многочисленные туристы наслаждаются видом

Мы прошлись верхом по краю парка до площади Испании с ее знаменитой Испанской лестницей. Там я впервые в жизни присутствовала на католической мессе, которую проводил сам Папа Римский Франческо. Обо всем этом я расскажу в следующей статье. Площадь Испании и торжество непорочного зачатия Девы Марии.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. defs

    «Продавщица фруктов» числится за Пинакотекой ди Брера в Милане. На сайте Пинакотеки указано, что эта картина их и сейчас выставляется, зал XVIII. У Боргезе сайт только продает билеты, информации о коллекции к сожалению нет. Возможно Кампи там оказался временно или сменил расположение, но Пинакотека ещё не внесла правки.
    https://gallerix.ru/storeroom/287/N/69438315/

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Всё возможно, может быть это была временная выставка.

      Ответить
  2. СФ

    Безумно жаль, что Вы не поняли Караваджо. Я не знаю, с чьей злобной подачи начались интерпретации его работ под углом гомосексуальности. Возможно, у автора/ авторов этой версии были собственные проблемыс ориентацией. Слышу и читаю о них, кстати, только по-русски. Но вся жизнь Караваджо (не та, что описана его соперником Бальоне), его работы в С-М дель Пополо, и деи Франчези…
    Мне нравятся Ваши заметки. Очень много полезного почерпнула для себя. Вот за Караваджо — одного из самых загадочных художников с трагическим мироощущением — очень обидно…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Жаль что я уже никогда не смогу посмотреть на его полотна другими глазами Вся эта информация об ЛГБТ обрушилась на наши головы с перестройкой, в юности мне и в голову не приходило, что на этом свете существуют гомосексуалисты. Об этом не принято было говорить. Но в полотнах Караваджо что-то такое есть, очень много обнаженных мужских тел и ни одного портрета возлюбленной, а ведь художники обычно писали своих женщин. Возможно наше испорченное излишней осведомленностью поколение ошибается и не правильно трактует его образы. Но сама эпоха ренессанса была не чужда явлению гомосексуальности, многочисленные литературные произведения тех лет обильно упоминают грех содомский и его распространение в священничестве.

      Ответить
  3. Валентина

    Красивый музей. Понравились скульптуры.
    По поводу бликов на картинах, да такое неудобство во многих музеях. Но здесь хотя бы окна зашторены, а бывает в некоторых музеях так, что прямые солнечные лучи попадают на картины и экспонаты.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Ну позволять солнцу падать на старинные дорогие картины вредно для их сохранности и совсем не дальновидно.

      Ответить
  4. Татьяна

    Оказывается, Шипионе Боргезе — по большому счету, разбойник с большой дороги… Просто безнаказанно отбирал шедевры у других и совершенно ничего за это не платил.
    Сравнила этот музей с Галереей старых мастеров в Дрездене. В пользу последнего. Там и картины выставлены очень удачно — смотреть удобно, никаких бликов. Аудиогид на русском языке предусмотрен, фотографировать без вспышки можно. В общем, позаботились о посетителях. Залы не переполнены, и билеты есть в свободном доступе. Как-то небрежно в Риме относятся к экскурсантам…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Как почитаешь историю папства, так ужаснешься. Не было таких преступлений, каких не совершали Святые отцы в погоне за титулом Папы. Они убивали, травили, клеветали, подкупали, прелюбодействовали, разжигали кровопролитные войны и прочее… Реквизирование произведений искусства выглядит на этом фоне просто детской шалостью.

      Дрезденскую галерею считайте отстроили заново после Второй Мировой войны, а галерея Боргезе сохранилась почти такой же, какой ее построили в XVII веке. В Германии русских, которые бывшие немцы СССР, очень много, поэтому в Германии более широко представлен русский язык и Германия к нам ближе. Рим по сравнению с Дрезденом гораздо более популярный туристический город, поэтому , естественно, что там свободнее в галереях.

      Ответить
  5. Эллина

    Елена, отличная статья с подсказками что, где и по чем!!! Обязательно воспользуюсь ей, в качестве путеводителя 🙂
    Я далеко не страстная почитательница скульптур, но фото, дополненные рассказами, мне показались интересными.

    P.S. Если я не ошибаюсь — у сайта «новая одежка»? 🙂 Он стал выглядеть более профессионально

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Поэтому и интересно посещать галереи с экскурсоводом. Если не знать историю этих скульптур, то они представляются просто кусками обработанного мрамора. А если знать, что это скульптурный портрет родной сестры Наполеона, то все меняется. Скульптуры оживают.

      Внешний вид меняю потихоньку, хочется наконец начать зарабатывать, а не просто писать посты из любви к искусству.

      Ответить
  6. Марина

    Проблема в Галереей Боргезе в том, что вся живопись там висит как фотообои, сверху до низу. Шедевр может оказаться на уровне потолка. Свет не выставлен вообще — как ни крутись, но блики на лаке будут. Это не потому, разумеется, что они там все берзрукие или не умееют музейным делом заниматься, просто принята концепция «всё висит как при Шипионе», а в те времена картины вешали чуть ли не встык и были они теми самыми обоями. Но для современного зрителя, привыкшего в специализированным картинным галереям, такая постановка дела очень неудобна и неприятна.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Это проблема всех старых музеев. У нас в Эрмитаже та же картина — полотна висят напротив окна, все бликует, ничего не видно. А вот в музее Фаберже, который открыли совсем не давно очень грамотное освещение.

      Ответить