Как мы съездили в Крым на машине, что посмотрели

Это будет отчет о поездке в Крым четырех человек, двое из Питера, двое из Москвы на собственной машине. Первая часть посвящена дороге туда и обратно, организационным моментам типа — когда и какое жилье снимали, сколько стоило, где лучше остановится. Вторая часть  будет про то, что мы посмотрели в Западной части Крыма, стоит ли ездить из под Евпатории на ЮБК и еще раз про то, в каком поселке лучше остановиться и почему. Ссылка на вторую часть в конце этой статьи.

Это была первая в нашей жизни поездка в Крым. Мы подумали, что момент благоприятный, аэропорт Симферополя закрыт, значит туристов будет меньше, цены ниже. Почти весь 2022 год аэропорты городов, расположенных вдоль М4 Дон были закрыты, что наложило на нашу поездку определенный отпечаток.

Подготовка к поездке

Еще до того, как 12 августа 2022 года взорвались боеприпасы на военном аэродроме в Новофедоровке, мы забронировали два номера в коттеджном поселке «Марьина роща» в селе Витино, находящемся в 30 км от Евпатории за 3800 руб. номер. Хозяин нам сказал, что номеров в одном домике для нас нет. Мы согласились.

Транзитный отель в Ростове-на-Дону мы не бронировали, как оказалось позже зря.

После взрывов в Новофедоровке родственники начали причитать, куда мы едем, нас всех поубивают и покалечат — типичная песня при любых известиях из телевизора. Но мы все равно решили не менять своих планов. Т.к. и раньше пугали всем подряд, например, в Польше нашу машину сожгут, нас побьют, в республиках Прибалтики случится с нами что-то аналогичное, в Барселоне мы все умрем от свинячьего гриппа и так далее и тому подобное. Надо ли говорить, что ни разу ни одна страшилка из новостей не реализовалась.

Единственно, о чем стоит сожалеть, что если бы забронировали проживание уже после взрывов в Новофедоровке — это стоило бы нам дешевле.

Хронология путешествия

день в путиГОРОДАДЛИНА ПЕРЕГОНАДАТА
1Перегон Санкт-Петербург → Москва →  Ростов-на-Дону, заселились в отель Дон Кихот на одну ночь721 км + 1077 км20.08.2022
2Перегон Ростов-на-Дону → Евпатория (п. Витино), заселились в «Марьину рощу» на весь период отдыха731 км, 11 часов21.08.2022
3Отдых на море и осмотр магазинов поселка Витино22.08.2022
4Я заболела и лежала с температурой в домике, дети ездили в Евпаторию на такси23.08.2022
5Мне полегчало, муж заболел, опять сидели в домике, дети съездили в Евпаторию и купили нам градусник24.08.2022
6Я поправилась окончательно, но была плохая погода, поэтому мы не купались, так ходили на грязевое озеро и на море погулять вдоль пляжа25.08.2022
7Первую половину дня провели на море, затем съездили поесть устриц сначала в поселок Мирный, потом в Новоозерный, потом в Штормовое просто посмотретькруг 87 км26.08.2022
8Первую половину дня провели на море, затем съездили в Евпаторию погулять60 км туда и обратно27.08.2022
9Первую половину дня провели на море, затем съездили на розовое озеро Сасык Сиваш и в Евпаторию погулять60 км туда и обратно28.08.2022
10Поездка с самого утра на мыс Тарханкут в Оленевке, затем на обратной дороге заехали на косу в Мирный искупались в заливе Донузлав, посмотрели на рыбок240 км туда и обратно, (около 2 часов в одну сторону)29.04.2022
11Поездка с самого утра к Ласточкиному гнезду на Южный берег Крыма, вечером купание на нашем пляже в Витино400 км туда и обратно, (в одну сторону около 4 часов)30.04.2022
12Отдых на море31.08.2022
13Поездка с самого утра в парк львов Тайган, что рядом с Белогорском280 км туда и обратно (около 2 часов в одну сторону)01.09.2022
14Отдых на море, последний день в Крыму02.09.2022
15Перегон Евпатория (п. Витино) →  Ростов-на-Дону заселились в отель Эрмитаж на одну ночь731 км, 11 часов03.09.2022
16Перегон Ростов-на-Дону → Москва, заселились в квартиру возле метро Домодедовская1077 км04.09.2022
17Поспали и пошли гулять по Москве, посмотрели на Кремль, пошопились в Охотном ряду05.09.2022
18Перегон Москва → Санкт-Петербург721 км06.09.2022

На машине по М11 из СПБ в Москву

Выехали из Питера в 21:40, с расчетом на то, чтобы пройти Москву ранним утром, т.к. днем там реально будешь тащиться не менее 2х часов по пробкам. КАД вокруг Питера была уже свободна, дачники все уехали.

Встали на платную трассу М11 (Нева) и без проблем за 6 часов, ее преодолели. Останавливались несколько раз на заправках. М11 это очень современная дорога со множеством удобных АЗС с кафе, магазинами, площадками для отдыха. В районе Твери дорога еще не достроена, приходится съезжать на М10. Дорога настолько хороша, что мы даже вместо навигатора включили на телефоне Youtube и слушали в пути говорящие головы типа Темы Лебедева и Усачева. Интернет отличный на всем протяжении пути.

Проезд по М11 по транспондеру нам стоил 2495,50 руб. Это при условии, что была активирована скидка 7% за накопленные баллы.

Москву обогнули по третьему транспортному за 40 минут, времени было между 4 и 5 утра в этот момент. Забрали дочь с мужем и дальше ехали уже вчетвером.

На машине по М4 из Москвы до Ростова-на-Дону

А вот М4 Дон мягко выражаясь позор России. На платной трассе до сих пор можно увидеть эти вонючие домики — туалеты типа выгребная яма. Судя по тому, что высадившиеся у такого домика сразу начали искать кусты, состояние их ужасное.

Туалет типа выгребная яма на М4, Россия
Туалет типа выгребная яма на М4

На АЗС, как правило туалеты на одно или два посадочных места, туда всегда стоит очередь. Более того внушительные очереди стояли и за бензином, особенно длинные на заправках Лукоила. Т.е. заправиться и сходить в туалет от 40 минут до 1 часа. Туда мы ехали в высокий сезон 20 августа.

Обратно ехали 4 сентября, очереди на АЗС пропали. Погода уже испортилась, было прохладно, местами шел дождь. Самые жуткие пробки на М4 в сторону Москвы случились накануне 1 сентября. Эти пробки обсуждали отдыхающие на нашем пляже. Там где ехать 7 часов, народ с малыми детьми тащился 12 часов из-за пробок и массового исхода отдыхающих с пляжей по городам и весям нашей необъятной Родины.

Если М11 из Питера в Москву это всего один съезд в районе Твери, то М4 это буквально пунктирная линия. От Москвы до Ростова-на-Дону мы проехали через 13 пунктов оплаты.

Каждый пункт оплаты — это задержка в пути. Некоторые водители встают в не тот коридор, шлагбаум не открывается и им приходится пятится и всем, кто за ними встал тоже. Перед каждым пунктом оплаты происходит игра в шашечки.

Но в целом нам повезло, больших пробок не было, чуть потолкались в Каменск Шахтинском, там был ремонт дороги.

За проезд по М4 Дон от Москвы до Ростова-на-Дону заплатили 2218,05 руб.

Секреты ценообразования в отелях Ростова-на-Дону

Заселились в отель в Ростове-на-Дону в 18:30. Родственники нам посоветовали транзитный отель Дон Кихот на одну ночь в Ростове-на-Дону, сказали, что номер стоит около 3000 руб. и номера всегда есть, не обязательно бронировать, можно просто приехать.

Так мы и сделали, заходим на ресепшен, говорим, что хотим два номера на 1 ночь. Девушка нам в ответ говорит, что номеров в 3* отеле Дон Кихот нет, но есть в соседнем 4* отеле Эрмитаж, стоимость одного номера 5000 руб. Тут мы начинаем возражать, говорить, что вот у вас на сайте и номера есть, и цены совсем другие. Девушка кидает нам на все наши доводы — вот на сайте и бронируйте.

Мы, собственно, так и сделали, забронировали на сайте отеля, один номер стоил 3790 руб. Эта же девушка нас и оформила, которая 10 минутами раньше нам лапшу на уши вешала про отсутствие свободных номеров.

Но что самое удивительное на сайте Броневик номера в Дон Кихоте стоили уже 2970 руб., но на Броневике нельзя сделать бронь на сегодня, только на завтра. Вот такие странности ценообразования — сколько захочу, столько и спрошу, как на базаре.

А до 4 марта 2022 года, когда бронированием отелей заведовал букинг ком, сколько я не сравнивала цены на сайте отеля, на букинге, еще на каком-нибудь сайте разницы или совсем не было, или она была ничтожной — 50-100 руб. И на букинге можно было сделать бронь на сегодня, даже прямо на сейчас.

А так отель «Дон Кихот» вполне зачетный, стандартные номера маленькие 15 м всего, бельё белоснежное, чайный комплект и чайник в наличии. Отель расположен рядом с набережной Дона. На набережной очень много разных кафе и ресторанов, променад, прогулочные кораблики, в общем апофеоз местной культурно-развлекательной жизни.

На обратную дорогу мы забронировали номера в отеле «Дон Кихот» уже за 2500 руб. и жили в 4* «Эрмитаже», т.к. в наших номерах в «Дон Кихоте» сломались электронные замки. В «Эрмитаже» к пакетикам чая добавляются еще и пакетики с растворимым кофе и две бутылочки воды, номера выглядят чуть получше и есть ванная, в «Дон Кихоте» только душ за занавеской без поддона с дыркой в полу.

Вот в общем то и вся разница между 4* и 3* в Ростове-на-Дону.

Эту историю прямо на следующий же день я рассказывала в своем Telegram-канале и на странице в VK. Когда меня прямо распирает от эмоций не могу не поделится — подписывайтесь, там есть многое, чего нет на сайте и посты выходят более оперативно, но менее упорядоченно.

На машине из Ростова-на-Дону до Евпатории

На следующий день мы выехали в 5:15, по предсказаниям навигатора нам оставалось преодолеть 780 км за 11 часов. По совету навигатора мы почти сразу за Ростовом съехали с М4 и продвигались через все местные станицы Ленинградская → Каневская → Тимошевск → Славянск-на-Кубани → Ананиевская → Темрюк, мимо обширных фруктовых садов и полей. Народ в Краснодарском крае живет богато, частные дома все новые, большие, кругом цветы, магазины, гаишники.

Мы все подозреваем City guide в необоснованной езде огородами. Навигатору были скормлены перед поездкой самые свежие карты, но во многих местах он советовал поворачивать под кирпич, совсем не знал дороги по которой мы едем. Всё это ради того, чтобы объехать Краснодар, там говорят жуткие пробки, хотя возможно рано утром мы бы и через Краснодар проскочили без пробок.

В станицах дежурят помогалы, которые предлагают за деньги провести в обход пробок, мы не пользовались их услугами и пробок не заметили. Так же местные построили вдоль дороги платные туалеты, т.к. на АЗС длинные очереди. Т.е. население не теряет времени даром и не упускает возможности заработать на недочетах крупных компаний.

До Крымского моста ехали 6 часов 30 минут, на мост заехали в 11:50. Перед мостом проводится выборочная проверка машин, нас не проверяли.

Въезд на Крымский мост со стороны Краснодарского края

Сразу за мостом начинается трасса Таврида, это просто мечта любого автолюбителя. Мы остановились на первой же АЗС сети Atan и это просто полный восторг, никаких очередей в туалет, там достаточно кабинок, все на бесконтактных датчиках, огромный магазин и большое кафе. Там же мы купили симку оператора Волна, тариф курортный для интернета за 800 руб., поскольку в Крыму полноценный роуминг, оплата роуминга на 4х смартфонах однозначно обошлась бы нам дороже.

Современная АЗС Атан в Крыму

До аэропорта в Симферополе ехали по Тавриде, а потом нарезали пару огромных кругов по вине не адекватных советов навигатора. Там строятся огромные развязки, надо тупо ехать по знакам на Евпаторию, я думаю все навигаторы не в курсе новых систем объезда строящихся участков.

Трасса Таврида в Крыму

Довольно скоро хорошая дорога закончилась, и мы медленно продвигались через Саки, Евпаторию, Уютное, Молочное в плотном потоке до самого нашего поселка Витино.

На въезде в Евпаторию между морем и озером Сасык-Сиваш наблюдали огромный дикий кемпинг. Весь пляж почти вплотную друг к другу был уставлен машинами и палатками. Мы раньше тоже много ездили по Европе с палаткой и вот у нас сразу возник вопрос, а что там с туалетами? Место абсолютно лысое, ни деревца, ни кустика, у некоторых палаток стоят палатко-туалеты личные, но не у всех. Остальные очевидно справляют нужду в море.

Итого: проехали за двое суток 2600 км с одной ночевкой. Потрачено на дорогу:

1. На платные дороги от Санкт-Петербурга до Ростова-на Дону 4713,55 руб. с 7% скидкой по транспондеру, тариф выходного дня.
  2. На дизель ушло 16150,67 руб. Машина ест 10 литров на 100 км.
  3. Ночевка в отеле 3790 х 2 = 7580 руб. за два номера.

Итого на дорогу в одну сторону на 4х человек мы потратили 28444 руб. с учетом не самой дешевой ночевки в отеле Ростова-на-Дону. Одно место в купейном вагоне в это время стоило 15000 руб. в одну сторону. РЖД жжет.

Итого с использованием транспондера за эту поездку из Питера до Ростова-на-Дону мы сэкономили около 355 руб., плюс мы проезжали все 16 пунктов оплаты почти без остановки и сэкономили свое время, что гораздо более ценно. Заказать транспондер на Яндекс Маркете

База отдыха Марьина роща в Витино

База отдыха «Марьина Роща» состоит из отдельно стоящих коттеджей и рядов таунхаузов. При каждом номере есть дворик. Нам достался коттедж с цветочками и виноградной лозой. Большую часть времени мы проводили на крыльце — кухне, внутрь домика заходили только поспать и переодеться.

Коттедж на базе отдыха Марьина роща
Наш коттедж в Марьиной роще

Наш номер был укомплектован стиральной машиной, москитными сетками. Комары и мошки на улице есть, беспокоят только вечером, когда стемнеет. Все насекомые имеют тенденцию слетаться на свет. Днем насекомых практически не видно и не слышно, а вечером под стол мы ставили спиральку, чтобы спасаться от укусов.

На территории комплекса из развлечений только одна большая детская площадка. Комплекс ориентирован на тихий семейный отдых.

Проблема питания решается просто. Нужно вступить в группу в вацап, номер вам скажут при заселении. В группе публикуют меню на следующий день, при желании можно заказать обед и ужин. Мы заказывали, как правило только обед. Суп съедали на обед, а второе на ужин и нам хватало, в качестве перекусов ели фрукты и арбузы, персики в Крыму великолепны. Обед в сезоне 2022 года стоил  всего 350 руб. Сами готовили себе ужин всего два раза, остальное время заказывали.

Ряды коттеджей в Марьиной роще

Как рассказал нам хозяин нашего коттеджа, весь комплекс принадлежит разным людям. Такие туристические комплексы в Крыму — аналог туристических апартаментов в Питере. Апарты покупают под сдачу туристам, как вложение капитала и источник пассивного дохода. Поэтому я вам рекомендую проверять цену на разных сайтах, возможны варианты с очень разной ценой в зависимости от текущих дел у конкретного хозяина коттеджа.

Гостевой дом Марьина Роща — это наш дом, который мы снимали на сайте Tvil

Гостевой дом «На Жемчужной 11/2 — это аналогичный дом другого хозяина в этом же комплексе на сайте Tvil

Номер с отдельным входом в деревянном коттедже — еще один номер в деревянном коттедже на сайте Sutochno так же в Марьиной роще

Дом на первой линии — номер в таунхаузе в Марьиной роще на сайте Суточно

Таунхаузы в Марьиной роще

Вода, особенно горячая, в кране имеет неприятный запах. Воняет приблизительно так, как грязь в соседнем лечебном озере — тухлятинкой. Не факт, что это бедствие специфика только базы отдыха Марьина роща. В Крыму с пресной водой напряженка, там даже озера все соленые. Сантехника от такой воды портится очень быстро, поэтому краны в большинстве общественных туалетов, которые мы посещали в Крыму, имеют пошарпанный вид.

Воду для питья и приготовления пищи принято покупать, во всех городах и селах Крыма установлены специальные автоматы для покупки питьевой воды.

Про поселок Витино

Витино маленький тихий поселок вообще без всяких развлечений и увеселений. Главный ориентир — огромные антенны дальней космической связи, направленные вертикально вверх. Антенные комплексы обслуживают военные, все обнесено железобетонным забором, перед въездными воротами ежи. Фотографировать военные объекты и выкладывать фото в интернет запрещено, сразу забанят все профили в социальных сетях и сайт, проверять этот постулат мне не хочется.

Я люблю Витино

Само наличие базы дальней космической связи в Витино ни для кого не секрет, про неё даже статья в Википедии есть. Раньше на базу даже экскурсии водили, но в сезоне 2022 года экскурсий не было, опасаются провокаций в свете политической обстановки.

В поселке есть три маленьких магазина типа сельпо и одно кафе. Сам посёлок Витино, как и многие другие поселки степного Крыма, выглядит не ухожено, много полуразвалившихся заброшенных домов, дорога хоть и асфальтированная, но вся в заплатках. На контрасте с Краснодарским краем Западный степной Крым кажется бедным и довольно унылым.

Питьевую воду в Витино принято покупать в специальном автомате в розлив. 5 литров стоили 20 руб. Такие автоматы с водой символично называются «Живая вода». На фото ниже справа автомат по розливу воды.

Магазин типа сельпо в Витино

От коттеджного поселка «Марьина Роща», где мы остановились, до пляжа буквально 100 метров мимо грязевого озера.

По дороге к грязевому озеру растет такая трава
По дороге к грязевому озеру растет такая трава, за кустами вдали море

Народ обычно сначала ходит в озеро намазаться черной вонючей сероводородной грязькой, а потом в море смываться. Вода в грязевом озере очень соленая, там местами образуется корка соли, издали выглядит как лед. А сама грязь летом нагревается на солнце до ощущения погружения в горячую ванну. После смывания некоторое время чувствуется слабый согревающий эффект в местах подвергнутых грязевым аппликациям.

Грязевое озеро в Витино
На берегу моря после грязевых ванн

Пляж в Витино

Пляж поселка Витино просто великолепен — длиннющая песчаная коса с плавным заходом в море, вода голубая. Из неприятностей — ветер дует практически всегда, но это совсем не означает волнения на море, сила ветра плохо коррелирует с высотой волн. Опытные отдыхающие привезли с собой ветрозащитные палатки.

Пляж в Витино - август разгар сезона
Пляж в Витино — август разгар сезона

На пляже в Витино есть один мини бар и один навес от солнца, шезлонг под навесом стоил в сезоне 2022 года 200 руб. за 5 часов.

Навес на пляже в Витино
Навес на пляже в Витино, сзади пляжный бар

Над береговой линией каждый день пролетал военный вертолет, отдыхающие ему махали руками, пилоты тоже приветствовали купающихся. Пару раз нас развлекали военные самолеты, показывая разные фигуры высшего пилотажа, выглядело эффектно и было очень громко. Два в одном и в море купаешься и почти парад ВМФ наблюдаешь.

Про нашу болезнь

К вечеру первого же дня, проведенного на море, у меня поднялась температура. Сколько было не знаю, у нас не было градусника. Состояние было печальное, ломило все тело, я пластом лежала в кровати.

На следующий день уже утром мне полегчало, я встала, начала прибираться в доме, после обеда дети вернулись из Евпатории с градусником, я померяла температуру было 38. К вечеру второго дня температура спала сама без приема каких либо препаратов. И никаких простудных явлений за этим не последовало. На четвертый день я начала купаться и собственно все само рассосалось. Муж перенес подобную фигню днем позже меня.

Вот за 10 лет разных путешествий мы ни разу не болели в пути, а тут такая напасть случилась. Хотя раньше мы вообще ездили с палаткой и жили на улице и в холод и в жару. Помнится в Баварии я при температуре +12 целый день под дождем гуляла в сандалиях на босу ногу и даже ни разу не чихнула после этого. Может быть это был кризис акклиматизации или солнечный удар, хотя от солнца я предохранялась, ходила в шляпе и парео, время проводила под навесом. Муж тоже избегал прямых солнечных лучей в первые дни.

Поделитесь в комментариях, вас накрывало акклиматизацией в Крыму? Я слышала от нескольких человек, что Крым всегда на них так действует, а Сочи, например, подобных явлений не вызывает.

Во второй части отчета я расскажу про нашу экскурсионную программу, что мы посмотрели в западной части Крыма.

Крымские Мальдивы
Сохранить в Пинтерест
Путешествие на крымские Мальдивы на машине
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне