Капитолий наверное самый известный из холмов Рима. Все слышали в школе это название и быстрее всего все слышали легенду о Капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, и видели ее изображение на фотографии в учебнике по истории. Самые прилежные ученики наверное помнят о храме Юпитера Капитолийского и его жены Юноны. Во времена античности это были самые красивые и богатые храмы в мире. Когда какой-нибудь полководец праздновал победу, он проезжал по Виа Сакра на Капитолий одетый Юпитером в колеснице, запряженной белыми лошадьми.
Но я вас разочарую, до наших дней никаких античных построек на Капитолии не сохранилось. Все былое великолепие кануло в лету. Великий храм Юпитера разрушился и рассыпался по склону холма. Жизнь вернулась сюда снова лишь несколько веков спустя, когда на месте бывшего храма Юноны построили церковь, посвященную Святой Деве Марии, а неподалеку от бывшего храма Юпитера воздвигли укрепленный дворец магистрата.
И все же Капитолийский холм и ныне не менее прекрасен, чем был во времена античности. Капитолийскую площадь застроили в XV веке по проекту Микеланджело Буонарроти тремя прекраснейшими дворцами и украсили «античными» статуями.
Как доехать
Удобнее всего доехать до станции метро Colosseo по синей ветке и пройтись пешком по Виа Империале порядка 1 км мимо Колизея, Римского форума и форума Траяна. Капитолийский холм будет скрыт от вас массивным монументом Виктору Эммануилу II. Как только его обойдете сразу увидите две лестницы, ведущие на Капитолий.
От вокзала Термини ходят автобусы №40, 170, 492. Выходить нужно на площади Венеции, как только увидите монумент Виктору Эммануилу II, он такой огромный, что его ни с чем не перепутаешь.
Если встать лицом к монументу, то Капитолий будет справа.
Сейчас перед легендарным холмом пролегает оживленная улица, по которой снуют туда-сюда автобусы, машины, мотоциклисты, и наверное жители Рима так привыкли к окружающему их пейзажу, что перестали обращать на него внимание. Совсем как я, проезжая по Дворцовому мосту в Питере более озабочена наличием или отсутствием пробок, чем окружающим меня архитектурным ансамблем. Вот для этого мы и путешествуем, чтобы выйти за рамки привычного и бросить на мир новый взгляд.
Новый взгляд я вам гарантирую, я не буду переписывать банальности о том, что символам Рима 2000 лет, ведь Вечный город, как же иначе. Я вам расскажу о новых исторических данных, пока не очень популярных, но все таки имеющих место быть. Солидный возраст исторических реликвий под вопросом. То, что написано в школьном учебнике по истории — это не истина в последней инстанции, это всего лишь одна из версий.
На Капитолийский холм ведут две лестницы. Одна из них приведет вас на площадь, она называется Кордоната (Cordonata), а вторая к церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Наибольшее моё удивление вызвал тот факт, что перейти от церкви к площади нельзя, нужно опять спуститься с холма и подняться уже по другой лестнице. Со стороны Форума тоже можно подняться на холм по тихой автомобильной дороге, предназначенной для работников магистрата, но это будет скорее черный ход, чем парадный подъезд.
Статуи Диоскуров
Весь ансамбль Капитолийской площади был создан в 1536-1546 годах по эскизам Микеланджело. Восходящих на холм встречают скульптуры Диоскуров — Кастора и Поллукса (иначе его называют Полидевком). Эти статуи , как и многие другие были найдены при раскопках в XVI веке и считаются античными.
Диоскуры — странные братья близнецы дали свое имя созвездию Близнецов. Они родились, как двойняшки, однако у них были разные отцы, один из них был бессмертным, другой смертным. Современной науке такие факты о двойняшках с разными отцами не известны, но это же миф. Согласно мифам и легендам братья принимали участие в походах аргонавтов и Троянской войне. А на голове они носили шапочки-колпачки в «форме конуса от яйца» (цитата из Википедии), новые хронологи точно усмотрели бы в этих шапочках скифский, а по их мнению значит и русский след.
Огромные статуи Диоскуров установлены также и на Квиринальском холме, а на Форуме сохранились развалины храма, посвященные братьям Кастору и Поллуксу. Очевидно, что в Риме их очень почитали.
Конная статуя Марка Аврелия
По центру площади стоит, один из символов Рима, копия бронзовой античной статуи Марка Аврелия. Оригинал сейчас хранится в музее Капитолия. Факт принадлежности статуи именно Марку Аврелию достаточно спорный, просто все привыкли называть её именно этим именем.
Статуя не подписана и никогда не была подписана, раньше считали, что это император Константин, а Марку Аврелию её приписали на основании сравнения с портретом на подписанной монете в XII веке. Сходство достаточно спорное и приблизительное в виду достаточного грубого исполнения оттиска на монете.
На сайте музеев Капитолия говорится о том, что упоминания именно этой статуи нет у античных авторов, но есть упоминания других 22 конных статуй гораздо больше этой, до наших дней не сохранившихся. Есть еще упоминание этой статуи у средневекового ученого Рикобальда из Феррары. Он утверждает, что статую отлили по приказанию папы Климента III (годы понтификата 1187-1191). В общем неувязочки с определением возраста этой статуи на лицо, XII век на античность никак не тянет.
Мраморный бюст и пара барельефов, изображающих этого же человека хранятся в музеях Капитолия. Совсем не далеко от Капитолийского холма на площади Колонна стоит колонна Антонина (Марка Аврелия), выполненная в духе колонны Траяна, т.е. вся покрытая барельефами, но без единой подписи. Определенно он был знаменит в древнем мире. Перу Марка Аврелия принадлежат так же философские трактаты, написанные на греческом языке и в некоторых чертах повторяющие принципы христианской морали.
Быть может прав был Рикобальд из Феррары и Марк Аврелий жил уже в XI-XII веках, и лишь немного позднее смерти императора папа Климент III решил увековечить его отлив эту прекрасную скульптуру? Тогда вполне естественными выглядят сочинения Марка Аврелия в духе христианских ценностей. Или правы современные историки считающие, что Рикобальд ничего не смыслил в окружающих его событиях? А ведь древний летописец был к ним ближе на 5-6 столетий.
Конная статуя Марка Аврелия была тиражирована с разными всадниками по всему миру, можно сказать это изображение лошади и всадника — классика скульптуры. В Питере у Михайловского замка стоит памятник Петру I в аналогичной позе, в Варшаве перед президентским дворцом в позе Марка Аврелия замер Юзеф Понятовский, аналоги есть в США и Великобритании.
Капитолийская волчица
Слева от дворца Сенаторов стоит копия скульптуры Капитолийской волчицы. Оригинал после недавней скандальной реставрации хранится в музеях Капитолия. В ходе реставрации специалист по металлургии Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba) установила, что статуя волчицы отлита целиком. Античные бронзовые скульптуры обычно отливали по частям, а затем спаивали, не умели древние работать с большими объемами расплавленного металла. Этот факт перемещает дату изготовления скульптуры из античности в средневековье. Традиционная датировка 500 годом до н.э. подкреплялась античными авторами, но описывали они совсем другую скульптуру — волчицу лижущую младенцев.
Младенцев же совершенно официально изготовили в XV веке, этот факт документирован и имя скульптора известно. Однако не смотря на все заявления Анны Марии Карруба табличку с датой изготовления фигуры волчицы в музее Капитолия не поменяли.
Любопытно, что это была первая и единственная реставрация скульптуры, а ведь предполагалось что ей 2500 лет. Я живу в Санкт-Петербурге. В моем городе тоже установлено не мало бронзовых скульптур, и городу всего-то 300 лет, однако скульптуры регулярно ремонтируют, нам показывают это по местному телевидению. Даже ангела, установленного на Александрийской колонне менее 200 лет, ремонтировали. А в Риме такие прочные скульптуры, что не нуждаются в ремонте?
Было бы интересно узнать о результатах реставрации скульптуры Марка Аврелия, она проводилась, но единственное, что мне удалось найти по этому поводу это заявления, что реставрация была приравнена к секретной операции, было допущено ограниченное количество людей и никаких комментариев они не давали.
Статуя Капитолийской волчицы тиражирована даже более статуи Марка Аврелия. Лично мы ее видели еще и в Пизе. Все ее копии, установленные по миру, даже трудно посчитать.
На стене рядом с волчицей укреплены многочисленные мемориальные таблички, восхваляющие деятельность Пап по реставрации и ремонту зданий на Капитолийском холме, святые отцы не забывали увековечить прежде всего себя любимых. Многие таблички содержат аббревиатуру S.P.Q.R. — «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), хотя относятся уже совсем не ко временам античного Рима. Древнюю аббревиатуру S.P.Q.R. с успехом начали использовать в объединенной Италии и использую до сих пор вплоть до украшения ею римских люков.
Муссолини очень нравилась идея восстановления империи, поэтому символы Древнего Рима, как то Капитолийская волчица или аббревиатура S.P.Q.R. широко использовалась его пропагандой.
Совсем рядом с Волчицей находится совершенно замечательная смотровая площадка. С нее отрывается умопомрачительный вид на Форум, Палантинский холм и даже Колизей. Три колонны справа как раз — останки храма особо почитаемых в Риме Диоскуров.
Музеи Капитолия
У музеев Капитолия есть очень достойный сайт, все экспонаты тщательно сфотографированы, можно посетить музей виртуально и составить представление о том, хотели бы вы заплатить 15 евро за билет и увидеть экспонаты в натуральную величину. Очередей в эти музеи в декабре не было. Мы туда не ходили.
Музеи располагаются в трех дворцах — палаццо Консерватори, палаццо Сенаторов и палаццо Нуво, расположенных вокруг площади.
Вот собственно и все про парадную часть Капитолийского холма. В не парадной до сих пор стоят административные здания и там идет совсем другая не туристическая жизнь. Поэтому сейчас мы спустимся вниз, чтобы подняться по другой лестнице ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
На спуске мы заметили статую на первый взгляд, какого-то монаха, но это оказалось не так. Скульптура призвана напомнить о политическом деятеле средневековья Кола ди Риенцо (1313-1354, годы жизни). Он был низкого происхождения, но имел дар актера и вождя нации.
Его пламенные речи имели успех у горожан и в один прекрасный момент Риенцо удалось возглавить восстание и стать по сути диктатором Рима, сам то он, конечно, называл себя народным трибунном. Преобразования его были весьма полезны, произвол баронов и разбойников пошел на спад, но ни что не длится вечно. Настал момент, когда обиженные бароны обрушили на него свой гнев. Считается что Риенцо убили на том самом месте, где ныне стоит памятник.
Ну и наконец удивительное — цветущие цикломены у подножия Капитолийского холма в декабре.
И нечто среднее между автомобилем и мотороллером электромобиль Renault Twizy. Говорят, что он двухместный, но я так и не поняла куда предлагается сесть второму человеку, там одно сидение, а уж сумки из супермаркета и вовсе девать некуда.
В следующей статье я расскажу вам о церкви Санта-Мария-ин-Арачели, она тоже стоит на Капитолийском холме. Думала уместить её в эту статью, но получилось очень длинно. Церковь достойна того, чтобы ради нее преодолеть 124 ступеньки, сделанные и камней добытых в Колизее и Большом цирке. Вас ждет великолепный интерьер и интересная история про фигурку младенца Христа, прозванную «Бамбино», всю усыпанную бриллиантами.
Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.
С площадки на самом верху Витториано вид на форум будет получше.
«…Совсем рядом с Волчицей находится совершенно замечательная смотровая площадка…»
Вход на площадку бесплатный?
Да, абсолютно бесплатный.