Бриллиантовая кладовая Эрмитажа, как попасть, купить билеты

В этой статье я расскажу про новые правила посещения Бриллиантовой кладовой в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. После локдауна 2020 года Эрмитаж стал работать по другим правилам, как и другие музеи РФ. В свете противокоронавирусных мер всем музеям предписано ограничить количество посетителей и развести потоки посетителей, данные правила соблюдаются и в 2024 году. В результате Эрмитаж разделил свою экспозицию в Зимнем дворце и прилегающем комплексе зданий на 2 части.

С 1 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге будет взыматься курортный сбор в размере 100 руб. с каждого человека старше 18 лет в сутки за проживание в отелях, хостелах, апарт-отелях. Снимайте квартиры от частников на Суточно.ру, чтобы избежать дополнительных трат.

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию и раньше тоже так было.

Как купить билеты в 2024 году

Билеты можно купить, как в интернете на официальном сайте Эрмитажа, так и в кассах музея при входе. Посещение музея организовано по сеансам. Каждый билет приобретается на конкретную дату и время, опаздывать нельзя. Билетов нет где-то на 10-14 дней вперед в высокий туристический сезон, т.е. озадачиваться их приобретением нужно заранее, еще до поездки в Санкт-Петербург. Вход в музей осуществляется через главный дворик, выход на набережную через гардероб.

Вход в Зимний дворец или Эрмитаж
Вход в Зимний дворец или Эрмитаж

Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники, выходные вокруг 23 февраля и 8 марта. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала. Я бы советовала купить билет в интернете, так вы точно попадете в музей.

Я бы не рекомендовала посещать Бриллиантовую или Золотую кладовые Эрмитажа с дошкольниками, быстрее всего маленьким детям там будет не интересно и весьма утомительно.

Теперь для посещения Бриллиантовой кладовой нужно приобрести всего один билет на официальном сайте Эрмитажа по цене 1200 руб. На этой странице в разделе билеты вам нужно выбрать «ГАЛЕРЕЯ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ  Бриллиантовая кладовая». Льгот на посещение Бриллиантовой кладовой нет, билеты по этой цене придется приобрести и для детей, и для пенсионеров, и для студентов, и по Пушкинской карте такая же цена.

Если на официальном сайте уже билетов нет на нужную вам дату, то вы можете попробовать купить билет на обзорную экскурсию по городу с включенным посещением Бриллиантовой или Золотой кладовой, может быть вам повезет.

Билет уже включает в себя посещение самого Эрмитажа по маршруту со входом с Иорданской лестницы  и собственно Бриллиантовой кладовой с экскурсией. После экскурсии по кладовой вы попадаете на маршрут №1. Все ограничения по времени визита в Эрмитаж на [curreny_year] год сняты.

Преимущества ограничений

Экскурсия по Бриллиантовой кладовой проходит в малой группе до 15 человек. Это уникальная возможность увидеть экспонаты музея без толп.

Раньше в экскурсионных группах было по 30 человек, в высокий сезон группы шли одна за другой, экскурсоводы работали на пределе своих возможностей. Экскурсоводы тоже люди, а людям свойственно уставать. В сети появлялись негативные отзывы из-за спешки и толп, многие считали посещение Бриллиантовой кладовой разводом на деньги. Я так не считаю, возможно мне повезло с экскурсоводом, временем посещения и отсутствием толп.

Мой отзыв об экскурсии в Бриллиантовую кладовую

Далее я расскажу, как я со своим сыном посещала Бриллиантовую кладовую Эрмитажа.

В честь весенних каникул решили с сыном (10 лет) сходить в Эрмитаж и были приятно удивлены нововведениями. Оказывается билеты в Бриллиантовую и Золотую кладовые Эрмитажа можно купить прямо в кассах вместе с основным билетом и сразу пройти на экскурсию.

Я никогда не была в этих кладовых, потому что раньше (в годы советской власти) нужно было купить билет заранее, т.е. съездить в кассы в центр города, экскурсии проводили только по субботам рано утром. Сейчас все намного упростилось. В субботу утром, около 11-30, очередь на вход заняла не более 15 минут вместе с покупкой билетов. В 14-00, когда мы выходили, очереди и толкотня в кассах увеличились, но не намного.

Экскурсия длится полтора часа. Все организованно очень хорошо, покупаете билет, раздеваетесь в гардеробе и проходите в музей, группа собирается под большой табличкой в фойе музея, если вам что-то не понятно, то многочисленные работники музея вам охотно помогут найти нужное место.

Общий вид залов Бриллиантовй кладовой Эрмитажа
Общий вид залов
Общий вид зала искусство скифов
Скифское искусство
Общий вид залов, ювелирное искусство XIX века
Ювелирное искусство XIX века

В интернете турфирмы предлагают экскурсии в эти кладовые по завышенным ценам, в посредниках нет никакой необходимости, все можно организовать самостоятельно, очень просто. В любом случае экскурсию будут вести сотрудники Эрмитажа, посредники только помогают с покупкой билетов и берут за это комиссию.

Фотографировать в кладовой запрещается совсем, на любые устройства, включая телефон. Все следующие фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Сокровища Майкопского кургана

Осмотр экспозиции Бриллиантовой кладовой начинается с  археологических находок и предметов из золота. Майкопский курган был открыт в 1898 году в черте города Майкопа профессиональным археологом Веселовским Н.И.. И это тот редкий случай, когда существуют зарисовки раскопа и схема расположения предметов в нем. Это самые ранние экспонаты Бриллиантовой кладовой, датируются четвертым веком до нашей эры. В Майкопском кургане предположительно был похоронен вождь племени.

Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см, Бриллиантовая кладовая Эрмитажа
Бычок из майкопского кургана IV в. до н.э., около 10-15 см

Захоронение было богато убрано бусами, украшениями и посудой. Очевидно, что мелкие золотые накладки быстрее всего были нашиты на несохранившиеся предметы одежды. Наибольшее внимание обращают на себя золотые и серебряные бычки, служившие вероятно украшением штандарта или балдахина.

Ниже вы можете посмотреть прямой эфир посвященный находкам Майкопского кургана, проведенный работниками Эрмитажа во время локдауна 2020 года. Во время посещения быстрее всего не удастся углубиться в подробности, узнать о каждом экспонате так же много, как из видео, т.к. время ограничено.

Мастерство древних мастеров вызывает неподдельное восхищение. Все представленные украшения принадлежали ранее вождю кочевников и его женам, погребенным в майкопском кургане.

Ювелирное искусство Древней Греции

Далее на выставке представлено множество произведений древнегреческих мастеров, найденных  на юге России и в Крыму. Греческие украшения представлены многочисленными венками, выполненными из тончайшего золота. Сохранность предметов поражает воображение. На листочках до сих пор видно тонкие прожилки, характерные для настоящих листьев лавра или дуба. Венки предположительно предназначались для награждения достойнейших. Однако, после смерти венок отправляли в могилу вместе с хозяином.

Греческие мастера украшали свои ювелирные изделия мельчайшей зернью. На некоторые серьги и подвески припаяно сотни золотых крошечек. Подобная работа требовала высокого мастерства ювелира. Стоило чуть перегреть припой и само зернышко превращалось в бесформенный блинчик.

С подробнейшим рассказом о ювелирном искусстве Древней Греции, представленном в Бриллиантовой кладовой вы сможете ознакомится в одном из прямых эфиров Эрмитажа.

Поражает воображение ваза или амфора из Чертомлыкского кургана. Амфора большая, наверное около 70 см в высоту. Ваза являлась частью обширного захоронения вождя племени с женами, наложницами, слугами и даже лошадьми. На амфоре нанесено три ряда узоров. На самом верхнем изображена сцена терзания оленя грифонами, на среднем скифы укрощают лошадь и готовят её к жертвоприношению, третий самый большой ярус украшен растительными орнаментами.

Ваза или амфора из Чертомлыкского кургана, IV век до н.э.
Ваза или амфора из Чертомлыкского кургана, IV век до н.э.
Височная подвеска с нереидой
Височная подвеска с нереидой из кургана большая Близница

Шедевры средневекового искусства

Коллекция эрмитажных ювелирных изделий складывалась по-разному. В собрании Эрмитажа есть предметы которые покупали специально для императорской коллекции, есть предметы которые преподносились в качестве дипломатических подарков, что-то пришло в собрании Эрмитажа уже после революционных событий. Ниже я расскажу о двух наиболее выдающихся и характерных экспонатах средневекового искусства Западной Европы, ранее принадлежавших известному коллекционеру А.П.Базилевскому. В 1884 году Александр III выкупил собрание Базилевского за более, чем пол миллиона французских франков.

Фигурка-реликварий Святого Этьена или Стефана была изготовлена в XII веке во Франции, когда в искусстве еще господствовал романский стиль. Фигурка несколько не пропорционально сложена, у персонажа очень большая голова, приплюснутая макушка и увеличенные кисти рук, которые держат Евангелие, там как раз и прятали частичку мощей. Святой Стефан или по-французски Этьен был первым христианским мучеником, погибшим за Христа, его закидали на площади камнями.

Святой Стефан
Святой Стефан

В одежде Святого и в постаменте, который декорирован драгоценными вставками, камни играют роль не украшения, а именно напоминание того что произошло с этим молодым человеком. В Европе начали гранить драгоценные камни лишь в XIV веке, поэтому фигурка святого Стефана украшена камнями без огранки. Сама фигурка выполнена из дерева и покрыта драгоценным металлом лишь сверху.

Фрайбургский крест или крест Святого Трудберта очевидно использовали во время религиозных процессий. Святой Трудберт жил в VII веке, был ирландским монахом, прибыл в рейнские земли для проповеди христианства. В IX веке в 25 км от Фрайбурга образовался большой и богатый монастырь Св. Трудберта, которому принадлежали обширные земли и даже местные серебряные копи. Крест изготовили во Франции в конце XIII века и он так же, как и фигурка Святого Стефана является мощевиком.

Ниже привожу два изображения. Фронтальное пришлось срезать с прямого эфира в инстаграме, поэтому оно не очень качественное, а фото оборотной стороны креста с официального сайта Эрмитажа. Музей продолжает зажимать качественные фотографии экспонатов, выставить на сайт оборотное изображение это ж догадаться надо.

Фрайбургский крест, лицевая сторона
Фрайбургский крест, лицевая сторона
Фрайбургский крест, оборот
Фрайбургский крест, оборот

Основа креста выполнена из дерева грецкого ореха, сверху крепятся чеканные серебряные пластины, каждая из которых имеет еще дополнительные декоративные элементы, подставки виде полумесяца или скажем таких ответвлений креста стоят фигуры Богоматери Иоанна Богослова. Все фигуры сделаны из серебра и позолочены лишь сверху. Голову Иисуса украшает корона вместо традиционного для таких изображений тернового венца. Возможно, это была отсылка к тому что сын божий является царем небесным и одновременно есть предположение, что когда заказывался этот крест одним из заказчиков был представитель династии Габсбургов будущий император Священной Римской Империи.

Мелкие ювелирные украшения, кольца и сережки не произвели на меня сильного впечатления, если не знать, что эти камни бриллианты, то трудно найти их сильно привлекательными. Не ограненный алмаз в 10 карат, вставленный в кольцо выглядит неважно.

Почему Бриллиантовая кладовая названа так

На самой большой и шикарной витрине выставлены две конские сбруи, включающие в себя попоны для коней, уздечки, украшения для хвоста, сабли. Все эти предметы обильно украшены драгоценными камнями, множеством алмазов, сверкают и переливаются на глазах удивленной публики. Именно за эту витрину и назвали кладовую Бриллиантовой. Ее фотографий в интернете нет, увидеть это впечатляющее зрелище можно только лично посетив экспозицию.

Кроме таких шикарных вещей, как эти попоны, есть еще вещи, которые представляют ценность, поскольку принадлежали известным людям. Мне запомнилось Евангелие, принадлежавшее Петру I. Оно совсем небольшое, обложка искусно расшита речным жемчугом разного размера, большинство жемчужинок больше напоминают бисер, на изготовление обложки для Евангелия наверное ушло просто очень много времени, ведь каждую жемчужинку надо сначала просверлить, а потом пришить, а это титанический труд.

Туалетный прибор Анны Иоанновны

Производит так же впечатление туалетный прибор Анны Иоанновны, императрицы российской. Императрица уделяла своему туалету по 6-8 часов, возникает справедливый вопрос, а когда она успевала управлять государством? На изготовление всех предметов — зеркала в массивной раме, несессера, чайника, кофейника и т.д,, всего около 60 предметов ушло более 65 кг золота. Самое удивительное, что в набор входила специальная палочка для чесания головы. В те годы носили очень пышные прически, а мыться не любили и вши были у всех, и у императрицы в том числе.

Туалетный прибор Анны Иоанновны, хранится в Брилиантовой кладовой Эрмитажа
Туалетный прибор Анны Иоанновны

 

Ювелирное искусство XVII — XIX веков

Экспозиция кладовой включает в себя множество несессеров — обильно украшенных драгоценными камнями,  футляров для маникюрных наборов и духов — очень красивые штучки. Карманных часов  достаточно много, все эти часики выглядят роскошно и предназначались в основном, для того чтобы продемонстрировать статус обладателя, а не для того чтобы узнать время. Некоторые модники навешивали на себя по нескольку часов.

Начиная с эпохи Петра I, в моду входит нюханье табака и коллекция содержит множество табакерок, выполненных в разных стилях.

В нижеследующем видео вы сможете познакомится с  ювелирными цветочными букетами, хранящимися в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Для женщин это будет самым интересным видео на этой странице, его выпустили в честь 8 марта 2021 года. В нем повествуется о драгоценных букетах Елизаветы Петровны, изготовленных Иеремией Полье, букетах Фаберже.

А вот яиц Фаберже в Бриллиантовой кладовой нет совсем, их всех продали в эпоху революции и гражданской войны. От Фаберже в коллекции есть только уменьшенные копии императорских корон, скипетров и держав. Совсем недавно в Санкт-Петербурге открылся музей Фаберже, там можно увидеть пасхальные яйца Фаберже и многие другие изделия ювелирного искусства. Музей Фаберже находится у Аничкова моста на набережной Фонтанки.

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа
Уменшенные копии императорских корон, скипетров и держав.

Маршрут по Эрмитажу после Бриллиантовой кладовой

После осмотра Бриллиантовой кладовой вы выходите на маршрут со входом через Иорданскую лестницу и можете самостоятельно гулять по Эрмитажу сколько вам будет угодно. Все временные ограничения на визит сняты на 2024 год.

P.S.

Самые шикарные вещи не представлены на фотографиях, которые можно найти в интернете. На фотографиях невозможно оценить реальные размеры вещей, поэтому посещения музея просмотр фотографий заменить не может..

Для детей это достаточно утомительно, к концу экскурсии дети  уже устали и не очень внимательно слушали экскурсовода, для дошкольного возраста наверное это было бы слишком тяжело. Осматривать за один раз и Золотую и Бриллиантовую кладовую, тоже наверное чрезмерно тяжело, лучше разнести во времени.

Возможно вам будет так же интересно узнать о маршрутах прогулок по рекам и каналам Санкт-Петербурга, какие я рекомендую и почему.

Если вы бывали в Золотой или Бриллиантовой кладовых Эрмитажа поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Понравилась ли вам экспозиция? Вы увидели то, что ожидали или были сюрпризы?

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа, туалетный прибор Анны Иоановны
Сохранить в Пинтерест
Бриллиантовая кладовая Эрмитажа в 2024 году
Добавить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Оксана

    Елена! Спасибо Вам большое за «наводку» о Бриллиантовой комнате. Мы, коренные петербуржцы, только перед введением куаркодов мобилизовались и сподобились посетить это место.
    В Вашей статье дано намного больше информации, нежели на самой экскурсии. Экскурсовод была немногословна, скучна и монотонна. Я, например, просто самостоятельно передвигалась по залам и рассматривала произведения искусства. Самое запоминающееся — это, естественно, дары Падишаха — конские сбруи, попоны, мечи, сабли, инкрустированные драгоценными камнями.
    Евангелие Петра I мне тоже запомнилось. Я подумала, что это — бисер, настолько мельчайшие детали.
    И палочку для чесания головы (от вшей) я тоже видела и гадала, для чего она? И только из Вашего рассказа узнала — для чего!
    А после просмотра видео поняли, как много интересного нам НЕ рассказали во время экскурсии:(
    А вообще, хочется порекомендовать музей Фаберже для посещения. Почему-то от него восторгов больше.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я тоже перед введением куаркодов пробежалась по музеям и вынуждена констатировать, что качество обслуживания экскурсоводами в музеях сильно снизилось. Например, в 2016 году я была в Михайловском замке с экскурсией, тогда мероприятие предполагало 1,5 часа при меньшем количестве открытых залов, сейчас всего 40 минут, причем спальня Павла I и церковь Святого Михаила были исключены из показа. И так я предполагаю везде именем ковида всемогущего.

      Ответить
  2. Сергей

    Посетили 04.09.19. У кого как, а у меня жуткое разочарование от посещения Бриллиантовой кладовой. В двух словах – просто чес денег Эрмитажем.
    Первое негативное впечатление – залапанное стекло над экспонатами… Неужели трудно протереть? Второе – как оказалось позже, в одной комнате было одновременно 4 (четыре!!!) экскурсии. Наша человек 10. Вторая – двое мужчин типа менеджеров Газпрома и выпытывавших у гида все, как будто приценивались для покупки. Третья – англичане… Как-то раньше иностранцы оставляли благоприятное впечатление, степенные люди, переговариваются полушепотом… Этим было лет 30, вскоре им стало скучно, они сели на стулья и стали громко, на все помещение разговаривать, а потом откровенно ржать как лошади. Но это были еще цветочки. Когда зашла четвертая экскурсия состоящая из дикой китайской саранчи – это было нечто. Орут, ржут на все помещение. Их экскурсовод орал так, что я стоя рядом с нашим экскурсоводом (бабка лет 80) практически ничего не слышал. В конце концов, просто пошел сам по себе рассматривать экспонаты.
    Почему получивши от людей немалые деньги проводятся экскурсии в таких жутких условиях?

    Ответить
  3. Марина

    После посещения Алмазного фонда и Оружейной палаты в Кремле, бриллиантовая кладовая совсем не впечатляет! Я там дар речи потеряла в прямом смысле и несколько дней не могла забыть эти богатство!! Цена билетов в Алмазный фонд 500 р
    в Оружейную 700р не зависимо от гражданство! Но надо рано приехать чтоб купить билет , хотя бы к 10:00-11:00 часам Каждый в Москве должен увидеть эти богатство! Такое всего 3 в мире . В Лондоне , в Москве и в Иране .

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я в Алмазном фонде была лет 20 назад, из запомнившегося только огромный золотой самородок и бриллиантовая карта СССР. Неужели бриллиантовая попона в кладовой Эрмитажа не поразила?

      Ответить
  4. Галина Владимировна Земерова

    пришли к открытию , 10.30 была уже очередь метров 200, двигалась быстро, но есть время когда в Эрмитаж не пускают каждые пол часа минут на 10, затем полчаса пускают и опять перерыв, затем купили входные билеты и билеты на экскурсию в бриллиантовый зал, можно купить любую другую. 1 час экскурсии и 3 часа самостоятельного похода с перерывом на перекус. Устали ооочень, но довольны. вышли в кассу очереди нет вообще. сейчас можно в любой музей по интернету заказать билет- легко и без очереди проходите. Но в таком случае могут льготы не пройти, интересуйтесь. Еще есть терминалы с продажей билетов очередь — 5-10 чел.

    Ответить
  5. Елена

    Мы были в Эрмитаже, а также в Бриллиантовой кладовой в сентябре 2017 года… Сам эрмитаж особо не впечатлил, куча китайцев (но это ожидаемо, так как в Санкт-Петербурге просто толпы китайцев, даже читала, что в некоторые магазины пускают только их, прям засилие какое-то), в живописи я особо не понимаю, да, некоторые картины рассматривала, но в основном пробегали эти залы галопом. Зависла я в зале костюмов, вот там мне безумно понравилось. Ну а бриллиантовая кладовая, это нечто, я как сорока люблю все блестящее, а витрина с попонами и шпагами, она… ну нет слов, чтобы передать весь этот блеск и великолепие. Это нужно видеть…

    Ответить
    1. Елена

      Пускают только китайцев… что за бред? Вот так и распространяете глупые слухи!

      Ответить
      1. Алексей

        Это не бред. Имелись в виду магазины (сувенирные), созданные самими китайцами для того, чтобы продавать сувениры втридорога своим соотечественникам. Посмотрите, в Интернете об этом много пишут.

        Ответить
  6. Татьяна

    Все смотрят золотую кладовую, теперь выделяют в ней «бриллиантовую». НО, до сих пор не пускают в Восточную кладовую в Эрмитаже. Она есть! Моя мама работала в Эрмитаже и принесла оттуда каталог восточной кладовой, в которую в советское время пускали только представителей правительства и официальных лиц других государств. Люди! у меня снесло крышу от каталога! Там такие экспонаты!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Я посещала и Золотую кладовую и Бриллиантовую, они даже расположены не по соседству, а в совсем разных концах Эрмитажа. Про запасники Эрмитажа и вообще всех музеев ходят легенды. Говорят в запасниках спрятаны удивительные вещи, которые выбиваются из современной исторической концепции и до сих пор не объяснены наукой. Так что прав был Высоцкий: «Удивительное рядом, но оно запрещено!»

      Ответить
  7. Валентина

    А что при покупке билета в Эрмитаж требуют предъявить паспорт? Я впервые такое разделение цен увидела в прошлом году в Петергофе, но документы у нас не требовали. Думаю, что русскоговорящие иностранцы тоже спокойно могут купить билет по льготной цене.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Это зависит от указаний руководства в данный конкретный момент, сейчас этого маразма стало меньше, но раньше… Я отлично помню те времена когда я ходила в Эрмитаж с паспортом и свидетельством о рождении ребенка, даже моего паспорта с вписанным туда ребенком было не достаточно, чтобы получить билет по сниженной цене, как гражданину РФ. Маразм все еще сохраняется на РЖД, школьный билет на электричку можно купить только по предъявлению ученического билета из школы, рост и вид ребенка никак не могут убедить кассиров, что он школьник. В метро совсем недавно требовали свидетельство о рождении, чтобы установить возраст ребенка, бесплатный проезд только до 7 лет, вообщем маразмы периодически вспыхивают то там, то здесь.

      Ответить
    2. Вячеслав

      Русскоговорящие, даже без акцента, не могут. Паспорт требуют абсолютно у всех.

      Ответить
  8. Галина Шефер

    Очень интересная бриллиантовая кладовая!

    Бычок из майкопского кургана — это нечто! Люблю такие штучки. У нас в Ростовском краеведческом музее тоже замечательная коллекция таких находок.

    Ответить
  9. Елена

    Вчера 04.07.2015 г. посетила бриллиантовую кладовую, чтобы туда попасть гражданину РФ придется заплатить за вход в Эрмитаж 400 руб.+ 300 руб. за экскурсию в кладовую.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Большое спасибо за ваш комментарий, я слышала, что билет в Эрмитаж хотели сделать по 500 руб. и отменить все льготы для граждан РФ и СНГ, но видать в очередной раз до этого не дошло, что не может не радовать.

      Ответить
    2. Марьянна

      Не могли бы Вы рассказать ,как организовали для себя эту экскурсию. Во сколько заняли очередь в кассы ,в которую из них занимали и как нашли экскурсовода. А то конкретной информации в отзывах трудно найти ,только восхищения и пожелания. Заранее благодарна.

      Ответить
      1. Елена Шикова автор

        Летом народу в Эрмитаже значительно больше, нужно приходить утром, прям с билетом в сам Эрмитаж нужно попросить билет в кладовую в этой же кассе, билеты в кладовую привязаны к определенному времени. Сбор экскурсии под табличкой в главном фойе, там полно работников музея спрашивайте у них они вам помогут, хотя все достаточно прозрачно и без помощи.

        Ответить
  10. Елена Исхакова

    С одной стороны 300 рублей не очень дешево за посещение музея, а с другой, такое огромное здание нужно на что-то содержать и следить за экспонатами должным образом.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      После музеев Европы, мне 300 рублей не кажутся большой суммой. Это очень нормальная цена, Эрмитаж очень большой музей. Мне обычно бывает жалко денег на такие странные музеи типа Музея алхимиков и приведений в Праге, там экспозиция малюсенькая, а стоимость побольше, чем в Эрмитаже.

      Ответить
  11. Оксана

    Очень красивые экспонаты. Я удивляюсь как в те времена могли сделать такую красоту!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Настоящее великолепие Бриллиантовой кладовой можно увидеть только при личном визите, самые удивительные экспонаты на фото не представлены.

      Ответить
  12. Ольга

    Так жалко, что фотографировать нельзя в некоторых музеях. Я вот была в женевском музее Патек Филип (известный бренд часов), красота неописуемая — сколько золота, бриллиантов, работа шикарная, от самых истоков фирмы, но снимать нельзя 🙁

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      В России во многих музеях нельзя фотографировать, наследие советского прошлого, увы, сейчас идут разговоры, чтобы разрешить фотографирование, но пока они не увенчались успехом. Многие музеи признают, что просмотр фотографий экспонатов в интернет это лишь реклама, а не замена посещения музея.

      Ответить
  13. Игорь

    Да, музейщики задирают ценник все выше и выше. Потому и очередей в Эрмитаж практически не стало. Я помню, как раньше приходилось стоять 2-3 часа в длиннющей очереди.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Цены в 300 руб. за вход в Эрмитаж были установлены в 2010 году, после продолжительных обвинений в том, что цены для граждан РФ и не граждан отличаются на очень большую сумму. Последний раз я была в Эрмитаже на выставке музея Прадо из Мадрида, тогда пришлось стоять полтора часа на 15- градусном морозе, сейчас даже в дни школьных каникул всего 20 минут. Цены в российские музеи ниже цен в западноевропейские. Лувр обойдется порядка 12 евро, около 600 руб.

      Ответить