Отчет об автопутешествии Нидерланды, Бельгия, Франция из Петербурга

Маршрут автопутешествия Санкт-Петербург — Финляндия — Швеция —  Германия — Нидерланды — Бельгия — Франция — Нидерланды — Германия — Швеция — Финляндия — Санкт-Петербург.

Вчетвером на своей машине из Санкт-Петербурга за 19 дней. Финляндию, Швецию и Германию проехали транзитом, как всегда успели погулять в Турку перед погрузкой на паром. Наше путешествие началось в пригороде Амстердама славном городке Эдаме, до этого была просто езда к месту начала. В Голландии осмотрели Амстердам, маленький сырный городок Эдам и Маастрихт. В Бельгии посетили Брюгге и берег Северного моря. Во Франции проехались по Атлантическому побережью — Нормандия, Бретань, потом свернули к дому через долину Луары и Париж. Жили как всегда в кемпингах в собственной палатке.

Подготовка к поездке

В этот раз мы взяли билеты на 2 парома, оба билета бронировали и оплачивали дома, через интернет, оба парома ночные:

  1. Viking Line — Турку — Стокгольм (туда и обратно). Наш отзыв о паромах Viking Line.
  2. Finnlines — Мальмо — Травемюнде (туда и обратно). Наш отзыв о паромах FinnLines

Ночные паромы с одной стороны дороже, но если основательно подумать, то не на много, чем дневные. Поскольку к стоимости ночного парома смело можно прибавить стоимость ночевки на четверых человек, так же стоимость бензина и платных дорог. Кроме того ночные паромы существенно сокращают время в пути и экономят силы экипажа.

В 2012 году мы проехали через Данию и убедились в том, что, если Дания не является целью, лучше этого не делать. При проезде через Датское королевство неизбежны 2 парома или 2 моста. Проезд по мостам стоит 49 + 37 Евро и лишние 150 км в пути. Паромы будут стоить чуть дороже, расстояние будет сокращено на 150 км, но паромы для удешевления нужно бронировать заранее и подъезжать к точному времени, что неудобно.

Компания Finnlines предлагает так же паром Хельсинки — Росток или Хельсинки Травемюнде, в 2015 и 2019 году мы пользовались его услугами чтобы достичь Барселоны в первом случае и Нидерландов во втором. Стоимость билетов на паром из Финляндии в Германию сильно зависит от сезона, если хотите отправиться летом покупайте сильно заранее. Читать наш отзыв о пароме Finnlines из Хельсинки в Травемюнде и обратно.

Забронирован был только домик в кемпинге Брюгге, остальные просто намечены.

Хронология и карта нашего путешествия

Под ссылками много фотографий и описание всего, что мы увидели, и стоимость билетов и парковок, если мы брали билеты и пользовались платными парковками.

ТОЧКИ НА КАРТЕГОРОДАДЛИНА ПЕРЕГОНАДАТА
A-BСанкт-Петербург → Турку543 км, 6 часов 24 минуты1й день
C-DСтокгольм → Мальмо — паром до Травемюнде670 км, 6 часов 40 минут2й день
E-FТравемюнде → Амстердам — утром были на месте, остановились в Gaasper camping успели съездить в Эдам587 км, 5 часов 32 минуты3й день
Fцелый день гуляли по Амстердаму ——————-4й день
F-GАмстердам → Брюгге — осмотр Брюгге, ночевали в кемпинге De Lombarde на берегу Северного моря253 км, 2 часа 44 минуты5й день
G-HБрюгге → осмотр Руана → переезд в  Этрета , ночевка в дешевом муниципальном кемпинге Camping Tilleuls383 км, 3 часа 42 минуты6й день
Hутром осмотр Этрета — днем Гавр — вечером вернулись к кемпинг———7й день
H-IЭтрета → через Кан → Мон Сен Мишель, ночевали в Camping Saint Michel186 км, 2 часа8й день
IМон Сен Мишель — обед в Канкале — бассейн в кемпинге Camping Saint Michel———9й день
I-JМон Сен Мишель → мегалиты Карнака, ночевали в очень крутом Camping des Menhirs227 км, 2 часа 30 минут10й день
J-KКарнак → долина Луары — сады Вилландри, остановились в Camping de la Mignardiere344 км, 3 часа 17 минут11 день
KАмбуаз — бассейн в Camping de la Mignardiere—————12 день
K-Lдолина Луары → Шамбор → Париж, остановились Huttopia Versailles245 км, 2 часа 17 минут14й день
L целый день гуляли по Версалю, дворец, парк, Трианон—————-15й день
L-MПариж → Маастрихт (шопинг в Маастрихте), ночевали в Camping Oosterdriessen415 км, 4 часа 4 минуты176й день
M-EМаастрихт → Травемюнде, погрузка на паром573 км, 5 часов 19 минут17й день
D-CМальмо → Стокгольм, погрузка на паром670 км, 6 часов 40 минут18й день
B-AТурку → Санкт-Петербург543 км, 6 часов 24 минуты19й день

Увеличивайте карту. встроила в неё все достопримечательности и отдельным слоем кемпинги. Там же найдете ссылки на официальные сайты кемпингов и многих достопримечательностей. Зелёными точками отмечены кемпинги, красными достопримечательности.

В этом маршруте мы постарались учесть наш предыдущий опыт — отпуска 2011 года и отпуска 2012 года и делать короткие перегоны, где это возможно, и это нам удалось и очень понравилось, практически чистой скучной езде было посвящено 2 первых дня и 3 последних, но и в эти дни мы развлекались посещением магазинов и ужинами на паромах. В большинстве кемпингов мы стояли по 2 ночи, чтобы сэкономить время на сборке и разборке лагеря. Про наше снаряжение для кемпинга можно почитать в отдельной статье.

Первый день: СПБ — Турку, погрузка на паром

Наше путешествие началось, как и в два предыдущих года ранним утром в субботу 6 июля, опять с маршрута Санкт- Петербург – Турку. Помня о печальном опыте 2012 года при прохождении границы, тогда мы простояли в очереди 4 часа, решили выехать в 4-00 утра, дабы избежать пробок на границе. И мы прошли обе границы в районе 6 утра за 20 минут включая посещение магазина  Duty Free. Такого мы не ожидали. Встала следующая задача, где провести время до парома.

Сначала нам попался магазин Икея и мы посетили его с целью сравнить цены. Цены и ассортимент очень схожие с петербургскими магазинами Икея, но в Финляндии представлены более дорогие и удобные варианты кухонь за 6000-7000 евро.

Далее мы надолго осели в торговом центре Турку рядом с Flowpark (веревочный парк). Торговый центр, за которым находится парк, хорошо виден прямо с шоссе, мы заехали туда не пользуясь навигатором. Там множество магазинов и кафе, очень похоже на нашу Мегу. В сам парк идти не решились, сомневались в своей ловкости после бессонной ночи и ценник на билеты был не шуточный, даже за семейный билет – 72 евро. Провели время в шатании по магазинам и кафе. Парковка в торговом центре – бесплатная на 5 часов. Погода в Турку изрядно отличалась от погоды в Санкт-Петербурге. Дома, когда выезжали было +32 и ужасная духота, а в Турку было прохладно и дул сильный ветер.

Турку мы осматривали в предыдущие годы и даже в составе автобусного тура с экскурсией.

Мы проехали этим маршрутом уже три раза, всегда в субботу всегда вначале июля и можно сделать вывод, что ранее прохождение границы однозначно уменьшает время, затраченное в очередях. Поскольку мы привязаны к парому, отправляющемуся в 21-00, то рисковать потерей билета не хочется. Самое близкая достопримечательность к причалу парома – это замок Турку, можно прогуляться там и даже его посетить, местные жители любят устраивать пикники вокруг замка и сидят прямо на траве, если вы к ним присоединитесь, то будете выглядеть вполне гармонично.

Про паром Viking Line из Турку в Стокгольм читайте в отдельной статье, там много букв про погрузку с машиной, шикарный ужин и прочее.

Второй день: Стокгольм — Мальмё, погрузка на паром

Дороги в Швеции отличные — автострады, машин мало, ограничение скорости 110-120 км/ч. На автострадах населенных пунктов нет, скорость снижать не нужно. Долетели до Мальмё быстрее ветра вообще без всяких затруднений. Погрузились на паром, пообедали на борту и легли спать в 16:00, прибытие по плану стояло в 1:10, нужно было выспаться как следует, ночью мы собирались ехать в Амстердам.

Про паром Finnlines — Мальмо — Травемюнде читайте в отдельной статье со множеством фотографий.

Третий день: Травемюнде — Амстердам

Третий день путешествия начался для нас все лишь в 1 час ночи. В Германии на автобанах движение более плотное, но без пробок обошлось. Границу между Германией и Нидерландами мы пересекли незаметно. Просто на обочине заметили синий знак с желтыми звездами Евросоюза и навигатор спросил: «Показать особенности правил дорожного движения Нидерландов?». Скорость при этом была 120км/ч, никаких проверок и прочей бюрократии. Да здравствует Евросоюз! Пейзаж низменных Голландских равнин достаточно однообразен — ровные зеленые поля, прорезанные каналами, причем уровень воды в каналах всего на 30-40 см ниже уровня земли. Если пойдут дожди, наверное будет болото. По каналам часто плавают дикие лебеди и утки.

лужайка рядом с Grote Kerk
Лужайка в Нидерландах, оцените уровень воды в полях

Поскольку у нас было время, появляться в кемпинге Амстердама ранее 10:00 не имело смысла, мы пару раз останавливались на заправках, неспешно позавтракали, посмотрели по сторонам. Плотность населения в Нидерландах значительно больше, чем в России, даже больше чем на европейской части России. Расстояния между соседними населенными пунктами могут быть совсем ничтожными. Рядом с автомобильной дорогой часто можно увидеть специальные велосипедные дорожки сбоку и по ним активно передвигается население от одного городка к другому.

Ровно в 10:00 приехали в Gaasper camping и благополучно заселились. После решили посетить маленький сырный городок Эдам и очень удачно там прогулялись.

Весовая площадь. Эдам.
Сырный-магазин-музей на Весовой площади

Погода была отличной. Эдам — это идеальный маленький городок, очень уютный, симпатичный и малолюдный. В годы своего расцвета Эдам был гораздо больше, жизнь там кипела. Там достойно внимания все — Сырный рынок, огромная церковь Гроте Керк и все улицы и каналы.

Что посмотреть в Эдаме

Вечером заехали в магазин, сготовили ужин в кемпинге и отправились спать.

Четвертый день: Амстердам

Весь день мы провели в Амстердаме, было +25 и солнце. Отправились туда на электричке прямо от кемпинга, вернее сказать электричка называлась метро, хотя шла по высокой насыпи.

Мы купили билетик в специальном автомате. Но нам не повезло на линии был ремонт и пришлось пересаживаться на автобус. Мы не знали, что нужно делать check out билетика, это значит поднести билет к специальной машинке на платформе, и прямо прошли к автобусу, а нас туда не посадили, билет не действителен, пришлось возвращаться на платформу делать check out и опять идти к автобусу. Век живи, век учись. Не очевидные правила пользования общественным транспортом в Амстердаме.

Площадь Дам в Амстердаме - королевский дворец
Площадь Дам в Амстердаме — королевский дворец

Амстердам понравился, но это столица невозможно ее изучить за один день. Программу минимум мы выполнили  — в квартале Красных фонарей побывали, дамочек легкого поведения в витринах видели, на королевский дворец снаружи посмотрели, прогулку по каналам на речном кораблике осуществили.

В 2019 году мы ездили только в Нидерланды и заезжали еще раз в Амстердам, по материалам этой поездки я написала отдельную статью:

Что посмотреть в Амстердаме за один день

Пятый день: Амстердам — Брюгге

Утром встали в кемпинге, собрались и поехали в Брюгге, до него было всего 250 км. Погода резко подпортилась. Дул очень сильный ветер, машину буквально сдувало с шоссе. В Нидерландах и Бельгии все те же автострады, ремонт иногда встречается, рядом с большими городами — Амстердам, Антверпен — движение уплотняется, возможны пробки.

Границу с Бельгией также пересекли незаметно под ненавязчивый вопрос навигатора: «Показать особенности правил дорожного движения в Бельгии?». Далее на шикарной, полной всяческими удобствами заправке с нами произошел необъяснимый случай. Нам продали виньетку, разрешающую проезд по дорогам Бельгии за 40 евро. Весь русскоязычный интернет полон заверениями, что виньетки на оплату дорог в Бельгии не применяются. Это было 10.07.2013. Если кто в курсе новейших правил оплаты дорог просьба комментировать это событие. Очевидно, что нас развели на деньги.

Туннель в Бельгии
Туннель в Бельгии

Рельеф местности в Бельгии по сравнению с Нидерландами более возвышенный, каналов с водой почти вровень с уровнем земли уже нет. Но всю дорогу дул сильный боковой ветер. Ветер чувствовался на руле. Даже детская площадка на парковке была расположена как бы внутри внешнего вала. Сильные ветра с Северного моря не редкость в Бельгии. Пробок на дорогах не видели, но в окрестностях Антверпена движение было плотным. В сельской местности машин на дороге значительно меньше.

Заселились в домик, забронированный еще дома в кемпинге De Lombarde и поехали осматривать Брюгге.

В Бельгии мы видели только город Брюгге. Брюгге очень, очень, очень красивый городок, однозначно стоит всяческого внимания. Вечером сбегали посмотреть на Северное море, но там дул такой ветрище, что пришлось быстренько убираться оттуда, подробнее об этом в статье про кемпинг.

Каналы Брюгге
Каналы Брюгге
Собака в окне почти как в фильме про Брюгге
Собака в окне почти как в фильме про Брюгге

Шестой день: Брюгге — Руан

Утром быстренько собрались, благо в домике это получилось сделать быстрее и выдвинулись в сторону Руана, от которого нас отделяло всего 380 км. Через 3,5 часа были на месте. Расстояния в Европе небольшие. Реально проснуться в Брюгге (Бельгия) позавтракать, собраться и к обеду очутиться в Руане. По дороге видели огромные торговые комплексы Кале, знаки указывающие на Евротоннель. Один наш знакомый, англичанин из Бридлингтона Майкл, рассказывал нам, что в Великобритании выгодно погрузиться на паром вместе с машиной и отправиться на шопинг в Кале, благо французы настроили  торговых молов для своих соседей, недалеко от причалов паромов. Пользоваться же Евротоннелем средний британец считает для себя дорогим удовольствием.

Ландшафт Нормандии напоминает ландшафт нашего Валдая, высокие холмы, с вершин, которых открываются чудесные виды на окрестности, жаль что на скорости 120км/ч, через ветровое стекло, где упокоились многочисленные насекомые, невозможно запечатлеть всю эту красоту. По мере удаления от побережья Северного моря погода налаживалась, солнце начинало припекать. Впервые столкнулись с французскими платными дорогами, заплатили 7,90 евро. Чтобы прикинуть во что обойдется вам проезд по французским платным дорогам пользуйтесь сайтом autoroutes.fr, подскажет и стоимость проезда и стоимость бензина.

Копия статуи свободы в районе Руана
Копия статуи свободы в районе Руана

Парковку в Руане мы нашли без труда по навигатору, на набережной Сены (левый берег, правый был стерт с лица земли усилиями авиации союзников в 1944). Это была подземная парковка. Стоимость 2 евро в час. Набережная Сены выглядит так себе,  ничего особенного. До сих пор считаю, что самые величественные набережные в Санкт-Петербурге, моем родном городе.

На прогулку по Руану мы потратили около 3х часов.  Руан — столица Нормандии. Город, где стоит чудесный готический собор, сохранилась великолепная фахверковая застройка, где сожгли Жанну д’Арк. Про наши впечатления от города читайте в отдельной статье:

Шокирующие достопримечательности Руана

Фахверковые дома в Руане
Фахверковые дома в Руане

Затем поехали в намеченный еще дома кемпинг рядом с Этрета, но там нас догнала птица обломинго. Мест в кемпинге не было. Девушка на ресепшн посоветовала нам  Camping Tilleuls, расположенный всего в 10 км от занятого под завязку варианта. И нам повезло местечко там для нас нашлось. Там мы остановились буквально за 22€ на 4х человек. Этот муниципальный кемпинг несколько лет был рекордсменом по дешевизне за всю историю наших путешествий.

Седьмой день: Этрета и Гавр

На следующее утро мы встали в Camping Tilleuls  и поехали к Этрета, 3 км от кемпинга. Оставили машину на бесплатной парковке на подъезде у шоссе C.D.940. Этрета это природная достопримечательность очень красивое место воспетое художниками и поэтами Франции. Погода была очень ветряная и прохладная всего 16 градусов, не смотря на яркое солнце. Уже через 3 часа прогулки мы поняли, что лица у нас сгорели.

Пляж в Этрета — галечный, ходить босыми ногами больно. Температура воды всего 16 градусов, видели всего одного закаленного купальщика. Сами только ногами походили по воде Ла Манша. Ходить тоже надо очень аккуратно волны сильные. На пляже достаточно легко найти себе камушек  со сквозной дыркой, на счастье. В Юрмале существует такое поверье, кто нашел на берегу камешек со сквозной дыркой, тому будет удача. Нам удача улыбнется не раз, камней с дырками мы нашли много. Утром был прилив и пройти вдоль скал по берегу нам не удалось.

Что посмотреть в Этрета, достопримечательности

L’aiguille (Игла), которая возвышается над морем на 51 метр.
L’aiguille (Игла), которая возвышается над морем на 51 метр

После Этрета направились в Гавр. Погода в Гавре разительно отличалась от погоды в Этрета, потеплело с 16 до 23 градусов и ветер стих, хотя расстояние всего 30 км. Мы приехали в центр и с трудом запарковались возле пляжа, парковка бесплатная. Нарезали несколько кругов по парковке, чтобы занять место уезжающей машины. Верхняя часть пляжа уставлена пляжными кабинами. Погода в Гавре часто бывает ветряной, но солнечной и спрятавшись от ветра в такой кабине вполне можно загорать. Кабины сдаются в аренду за деньги. Вода в море всего 16ºC, купающихся почти нет.

Вдоль пляжа проложен променад с многочисленными кафе. В кафе пользуется популярностью суп из мидий. Его подают в черных кастрюльках с крышкой под пустые раковины мидий. Меню во всех кафешках только на французском и персонал по-английски не говорит.

Гавр совершенно не обязательный к осмотру город, его сильно бомбили во время Второй мировой войны и старинная застройка почти не сохранилась. Там мы посмотрели на галечный пляж и сады в старинном форте. Удивительно что посещение оранжерей садов Гавра стоит дешевле чем посещение оранжерей Ботанического сада Санкт-Петербурга — всего 1 евро, почти даром, а оранжереи не хуже.

Панорамный вид на Гавр со стен форта
Панорамный вид на Гавр со стен форта

Вернулись вечером на ночевку в Camping Tilleuls.

Восьмой день: Кан перезд под Мон Сен Мишель

Собрали палатку в кемпинге и двинулись в сторону Мон Сен Мишель через платный мост Нормандия и следующий бесплатный мост.

По пути заехали в город Кан — любимый город Вильгельма Завоевателя, оттуда он совершил свой поход на Британию в далеком 1066 году, изменивший ее судьбу навсегда, там он и похоронен вместе со своей супругой Матильдой Фландрской. Достойны осмотра — старинный замок, он старше Тауэра, женское и мужское аббатства. Кан тоже подвергся жестоким бомбардировкам, 2/3 старинной застройки безвозвратно утеряны. Битва за Кан в 1944 году продолжалась 2 месяца, город основательно размесили.

Что посмотреть в Кане за один день

Замок Вильгельма Завоевателя
Замок Вильгельма Завоевателя

После заехали в совершенно замечательный кемпинг всего в 4 км от самого Мон Сен Мишель и купались там в бассейнах, стало очень жарко. Вечером в кемпинге видели салют в честь дня взятия Бастилии.

Девятый день: Мон Сен Мишель, Канкале

Утром поехали смотреть на Мон Сен Мишель не снимаясь с кемпинга. Мон Сен Мишель хорош, не смотря на толпы туристов, это единственное место в Нормандии не захваченное англичанами во время столетней войны. Аббатство очень живописно, это второе по популярности место во Франции после Парижа. Там самые большие отливы и приливы в Европе, вода отступает на 15 км.

Мон-Сен-Мишель
Мон-Сен-Мишель

Нам удалось увидеть только отлив, чтобы наблюдать за приливами и отливами нужно выбрать себе место проживания в зоне пешей досягаемости от моря, не повторяйте наших ошибок. Сен Мало тоже может подойти для наблюдения за приливами и отливами. Купаться там не возможно по причине этих приливов и отливов.

Настала настоящая жара, было за 30, и солнце нещадно палило. По дороге от Мон-Сен-Мишеля видели много кемпингов, некоторые из них стояли на открытых полянах без деревьев, не завидую я их обитателям. На море был отлив. Вода ушла далеко, далеко от берега. Людей на улице практически не было, все спрятались.

Заехали в Канкале поесть устриц, но время выбрали неудачное в день взятия Бастилии. Рынок не работал, пришлось идти в ресторан. На набережной царило некоторое оживление. На рынке устриц не обнаружили, может из-за жары всех уже распродали. Пришлось пойти в кафе. Выбрали кафе, меню у которого было в картинках, и заказали блюдо из морепродуктов. Кафе называлось La Villa.

Это блюдо считается одной порцией на одного человека, но поскольку все эти продукты для нас были более чем экзотичны, решили ограничиться одним на всех. Попробовать экзотики нам хватило.

dinner-cancale
Обед в Канкале

Описывать вкус словами неблагодарное дело, но я бы сказала, что устрицы имеют вкус моря, вкус соленой морской воды, только более концентрированный. Кроме устриц подали,  привычных нам — креветок,  краба и несколько видов ракушек и даже улиток. Улитки вообще как то не ассоциируются с тем, что можно есть, но их мы тоже съели. Я бы сказала, что улитки это такие — «французские семечки», поскольку есть в этой улитке нечего, а ковыряться надо много. К улиткам подают специальную маленькую вилочку.

Самый младший участник дегустации сказал: «Я съел улитку, какой ужас, не буду рассказывать в школе, а то засмеют».

После обеда в Карнаке мы вернулись в кемпинг и придавались там купанию в бассейне по случаю неслыханной жарищи. Купили у фермера бутылку домашнего сидра и при вскрытии половина сидра вылетела вон, как шампанское. С магазинным сидром таких неприятностей не случалось.

Десятый день: Карнак, купание в океане

Утром свернули лагерь и поехали в Карнак, всего 230 км в пути. Мы выбрали кемпинг по путеводителю Lonely planet и это было дорого и шикарно. Подробнее о кемпинге в отдельной статье Camping de la Mignardiere, для начала мы искупались в бассейнах, чтобы немного охладиться, а потом поехали смотреть на мегалиты Карнака. Жарища стояла страшная. Французский город Карнак, находится на южном побережье Бретани и условно делится на 2 района Карнак Пляж и Карнак Виль. Наш кемпинг находился в районе Карнак Пляж и надо сказать, что это совершенно замечательный район.

megalits_carnac3
Загадочные мегалиты Карнака

Вечером в изнеможении после прогулок под палящим солнцем пошли купаться в океане. Пляж просто великолепный, народу не много, мягенький беленький песочек, температура воды была 21 градус, это конечно не Средиземное море, но тоже очень приятно. Погода в июле характеризуется одним словом — жара, температура за 30 и полный штиль на море. там на пляже мы встретили местную русскую женщину, она рассказывала, что жарища аномальная, обычно бывает прохладнее в это время. Карнак Пляж и полуостров Киберон очень популярные места у отдыхающих, природа в этих мест очень живописна. Отсюда и немаленькие цены на проживание летом. На набережной стоят роскошные виллы.

Одиннадцатый день: переезд в долину Луары, сады Вилландри

Еще вечером мы отвергли возможность остаться на берегу океана еще на одну ночь, стоимость постоя в кемпинге впечатляла — 72 евро в сутки на нашу компанию за отдых в собственной палатке. Поэтому, утром свернули лагерь и выдвинулись в долину Луары. Всего 350 км по отличным французским автострадам и мы уже у садов Вилландри.

Сады Вилландри, это регулярные сады — апофеоз этого стиля в садоводстве, причем они всегда разные — весной, летом, осенью и в любое время года прекрасны.

villandry7
Сады Вилландри

После осмотра садов осели в кемпинге с бассейном Camping de la Mignardiere. Отличное местечко, то что надо в жаркий день, обошлось дешевле в два раза по сравнению с предыдущим вариантом в Карнаке.

Двенадцатый день: замок Амбуаз, купание в бассейнах кемпинга

Утром, не снимаясь с места, поехали посмотреть на замок Амбуаз, который тоже показался нам интересным. Там похоронен Леонардо да Винчи. Дают красочную брошюру с пояснениями на русском языке. Осмотрели замок и сад.

amboise19
Амбуаз

Вечером вернулись в кемпинг и придавались купанию в бассейнах.

Тринадцатый день: Шамбор переезд в Париж

Утром снялись с кемпинга и взяли курс на Париж, по дороге решили осмотреть замок Шамбор. Шамбор несколько нас разочаровал, это самый большой замок долины Луары, а всего в долине Луары порядка 300 замков, но Шамбор расположен ближе всего к Парижу и поэтому расхвален на мой взгляд не заслужено. Замок большой, но почти пустой, меблированных покоев там всего 10-12 комнат, остальное пустые помещения. Зато в замке находится знаменитая двойная лестница Леонардо.

shambor-stairs
Лестница Леонардо в Шамборе

После осмотра Шамбора продолжили путь Париж. Осели в дорогом кемпинге Huttopia Versailles, рядом со столицей нет ничего бюджетного, дорого всё.

На электричке, станция которой располагалась в непосредственной близости от кемпинга, мы быстро достигли Эйфелевой башни, сделали там 100500 снимков в стиле «Я и Эйфелева башня» и отправились купаться в бассейне кемпинга. На саму башню не стали подниматься, очень длинная очередь была, да и дорого это удовольствие стоит на 4х человек. В 2018 году мы целенаправленно заехали только в столицу Франции на неделю, читать отчет о путешествии в Париж из СПБ в отдельной статье, но и в этот раз не поднимались на башню, хотя осмотрели Лувр, галерею Орсе, дом Инвалидов и многое другое.

effel_tower3
Эйфелева башня — железная леди Парижа

Четырнадцатый день: Версаль

Целый день мы посвятили Версалю — дворцу и парку. Это было самое утомительное мероприятие за все путешествие, поскольку было очень жарко, больше 30 градусов, солнце нещадно палило, очереди и толпы народа превзошли все наши ожидания, но Версаль поистине грандиозен, не зря все монархи Европы пытались строить свои дворцы в подражание Версалю. Простояли 1,5 часа на вход под палящим солнцем, потом еще 30 минут за аудиогидами, потом толпа буквально пронесла нас по дворцу. Очень много народа.

Версальский дворец - Мраморный двор
Версальский дворец — Мраморный двор

Почти без сил мы вернулись в кемпинг и занырнули в бассейн.

Пятнадцатый день: Париж — Маастрихт

Путешествие плавно подходило к концу, начали планомерно продвигаться в сторону дома. Следующую остановку мы сделали уже в нидерландском городе Маастрихт.  Во-первых нам нужна была промежуточная точка маршрута, чтобы минимизировать перегоны, во-вторых мой муж, Николай, там бывал в командировке и многое уже знал — куда пойти, что посмотреть. Хотя это самый не голландский город Нидерландов, он тоже произвел на нас неизгладимое впечатление. После дорогущего Парижа придались шопингу в провинции.

Что посмотреть в Маастрихте за один день  читайте в отдельной статье. Два дня на осмотр такого города это слишком роскошно.

Маастрихт, город на реке Маас
Маастрихт, город на реке Маас

Путь домой

На следующее утро мы выехали из последнего нашего кемпинга в Маастрихте и взяли курс на причал парома в Травемюнде. По сути весь день был посвящен просто езде, вечером погрузились и отчалили, ужинали на пароме, благо на рейсе из Травемюнде в Мальмё еда стоит разумных денег.

Ранним утром съехали с парома в Мальмё и отправились в Стокгольм к следующей морской переправе. По дороге привычно заехали в Норрчёпинг, походили там по магазинам, закупились дешево и сердито и продолжили путь в столицу Швеции.

Вечером погрузились в Стокгольме на паром Viking Line и отправились в Турку. Ужин был оплачен при покупке билетов.

Следующим утром съехали с парома в Турку и встали на прямой путь домой в Питер. Итого 3 дня было потрачено на путь домой и два дня на путь к точке начала путешествия.

Несбывшиеся планы

Осмотреть в подробностях Нормандию и Бретань за 4 дня, как мы планировали,  совершенно не реальные планы. Мы хотели проехать вдоль берега Нормандии и Бретани. Может и можно проехать вдоль берега за 4 дня, но времени на прогулки уже совсем не останется. Мы не заехали в Байе, не увидели удивительный ковер, не осмотрели пляжей дня Ди, младший был очень огорчен, но что поделаешь отпуск всего 2 недели.

Стоимость автопутешествия

Итого на 18 дней путешествия на 3 взрослых и одного ребенка 9 лет потратили 151814 руб. (3323€+1940SEK) или 3536€ , без учета виз, они у нас годовые, и гринкарты. Билеты на паромы мы брали за 2 месяца до начала путешествия.

Курс евро был 43 руб. Курс шведской кроны 46 рублей за 10 SEK. Наличных крон у нас никогда не было, все можно оплачивать с карточки.

КАТЕГОРИЯ ЗАТРАТЕВРОШВЕДСКИЕ КРОНЫСУММА В РУБЛЯХ ПО КУРСУ 2013 ГОДАПРИМЕЧАНИЕ
ПУТЕВЫЕ РАСХОДЫ
Бензин5361676307586600км, средний расход 8.3 литра на 100км, машина nissan X-Trail
Дороги964128Дороги платные во Франции и непонятная запутка произошла с нами в Бельгии с нас взяли за виньетку 40 евро, хотя написано в интернете, что дороги Бельгии бесплатны
Парковки301290Парковки платные только у известных достопримечательностей, например Мон Сен Мишель, замки Луары, у менее известных парковки бесплатные, типа Этрета, Гавра, Карнака
Общественный транспорт351505Общественным транспортом пользовались в Амстердаме и в Париже, поскольку там дорогие парковки и машину жалко, вдруг помнут.
ПАРОМЫ — НОЧНЫЕ, Т.Е. ЭТО СТОИМОСТЬ НОЧЕВКИ, СТОИМОСТЬ РЕСТОРАННОГО УЖИНА, стоимость сэкономленного бензина
Паром Турку-Стокгольм (туда и обратно)563 24209 Viking Line — ночной паром со шведским столом в обе стороны, порядка 230 евро из этой суммы это шведский стол
Паром Мальмо- Травемюнде (туда и обратно)37716211Finnlines — ночной паром, без питания на борту в обе стороны, питание учтено в пункте рестораны, дешевле в два раза, чем питание на Viking Line
РАСХОДЫ НА ПРОЖИВАНИЕ
Ночевки54123268в палатке стояли 14 ночей,  2 ночи на пароме viking line, 2 ночи на пароме Finnlines. Средняя стоимость ночевки в кемпинге получилась 39€, учитывая то, что в Париже и Карнаке стояли в очень дорогих кемпингах по 70 евро.
Еда в супермаркетах67120029773Ели  в кемпинге, сами готовили, но привезли домой вина, оливкового масла и гостинцев, отделить эти расходы не представляется возможным
Кафе, кофе, мороженое на заправке2836312459Мороженое и кофе на заправках, ресторан в Канкале, два ужина на пароме FinnLines
РАСХОДЫ НА УДОВОЛЬСТВИЯ
Музеи, прогулочные кораблики1918213Прогулочный кораблик в Амстердаме, три замка в долине Луары, Версаль
Итого33231940151814Получилось 38 000 (884€) за 18 дней на человека, за такой тур с питанием, музеями, паромами, я не думаю что в турфирмах можно было бы найти что-то подобное за эти деньги, это все расходы с небольшими подарками родным и близким. В турфирмах платишь за дорогу и проживание с завтраками и ограниченное экскурсионное обслуживание, остальное за доп. деньги.

Естественно, еще некоторую сумму мы потратили на сувениры подарки и покупки, но эти расходы могут быть очень разными в зависимости от конкретных предпочтений.

Шведский стол на пароме это роскошь и очень дорого для нас, но не можем отказать себе в удовольствии отметить начало и конец отпуска. После ужина на пароме реально можно не завтракать, поскольку это праздник живота.

В 2013 году  по сравнению с 2012 годом мы сократили расходы на проживание, за счет ночевок на пароме и уменьшили расходы на бензин. По сути с паромами и без них получается приблизительно одна сумма, но паромы добавляют комфорта путешествию и позволяют быстрее достичь цели.

По сравнению с 2012 годом можно сделать вывод, что Франция дешевле Италии, что для многих и так  очевидно.

Итоги

Путешествие нам очень понравилось, погода была чудесной, кемпинги Франции и Нидерландов очень уютные — 7 дней мы стояли в кемпингах с бассейнами, ребенок был в восторге. Один раз в кемпинге был даже мини аквапарк и один раз детская ферма и батут.

С удовольствием мы бы проехали по Нормандии и Бретани еще раз, упустили очень многое, край очень красив, туристов не много, еда и проживание стоят сравнительно не много.

Мон-Сен-Мишель на машине из Петербурга
Добавить в Пинтерест
Брюгге на машине из Санкт-Петербурга
Сохранить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Галина

    Супер полезный, очень грамотный , интересный отчет-рассказ о путешествии .Уже 4 раза были в Европе на машине .Собираемся в июне2019. Но через Скандинавию не ездили.Воспользуемся вашими советами .Нам уже за 60.Но путешествовать очень нравится.Часто останавливаемся тоже в кемпингах.Спасибо большое!

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Спасибо за ваш отзыв, очень приятно читать. Мы через Скандинавию перестали ездить, это значительно дороже поездок через Польшу. Паромы влетают в 1000 евро дополнительно на 4-х человек. Мы потом ездили на пароме из Хельсинки в Травемюнде finnlines-helsinki-travemyunde/ . Очень удобно и приятно, но дорого для нас стало после очередного падения рубля.

      Ответить
  2. Вера Погорелова

    Вот это отдых! Мне кажется если бы я там оказалась, я просто бы не поверила своим глазам) судя по фоткам, это настоящая сказка!

    Ответить
  3. Алексей

    Удивительно! Я сам планирую этим летом отправиться в автопутешествие по Европе из Москвы. Сейчас все планирую и определяю точки на карте, которые нужно посетить. С этой статьей с несколькими пунктами остановки я уже определился 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Это путешествие понравилось мне больше всего, очень интересные страны, колоритные и погода не подкачала.

      Ответить
  4. Оксана

    Отличное автопутешествие у вас получилось! 19 дней прекрасного автопутешествия просто восторг! Надеюсь вы не очень устали за время поездок?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Мы не устаем, от любимого дела нельзя устать, вот сейчас только вернулись и уже хочется опять куда-нибудь сорваться.

      Ответить
  5. Лариса

    Мы первый раз собираемся с палаткой. Подскажите, а не опасно оставлять палатку и уезжать на день на осморт достопримечательностей?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      В кемпинге не опасно оставлять палатку и вещи типа спальников, складной мебели, кухонных принадлежностей. Все вещи заносите в палатку и закрываете ее. Мы сколько так не делали ни разу ничего не пропало. Территория кемпинга, как правило охраняется, может быть огорожена.

      Ответить
  6. Алексей

    Хорошо ездить на машине можно многое посмотреть и остановится там где тебе хочется и полюбоваться пейзажем .

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Да, именно в этом и заключается прелесть автопутешествий.

      Ответить
  7. Татьяна

    Славно прокатились!
    Мы сами убедились, что даже в наши три недели ни всю Бретань, ни всю Нормандию подробно никак не посмотреть. Нам тоже пришлось пожертвовать Сен-Мало и Феканом. Но ковёр в Бойё мы всё же увидели.
    Новых Вам путешествий и расширения географии поездок!

    Ответить
  8. Ольга Коновалова

    Во Францию машине — интересно! Бываю часто, но только самолетами… Надо подумать и пробить маршрут из Болгарии.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Из Варны во Францию на машине можно придумать себе незабываемое путешествие по альпийским озерам.

      Ответить
      1. Ольга Коновалова

        Надо об этом подумать. Спасибо, Елена

        Ответить
  9. Эллина

    Заинтересовала информация о паромах, а можно поподробней о ценах на них?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Цена регулярного рейса на Финляндия — Германия в высокий сезон с машиной будет порядка 1200 евро в одну сторону, а в низкий может начинаться от 400 евро. 400 евро это окупает стоимость бензина и парома Финляндия — Швеция — это выгодное предложение.

      Ответить
  10. Светлана

    Какой интересный маршрут, и так подробно описан, очень ценная информация для тех, кто соберется по нему.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      На самом деле этот маршрут можно модифицировать под свой вкус, поскольку очень много мы пропустили, только в долине Луары 300 замков, мы посетили только 3.

      Ответить
  11. Feodor

    Завидую людям, которые могут легко оторваться от насиженного места. )))

    Ответить
  12. Танечка

    Ни когда не путешествовала на машине на большие расстояния.

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Никогда не поздно начать, чем больше человек в машине, тем бюджетнее такое путешествие, к тому же позволяет осмотреть больше достопримечательностей.

      Ответить
  13. Андрей

    Когда лучше ехать? Я так понимаю сезон для этих стран имеет огромное значение?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      Если ориентироваться на осмотр достопримечательностей, то ехать можно в любое время, но летом может быть очень жарко, а может и не быть, этот маршрут хорош в обоих случаях, если будет жарко можно посвятить время осмотру побережья, а если холодно, то музеям. Однозначно в Париже летом очень жарко, в Париж лучше в июле, августе не ездить.

      Ответить