Маршрут автопутешествия Санкт-Петербург — Финляндия — Швеция — Германия — Нидерланды — Бельгия — Франция — Нидерланды — Германия — Швеция — Финляндия — Санкт-Петербург.
Вчетвером на своей машине из Санкт-Петербурга за 19 дней. Финляндию, Швецию и Германию проехали транзитом, как всегда успели погулять в Турку перед погрузкой на паром. Наше путешествие началось в пригороде Амстердама славном городке Эдаме, до этого была просто езда к месту начала. В Голландии осмотрели Амстердам, маленький сырный городок Эдам и Маастрихт. В Бельгии посетили Брюгге и берег Северного моря. Во Франции проехались по Атлантическому побережью — Нормандия, Бретань, потом свернули к дому через долину Луары и Париж. Жили как всегда в кемпингах в собственной палатке.
- Подготовка к поездке
- Хронология и карта нашего путешествия
- Первый день: СПБ — Турку, погрузка на паром
- Второй день: Стокгольм — Мальмё, погрузка на паром
- Третий день: Травемюнде — Амстердам
- Четвертый день: Амстердам
- Пятый день: Амстердам — Брюгге
- Шестой день: Брюгге — Руан
- Седьмой день: Этрета и Гавр
- Восьмой день: Кан перезд под Мон Сен Мишель
- Девятый день: Мон Сен Мишель, Канкале
- Десятый день: Карнак, купание в океане
- Одиннадцатый день: переезд в долину Луары, сады Вилландри
- Двенадцатый день: замок Амбуаз, купание в бассейнах кемпинга
- Тринадцатый день: Шамбор переезд в Париж
- Четырнадцатый день: Версаль
- Пятнадцатый день: Париж — Маастрихт
- Путь домой
- Несбывшиеся планы
- Стоимость автопутешествия
- Итоги
Подготовка к поездке
В этот раз мы взяли билеты на 2 парома, оба билета бронировали и оплачивали дома, через интернет, оба парома ночные:
- Viking Line — Турку — Стокгольм (туда и обратно). Наш отзыв о паромах Viking Line.
- Finnlines — Мальмо — Травемюнде (туда и обратно). Наш отзыв о паромах FinnLines
Ночные паромы с одной стороны дороже, но если основательно подумать, то не на много, чем дневные. Поскольку к стоимости ночного парома смело можно прибавить стоимость ночевки на четверых человек, так же стоимость бензина и платных дорог. Кроме того ночные паромы существенно сокращают время в пути и экономят силы экипажа.
В 2012 году мы проехали через Данию и убедились в том, что, если Дания не является целью, лучше этого не делать. При проезде через Датское королевство неизбежны 2 парома или 2 моста. Проезд по мостам стоит 49 + 37 Евро и лишние 150 км в пути. Паромы будут стоить чуть дороже, расстояние будет сокращено на 150 км, но паромы для удешевления нужно бронировать заранее и подъезжать к точному времени, что неудобно.
Компания Finnlines предлагает так же паром Хельсинки — Росток или Хельсинки Травемюнде, в 2015 и 2019 году мы пользовались его услугами чтобы достичь Барселоны в первом случае и Нидерландов во втором. Стоимость билетов на паром из Финляндии в Германию сильно зависит от сезона, если хотите отправиться летом покупайте сильно заранее. Читать наш отзыв о пароме Finnlines из Хельсинки в Травемюнде и обратно.
Забронирован был только домик в кемпинге Брюгге, остальные просто намечены.
Хронология и карта нашего путешествия
Под ссылками много фотографий и описание всего, что мы увидели, и стоимость билетов и парковок, если мы брали билеты и пользовались платными парковками.
ТОЧКИ НА КАРТЕ | ГОРОДА | ДЛИНА ПЕРЕГОНА | ДАТА |
---|---|---|---|
A-B | Санкт-Петербург → Турку | 543 км, 6 часов 24 минуты | 1й день |
C-D | Стокгольм → Мальмо — паром до Травемюнде | 670 км, 6 часов 40 минут | 2й день |
E-F | Травемюнде → Амстердам — утром были на месте, остановились в Gaasper camping успели съездить в Эдам | 587 км, 5 часов 32 минуты | 3й день |
F | целый день гуляли по Амстердаму | ——————- | 4й день |
F-G | Амстердам → Брюгге — осмотр Брюгге, ночевали в кемпинге De Lombarde на берегу Северного моря | 253 км, 2 часа 44 минуты | 5й день |
G-H | Брюгге → осмотр Руана → переезд в Этрета , ночевка в дешевом муниципальном кемпинге Camping Tilleuls | 383 км, 3 часа 42 минуты | 6й день |
H | утром осмотр Этрета — днем Гавр — вечером вернулись к кемпинг | ——— | 7й день |
H-I | Этрета → через Кан → Мон Сен Мишель, ночевали в Camping Saint Michel | 186 км, 2 часа | 8й день |
I | Мон Сен Мишель — обед в Канкале — бассейн в кемпинге Camping Saint Michel | ——— | 9й день |
I-J | Мон Сен Мишель → мегалиты Карнака, ночевали в очень крутом Camping des Menhirs | 227 км, 2 часа 30 минут | 10й день |
J-K | Карнак → долина Луары — сады Вилландри, остановились в Camping de la Mignardiere | 344 км, 3 часа 17 минут | 11 день |
K | Амбуаз — бассейн в Camping de la Mignardiere | ————— | 12 день |
K-L | долина Луары → Шамбор → Париж, остановились Huttopia Versailles | 245 км, 2 часа 17 минут | 14й день |
L | целый день гуляли по Версалю, дворец, парк, Трианон | —————- | 15й день |
L-M | Париж → Маастрихт (шопинг в Маастрихте), ночевали в Camping Oosterdriessen | 415 км, 4 часа 4 минуты | 176й день |
M-E | Маастрихт → Травемюнде, погрузка на паром | 573 км, 5 часов 19 минут | 17й день |
D-C | Мальмо → Стокгольм, погрузка на паром | 670 км, 6 часов 40 минут | 18й день |
B-A | Турку → Санкт-Петербург | 543 км, 6 часов 24 минуты | 19й день |
Увеличивайте карту. встроила в неё все достопримечательности и отдельным слоем кемпинги. Там же найдете ссылки на официальные сайты кемпингов и многих достопримечательностей. Зелёными точками отмечены кемпинги, красными достопримечательности.
В этом маршруте мы постарались учесть наш предыдущий опыт — отпуска 2011 года и отпуска 2012 года и делать короткие перегоны, где это возможно, и это нам удалось и очень понравилось, практически чистой скучной езде было посвящено 2 первых дня и 3 последних, но и в эти дни мы развлекались посещением магазинов и ужинами на паромах. В большинстве кемпингов мы стояли по 2 ночи, чтобы сэкономить время на сборке и разборке лагеря. Про наше снаряжение для кемпинга можно почитать в отдельной статье.
Первый день: СПБ — Турку, погрузка на паром
Наше путешествие началось, как и в два предыдущих года ранним утром в субботу 6 июля, опять с маршрута Санкт- Петербург – Турку. Помня о печальном опыте 2012 года при прохождении границы, тогда мы простояли в очереди 4 часа, решили выехать в 4-00 утра, дабы избежать пробок на границе. И мы прошли обе границы в районе 6 утра за 20 минут включая посещение магазина Duty Free. Такого мы не ожидали. Встала следующая задача, где провести время до парома.
Сначала нам попался магазин Икея и мы посетили его с целью сравнить цены. Цены и ассортимент очень схожие с петербургскими магазинами Икея, но в Финляндии представлены более дорогие и удобные варианты кухонь за 6000-7000 евро.
Далее мы надолго осели в торговом центре Турку рядом с Flowpark (веревочный парк). Торговый центр, за которым находится парк, хорошо виден прямо с шоссе, мы заехали туда не пользуясь навигатором. Там множество магазинов и кафе, очень похоже на нашу Мегу. В сам парк идти не решились, сомневались в своей ловкости после бессонной ночи и ценник на билеты был не шуточный, даже за семейный билет – 72 евро. Провели время в шатании по магазинам и кафе. Парковка в торговом центре – бесплатная на 5 часов. Погода в Турку изрядно отличалась от погоды в Санкт-Петербурге. Дома, когда выезжали было +32 и ужасная духота, а в Турку было прохладно и дул сильный ветер.
Турку мы осматривали в предыдущие годы и даже в составе автобусного тура с экскурсией.
Мы проехали этим маршрутом уже три раза, всегда в субботу всегда вначале июля и можно сделать вывод, что ранее прохождение границы однозначно уменьшает время, затраченное в очередях. Поскольку мы привязаны к парому, отправляющемуся в 21-00, то рисковать потерей билета не хочется. Самое близкая достопримечательность к причалу парома – это замок Турку, можно прогуляться там и даже его посетить, местные жители любят устраивать пикники вокруг замка и сидят прямо на траве, если вы к ним присоединитесь, то будете выглядеть вполне гармонично.
Про паром Viking Line из Турку в Стокгольм читайте в отдельной статье, там много букв про погрузку с машиной, шикарный ужин и прочее.
Второй день: Стокгольм — Мальмё, погрузка на паром
Дороги в Швеции отличные — автострады, машин мало, ограничение скорости 110-120 км/ч. На автострадах населенных пунктов нет, скорость снижать не нужно. Долетели до Мальмё быстрее ветра вообще без всяких затруднений. Погрузились на паром, пообедали на борту и легли спать в 16:00, прибытие по плану стояло в 1:10, нужно было выспаться как следует, ночью мы собирались ехать в Амстердам.
Про паром Finnlines — Мальмо — Травемюнде читайте в отдельной статье со множеством фотографий.
Третий день: Травемюнде — Амстердам
Третий день путешествия начался для нас все лишь в 1 час ночи. В Германии на автобанах движение более плотное, но без пробок обошлось. Границу между Германией и Нидерландами мы пересекли незаметно. Просто на обочине заметили синий знак с желтыми звездами Евросоюза и навигатор спросил: «Показать особенности правил дорожного движения Нидерландов?». Скорость при этом была 120км/ч, никаких проверок и прочей бюрократии. Да здравствует Евросоюз! Пейзаж низменных Голландских равнин достаточно однообразен — ровные зеленые поля, прорезанные каналами, причем уровень воды в каналах всего на 30-40 см ниже уровня земли. Если пойдут дожди, наверное будет болото. По каналам часто плавают дикие лебеди и утки.
Поскольку у нас было время, появляться в кемпинге Амстердама ранее 10:00 не имело смысла, мы пару раз останавливались на заправках, неспешно позавтракали, посмотрели по сторонам. Плотность населения в Нидерландах значительно больше, чем в России, даже больше чем на европейской части России. Расстояния между соседними населенными пунктами могут быть совсем ничтожными. Рядом с автомобильной дорогой часто можно увидеть специальные велосипедные дорожки сбоку и по ним активно передвигается население от одного городка к другому.
Ровно в 10:00 приехали в Gaasper camping и благополучно заселились. После решили посетить маленький сырный городок Эдам и очень удачно там прогулялись.
Погода была отличной. Эдам — это идеальный маленький городок, очень уютный, симпатичный и малолюдный. В годы своего расцвета Эдам был гораздо больше, жизнь там кипела. Там достойно внимания все — Сырный рынок, огромная церковь Гроте Керк и все улицы и каналы.
Вечером заехали в магазин, сготовили ужин в кемпинге и отправились спать.
Четвертый день: Амстердам
Весь день мы провели в Амстердаме, было +25 и солнце. Отправились туда на электричке прямо от кемпинга, вернее сказать электричка называлась метро, хотя шла по высокой насыпи.
Мы купили билетик в специальном автомате. Но нам не повезло на линии был ремонт и пришлось пересаживаться на автобус. Мы не знали, что нужно делать check out билетика, это значит поднести билет к специальной машинке на платформе, и прямо прошли к автобусу, а нас туда не посадили, билет не действителен, пришлось возвращаться на платформу делать check out и опять идти к автобусу. Век живи, век учись. Не очевидные правила пользования общественным транспортом в Амстердаме.
Амстердам понравился, но это столица невозможно ее изучить за один день. Программу минимум мы выполнили — в квартале Красных фонарей побывали, дамочек легкого поведения в витринах видели, на королевский дворец снаружи посмотрели, прогулку по каналам на речном кораблике осуществили.
В 2019 году мы ездили только в Нидерланды и заезжали еще раз в Амстердам, по материалам этой поездки я написала отдельную статью:
Что посмотреть в Амстердаме за один день
Пятый день: Амстердам — Брюгге
Утром встали в кемпинге, собрались и поехали в Брюгге, до него было всего 250 км. Погода резко подпортилась. Дул очень сильный ветер, машину буквально сдувало с шоссе. В Нидерландах и Бельгии все те же автострады, ремонт иногда встречается, рядом с большими городами — Амстердам, Антверпен — движение уплотняется, возможны пробки.
Границу с Бельгией также пересекли незаметно под ненавязчивый вопрос навигатора: «Показать особенности правил дорожного движения в Бельгии?». Далее на шикарной, полной всяческими удобствами заправке с нами произошел необъяснимый случай. Нам продали виньетку, разрешающую проезд по дорогам Бельгии за 40 евро. Весь русскоязычный интернет полон заверениями, что виньетки на оплату дорог в Бельгии не применяются. Это было 10.07.2013. Если кто в курсе новейших правил оплаты дорог просьба комментировать это событие. Очевидно, что нас развели на деньги.
Рельеф местности в Бельгии по сравнению с Нидерландами более возвышенный, каналов с водой почти вровень с уровнем земли уже нет. Но всю дорогу дул сильный боковой ветер. Ветер чувствовался на руле. Даже детская площадка на парковке была расположена как бы внутри внешнего вала. Сильные ветра с Северного моря не редкость в Бельгии. Пробок на дорогах не видели, но в окрестностях Антверпена движение было плотным. В сельской местности машин на дороге значительно меньше.
Заселились в домик, забронированный еще дома в кемпинге De Lombarde и поехали осматривать Брюгге.
В Бельгии мы видели только город Брюгге. Брюгге очень, очень, очень красивый городок, однозначно стоит всяческого внимания. Вечером сбегали посмотреть на Северное море, но там дул такой ветрище, что пришлось быстренько убираться оттуда, подробнее об этом в статье про кемпинг.
Шестой день: Брюгге — Руан
Утром быстренько собрались, благо в домике это получилось сделать быстрее и выдвинулись в сторону Руана, от которого нас отделяло всего 380 км. Через 3,5 часа были на месте. Расстояния в Европе небольшие. Реально проснуться в Брюгге (Бельгия) позавтракать, собраться и к обеду очутиться в Руане. По дороге видели огромные торговые комплексы Кале, знаки указывающие на Евротоннель. Один наш знакомый, англичанин из Бридлингтона Майкл, рассказывал нам, что в Великобритании выгодно погрузиться на паром вместе с машиной и отправиться на шопинг в Кале, благо французы настроили торговых молов для своих соседей, недалеко от причалов паромов. Пользоваться же Евротоннелем средний британец считает для себя дорогим удовольствием.
Ландшафт Нормандии напоминает ландшафт нашего Валдая, высокие холмы, с вершин, которых открываются чудесные виды на окрестности, жаль что на скорости 120км/ч, через ветровое стекло, где упокоились многочисленные насекомые, невозможно запечатлеть всю эту красоту. По мере удаления от побережья Северного моря погода налаживалась, солнце начинало припекать. Впервые столкнулись с французскими платными дорогами, заплатили 7,90 евро. Чтобы прикинуть во что обойдется вам проезд по французским платным дорогам пользуйтесь сайтом autoroutes.fr, подскажет и стоимость проезда и стоимость бензина.
Парковку в Руане мы нашли без труда по навигатору, на набережной Сены (левый берег, правый был стерт с лица земли усилиями авиации союзников в 1944). Это была подземная парковка. Стоимость 2 евро в час. Набережная Сены выглядит так себе, ничего особенного. До сих пор считаю, что самые величественные набережные в Санкт-Петербурге, моем родном городе.
На прогулку по Руану мы потратили около 3х часов. Руан — столица Нормандии. Город, где стоит чудесный готический собор, сохранилась великолепная фахверковая застройка, где сожгли Жанну д’Арк. Про наши впечатления от города читайте в отдельной статье:
Шокирующие достопримечательности Руана
Затем поехали в намеченный еще дома кемпинг рядом с Этрета, но там нас догнала птица обломинго. Мест в кемпинге не было. Девушка на ресепшн посоветовала нам Camping Tilleuls, расположенный всего в 10 км от занятого под завязку варианта. И нам повезло местечко там для нас нашлось. Там мы остановились буквально за 22€ на 4х человек. Этот муниципальный кемпинг несколько лет был рекордсменом по дешевизне за всю историю наших путешествий.
Седьмой день: Этрета и Гавр
На следующее утро мы встали в Camping Tilleuls и поехали к Этрета, 3 км от кемпинга. Оставили машину на бесплатной парковке на подъезде у шоссе C.D.940. Этрета это природная достопримечательность очень красивое место воспетое художниками и поэтами Франции. Погода была очень ветряная и прохладная всего 16 градусов, не смотря на яркое солнце. Уже через 3 часа прогулки мы поняли, что лица у нас сгорели.
Пляж в Этрета — галечный, ходить босыми ногами больно. Температура воды всего 16 градусов, видели всего одного закаленного купальщика. Сами только ногами походили по воде Ла Манша. Ходить тоже надо очень аккуратно волны сильные. На пляже достаточно легко найти себе камушек со сквозной дыркой, на счастье. В Юрмале существует такое поверье, кто нашел на берегу камешек со сквозной дыркой, тому будет удача. Нам удача улыбнется не раз, камней с дырками мы нашли много. Утром был прилив и пройти вдоль скал по берегу нам не удалось.
Что посмотреть в Этрета, достопримечательности
После Этрета направились в Гавр. Погода в Гавре разительно отличалась от погоды в Этрета, потеплело с 16 до 23 градусов и ветер стих, хотя расстояние всего 30 км. Мы приехали в центр и с трудом запарковались возле пляжа, парковка бесплатная. Нарезали несколько кругов по парковке, чтобы занять место уезжающей машины. Верхняя часть пляжа уставлена пляжными кабинами. Погода в Гавре часто бывает ветряной, но солнечной и спрятавшись от ветра в такой кабине вполне можно загорать. Кабины сдаются в аренду за деньги. Вода в море всего 16ºC, купающихся почти нет.
Вдоль пляжа проложен променад с многочисленными кафе. В кафе пользуется популярностью суп из мидий. Его подают в черных кастрюльках с крышкой под пустые раковины мидий. Меню во всех кафешках только на французском и персонал по-английски не говорит.
Гавр совершенно не обязательный к осмотру город, его сильно бомбили во время Второй мировой войны и старинная застройка почти не сохранилась. Там мы посмотрели на галечный пляж и сады в старинном форте. Удивительно что посещение оранжерей садов Гавра стоит дешевле чем посещение оранжерей Ботанического сада Санкт-Петербурга — всего 1 евро, почти даром, а оранжереи не хуже.
Вернулись вечером на ночевку в Camping Tilleuls.
Восьмой день: Кан перезд под Мон Сен Мишель
Собрали палатку в кемпинге и двинулись в сторону Мон Сен Мишель через платный мост Нормандия и следующий бесплатный мост.
По пути заехали в город Кан — любимый город Вильгельма Завоевателя, оттуда он совершил свой поход на Британию в далеком 1066 году, изменивший ее судьбу навсегда, там он и похоронен вместе со своей супругой Матильдой Фландрской. Достойны осмотра — старинный замок, он старше Тауэра, женское и мужское аббатства. Кан тоже подвергся жестоким бомбардировкам, 2/3 старинной застройки безвозвратно утеряны. Битва за Кан в 1944 году продолжалась 2 месяца, город основательно размесили.
Что посмотреть в Кане за один день
После заехали в совершенно замечательный кемпинг всего в 4 км от самого Мон Сен Мишель и купались там в бассейнах, стало очень жарко. Вечером в кемпинге видели салют в честь дня взятия Бастилии.
Девятый день: Мон Сен Мишель, Канкале
Утром поехали смотреть на Мон Сен Мишель не снимаясь с кемпинга. Мон Сен Мишель хорош, не смотря на толпы туристов, это единственное место в Нормандии не захваченное англичанами во время столетней войны. Аббатство очень живописно, это второе по популярности место во Франции после Парижа. Там самые большие отливы и приливы в Европе, вода отступает на 15 км.
Нам удалось увидеть только отлив, чтобы наблюдать за приливами и отливами нужно выбрать себе место проживания в зоне пешей досягаемости от моря, не повторяйте наших ошибок. Сен Мало тоже может подойти для наблюдения за приливами и отливами. Купаться там не возможно по причине этих приливов и отливов.
Настала настоящая жара, было за 30, и солнце нещадно палило. По дороге от Мон-Сен-Мишеля видели много кемпингов, некоторые из них стояли на открытых полянах без деревьев, не завидую я их обитателям. На море был отлив. Вода ушла далеко, далеко от берега. Людей на улице практически не было, все спрятались.
Заехали в Канкале поесть устриц, но время выбрали неудачное в день взятия Бастилии. Рынок не работал, пришлось идти в ресторан. На набережной царило некоторое оживление. На рынке устриц не обнаружили, может из-за жары всех уже распродали. Пришлось пойти в кафе. Выбрали кафе, меню у которого было в картинках, и заказали блюдо из морепродуктов. Кафе называлось La Villa.
Это блюдо считается одной порцией на одного человека, но поскольку все эти продукты для нас были более чем экзотичны, решили ограничиться одним на всех. Попробовать экзотики нам хватило.
Описывать вкус словами неблагодарное дело, но я бы сказала, что устрицы имеют вкус моря, вкус соленой морской воды, только более концентрированный. Кроме устриц подали, привычных нам — креветок, краба и несколько видов ракушек и даже улиток. Улитки вообще как то не ассоциируются с тем, что можно есть, но их мы тоже съели. Я бы сказала, что улитки это такие — «французские семечки», поскольку есть в этой улитке нечего, а ковыряться надо много. К улиткам подают специальную маленькую вилочку.
Самый младший участник дегустации сказал: «Я съел улитку, какой ужас, не буду рассказывать в школе, а то засмеют».
После обеда в Карнаке мы вернулись в кемпинг и придавались там купанию в бассейне по случаю неслыханной жарищи. Купили у фермера бутылку домашнего сидра и при вскрытии половина сидра вылетела вон, как шампанское. С магазинным сидром таких неприятностей не случалось.
Десятый день: Карнак, купание в океане
Утром свернули лагерь и поехали в Карнак, всего 230 км в пути. Мы выбрали кемпинг по путеводителю Lonely planet и это было дорого и шикарно. Подробнее о кемпинге в отдельной статье Camping de la Mignardiere, для начала мы искупались в бассейнах, чтобы немного охладиться, а потом поехали смотреть на мегалиты Карнака. Жарища стояла страшная. Французский город Карнак, находится на южном побережье Бретани и условно делится на 2 района Карнак Пляж и Карнак Виль. Наш кемпинг находился в районе Карнак Пляж и надо сказать, что это совершенно замечательный район.
Вечером в изнеможении после прогулок под палящим солнцем пошли купаться в океане. Пляж просто великолепный, народу не много, мягенький беленький песочек, температура воды была 21 градус, это конечно не Средиземное море, но тоже очень приятно. Погода в июле характеризуется одним словом — жара, температура за 30 и полный штиль на море. там на пляже мы встретили местную русскую женщину, она рассказывала, что жарища аномальная, обычно бывает прохладнее в это время. Карнак Пляж и полуостров Киберон очень популярные места у отдыхающих, природа в этих мест очень живописна. Отсюда и немаленькие цены на проживание летом. На набережной стоят роскошные виллы.
Одиннадцатый день: переезд в долину Луары, сады Вилландри
Еще вечером мы отвергли возможность остаться на берегу океана еще на одну ночь, стоимость постоя в кемпинге впечатляла — 72 евро в сутки на нашу компанию за отдых в собственной палатке. Поэтому, утром свернули лагерь и выдвинулись в долину Луары. Всего 350 км по отличным французским автострадам и мы уже у садов Вилландри.
Сады Вилландри, это регулярные сады — апофеоз этого стиля в садоводстве, причем они всегда разные — весной, летом, осенью и в любое время года прекрасны.
После осмотра садов осели в кемпинге с бассейном Camping de la Mignardiere. Отличное местечко, то что надо в жаркий день, обошлось дешевле в два раза по сравнению с предыдущим вариантом в Карнаке.
Двенадцатый день: замок Амбуаз, купание в бассейнах кемпинга
Утром, не снимаясь с места, поехали посмотреть на замок Амбуаз, который тоже показался нам интересным. Там похоронен Леонардо да Винчи. Дают красочную брошюру с пояснениями на русском языке. Осмотрели замок и сад.
Вечером вернулись в кемпинг и придавались купанию в бассейнах.
Тринадцатый день: Шамбор переезд в Париж
Утром снялись с кемпинга и взяли курс на Париж, по дороге решили осмотреть замок Шамбор. Шамбор несколько нас разочаровал, это самый большой замок долины Луары, а всего в долине Луары порядка 300 замков, но Шамбор расположен ближе всего к Парижу и поэтому расхвален на мой взгляд не заслужено. Замок большой, но почти пустой, меблированных покоев там всего 10-12 комнат, остальное пустые помещения. Зато в замке находится знаменитая двойная лестница Леонардо.
После осмотра Шамбора продолжили путь Париж. Осели в дорогом кемпинге Huttopia Versailles, рядом со столицей нет ничего бюджетного, дорого всё.
На электричке, станция которой располагалась в непосредственной близости от кемпинга, мы быстро достигли Эйфелевой башни, сделали там 100500 снимков в стиле «Я и Эйфелева башня» и отправились купаться в бассейне кемпинга. На саму башню не стали подниматься, очень длинная очередь была, да и дорого это удовольствие стоит на 4х человек. В 2018 году мы целенаправленно заехали только в столицу Франции на неделю, читать отчет о путешествии в Париж из СПБ в отдельной статье, но и в этот раз не поднимались на башню, хотя осмотрели Лувр, галерею Орсе, дом Инвалидов и многое другое.
Четырнадцатый день: Версаль
Целый день мы посвятили Версалю — дворцу и парку. Это было самое утомительное мероприятие за все путешествие, поскольку было очень жарко, больше 30 градусов, солнце нещадно палило, очереди и толпы народа превзошли все наши ожидания, но Версаль поистине грандиозен, не зря все монархи Европы пытались строить свои дворцы в подражание Версалю. Простояли 1,5 часа на вход под палящим солнцем, потом еще 30 минут за аудиогидами, потом толпа буквально пронесла нас по дворцу. Очень много народа.
Почти без сил мы вернулись в кемпинг и занырнули в бассейн.
Пятнадцатый день: Париж — Маастрихт
Путешествие плавно подходило к концу, начали планомерно продвигаться в сторону дома. Следующую остановку мы сделали уже в нидерландском городе Маастрихт. Во-первых нам нужна была промежуточная точка маршрута, чтобы минимизировать перегоны, во-вторых мой муж, Николай, там бывал в командировке и многое уже знал — куда пойти, что посмотреть. Хотя это самый не голландский город Нидерландов, он тоже произвел на нас неизгладимое впечатление. После дорогущего Парижа придались шопингу в провинции.
Что посмотреть в Маастрихте за один день читайте в отдельной статье. Два дня на осмотр такого города это слишком роскошно.
Путь домой
На следующее утро мы выехали из последнего нашего кемпинга в Маастрихте и взяли курс на причал парома в Травемюнде. По сути весь день был посвящен просто езде, вечером погрузились и отчалили, ужинали на пароме, благо на рейсе из Травемюнде в Мальмё еда стоит разумных денег.
Ранним утром съехали с парома в Мальмё и отправились в Стокгольм к следующей морской переправе. По дороге привычно заехали в Норрчёпинг, походили там по магазинам, закупились дешево и сердито и продолжили путь в столицу Швеции.
Вечером погрузились в Стокгольме на паром Viking Line и отправились в Турку. Ужин был оплачен при покупке билетов.
Следующим утром съехали с парома в Турку и встали на прямой путь домой в Питер. Итого 3 дня было потрачено на путь домой и два дня на путь к точке начала путешествия.
Несбывшиеся планы
Осмотреть в подробностях Нормандию и Бретань за 4 дня, как мы планировали, совершенно не реальные планы. Мы хотели проехать вдоль берега Нормандии и Бретани. Может и можно проехать вдоль берега за 4 дня, но времени на прогулки уже совсем не останется. Мы не заехали в Байе, не увидели удивительный ковер, не осмотрели пляжей дня Ди, младший был очень огорчен, но что поделаешь отпуск всего 2 недели.
Стоимость автопутешествия
Итого на 18 дней путешествия на 3 взрослых и одного ребенка 9 лет потратили 151814 руб. (3323€+1940SEK) или 3536€ , без учета виз, они у нас годовые, и гринкарты. Билеты на паромы мы брали за 2 месяца до начала путешествия.
Курс евро был 43 руб. Курс шведской кроны 46 рублей за 10 SEK. Наличных крон у нас никогда не было, все можно оплачивать с карточки.
КАТЕГОРИЯ ЗАТРАТ | ЕВРО | ШВЕДСКИЕ КРОНЫ | СУММА В РУБЛЯХ ПО КУРСУ 2013 ГОДА | ПРИМЕЧАНИЕ | |
---|---|---|---|---|---|
ПУТЕВЫЕ РАСХОДЫ | |||||
Бензин | 536 | 1676 | 30758 | 6600км, средний расход 8.3 литра на 100км, машина nissan X-Trail | |
Дороги | 96 | 4128 | Дороги платные во Франции и непонятная запутка произошла с нами в Бельгии с нас взяли за виньетку 40 евро, хотя написано в интернете, что дороги Бельгии бесплатны | ||
Парковки | 30 | 1290 | Парковки платные только у известных достопримечательностей, например Мон Сен Мишель, замки Луары, у менее известных парковки бесплатные, типа Этрета, Гавра, Карнака | ||
Общественный транспорт | 35 | 1505 | Общественным транспортом пользовались в Амстердаме и в Париже, поскольку там дорогие парковки и машину жалко, вдруг помнут. | ||
ПАРОМЫ — НОЧНЫЕ, Т.Е. ЭТО СТОИМОСТЬ НОЧЕВКИ, СТОИМОСТЬ РЕСТОРАННОГО УЖИНА, стоимость сэкономленного бензина | |||||
Паром Турку-Стокгольм (туда и обратно) | 563 | 24209 | Viking Line — ночной паром со шведским столом в обе стороны, порядка 230 евро из этой суммы это шведский стол | ||
Паром Мальмо- Травемюнде (туда и обратно) | 377 | 16211 | Finnlines — ночной паром, без питания на борту в обе стороны, питание учтено в пункте рестораны, дешевле в два раза, чем питание на Viking Line | ||
РАСХОДЫ НА ПРОЖИВАНИЕ | |||||
Ночевки | 541 | 23268 | в палатке стояли 14 ночей, 2 ночи на пароме viking line, 2 ночи на пароме Finnlines. Средняя стоимость ночевки в кемпинге получилась 39€, учитывая то, что в Париже и Карнаке стояли в очень дорогих кемпингах по 70 евро. | ||
Еда в супермаркетах | 671 | 200 | 29773 | Ели в кемпинге, сами готовили, но привезли домой вина, оливкового масла и гостинцев, отделить эти расходы не представляется возможным | |
Кафе, кофе, мороженое на заправке | 283 | 63 | 12459 | Мороженое и кофе на заправках, ресторан в Канкале, два ужина на пароме FinnLines | |
РАСХОДЫ НА УДОВОЛЬСТВИЯ | |||||
Музеи, прогулочные кораблики | 191 | 8213 | Прогулочный кораблик в Амстердаме, три замка в долине Луары, Версаль | ||
Итого | 3323 | 1940 | 151814 | Получилось 38 000 (884€) за 18 дней на человека, за такой тур с питанием, музеями, паромами, я не думаю что в турфирмах можно было бы найти что-то подобное за эти деньги, это все расходы с небольшими подарками родным и близким. В турфирмах платишь за дорогу и проживание с завтраками и ограниченное экскурсионное обслуживание, остальное за доп. деньги. |
Естественно, еще некоторую сумму мы потратили на сувениры подарки и покупки, но эти расходы могут быть очень разными в зависимости от конкретных предпочтений.
Шведский стол на пароме это роскошь и очень дорого для нас, но не можем отказать себе в удовольствии отметить начало и конец отпуска. После ужина на пароме реально можно не завтракать, поскольку это праздник живота.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом мы сократили расходы на проживание, за счет ночевок на пароме и уменьшили расходы на бензин. По сути с паромами и без них получается приблизительно одна сумма, но паромы добавляют комфорта путешествию и позволяют быстрее достичь цели.
По сравнению с 2012 годом можно сделать вывод, что Франция дешевле Италии, что для многих и так очевидно.
Итоги
Путешествие нам очень понравилось, погода была чудесной, кемпинги Франции и Нидерландов очень уютные — 7 дней мы стояли в кемпингах с бассейнами, ребенок был в восторге. Один раз в кемпинге был даже мини аквапарк и один раз детская ферма и батут.
С удовольствием мы бы проехали по Нормандии и Бретани еще раз, упустили очень многое, край очень красив, туристов не много, еда и проживание стоят сравнительно не много.
Супер полезный, очень грамотный , интересный отчет-рассказ о путешествии .Уже 4 раза были в Европе на машине .Собираемся в июне2019. Но через Скандинавию не ездили.Воспользуемся вашими советами .Нам уже за 60.Но путешествовать очень нравится.Часто останавливаемся тоже в кемпингах.Спасибо большое!
Спасибо за ваш отзыв, очень приятно читать. Мы через Скандинавию перестали ездить, это значительно дороже поездок через Польшу. Паромы влетают в 1000 евро дополнительно на 4-х человек. Мы потом ездили на пароме из Хельсинки в Травемюнде finnlines-helsinki-travemyunde/ . Очень удобно и приятно, но дорого для нас стало после очередного падения рубля.
Вот это отдых! Мне кажется если бы я там оказалась, я просто бы не поверила своим глазам) судя по фоткам, это настоящая сказка!
Удивительно! Я сам планирую этим летом отправиться в автопутешествие по Европе из Москвы. Сейчас все планирую и определяю точки на карте, которые нужно посетить. С этой статьей с несколькими пунктами остановки я уже определился 🙂
Это путешествие понравилось мне больше всего, очень интересные страны, колоритные и погода не подкачала.
Отличное автопутешествие у вас получилось! 19 дней прекрасного автопутешествия просто восторг! Надеюсь вы не очень устали за время поездок?
Мы не устаем, от любимого дела нельзя устать, вот сейчас только вернулись и уже хочется опять куда-нибудь сорваться.
Мы первый раз собираемся с палаткой. Подскажите, а не опасно оставлять палатку и уезжать на день на осморт достопримечательностей?
В кемпинге не опасно оставлять палатку и вещи типа спальников, складной мебели, кухонных принадлежностей. Все вещи заносите в палатку и закрываете ее. Мы сколько так не делали ни разу ничего не пропало. Территория кемпинга, как правило охраняется, может быть огорожена.
Хорошо ездить на машине можно многое посмотреть и остановится там где тебе хочется и полюбоваться пейзажем .
Да, именно в этом и заключается прелесть автопутешествий.
Славно прокатились!
Мы сами убедились, что даже в наши три недели ни всю Бретань, ни всю Нормандию подробно никак не посмотреть. Нам тоже пришлось пожертвовать Сен-Мало и Феканом. Но ковёр в Бойё мы всё же увидели.
Новых Вам путешествий и расширения географии поездок!
Во Францию машине — интересно! Бываю часто, но только самолетами… Надо подумать и пробить маршрут из Болгарии.
Из Варны во Францию на машине можно придумать себе незабываемое путешествие по альпийским озерам.
Надо об этом подумать. Спасибо, Елена
Заинтересовала информация о паромах, а можно поподробней о ценах на них?
Цена регулярного рейса на Финляндия — Германия в высокий сезон с машиной будет порядка 1200 евро в одну сторону, а в низкий может начинаться от 400 евро. 400 евро это окупает стоимость бензина и парома Финляндия — Швеция — это выгодное предложение.
Какой интересный маршрут, и так подробно описан, очень ценная информация для тех, кто соберется по нему.
На самом деле этот маршрут можно модифицировать под свой вкус, поскольку очень много мы пропустили, только в долине Луары 300 замков, мы посетили только 3.
Завидую людям, которые могут легко оторваться от насиженного места. )))
Ни когда не путешествовала на машине на большие расстояния.
Никогда не поздно начать, чем больше человек в машине, тем бюджетнее такое путешествие, к тому же позволяет осмотреть больше достопримечательностей.
Когда лучше ехать? Я так понимаю сезон для этих стран имеет огромное значение?
Если ориентироваться на осмотр достопримечательностей, то ехать можно в любое время, но летом может быть очень жарко, а может и не быть, этот маршрут хорош в обоих случаях, если будет жарко можно посвятить время осмотру побережья, а если холодно, то музеям. Однозначно в Париже летом очень жарко, в Париж лучше в июле, августе не ездить.