Санта-Мария-сопра-Минерва, мои впечатления

В прошлой статье я высказывала свои сомнения по поводу возраста знаменитого римского Пантеона, а в этой я вам расскажу про совершенно замечательную церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Быть может она даже гораздо интереснее Пантеона и находится совсем рядом с ним. Если у Пантеона отнять его возраст, то в нем мало что останется удивительного.

А вот церковь Санта-Мария-сопра-Минерва на мой взгляд совершенно недооценена. Во-первых эта единственная сохранившаяся римская церковь, построенная в готическом стиле. Во-вторых в ней совершенно бесплатно и без лишнего ажиотажа вы сможете увидеть шедевры Микеланджело, Филиппино Липпи, Бернини. В-третьих с ней связана не одна интересная и противоречивая история, которые я вам и расскажу.

Я всю жизнь думала, что имена Святой Девы Марии и Минервы не могут стоять рядом, но в Риме возможно все. Оказывается раньше полагали, что на месте церкви во времена Древнего Рима стоял храм Минервы, поэтому и церковь получила название буквально означающее «над Минервой». Но согласно последним исследованиям под церковью находятся развалины храма древнеегипетской богини Исиды. Не смотря на это открытие, название церкви и площади осталось прежним.

Имя Минервы получила и близ лежащая площадь и шикарный отель, в котором в свое время останавливался сам Стендаль. Вот такие странные эти римляне, у нас давно бы переименовали площадь, чтобы не было диссонанса, а они ничего предосудительного не видят в том, что имя Святой Девы Марии стоит рядом с именем языческой богини.

Мраморный слоник

Площадь украшает совершенно замечательный мраморный слоник, работы Бернини, с египетским обелиском на спине. Это довольно странная для Европы композиция установлена на площади по желанию очередного Папы в 1667 году. Любопытно, что описание слона с обелиском на спине впервые было опубликовано в романе эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила» (1499 год). Т.е. слоник Бернини это скульптурная иллюстрация популярного романа. Его содержание есть в Википедии.

Санта-Мария-сопра-Минерва
Слон с египетским обелиском на спине
Санта-Мария-сопра-Минерва
Замечательный слоник Бернини

Первая мысль, которая пришла в мою голову после прочтения краткого пересказа «Гипнэротомахии Полифила» была: «А ученые точно уверены, что в 1499 году римляне были христианами?». Можете сами почитать пересказ этого опуса. Главные герои романа собирались служить Венере, даже страшно представить, что они под этим подразумевали. Сегодня ученые мужи утверждают, что не нужно это все понимать буквально, мол это аллегории.

Инквизиция

Особенно странно все это выглядит на фоне того, что Санта-Мария-сопра-Минерва была оплотом инквизиции, именно в этой церкви в апреле 1633 года произнес свое отречение Галилео Галилей и не только он. В 1791 году в этой же церкви каялся в своих деяниях и граф Калиостро, что впрочем не спасло его от пожизненного заключения. Я перечислила только известных в России людей на самом деле их было намного больше. Поговаривают, что во времена инквизиции на месте, где установлена невинная статуя слоника с обелиском, сжигали еретиков.

Выходит, что Галилео Галилея осудили на публичное отречение и ссылку до конца дней всего за утверждение о том, что Земля вертится вокруг Солнца, а сомнительный роман, наполненный весьма эротическими сценами, призывающий отдаться любовным страстям, пережил не одно издание и был переведен на несколько языков. И Святая инквизиция ничего не имела против. Как тяжело порой понять мотивы близких, чего уж говорить про мотивы людей живущих в XVII веке. Они мыслили совсем другими категориями.

И наше время наполнено точно такими же неувязками и противоречиями.

За более чем скромным фасадом скрывается полное великолепие, скорее присущее церквям Восточной Европы, например, церкви Святого Матьяша в Будапеште или Мариацкому костёлу в Кракове. Внутри вы сразу погружаетесь в магию ярких цветов. Правда в том, что всему этому мы обязаны реставрации XIX века.

Санта-Мария-сопра-Минерва
Своды церкви Санта-Мария-сопра-Минерва
Санта-Мария-сопра-Минерва
Центральный неф Санта-Мария-сопра-Минерва

Капелла Карафа

По бокам от главного нефа расположены капеллы. Во многих из них похоронены кардиналы. Дело в том что, Санта-Мария-сопра-Минерва является титульной церковью и всегда принадлежит одному из кардиналов папского конклава. Естественно, там же этих кардиналов и хоронили.

Санта-Мария-сопра-Минерва
Надгробие одного из кардиналов в обилии украшено масонскими символами

Наибольшего внимания заслуживает капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи (1488–1493).  Во-первых фреске более 500 лет, она выполнена известным флорентийским живописцем. Работы Филиппино Липпи выставляются в галерее Уффицы, в музее изящных искусств в Вашингтоне, старой пинакотеке Мюнхена, а в Санта-Мария-сопра-Минерва вы можете увидеть одну из них совершенно бесплатно и без очереди, народу в церкви мало, по сравнению с соседним Пантеоном, можно сказать, что его в ней почти совсем нет.

Во-вторых интересно изучить сюжеты фресок. Они иллюстрируют пристрастие кардиналов и Пап к увековечиванию своих образов в произведениях искусства. Считалось, что императоры Древнего Рима стояли на одном уровне с богами, но и Святые отцы впоследствии не отставали в честолюбии от императоров. Изначально капелла называлась — капеллой Святого Фомы Аквитанского, теперь же чаще всего ее называют капеллой Карафы по фамилии кардинала, заказавшего роспись и впоследствии похороненного  в ней. Таким образом мы видим, что деньги победили святость.

И как же кардинал запечатлел себя? Оказывается его образ вставлен в известнейший религиозный сюжет «Благовещенье». Святой Томас представляет кардинала Карафу Святой Деве Марии. Похоже, что кардинал тоже ставил себя на одну ступень с богами подобно императорам.

Санта-Мария-сопра-Минерва
Капелла Карафа

Потолок капеллы расписан изображениями сивилл. Теоретически считается, что сивиллы — героини античной мифологии, но практически в церквях Рима с их изображениями сталкиваешься очень часто. Предсказательницы будущего играют большую роль в живописи эпохи Возрождения. Их изображали известнейшие мастера Рафаэль, Микеланджело, Липпи  и многие другие.

Кристо делла Минерва

Слева от алтаря вы можете увидеть шедевр работы  Микеланджело Буонарроти — «Несение креста», немного подправленный его учениками. Дело в том, что во времена Микеланджело ничего предосудительного не видели в том, чтобы изображать людей обнаженными, даже если речь шла о религиозных сюжетах, а позднее нравы в обществе стали более строгими и было принято решение скрыть  откровения при помощи набедренных повязок.

Сама скульптура вызывает некоторые сомнения. На кресте, изображенных пропорций, нельзя никого распять и вызывает сомнения посох в правой руке. Вы можете себе представить, чтобы приговоренный к казни взял в последний путь еще и посох путника? Предполагается, что крест был достаточно тяжелый и загружать себя дополнительными вещами странно. Хотя возможно, что это все аллегории: посох, например аллегория долгого пути на небеса.

Микеланджело Буонарроти — «Несение креста»

Святая Екатерина Сиенская

В церкви похоронена Святая Екатерина Сиенская (годы жизни 1347-1380). Это очень почитаемая в католической церкви святая. Считается что она сыграла роль в переселении Пап из Авиньона в Рим. Более того она оставила после себя множество литературных произведений и писем, способствовала развитию литературного итальянского языка в те не легкие времена, когда любой выделяющийся из серой массы человек приковывал к себе строгий взгляд Святой Инквизиции.

Захоронение Святой Екатерины Сиенской в Санта-Мария-сопра-Минерва

Правда останки Святой все таки подвергли разделению. В Средние века шла настоящая охота за Святыми костями и сиенцы выторговали себе череп Екатерины. Ведь на поклонение мощам в город тянулись паломники, а паломники это деньги, власть и могущество.


Вот такие интересные истории хранит в себе древняя церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Как и везде в Риме в ней сплетаются в единый и неразделимый клубок христианские и языческие образы. С одной стороны  меня в Риме немного шокировало такое близкое соседство языческих символов и христианских святынь, а с другой стороны веротерпимость итальянцев сохранила для нас удивительные произведения искусства и памятники истории. Хорошо, что мы такие разные.

А мы после двинулись к Капитолийскому холму.

Все фотографии без watermark взяты из Википедии.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Виктор

    Спасибо, Елена! Весьма интересная церковь. Добавили в свой маршрут.
    Я как посмотрю, церкви в Риме ну прям в разы круче, чем в Милане!
    Надо будет проверить)

    Ответить