Блог о самостоятельных путешествиях

Королевский замок в Варшаве


Королевский замок в Варшаве разделил судьбу полностью разрушенного города. Германская авиация осуществила бомбардировку замка уже 17 сентября 1939 года и дворец горел, а после Варшавского восстания в 1944 году, то что уцелело в огне и под обстрелами взорвали фашистские саперы. И к концу войны замок представлял из себя просто груду щебенки. Ниже приведенная фотография висит в фойе Королевского замка, чтобы все могли оценить объем проделанных для восстановления работ.

Королевский замок в Варшаве

Все что осталось от Королевского замка в Варшаве после войны

Разумеется замок не стали восстанавливать прямо сразу после войны, весь город лежал в руинах, людям нужно было где-то жить. Да и замка практически не сосуществовало, его предстояло отстроить заново. Были даже планы построить на этом месте ряд правительственных зданий.

Только в 1971 году было наконец принято решение восстановить Королевский замок по планам и картинам XVIII века. Первый этап восстановления – сдача корпуса в черновом состоянии – был закончен в июле 1974 года. В 1977 были сданы в эксплуатацию первые помещения, следующие – в августе 1984 во время официального открытия замка для посетителей.

Королевский замок в Варшаве

Фасад Королевского замка, обращенный к замковой площади

Обстановка интерьеров дворца местами оригинальная, местами копии. К счастью во время эвакуации замка в 1944 году сотрудникам Национального музея удалось сохранить кое-что из мебели, резьбы по дереву, картин и обшивки внутренних стен. Плюс некоторые сокровища были подарены разными благотворителями для пополнения коллекций замка.

Изначально Королевский замок был построен Сигизмундом III Вазой в 1598—1618 годах на месте дворца герцогов Мазовецких. Но все самые привлекательные помещения были реконструированы и отделаны во времена правления  последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (1764-1795 годы правления), бывшего любовника Екатерины Великой. Она сделала многое, чтобы посадить его на польский трон.

Королевский замок в Варшаве

Внутренний двор Королевского замка, под аркой билетная касса

Обратите внимание на стену справа от башни Владислава IV (1595-1648 годы жизни), там воспроизвели готические элементы архитектуры первого замка, такими же какими они были перед войной.

Королевский замок в Варшаве

Башня Владислава IV во внутренем дворе

Режим работы и стоимость билетов

1 октября-30 апреля
Вторник – суббота 10-16, Воскресенье: 11-16, понедельник выходной

2 мая – 30 сентября
Понедельник-среда и пятница-суббота: 10-18
Четверг 10-20, воскресенье 11-18

Вход посетителей прекращается за час до закрытия.

День бесплатного посещения – воскресенье, вход по бесплатным билетам.

Стоимость посещения 25 злотых, это чуть больше 8€.

Мы посетили дворец в воскресенье 9 июля, в разгар туристического сезона, абсолютно бесплатно. Народу было не очень много. По сравнению с костелами Кракова можно считать, что во дворце было свободно.

Общие залы Варшавского замка

Я остановлюсь на тех объектах которые привлекли мое внимание. В начале осмотра предстоит подняться по мраморной лестнице на второй этаж и преодолеть несколько вестибюлей. Лестница конечно намного более скромная Иорданской в Эрмитаже.

Сначала идут общественные помещения замка,  предназначенные для официальных приемов, потом личные покои короля, затем Зал депутатов, галерея Ланцкороньских, библиотека с картографической коллекцией Томаша Неводничаньского и временная выставка, посвященная крещению Польши.

Первый вестибюль предназначался для придворных, эту комнату использовали для ожидания аудиенции у короля. Слева картина, изображающая царя Скифии с сыновьями, а справа Цезарь у статуи Александра Македонского.

Королевский замок в Варшаве

Первый вестибюль

В начале осмотра очень удачно попадаешь в зал с полотнами Яна Матейко (1838 -1893 годы) на исторические темы. Всегда интересно посмотреть, какие моменты истории считаются в Польше основополагающими, что и как писали по этому поводу польские художники. Ян Матейко не всегда следовал в своих работах исторической правде, понятно что для художника символичность и художественные образы всегда будут дороже достоверности, поэтому в этих полотнах прежде всего нужно искать отношение автора к описываемому событию, а за достоверностью добро пожаловать в Википедию, все эти полотна там подробно разобраны.

Картина «Стефан Баторий под Псковом» имеет самое прямое и непосредственное отношение к России. На полотне изображена сцена переговоров о мире во время осады Пскова в 1581 году в ходе Ливонской войны (1558—1583). Польско-Литовское княжество в те времена было сильнее Русского царства и переживало период своего наибольшего могущества. Таковые переговоры действительно велись, но не этими людьми и не под стенами Пскова.

Королевский замок в Варшаве

Стефан Баторий под Псковом, Ян Матейко 1872 год

Картина«Конституция 3 мая 1791 года» изображает сцену принятия конституции. С одной стороны конечно была большим демократическим достижением в те времена, а с другой стороны поспособствовала следующему за её принятием разделу Польши. Бичом Польши того времени был произвол магнатов, конституцию как раз приняли для их обуздания, но ничего не получилось. Обиженные магнаты обратились за военной помощью к русской императрице Екатерине II. И череда дальнейших событий и привела к разделу Польши.

Королевский замок в Варшаве

Конституция 3 мая 1791 года, Ян Матейко, 1891 год

Картина «Рейтан — упадок Польши» – изображает сцену произошедшую на сейме в 1773 году, который обязан был ратифицировать раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Картина выражает горечь поражения, отчаяние части польского высшего общества и надежду на восстановление независимости.

Королевский замок в Варшаве

Рейтан — упадок Польши, Ян Матейко, 1866 год

Во время правления Станислава Августа Зал Великой ассамблеи использовался для государственных церемоний. Придворные собрались в этом зале, и именно здесь проходили банкеты, балы и концерты и театральные постановки. Комната был декорирована и обставлена в 1777-81 годы по проекту архитекторов Доменико Мерлини и Яна Кристиана Камсетзера. Зал был реконструирован в строгом соответствии с его видом в 1939 году, с использованием спасенных фрагментов лепнины.

Королевский замок в Варшаве

Зал ассамблей

Мраморный зал был до 1944 года самой старинной комнатой дворца. Её оформление было выполнено в 1640-42 годах, во время правления Владислава IV. Зал был реконструирован Якубом Фонтана в 1769-71 годы. Фонтана не вносит никаких изменений в основные элементы оригинального архитектурного дизайна. Он добавил только двадцать два портрета польских королей и потолочный плафон.

Королевский замок в Варшаве

Мраморная комната

В великолепном Мраморном кабинете проводились знаменитые обеды по четвергам. Король Станислав Август Понятовский собирал за обеденным столом самых выдающихся деятелей польского Просвещения.

Создание рыцарского зала задумал так же король Станислав Август Понятовский. Король хотел создать комнату, в которой он мог бы отдать дань памяти людям, которые служили стране, и сосредоточить внимание на наиболее важных моментах польской истории. Зал украшает десять овальных портретов и двадцать две бронзовые скульптуры, изображающие известных поляков. Но наше внимание в Рыцарском зале привлекла статуя Кроноса и в кадр попал портрет Коперника.

Королевский замок в Варшаве

В рыцарском зале

Над тронным залом трудилась вся команда королевских художников. Для украшения зала была использована обшивка из Парижа, два мраморных камина, сделанные в Риме, два красивых стола с мозаикой и четыре статуи государственных деятелей и военачальников древнего мира. Тронный зал явно заслуживает к себе повышенного внимания и богатой отделки.

Королевский замок в Варшаве

Тронный зал

Личные покои короля

Личные покои короля обязательно предваряют вестибюли для охраны. Безопасность превыше всего.

В зале королевской конной гвардии мое внимание привлек бюст быть может Александра Македонского. Зал использовался для караула, здесь гвардейцы, одетые в красные и зеленые мундиры проверяли карманы ожидающих аудиенции у короля.

Королевский замок в Варшаве

Наверное Александр Македонский

Зал Каналетто составляет гордость Королевского дворца в Варшаве. Итальянская живопись XVIII века всегда в почете. Хотя варшавские картины относятся к кисти ученика и племянника венецианского Каналетто – Бернардо Беллотто, так же как и его знаменитый учитель носившего прозвище  Каналетто. Во время правления Станислава Августа зал Каналетто был самым важным перед королевскими покоями. Здесь король решил повесить серию видов Варшавы, которые сейчас представляют ценность, как исторические документы. Особенно приятно после прогулки по современным улицам Варшавы взглянуть на их старинный облик.

Королевский замок в Варшаве

Вид Варшавы с террасы Королевского замка, Бернардо Беллотто, 1773 год

В Маленькой часовне хранятся регалии короля Станислава Августа – его меч, воротник ордена Белого Орла и скипетр.

Королевский замок в Варшаве

Маленькая часовня

Повседневная жизнь при дворе была сосредоточена всего в 6 комнатах: опочивальне, вестибюле, гардеробной, кабинете, Зеленом зале и Желтом зале. Самый красивый из этих интерьеров был у опочивальни. Размер кровати вызывает определенные вопросы, может быть кровать была раскладной? Стены были затянуты индийским сатином, вручную расписанным растительными орнаментами.

Королевский замок в Варшаве

Королевская спальня

О готической истории замка напоминают сводчатые потолки подвалов. Во время перестройки Большого зала дворца Мазоветских герцогов в  1569-1572 годы на полуподвальном этаже (хотя может быть полуподвальным он стал сейчас) была устроена Палата Депутатов и там действительно заседало 190 депутатов от 32 воеводств Старой Республики. Потолок зала депутатов как раз украшен гербами воеводств.

Королевский замок в Варшаве

Палата депутатов

Галерея Ланцкороньских

Произведения искусства, подаренные Польше Каролиной Ланцкроньской в 1994 году, были самым ценным даром за всю историю польского музейного дела. Среди них оказались картины из бывшей галереи короля Станислава Августа Понятовского, включая два шедевра кисти Рембрандта. Купленные в 1815 году Казимежем Жевуским, эти полотна были унаследованы семьей Ланцкроньских и в течении почти 200 лет являлись частью коллекции Ланцкроньских, находившейся в Вене и признанной одним из наиболее ценных частных собраний в Европе.

Королевский замок в Варшаве

Шедевры Рембрандта из собрания Ланцкороньских

На первом полотне изображена «Девушка в картинной раме» (1641 год), а на втором «Ученый за пюпитром» (1641 год). Картинная рама на полотне с девушкой действительно нарисована на полотне, этот художественный прием и по сей день широко используется в дизайне. Он позволяет художнику приблизить персонажа, изображенного на картине к зрителю. Каждая из картин Рембрандта установлена на специальном стояке в центре зала, с  обратной стороны каждой картины зрители могут увидеть снимок полотна в рентгеновских лучах. На нем ясно видно что первоначальные наброски сильно отличались от конечного результата.

Это не единственные картины из галереи  Ланцкроньских, но самые знаменитые.

Библиотека

В библиотеке представлена картографическая коллекция Томаша Неводничаньского. Я последнее время начиталась альтернативных историков и старинные карты стали вызывать  мой живой интерес. В коллекции я обнаружила пару карт мира XVII века: Map of the world 1624 (Jodocus Hondius, ), Facsimil, Amsterdam 1624 и Глобус земли от 1688 года. Согласно этим картам Черное и Каспийское моря имели совсем другие очертания. Тартария на них не обозначена, а вот море в Северном Ледовитом океане подписано Тартарским.

Любопытно, что на Таймыре стоит обелиск, рядом с ним нарисованы люди. Сейчас вроде Таймыр считается почти необитаемой территорией, туда ездят работать вахтовым методом. Однако, есть альтернативные мнения, что Александр Македонский ходил вовсе не в сегодняшнюю Индию, а как раз на наш север, от этого он и потерял почти всю свою армию. Такое событие вполне могли увековечить обелиском. Сейчас ни про какие древние обелиски на Таймыре я не слышала. На фото ниже, конечно, изображение слишком плохое для научного изучения, это лишь часть мировой карты.

Королевский замок в Варшаве

Map of the world 1624 (Jodocus Hondius, ), Facsimil, Amsterdam 1624

Временная выставка «Крещение Польши»

Выставка была приурочена к 1050-летию крещения. В 966 году крестился князь Мешко I, эта дата и считается началом распространения христианства в Польше. Главным и самым большим экспонатом выставки были Гнезненские врата, они были созданы 1160-1180 годах. Конечно даты носят приблизительный характер и место изготовления тоже спорно. На воротах изображены сцены из жизни  святого Войцеха из Праги. История Святого довольно типична, он отправился проповедовать христианство язычникам, а именно пруссам, и те его убили. Обычно ворота хранятся в архиепискомском музее в городе Гнезно.

Королевский замок в Варшаве

Гнезненские врата

Сады Королевского замка

В Королевском замке всегда были сады с самого момента основания дворца Мазоветских герцогов. Они простирались на территории около 2,5 га вдоль берега  Вислы, вход в сады находится уже вне Королевского замка и совершенно бесплатен всегда.

Королевский замок в Варшаве

Фасад замка обращенный к Висле и садам

Королевский замок в Варшаве

Сады Варшавского замка

Сады мы нашли уже ближе к вечеру, проход к ним не очевиден. Это регулярные сады совсем небольшие по размеру, для их осмотра достаточно 15 минут.


Не зря поляки отстроили этот дворец заново. Во-первых центр города благодаря восстановлению замка сохранил свой исторический вид, что не мало важно, а во-вторых экспозиция дворца очень достойная на мой взгляд. Не знаю пошли бы мы туда за деньги, а за бесплатно это просто аттракцион неслыханной щедрости со стороны варшавских городских властей. Замок явно недооценен туристами, народа в нем было не много даже в бесплатный день в самый разгар туристического сезона.

 


2 комментария к “Королевский замок в Варшаве”

  1. Елена 2btraveler

    Елена, расскажите, как в Польше относятся к русским? Столько всего говорят негативного на этот счет. Но мы сами путешественники, видим все своими глазами и уже не верится в то,что где-то к нам плохо относятся. А как в Польше дела обстоят?


    1. Elena Shikova Автор

      Мы провели в Польше 4 дня, осмотрели Варшаву и Краков и проехали два раза всю страну сначала с севера на юг потом обратно, ели в кафе на АЗС. Никакого негатива направленного против нас лично не заметили, нас было четверо на машине с российскими номерами, мы непрерывно болтали между собой, т.е. свою русскость не скрывали. В Варшаве и Кракове кстати все билетные кассы общественного транспорта работают на 3-х языках – польском, английском и русском. На главной улице Варшавы польский певец пел русские песни и ему подавали. Прямо на улице Варшавы нам активно помогали на русском разобраться с правилами пользования общественным транспортом. Вообще в Варшаве встретили много русско-говорящих, большинство из них с Украины.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.