Пятигорск, Кисловодск на машине, отчет о путешествии

Это будет отчет об обширной поездке по Северному Кавказу, городам Кавказских Минеральных Вод, Эльбрусу, Домбаю из Санкт-Петербурга и Москвы. В этой части я сосредоточусь только на проезде к месту отдыха, наших впечатлениях от Пятигорска, Кисловодска и Железноводска. Во второй части расскажу про поселок Терскол, стоящий на высоте 2200 метров у подножия Эльбруса и курортный поселок Домбай (высота 1600 метров) и окрестных достопримечательностях.

Подготовка к путешествию

Курорты Кавказских Минеральных вод это по сути 4 города до некоторой степени похожих друг на друга — Пятигорск, Кисловодск, Железноводск и Ессентуки. Общие черты — множество санаториев, бюветов с минеральными водами, по огромному парку в каждом из городов и очень мало ровных мест, все прогулки будут проходить по гористой местности, максимум в Пятигорске и Кисловодске можно на канатной дороге подняться на вершину горы и спуститься оттуда пешком, чтобы облегчить себе жизнь.

Мы в Штольне Железноводска

Сам город Минеральные воды ничем не примечателен для туристов, кроме наличия аэропорта. Пятигорск, Кисловодск, Железноводск и Ессентуки находятся на небольшом удалении друг от друга (самое дальнее расстояние от Пятигорска до Кисловодска 42 км), поэтому я выбрала проживание в одном из них. Во всех статьях, я читала, что самый крутой город из этой четверки Пятигорск.

Итого я нам забронировала;

1. 2 ночи в Ростове-на-Дону в гостинице «Дон Кихот», чтобы отдохнуть с дальней дороги
  2. 5 ночей в Пятигорске в квартире от Суточно.ру
  3. 3 ночи в поселке Терскол в Приэльбрусье в домике с мангалом
  4. 1 ночь в термальном комплексе «Жемчужина Кавказа», по впечатлениям не фонтан
  5. 3 ночи в курортном поселке Домбай в якобы коттедже, оказавшимся блоком в таунхаузе
  6. Ночь в мотеле в 100 км от Воронежа (не бронировали, так заехали в ночи).
  7. Ночь в отеле Милан в Москве, после мотеля это просто курорт.

Я выбрала Пятигорск для проживания во время путешествия по городам Кавказских Минеральных вод. Сейчас я бы остановила свой выбор на Кисловодске. И вот почему: Кисловодск производит более ухоженное впечатление, в Пятигорске много еще не отремонтированных домов, а Кисловодск стоит во впадине в окружении гор, там меньше ветра и теплее в отличии от Пятигорска. Возможно жарким летом Пятигорск более предпочтителен, там будет прохладнее, но в апреле Кисловодск выигрывает.

Далее я вам расскажу, что из этого всего вышло, что понравилось, что не понравилось, что стоило нашего внимания, а что можно было пропустить.

Хронология путешествия

Я не буду делать карту путешествия из Санкт-Петербурга до Пятигорска, т.к. тут наверное всем все понятно, сделаю карту только тех дорог, где сведений мало и есть вопросы.

день в путиГОРОДАДЛИНА ПЕРЕГОНАДАТА
1Перегон Санкт-Петербург →  Москва →  Ростов-на-Дону, заселились в Дон Кихот на 2 ночи1791 км, 20 часов15.04.2023
2Ростов-на-Дону — всё это пешком16.04.2023
3Перегон Ростов-на-Дону →  Пятигорск по Е50507 км, 6 часов 30 минут17.04.2023
4Большая прогулка по Пятигорску пешком18.04.2023
5Поездка из Пятигорска →  Медовые водопады →  гора Кольцо →  Кисловодск →  Пятигорск126 км по кругу19.04.2023
6Отдыхали в Пятигорске после двух дней забегов по 20 км ноги очень болели20.04.2023
7Поездка в Железноводск24 км в одну сторону21.04.2023
8Переезд в поселок Терскол (высота 2200 метров над уровнем моря) под Эльбрусом171 км, 3 часа22.04.2023
9Подъем на Эльбрус на подъемниках до высоты 3850 метров прогулка по Азау и Терсколу5 км до подъемников23.04.2023
10Поездка на Чегемские водопады и в селение Эльтюбю по горным проселочным дорогам, целый день приключений190 км по кругу, но 4 часа чистой езды из-за бездорожья24.04.2023
11Переезд на термальные источники Жемчужина Кавказа, ночевка в местном отеле250 км, 3 часа 40 минут25.04.2023
12Переезд на Домбай в курортный поселок на высоте 1600 метров над уровнем моря141 км, 2 часа 40 минут26.04.2023
13Экскурсия на Муху по бездорожью на ВАЗ Патриот27.04.2023
14Подъем на гору на подъемниках из-за сильного ветра только на первый ярус, остальные были закрыты. Потом съездили в селение Теберда в местный зоопарк40 км туда и обратно28.04.2023
15Перегон в сторону дома Домбай →  Воронеж по М41000 км, 13 часов29.04.2023
16Перегон в сторону дома Воронеж →  Москва по М4519 км, 6 часов 40 минут30.04.2023
17Перегон в сторону дома Москва →  Санкт-Петербург по М11704 км, 8 часов01.05.2023

На машине по М11 из СПБ в Москву

Стартовали из Питера в 21:15, с расчетом на то, чтобы объехать Москву ранним утром, т.к. днем там изрядные пробки, объезд по КАД занимает не менее 2х часов. КАД вокруг Питера была свободна, апрель еще не дачный и не ремонтный сезон.

Встали на платную трассу М11 (Нева) и без проблем за 6 часов, ее преодолели. Останавливались несколько раз на заправках. М11 это очень современная дорога со множеством удобных АЗС с кафе, магазинами, площадками для отдыха. В районе Твери дорога еще не достроена, приходиться съезжать на М10, но процесс идет — М11 через Тверь уже строят.

Проезд по М11 из Питер а в Москву по транспондеру нам стоил 2965 руб. ( в августе 2022 было 2495,50 руб.) тариф выходного дня. Это при условии, что была активирована скидка 7% за накопленные баллы.

Купить транспондер и держатель к нему с доставкой на дом можно на Яндекс маркете.

Москву объезжали по МКАД, хотя навигатор всегда рекомендует Третье транспортное кольцо. Около 4х утра МКАД был свободен, мы ничего не потеряли не послушавшись навигатора. Забрали дочь с мужем и дальше ехали уже вчетвером.

На машине по М4 из Москвы до Ростова-на-Дону

Последний раз мы ездили по М4 в августе-сентябре 2022 года в Крым. Порадовало, что в апреле на М4 не было такого ажиотажа, какой мы наблюдали в августе. На заправках можно было без очереди залить топливо и сходить в туалет. Из изменений в глаза бросались многочисленные машины на армянских номерах, в былые времена их было значительно меньше. Очевидно, армяне потянулись в Москву делать бизнес.

Так же заметили многочисленные машины на украинских номерах, машин с номерами ДНР совсем мало. Военные колонны по М4 ездят, в одном месте там висит знак Донецк — 40 км.

По всей трассе М4 были вывешены плакаты со следующей надписью:

Ограничен проезд по Крымскому мосту для грузовых машин общей снаряженной массой более 1500 кг. Транспортные колонны в Крым через Таганрог — Мариуполь — Джанкой, и телефончик указан по которому звонить, если хочется присоединиться к такой колонне.

Если М11 из Питера в Москву это всего один съезд в районе Твери, то М4 это буквально пунктирная линия. От Москвы до Ростова-на-Дону мы проехали через 13 пунктов оплаты.

Каждый пункт оплаты — это задержка в пути. Некоторые водители встают не в тот коридор, шлагбаум не открывается и им приходиться пятиться, и всем, кто за ними встал тоже. Перед каждым пунктом оплаты происходит игра в шашечки.

Но в целом нам повезло, больших пробок не было, чуть потолкались в Каменск Шахтинском, там все никак не закончат ремонт моста через Северский Донец. Окончание ремонта вроде было намечено на июнь 2023 года, но его уже перенесли на сентябрь, т.е. все лето там будут пробки.

За проезд по М4 Дон от Москвы до Ростова-на-Дону заплатили 2631 руб. ( в августе 2022 года было 2218,05 руб.) тариф выходного дня. Это при условии, что была активирована скидка 7% за накопленные баллы.

В Ростове-на-Дону мы заселились в уже знакомый нам по поездке в Крым отель «Дон Кихот», я его забронировала с полной оплатой на Островке накануне и все прошло хорошо. Чудо случилось, нас ждали, номера были готовы. Цены однако не радовали, по сравнению августом 2022 года подорожало с 3000 руб. до 4500 руб., хотя возможно это была наценка за пасхальные выходные.

Вечером мы поужинали в Ваха Лавке, что на улице Шаумяна. Это такой грузинский ресторан весьма популярный в народе, в субботу вечером там была полная посадка. Еда показалась нам весьма вкусной и интерьер симпатичным — рекомендую.

В эту поездку мы решили посвятить один день осмотру Ростова-на-Дону, ибо прошлым летом на следующее же утро стартовали в Крым.

Достопримечательности Ростова-на-Дону

День проведенный в Ростове-на-Дону, пришелся на пасхальное воскресенье. На завтрак нам в отеле подали куличи и крашенные яйца, так что традиций мы не нарушили. Мы пошли не традиционным путем и для начала пешком пошли к мемориалу у Змиевской балки. Этот поход позволил нам посмотреть на нетуристический Ростов, частный сектор, многоэтажки советских времен на горе.

Как истинные уроженцы Питера мы сделали 100500 фото тюльпанов и цветущих вишен. У нас этот праздник весны случится где-то на месяц, а то и полтора позже.

Типичный частный дом Ростова-на-Дону

Сам мемориал возвели на месте массовых расстрелов советских военнопленных и евреев Ростова-на Дону в августе 1942 года. Место очень печальное, но вид на город открывается замечательный. Маленький музей при мемориале был закрыт. Обратно в гостиницу мы вернулись на такси и немножко передохнув пошли гулять по центру.

Памятник расстрелянным в Змеевской балке

Стоит заметить, что в годы ВОВ Ростов-на-Дону оккупировали целых два раза и к моменту освобождения в феврале 1943 года в городе было разрушено и значительно повреждено 86% жилой застройки и административных зданий, поэтому архитектура Ростова-на-Дону в большей части восстановленная и сильно разбавленная современными строениями.

Гостиница «Дон Кихот», в которой мы остановились находится в самом центре, буквально в 500 метрах от Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и Центрального Ростовского рынка. Мне показалось такое соседство главного храма и рынка немного странным, но я из Питера, у нас так не делают.

Здание Городской Администрации в Ростове-на-Дону

За один день пешком мы обошли практически все местные достопримечательности — монументальную Соборную площадь, очень симпатичный Соборный переулок и длинную Большую Садовую улицу и вернулись обратно по зеленому Пушкинскому бульвару. В завершении нашей прогулки мы прошлись по современной набережной Дона и даже полазили по местной заброшке Парамоновским складам.

Здание в стиле модерн в Ростове-на-Дону

На мой взгляд Ростов-на-Дону весьма достойный большой и ухоженный город, рекомендую потратить один день и ознакомится с его достопримечательностями.

Я на Пушкинском бульваре в Ростове-на-Дону
Скульптура рыбака на Набережной Дона в Ростове

Отужинали мы в панорамном ресторане «Эрмитаж», что находится в нашем отеле. Как по мне, кухня во вчерашней Ваха лавке была лучше, цены меньше, но не попробуешь — не узнаешь. Вид из панорамных окон ресторана на Дон, Ворошиловский мост и Ростов Арену был впрочем замечательным.

Первые впечатления от Пятигорска

На следующий день мы без завтрака в 7 утра погрузились в машину в Ростове-на-Дону и стартовали в сторону Пятигорска. Совсем чуть чуть мы проехали по платной М4, заплатив 279 руб., мелочи по сравнению с 5597,8 руб., отданными за проезд из Питера до Ростова-на-Дону.  За предсказанные навигатором 6,5 часов без особых проблем по Е50 мы преодолели 507 км до нашего следующего пристанища. Дорога отличная с безупречным покрытием, останавливались несколько раз на современных АЗС с кафе и магазинчиками при них.

Около 14-00 мы уже заселились в забронированную на Суточно.ру квартиру рядом с огромным санаторием «Зори Ставрополья». Это самый центр, по Пятигорску на машине мы не ездили ходили везде пешком.

Дом в котором мы снимали квартиру в Пятигорске

Пятигорск с первого взгляда удивил своей запущенностью. Первое на что упал мой взгляд были трамвайные пути на подъезде. Они были кривые, косые, поросшие травой. Я подумала, что трамваи наверное тут уже давно не ходят, но оказалось, что ходят, именно по этим рельсам на светофоре нас обогнал старый вагон с пассажирами.

В Пятигорске сохранились целые кварталы частной жилой застройки. Выглядят они хаотически. Дома очень разные, есть очень запущенные полуразвалившиеся строения и очень ухоженные варианты. Очевидно все зависит от хозяина, у кого-то есть средства, время и желание окружить свое жилище красотой, а у кого-то нет и сделать с этим ничего нельзя — частная собственность. Квартира в доме, которую мы сняли как раз и олицетворяла собой прекрасную иллюстрацию ко всему вышесказанному.

Вид на частный сектор Пятигорска с горы Машук

Весь двор за воротами застроен хаотично разными домами и гаражами, территория между строений никак не облагорожена, т.к. принадлежит многим людям одновременно. Нам повезло наша квартира была в самом большом доме и выглядела очень современно, а на балкончике на крыше был установлен мангал и пару кресел с видом на главную достопримечательность Пятигорска — гору Машук. Единственный недостаток — одна спальня проходная, в остальном квартира безупречна по наполнению посудой, необходимыми предметами и отделке.

В Пятигорске мы тоже фоткали цветочки. Вставлю сюда вишневое дерево рядом с санаторием «Зори Ставрополья».

Цветущая вишня в Пятигорске

Для начала мы решили закупиться продуктами в соседнем магазине «Магнит — Семейный», хозяйка квартиры нам его рекомендовала, как самый большой и достойный магазин города. Забегая вперед скажу, что в дальнейшей поездке мы отоваривались только в «Магнитах» и «Пятерочках», никаких привычных по Питеру магазинов типа «Лента» и «Окей» на Кавказе нами замечено не было. И только в сетевых супермаркетах принимают к оплате банковские карты, во всех остальных мелких магазинчиках и лавках наличные или перевод по номеру телефона. Как заявляют сами продавцы — не хотят платить комиссию банкам за прием платежей.

Вечером мы приготовили себе ужин на мангале и нарезали небольшой круг у подножия горы Машук. На этом третий день нашего путешествия подошел к концу.

Достопримечательности Пятигорска

Весь четвертый день был посвящен осмотру Пятигорска и погружением в местную курортную жизнь с её прогулками по горам и питьем минеральной водички в бюветах.

Монумент перед музеем милиции в Пятигорске

Все достопримечательности Пятигорска сосредоточены вокруг горы Машук и, собственно, сама гора тоже относится к достопримечательностям. Мы за 15 минут дошли от нашего дома до очень красивой кофейни Гукасова и парка «Цветник». Эту точку можно считать началом осмотра. Парк «Цветник» в апреле был бесподобен, цвели разные сорта тюльпанов и гиацинты — это сплошной цветочный ковер. Очень симпатично на фоне этих цветов смотрится Лермонтовская галерея.

Скачать Туристическую карту Пятигорска в большом размере

Туристическая карта Пятигорска, большой размер
Туристическая карта Пятигорска, малый размер

Вид на гору Машук из парка Цветник

Однако, до голландского Кёкенхофа все таки не дотягивает. На осмотр Кёкенхофа потребуется 3 часа, а вот пятигорский парк «Цветник» легко можно обойти за 15 минут, он очень маленький, зато это абсолютно бесплатно.

Почти сразу мы начали подниматься наверх по лестницам сначала к гроту Дианы, а затем к Китайской беседке и статуе Орла. По дороге наслаждались видами с горы на хаотичную застройку пятигорского частного сектора, бездумно воткнутые то тут, то там многоэтажки.

Китайская беседка в Пятигорске

Далее, мы вышли на бульвар Гагарина и пешком прошли к знаменитому «Провалу» со статуей Остапа Бендера при входе. Вдоль бульвара стоят одни санатории и сувенирные магазинчики.

От Колоннады отлично видно Бесстыжие или Народные ванны. Бесстыжими их прозвали еще в XIX веке за то, что народ купался там голышом, и мужчины, и женщины одновременно. Сейчас такого беспредела не происходит, рядом из профнастила возведен домик для переодевания. Вода в ваннах теплая, поэтому купающиеся были даже в апреле при температуре окружающего воздуха +10°С и очень сильном ветре. Сидеть в воде рекомендуется не более 20 минут, т.к. минерализация сильная.

Народные ванны в Пятигорске

«Провал», как на мой взгляд, просто маленькая пещерка с озером внутри. Выглядит симпатично, но на осмотр понадобится не более 10 минут, включая время на фотографирование с Остапом при входе. Далее, мы в целях экономии сил, проехали несколько остановок на автобусе до подъемника на гору Машук.

Вход в Провал, Пятигорск

Подъем на гору в 2023 году стоит 210 руб. только наверх и 360 руб. туда и обратно. Мы взяли в одну сторону. Длина очереди на подъемник сильно зависит от погоды, если солнечно, то набегает толпа, а если переменная облачность, то терпимо. Вагончики маленькие на 20 человек, подъем длится всего 3 минуты.

Вагончик канатной дороги в Пятигорске

Наверху сразу встречает одна из главных достопримечательностей — поляна указателей. Смысл в том, что туристы натащили безумное количество табличек с названиями мест своего проживания и расстоянием до него. Я сфотографировалась с Вартемягами, т.к. мимо них на дачу езжу.

Столбы с указателями на вершине горы Машук

А вот найти в этом хаосе табличку с Москвой или Санкт-Петербургом тот еще квест. Затем мы пошли вниз пешком с заходом на смотровую площадку на вершину и с посещением кафе с видом на гору Бештау. Вернее в тот момент я еще не знала, что это Бештау, это я выяснила только в парке Железноводска. Кафе на горе единственное, так что вариантов нет.

Особо поразило то, что все деревья на горе Машук обломаны и обломки так и валяются, никто не утомляет себя их уборкой, очищают только дорогу. Видать, ветра там дуют сильнейшие.

Я с мужем во Вратах любви

На обратной дороге зашли отведать местных минеральных вод в бювет. Сами воды абсолютно бесплатны, но придется купить или одноразовый стаканчик за 7 руб., или специальную кружечку для питья. Внутри помещение бювета было сплошь заставлено многочисленными сувенирными лавками. Одна из минеральных вод Пятигорска — сероводородная, это как выпить жидкой тухлятинки, вторая железистая, гораздо более приятная на вкус.

К выходу из парка мы подошли уже к вечеру и сразу отползли домой, т.к. ноги гудели, а задний фасад жаждал присесть, а еще лучше прилечь. За день мы находили порядка 20 км по пересеченной местности.

Достопримечательности Кисловодска

На следующее утро мы сползли с кровати со стонами, ноги сильно болели. Пятигорские терренкуры нас укатали. При ходьбе вниз нагружаются какие-то другие непривычные группы мышц. Но мы решили таки вставать и ехать в Кисловодск, вернее сказать сначала на Медовые водопады, потом на гору Кольцо и уже затем в парк Кисловодска.

Медовые водопады расположены в Карачаево-Черкесии, и на границе между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесской республикой стоит серьезный блок пост, с ездой змейкой и кучей полиции, но при нас никого не тормознули.

Медовые водопады в Карачаево-Черкессии
Медовые водопады без дождя
Медовые водопады под дождем

Возле Медовых водопадов сравнительно недавно возвели целый туристический комплекс с гостиницей, кафе, туалетами, зиплайном и большой парковкой. Туристический сувенирный рынок тоже в наличии. Поскольку мы были в будний день народу было совсем не много. Через Каньон с водопадами проложены мостки с перилами, все облагорожено ради безопасности туристов. У Медовых водопадов нас подмочил дождик, к счастью, он был очень кратковременным

Далее, мы поехали обратно к Кисловодску и по пути остановились у горы Кольцо. Она совсем не высокая и подъем к Кольцу не потребует значительных усилий, но последние несколько метров смогут преодолеть только самые настырные туристы, там камень заполирован многочисленными ногами до состояния блеска и лезть очень скользко. Виды на окрестности с горы открываются совершенно замечательные. Посещение горы потребует не более 30-40 минут времени.

Гора Кольцо, рядом с Кисловодском
Вид с горы Кольцо на окрестности

После мы поехали смотреть на сам Кисловодск, остановились перед самым входом в парк и тут же выяснили, что подъемник закрыт на ремонт, но многочисленные местные прямо перед входом предлагают завоз на гору на машине к Олимпийскому Комплексу. Подозреваю, что 1500 руб. за эту услугу чистой воды развод, а с другой стороны, когда мы еще окажемся в следующий раз в Кисловодске? Виды, открывающиеся с годы на окрестные леса и поля нам полностью компенсировали моральный ущерб, понесенный во время проезда к месту.

Вход в парк Кисловодска

От Олимпийского комплекса до верхней станции подъемника довольно близко и на этом участке пути открываются самые замечательные виды. Наш путь пролегал по Кисловодскому парку, все вниз и вниз с многочисленными остановками на смотровых площадках и фотографированием. Кисловодский курортный парк является самым большим в Европе. Мы обошли только малую его часть. Местами он похож на дикий лес с дорожками, а местами украшен очень симпатичными садовыми павильонами и фигурными клумбами.

Кисловодский парк

У выхода из парка расположена Нарзанная галерея, очень большая, гораздо большая, чем тот бювет, который мы посетили в Пятигорске. Внутри никаких сувенирных лавок нет, только источники с минеральной водой и пункт Туристической информации. Что еще раз говорит в пользу того, что Кисловодск по сравнению с Пятигорском более цивилизованный город. В Кисловодске сероводородных вод нам не попалось, на вкус они больше железистые.

Кисловодская нарзанная галерея внутри

К подножию парка мы спустились уже к вечеру и абсолютно без ног. Погрузились в машину и поехали отдыхать в нашу квартиру в Пятигорске. Те дома, что попались нам на глаза по дороге из парка к выезду из города производили вполне ухоженное впечатление, гораздо более цивилизованное, в отличие от хаотической застройки Пятигорска.

Пятигорской рынок и кафе Гукасова

На шестой день мы уже еле сползли с кровати, т.к. после длинных прогулок по Ростову, Пятигорску и Кисловодску ноги болели просто адски и было решено сбавить темп, устроить себе день отдыха. После очень неспешного завтрака мы так же неспешно сползали на местный рынок. Купили деликатесов к обеду и полакомились на рынке свежевыжатым гранатовым соком, купили свежей черемши и спаржи к ужину.

После этой легкой прогулки мы валялись на кровати, сидели на балконе и любовались видом на гору Машук, потом опять валялись на кровати.

Во второй половине дня сходили выпить кофе с пирожными в красивое кафе Гукасова. На самом деле, в этом доме расположено два кафе. На первом этаже зал для богатеньких «Буратино» подороже с бархатными диванчиками, а на втором этаже подешевле, зато можно выйти на открытую террасу и полюбоваться на парк «Цветник». Обслуживание совершенно неспешное по нашим столичным меркам, в Питере прием заказа и подача блюд происходят в разы быстрее.

Кафе Гукасова в Пятигорске
Статуя Кисы Воробьянинова в парке Цветник

Достопримечательности Железноводска

На следующее утро мы все были, как новые. Боль в ногах исчезла, и мы решили ехать в Железноводск. В Железноводск поехали на такси, т. к. расстояние было всего 20 км. Высадились у санатория имени Тельмана. И это очень оказалась правильная диспозиция.

Таким образом мы оказались на вершине парка, рядом с дворцом Бухарского эмира. Для меня показалось странным, что этот скромный на мой взгляд дом, называют дворцом, а огромнейшее здание в Питере на Каменноостровском проспекте называют домом Бухарского эмира. Неплохо жили эмиры в свое время, по всей Российской империи настроили себе домов и дворцов.

Дворец Бухарского эмира в Железноводске

Далее, мы прошлись мимо Пушкинской галереи, которая оказалась полной копией Лермонтовской галереи в Пятигорске. Только в галерею в Железноводске можно войти, а в Пятигорске павильон был закрыт. Обе галереи возвели в 1901-1902 годах по проекту польского архитектора, все металлические и стеклянные конструкции были изготовлены на заводе и привезены в Пятигорск и Железноводск по железной дороге. В те времена такой метод возведения зданий считался ноу-хау.

Пушкинская галерея в Железноводске внутри

В Железноводском парке стоит несколько бюветов с минеральной водой, естественно все воды были нами продегустированы. Народу в парке было очень даже много, даже страшно представить, что будет там в сезон. И наконец, мы вышли к главной достопримечательности Железноводска — Каскадной лестнице. К счастью, мы оказались на вершине лестницы с 1790 ступеньками. Фонтаны на лестнице еще только готовили к пуску во время нашего визита.

Каскадная лестница Железноводска

Обошли вокруг Декоративного озера, полюбовались на местные скульптуры. Самым полезным для меня оказался мини парк местных гор. Именно, там я научилась различать их на вид. На Машуке, что в Пятигорске стоит антенна, у Бештау три вершины, и так далее и тому подобное.

Мини парк гор на Декоративном озере в Железноводске

Затем мы прошлись по терренкуру №2. Сама дорожка производила довольно неухоженное впечатление, когда-то там был асфальт и фонари, но скорее всего дорожку не чинили с советских времен. Фонари давно заржавели и лампочек в них нет. В лесу нас застал сильный дождь, спастись от намокания было решительно негде, кругом лес, пришлось идти дальше и обтекать.

Дошли до Грота Вечной мерзлоты, оказалось, что это довольно замусоренное, совершенно не интересное железобетонное строение. Под конец маршрута посетили Штольню с колонией диких летучих мышей. Мыши там действительно есть, лично видела, как они висят под потолком. Идти далеко внутрь довольно страшно, т.к. пред нами выскочила какая-то девица с воплем: «На меня напала летучая мышь, их там миллионы». Первая фоточка с нашими лицами сделана как раз в этой штольне. Там мы с другими туристами пытались переждать дождь и фотографировали друг друга.

К домику лесника нам удалось вызвать такси, проезд от этого места обратно в Пятигорск обошелся в 2 раза дороже, чем дорога в Железноводск к санаторию Тельмана — наценка за дальность места.

Удивительно, что после весьма продолжительной прогулки по Железноводску (более 20000 шагов по шагомеру в телефоне) ноги уже совсем не болели, адаптировались наверное.

На этом я позволю себе закончить рассказ о первой части нашего путешествия по Кавказским Минеральным водам. В целом города Кавказских Минеральных вод произвели на нас благоприятное впечатление, нашу поездку можно считать скорее ознакомительной В следующей части я вам расскажу об Эльбрусе и Приэльбрусье, Домбае и Теберде и дороге домой в Москву, Питер, которая обошлась не без приключений.

Путешествие на машине Пятигорск, Кисловодск
Путешествие на машине Кисловодск, пятигорск
Сохранить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне