X

Приэльбрусье, Домбай на машине, отчет о путешествии

Это вторая часть отчета о путешествии по Северному Кавказу. В первой части вы сможете узнать о дороге из Санкт-Петербурга через Москву до Ростова-на-Дону и далее до Пятигорска. О том, что мы увидели в Ростове-на-Дону, Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, что нам понравилось, что нет, где мы жили со ссылками на конкретные отели и квартиры.

Здесь же я вам расскажу о том, как мы прожили в поселке Терскол 3 дня на высоте 2200 метров, как поднимались на Эльбрус на высоту 3850 метров, какое при этом было у нас самочувствие, как мы купались в термальном комплексе «Жемчужина Кавказа», как исследовали Домбай и про дорогу назад с приключениями, спойлер наш единственный водитель сломал два пальца где-то не доезжая 100 км  до Воронежа.

Из Пятигорска в Терскол у подножия Эльбруса

В 8-й день нашего путешествия мы покидали очень нам понравившуюся шикарную квартиру в Пятигорске и выдвигались в Терскол, что стоит у подножия Эльбруса. С хозяйкой мы договорились на выезд в 11-00. К этому времени мы собирались уже позавтракать и собрать наши вещи. Чем дольше живешь в каком-то помещении, тем труднее собраться. За 5 дней в Пятигорске мы успели достать и поносить все наши вещи и даже устроить одну стирку.

В Пятигорске погода за эти 5 дней была очень разной. В первый прогулочный день было +10, но дул такой пронизывающий ветер, что мы ходили почти в зимней одежде — в джинсах на подкладке и в теплых свитерах под куртками. В следующий день ветер стих и на солнце было уже лето, достаточно было только легких джинс и футболки, в тени хотелось надеть какую-нибудь кофту. Нам предстояло переместиться на высоту 2200 метров над уровнем моря, там очевидно должно быть сильно холоднее.

Итого в 11-00 мы таки выехали из Пятигорска, в котором было уже почти лето, в легких джинсах и ветровках. Напоследок мы заглянули на рынок в Пятигорске, чтобы купить мяса на шашлык и вкусняшек к ужину, т.к. Терскол — это маленький поселок и больших магазинов там точно нет. Навигатор предсказывал, что до Терскола мы поедем 171 км, чистой езды около 2,5  часов.

Мы очень быстро пересекли границу Ставропольского края и Кабардино-Балкарии. Кабардино-Балкария — мусульманский регион. Там в каждом селе, стоит по мечети. Вдоль дороги часто ходят коровы, которые пасутся сами по себе, и люди одеты не так, как это принято в европейской части России, особенно женщины, не все, но очень многие.

Коровы в Терсколе ходят сами по себе

После поселка Баксан наш путь почти всегда пролегал вдоль реки Баксан. Это горная и очень красивая река. По мере продвижения горы вдоль дороги становились все выше и выше, а река все быстрее и порожистей.

Река Баксан вдоль, которой мы ехали

В одном месте мы даже остановились, чтобы сделать фотографии. В теплых лужах рядом с рекой было много лягушек с головастиками. Лягушки звонко квакали, но чтобы найти квакушку нам пришлось сильно напрячься, они ловко прячутся и проквакав сразу ныряют в мутную воду.

Я с мужем на фоне реки Баксан
Лягушка возле реки Баксан

Наша машина Haval 9 оборудована датчиком высоты над уровнем моря и окружающего давления. Мы с великим вниманием следили, как растет высота и уменьшается давление. Итого у нашего домика в Терсколе датчик высоты показывал 2200 метров над уровнем моря и давление около 88 кПа, что соответствует 660 мм ртутного столба. По ощущениям все было нормально, голова немного кружилась, но это может быть от осознания этих непривычных для организма цифр, а не от кислородной недостаточности.

Детей мы отправили спать на чердак, они жаловались, что при резком поднятии по лестнице сердце начинает усиленно стучать. В общем из ощущений это все. Какой-то дискомфорт в организме появлялся только при попытке совершить энергичные телодвижения, при замедлении дискомфорт немедленно исчезает. Да, где-то в Ленинградской области эта лестница не вызвала усиленного сердцебиения, но на высоте физические нагрузки нужно снижать, шевелиться медленнее, чем обычно привык.

Мы быстренько заселились и решили съездить к подъемникам на Эльбрус в Долину Азау, чтобы осмотреться. Начальная точка подъемников находится на высоте 2350 метров над уровнем моря. Было около 15:30 и погода очень испортилась. Было пасмурно, шел снег и дул сильный ветер. Мы потолкали у подъемников и сувенирных магазинчиков всего 30 минут и замерзли, как цуцики, пятигорская одежда для Эльбруса совсем не подходила.

Подъемники не смотря на все это погодное бедствие работали, однако не вооруженным взглядом было заметно, как на ветру покачиваются кабинки. В общем мы расстроились, т.к. подниматься на Эльбрус в такую мутную погоду не имело смысла, все равно никаких пейзажей рассмотреть не возможно. Уехали с надеждой, что завтра будет лучше.

Мужчины пошли жарить шашлык к мангалу, а я с дочкой отогревалась в домике. Там были теплые полы. Вообще весь дизайн интерьера нам очень понравился. Домик практически новый, коврики, декор для стен все идеально сочеталось друг с другом и доставляло эстетическое удовольствие. Я проработала дизайнером сайтов около 15 лет, поэтому люблю, чтобы вокруг меня было красиво.

Домик в Терсколе, в котором мы останавливались
Кухня в нашем домике

Нам домик очень понравился, т.к. мой муж фанат казана и мангала. Он нам три дня готовил еду на улице, а вот поклонникам обыкновенной кухни будет тяжело. В домике нет плиты, только микроволновка, но на столике лежат визитки с телефонами, где можно заказать еду из ближайших кафе с доставкой для тех, кто не любит готовить самостоятельно. Ну и кафе в пешей досягаемости имеются. Ларек с кофе буквально через дорогу стоит, однако открывается он, когда захочет продавец уже ближе к 10, а не в 9, как написано.

Подъем на Эльбрус

На следующее утро в просвет между занавесок я увидела голубое небо. Нашей радости не было предела — нам повезло с погодой. Мы поехали на такси всего за 300 рублей до подъемников в Долине Азау. Uber и Яндекс.Такси в Терсколе не работают. Такси вызывают по старинке по телефону, который так же можно найти на столике на одной из визиток.

Подъем на все 3 яруса стоил 1400 руб. на человека. Вообще по этому билетику можно было ездить туда и обратно целый день, билетик предназначен для лыжников. В середине апреля лыжный сезон на Эльбрусе все еще продолжался, катающихся было очень много.

Мы, как жители равнин, решили подниматься постепенно, сначала на первый ярус на площадку «Кругозор»  на высоту 3000 метров, там погуляли и пофоткались 30 минут.

И поехали дальше на второй ярус — обзорную площадку «Мир» на высоте 3500 метров, там так же погуляли пофоткались.

Фотозона на обзорной площадке Мир, Эльбрус
Еще одна фотозона на обзорной площадке Мир

Ну и последний третий ярус — обзорную площадку «Гарабаши» на высоте 3847 метров. Ощущения везде одинаковые — если не пытаться энергично двигаться их совсем нет. Если в своем обычном ритме подниматься на ничтожный пригорок сразу одышка и желание сбавить темп. Я видела на Эльбрусе автобусных туристов с пульсомерами на пальцах, на мой взгляд лишний прибор, ненормальное сердцебиение тело и так очень хорошо ощущает.

Подъемники на Эльбрус

На высоте 3850 метров стоит кафе, в котором мы выпили по чашке горячего чая, так же там подают и блюда кавказкой кухни. В кафе работают местные женщины, т.е. им там работать абсолютно нормально, они привыкли.

На площадке «Гарабаши» мужики на снегоходах предлагали подъем на вершину Эльбруса всего за 10000 руб. с человека. Ну на мой взгляд это не спортивно и довольно безрассудно. Я могу понять альпинистов, которые ходят в горы пешком ради спортивного интереса, с подготовкой и акклиматизацией, но вот так — доставим вашу тушку на снегоходе, ну на мой взгляд не интересно и не предсказуемо с точки зрения организма. Такие высоты все таки для большинства населения экстремальны без подготовки. Наверняка перед подъемом подсунут на подпись бумажку, что ответственность за жизнь и здоровье каждый берет на себя самостоятельно.

Мы на фоне вершины Эльбруса
Самый высокогорный ящик Почты России, 3847 м

В общем острыми ощущениями нас накрыло на спуске, по ушам перепад давления дал мощно. Туда мы поднимались постепенно, а обратно съехали в один прием. На спуск ушло около 30 минут. Обратно до нашего домика в Терсколе мы пошли пешком, чтобы размяться, благо дорога шла всё вниз и вниз вдоль горной реки и кучи отелей и гостевых домов. Вообще Терскол более застроен жильем для туристов, чем домами местных жителей. Однако мечеть в наличии даже в таком селении.

Пушка для спуска лавин в Терсколе
Мечеть в Терсколе

На обратной дороге мы заходили в мелкие продуктовые магазинчики с целью ознакомится с ассортиментом и хотели найти кафе, чтобы пообедать. Но многочисленные кафе по дороге были закрыты без объявления причин, низкий сезон наверное. В результате мы почти у нашего дома зашли в кафе при гостинице, где мы были единственными посетителями, и наелись такого супа, какого я в жизни не пробовала. Каждый из нас четверых заказал себе по разному супу и все супы оказались такими густыми, что в них ложка стояла, а тарелки большие наполненные почти по края. Хорошо, что сразу не заказали второе, а то пузо бы не выдержало. К сожалению никто из нас не запомнил название этого чудо кафе, название было замысловатым — какое-то не русское составное слово через тире.

Кафе в Терсколе с чудо супчиками

Вечером мужчины на мангале готовили сложное блюдо из вчерашнего шашлыка и настолько много сготовили, что нам хватило на два дня к счастью, потому как на следующий день мы вернулись уже затемно. Погода к вечеру опять испортилась, стало пасмурно и пошел снег. Может быть в этом есть какая-то закономерность : утром все хорошо и солнце, во второй половине дня начинает хмурится, поднимается ветер и идет снег.

Блюдо из вчерашнего шашлыка в казане

Чегемские водопады, Эльтюбю и перевал Актопрак

Это был самый богатый на впечатления день. Начался он совсем невинно. Мы хотели увидеть Чегемские водопады и навигатор проложил нам маршрут — 82 км всего, что же может пойти не так? А по хорошей дороге наш путь пролегал только до поселка Былым, там мы свернули на проселок, который поначалу шел через селения по довольно ровной местности и грунтовка была не плоха.

С какого-то момента начался подъем и горный серпантин, виды окрестностей стали просто завораживающими. Но дорога с каждой минутой приобретала все более экстремальный характер с уклоном до 14%, со слепыми поворотами и шириной в одну легковую машину рядом с обрывом.

Грунтовка на подъезде к перевалу Актопрак
Дорога через перевал Актопрак

Чем дальше по дороге, тем круче виды. Мы встретили на перевале Актопрак только 3 джипа с туристами, других машин не было, к нашему счастью, т.к. разминуться с ними местами большая проблема. Фотографии не передают и 10% грандиозности пейзажа, это надо видеть в живую.

Мы на вершине перевала Актопрак

У реки Чегем перевал заканчивается и дорога приобретает относительно равнинный характер, но это дорога в довольно глубоком ущелье. Горная река так же очень красива, мы несколько раз останавливались, чтобы сделать фотографии. Этот участок дороги когда-то был асфальтирован, но это было очень давно, асфальта осталось мало. Легковушки там пытались ездить со средней скоростью 10 км в час. По большому счету для обыкновенной машины дорога слишком ухабиста. Для нас на джипе после преодоления перевала Актопрак дорога была почти ровной.

Река Чегем, вдоль которой шла дорога

Сам водопад Чегем не произвел неизгладимого впечатления. В апреле он был похож на несколько тощих потоков. Вдоль водопада во всю велись работы по расширению дороги и на плакате рядом было написано, что работы будут вестись вплоть до 2024 года. Активно ездили бетономешалки, местами пейзаж нарушал строительный забор.

Все место напротив водопада занимают сувенирные лавочки и кафе. Т.е. романтики там никакой нет, удивило только наличие на стоянке микроавтобуса на австрийских номерах, вот занесло его, цивилизованные Альпы надоели, захотелось дикого Кавказа.

Дорога по ущелью рядом с Чегемскими водопадами
Я и Чегемские водопады в апреле

Далее мы решили развернуться назад и доехать до Эльтюбю, там расположен Город Мертвых — такие башни из камней. У отворота на базу отдыха «Горец» висел не утешительный плакат: «Дальше только на полноприводных машинах». Вся дорога шла вдоль реки Чегем. От Чегемских водопадов до Эльтюбю всего 20 км, но за счет совсем не качественного покрытия мы даже на джипе тащились около часа.

Для начала мы остановились у Боевой башни князей Балкоруковых в самом центре селения Эльтюбю. Города Мертвых нигде не было видно, никого кругом не было, чтобы спросить.

Боевая башня князей Балкоруковых в Эльтюбю

Пришлось ехать дальше и на наше счастье с дороги мы город Мертвых увидели. Но мы подъехали с неправильной стороны, там уклон наверх был на глаз почти 45°. Мы решили не рисковать переворотом машины и полезли в гору пешком. На самом деле, если заехать по другой дороге, там можно подняться чуть выше на машине, но указателей никаких нет, поэтому об этом мы узнали только на обратном пути от других туристов.

Вообще пейзаж с горы открывался отличный. Сам город Мертвых в Эльтюбю является культурным наследием федерального значения и назван — Группа надмогильных сооружений XI-XVIII веков. Мне местные растения очень понравились, ходишь будто по огромной, естественной, альпийской горке. Внутри башен пусто, так же как и вокруг — камни и растения.

Башни города Мертвых в Эльтюбю

Из Эльтюбю нас согнал дождик, спускались в спешном порядке, стараясь на намокнуть окончательно. Далее мы двинулись обратно через перевал Актопрак. Обратно ехать было уже не так страшно, как туда, т.к. мы уже понимали, что нас ждет.

Селение Эльтюбю вид от города Мертвых, и ущелье по которому мы приехали

Мы заехали к одному фермеру на перевале, у его дома висела табличка «Сыр». Хотелось отведать натурального сыра из молока, а не пальмового масла и химикатов, каким активно торгуют столичные супермакеты. Однако местный аксакал был согласен нам продать только цельный круг сыра, резать не соглашался ни в какую. Сыр у него был по виду и нашим понятиям адыгейский, по его понятиям сыр был балкарским. Так мы остались без сыра, 2 кг нам за ужин и завтрак не съесть, а на следующий день уже надо выдвигаться в очередную дорогу.

Мы остановились еще раз на верхней точке перевала полюбоваться видами и обнаружили неожиданную проблему — заднее колесо было пробито острым камнем и издавало громкий свист. Коля решил менять колесо на перевале, там более менее ровная площадка, если бы оно спустило окончательно в другом месте на склоне и узкой дороге сделать это было бы намного сложнее.

Перевал Актопрак вечером

Колесо на новом Haval 9 мы еще ни разу не меняли и стала очевидна еще одна проблема — родной домкрат не в состоянии поднять машину до необходимого уровня. Мы побегали кругами и к счастью нашли два ровных кирпича, чтобы подложить под домкрат. С кирпичами колесо оторвалось от земли и его удалось успешно заменить на запаску. Коля весь извалялся в местной пыли, мы замерзли, как цуцики, т.к. уже смеркалось, солнце почти село, и дул сильный ветер.

Замена колеса на Haval 9 на перевале Актопрак

На шиномонтаже при въезде в Тырныауз нам отремонтировали пробитое колесо всего за 500 руб. и 30 минут. Тырныауз это небольшой город, там как раз живут местные люди, гостиниц для туристов там нет, но сдаются квартиры на Суточно.ру. В Тырныаузе есть большой магазин «Магнит», «Пятерочка», отделения «Сбербанка» и Почты России, т.е. если хочется цивилизации то, там ее можно найти. В Тырныаузе все женщины одеты по мусульманскому обычаю, видели даже некоторых в паранже.

Тырныауз является одним из самых высокогорных городов России, стоит на высоте 1300 метров в ущелье. Там есть некоторое количество многоэтажек с балконами типа сарай. Фото сделала в другой день, в тот день мы так устали и уже почти стемнело.

Тырныауз один из самых высокогорных городов РФ

Термальный комплекс «Жемчужина Кавказа»

На следующий день мы выдвинулись в сторону Домбая. По дороге решили остановится на одну ночь в Термальном комплексе «Жемчужина Кавказа». Нам предстояло проехать 250 км км за 3 часа 40 минут, что мы и сделали. Дороги на всем протяжении пути были великолепными. Термальный комплекс находится в поселке Кавказский, в степной зоне, в 15 км от города Черкесск. Навигатор не знал адреса термального комплекса, искали указателям уже в самом поселке.

Номера в гостинице при термальном комплексе я забронировала нам накануне. Проблема в том, что эту гостиницу невозможно забронировать ни на одной из систем бронирования, только на официальном сайте. Сайт оставляет желать лучшего, например, там нет возможности забронировать два номера одновременно. Пришлось рисковать и бронировать один за другим с оплатой, иначе никак. И вот сюрприз, второй номер остался только VIP по цене в 2 раза больше, но делать нечего, пришлось брать, ведь деньги за первый номер не возвратны. Простой номер стоил нам 2800 руб. за ночь, а VIP — двухкомнатный 4300 руб. за ночь.

Главная улица в поселке Кавказский

Первое впечатление при взгляде на фасад здания были не очень. Термальный комплекс оказался построенным из профнастила. При заселении с нас взяли еще по 800 руб. за пользование бассейнами и занесли мои данные в какую-то амбарную книгу ручкой. Компьютеризация говорите? Искусственный интеллект? Эти понятия существуют только в столицах, на Кавказе все по старинке.

Термальный комплекс Жемчужина Кавказа

В номерах не очень чисто, пыль на полу была в наличии. Одеяла в пододеяльники там принципиально не вставляют — это обязанность постояльцев. И главное в каждом номере в шкафу стоит набор посуды, а на стене висит перечень этой посуды и список страшных кар при потере, разбитии, воровстве и т.д. Т.е. советским стилем от этой гостиницы несет за версту.

Мы сразу сунули нос в местное кафе, чтобы понимать, что нам светит на ужин. Кафе оказалось — какой-то дешевой столовкой с пирожками.

Ассортимент в кафе при термальном комплексе

В VIP номере был мангал во дворе, поэтому мы приняли решение съездить на базар в Черкесск и не рисковать здоровьем в местном кафе. В магазинах в поселке Кавказский ничего, что можно было бы зажарить на гриле купить не удалось . В Черкесске довольно обширный Центральный рынок и большой торговый центр рядом с «Магнитом» внутри.

После закупки продуктов на ужин мы наконец погрузились в минеральные воды. На фоточках на официальном сайте термальный комплекс выглядит лучше, чем в натуре. Во-первых один большой бассейн на улице не работал, с него слили воду и чистили там черную плесень мойкой высокого давления. В работающем бассейне народу было, как сельдей в бочке, и это было в будний день. Вода там и правда минеральная температурой около 38°. В этом термальном бассейне иногда включали водяные массажеры, но на всех желающих их не хватало, и массажеры там убогие.

В апреле отдыхать на шезлонгах было еще невозможно из-за холода на улице. Горка, естественно тоже не работала.

Термальный комплекс Жемчужина Кавказа
Горка в Термальном комплексе Жемчужина Кавказа

Плавательный бассейн в помещении мягко говоря обрамлен узорами из черной плесени, ну и когда стемнело в помещении бассейна освещение было очень тусклым, там стоял полумрак. Я ходила в несколько бассейнов Питера, такой грязищи и такого света ни в одном не видела. В общем нам не понравилось, зря мы там решили ночевать, если бы заехали на 1,5 часа самое то и было бы.

НО тут все зависит от того, что вы видели ранее из термальных комплексов и гостиниц. В термальном бассейне от купающихся я услышала слова восхищения этим заведением. Мы в Москве себе позволяли себе Grand Wellness Novahovo Hotel & Spa, в Минске останавливались в отеле Виктория&СПА, в Будапеште посещали купальни Лукач, да там не было свежего ремонта, но на фоне термального комплекса «Жемчужина Кавказа» даже скромная купальня Будапешта выглядит дорогим курортом. На мой взгляд термальный комплекс «Жемчужина Кавказа» выглядит дешево, билет туда тоже дешевый, а вот грязь оправдать ничем нельзя.

Переезд на Домбай и первые впечатления

На Домбай мы поехали опять через Центральный базар Черкесска, ведь Домбай небольшой поселок, с магазинами там не очень хорошо. Купили мяса на шашлык, свежей клубники, помидоров и огурцов. Удивило, что в Черкесске не продают этих бледных, вымоченных в марганцовке кур, как в столицах, там продают только кур зернового откорма, у нас таких можно купить только на рынке по повышенной цене.

Дорога до курортного поселка Домбай была легкой, мы преодолели всего 141 км. Суть в том, что дорога шла по широкой зеленой долине, с обоих сторон окруженной высокими горами, чем дальше едешь, тем уже становится долина и выше горы.

Домбай находится в Карачаево-Черкесии, это так же мусульманский регион со своим специфическим колоритом. Например, вдоль дороги мы видели много магазинов с огромными вывесками «Приданое» и таблички со странными цитатами из Корана. Сами таблички, похожи на дорожные знаки, зеленые. На них написаны цитаты кириллицей, но видать на арабском языке или может быть на местном, потому что ничего не понятно. Видели всего одну цитату, написанную по-русски и много таких вот нечитабельных с нашей стороны вариантов.

Так же в этой долине разводят очень красивых лошадей, просто порой большие стада пасутся рядом с дорогой, некоторые лошади дорогу переходят, там где им вздумается. Ограничение скорости в долине почти везде 40-60 км/ч. Как нам потом объяснил экскурсовод, это из-за коней. Очень много аварий на почве того, что машины сбивают лошадь, особенно ночью или в сумерках.

По дороге туда мы остановились рядом с живописной рекой Уллу-Муруджу. При нас подъехала грузовая машина, оттуда вышли рабочие с 20-литровыми канистрами и начали их набирать. Считается, что вода в этой горной реке почти дистиллированная.

Река Уллу-Муруджу и моя дочь со своим мужем
Река Уллу-Муруджу и местные рабочие

Сам поселок Домбай произвел удручающее впечатление — там очень много заброшенных домов и огромное здание не достроенной в советские времена гостиницы по центру. Современное строительство ведется без разработки генерального плана совершенно хаотическим образом.

Так в курортном поселке выглядят дома местных

Почти сразу нас ожидал сюрприз в виде отключенного по всему поселку электричества. Типа — низкий сезон, ведутся работы на линии. К вечеру свет дали.

Мы заехали в якобы коттедж, на самом деле это оказался блок в таунхаузе, состоящий из трех комнат, расположенных друг над другом, спальня на втором этаже проходная, на первом этаже — прихожая, совмещенный санузел и кухня и там совсем почти нет окна, т.е. без искусственного освещения на первом этаже всегда темно. Двор весь в строительном мусоре, рядом зияют дыры не достроенных таунхаузов. В общем после замечательного домика, который нам достался в Терсколе с личным двориком и мангалом, этот вариант очень средний. Особо прикалывало в ночи ходить в туалет с третьего этажа на первый.

Так выглядят ряды таунхаузов

Мангалы во дворе стояли, но они все общественные, надо договариваться с соседями об очередности пользования. Но шашлык мы все таки пожарили. На следующий день мы взяли экскурсию на джипе в горы.

Мангал во дворе

Экскурсия на Мухинский перевал или Муху

По большому счету в апреле не так много доступных для проезда маршрутов по окрестностям. Популярные на Домбае горные озера еще лежали под снегом и льдом, поэтому выбирать особо было не из чего, мы согласились на предложение экскурсовода, ему виднее, где сейчас лучше.

Экскурсия проходила на ВАЗ Патриот. Мы доехали до Санатория МВД в Тиберде  и там свернули на проселок и начали карабкаться в горы по довольно крутой песчаной дороге. Если на перевале Актопрак дорога была из укатанной щебенки, то тут чистый песок со всеми вытекающими обстоятельствами. Мы много раз порадовались, что не поехали на собственной машине, т.к. запах паленой передачи отчетливо ощущался в салоне.

Дорога на Мухинский перевал

На машине с несколькими остановками по дороге мы доехали до надписи на горе: «Я люблю Муху» и оттуда поднимались наверх по довольно пологому склону на высоту почти 3000 метров. С вершины перевала открывается великолепный вид на горы Архыза. На всю эту прогулку мы потратили около 2х часов с подъемом и спуском. По возвращении к машине нас ждал горячий чай с хычинами, это такие лепешки с зеленью, местная кухня.

Надпись Я люблю Муху
Так выглядит тропа на Мухинский перевал
По дороге на Мухинский перевал
Вид с Мухинского перевала

На обратной дороге пошел дождь с мокрым снегом, опять прослеживался стереотип — утром ясно, во второй половине дня начинаются погодные катаклизмы.

Подъем на  Домбай-Ёльген (Домбай-Ульген)

Все ночь шел довольно сильный дождь, он изрядно барабанил по железной крыше. Но к утру к нашему счастью закончился. У нас оставался последний день путешествия, и мы решили купить билет на подъемники и подняться на вершину горы Домбай-Ёльген. Было пасмурно. В кассах подъемников нам сообщили, что открыт только первый ярус, остальное закрыто из-за сильного ветра и тумана.

На Домбае в отличие от Эльбруса в апреле лыжный сезон был уже практически завершен, на подъемник садились только такие же туристы, как мы, жаждущие осмотреть окрестности с высоты.

Вид на курортный поселок Домбай с горы

На первом ярусе царил такой же хаос из непродуманных конструкций, как и в курортном поселке Домбай. Не смотря на действительно сильный ветер наверху работал сувенирный рынок. От ветра ларечники пытались спасаться какими-то кустарно слепленными растяжками. Самый ходовой товар — подпопник туристический, поскольку далее наверх предполагалось подниматься на открытом кресельном подъемнике.

Вот на вершине горы такие жалкие сараи

После непродолжительной прогулки мы замерзли и решили выпить чаю в местном кафе, заказали собственно чай на всех и локум, полагая, что это такие турецкие сладости, но нам принесли целую тарелку жареных пончиков, посыпанных сахарной пудрой. Как я потом выяснила в интернете — во всем мире слово «локум» или «лукум» обозначает всем известную турецкую сладость, а в Карачаево-Черкесии «локум» это пончики, национальная кухня.

Карачаевский локум — национальная кухня

Во второй половине дня мы съездили в Тиберду в местный зоопарк. Вход платный только для туристов, местным бесплатно. Зоопарк маленький, но миленький, там представлены только местные животные.

Красивый вид в Тиберде рядом с Зоопарком

Дорога домой с переломом двух пальцев

На следующее утро мы выдвинулись в обратный путь. План состоял в том, чтобы доехать до Воронежа и там, где то упасть ночевать в первый попавшийся мотель. Проехали почти 1000 км за 13 часов, большая часть пути по М4. Собственно, все шло по плану до последнего момента. Мы остановились около 10 часов вечера в гостинице-мотеле-кафе «Хантер». Нам достался один большой номер с удобствами и с двумя двуспальными кроватями всего за 2500 руб. Интерьер очень простенький, постельное белье очень темное, слив в туалете был сломан, но мужчины там что-то подвинтили, и он заработал.

Неприятность состояла в том, что Коля, наш единственный водитель, как-то не ловко открыл дверь мотеля и сильно ушиб пальцы на правой руке.

После заселения мы сначала поводили жалом в местном кафе «Хантер», но все продавщицы в сей поздний час куда-то ушли, поэтому мы зашли в столовую в соседнем мотеле «Айсель», там продавщицы были на месте. Столовая выглядит типично, с раздачей, только еда на раздаче холодная, её греют после оплаты в микроволновке. В общем вполне съедобно и дешево.

На следующее утро остро встала проблема с ушибленными пальцами, они посинели и опухли. Мы нагуглили в Воронеже платную «Травму» и поехали туда по навигатору само собой, как всегда. Однако при въезде в город навигатор потерял все спутники, там их глушили еще в апреле 2023 года. Все кроме водителя, открыли доступные на своих смартфонах карты и пытались ему подсказывать читая названия улиц на домах, и нам удалось успешно найти «Травму». Около 9 часов утра нас очень быстро обслужили с рентгеном и приемом у доктора. Пальцы действительно оказались сломанными.

В наше время уже не накладывают гипс, нам дали адрес магазина «Ортека» и велели купить ортез, якобы продавщица это устройство умеет правильно одевать. До «Ортеки» мы ехали так же по картам без навигатора, сверяясь по названиям улиц, написанным на домах. Ортез однако стоил дороже, чем прием у доктора вместе в рентгеном, пришлось уплатить около 4500 руб. Продавщица была удивлена, что ей оказывается придется это устройство надеть, но оказала все возможное содействие.

До этого происшествия мы планировали из Воронежа рвануть до Питера одним заездом, но в связи с этой стрессовой заминкой решили заночевать в Москве в привычном нам уже отеле «Милан», в прошлом году мы тоже там останавливались. После сомнительного и задрипанного мотеля, отель «Милан» казался просто верхом совершенства с безупречной уборкой, белыми простынями, меню из подушек и еще кучей приятных маленьких мелочей. Вместе с нами заселялся экипаж Emirates.

Единственный недостаток отеля «Милан» — еда там стоит не адекватных денег. Поэтому на ужин мы сходили в проверенный ИЗИ ПАБ, после ужина зашли в ТЦ Каширская Плаза и напоследок сделали ряд покупок.

Организационные выводы

Апрель в городах Кавказских Минеральных вод очень не плох, сезон еще не начался, но уже довольно тепло, цветы во всю цветут, цены на все еще не достигли своего максимума. А вот в горах обстановка еще далеко не летняя.

Планируя путешествие с большим количеством ходьбы, нужно обязательно закладывать дни отдыха. Каждый день шагать по более чем 20 км уже очень тяжко, когда тебе за 50, молодежь наша тоже очень уставала. Ессентуки прошли мимо нас по причине сильной усталости.

В горах в апреле многое зависит от погоды, не всегда она благоприятствует приятному времяпрепровождению. Нам, например, повезло на Эльбрусе, а на Домбае погода была не очень удачной.

Мы ездили на Чегемские водопады из Терскола, но по факту могли бы съездить туда и из Пятигорска, расстояние 112 км, как раз туристические автобусы ездят туда из городов Кавказских Минерральных вод, наверняка дорога там лучше.

Мы посетили термальный комплекс в поселке Кавказский «Жемчужина Кавказа», в станице Суворовская есть еще один термальный комплекс, можно было съездить и туда. Опять же оба этих комплекса достижимы из Пятигорска. Из Пятигорска до «Жемчужины Кавказа» — 101 км, а до станицы Суворовской всего 43 км. Т.о. можно вполне было сидеть в Пятигорске дольше и развлекаться радиальными выездами по окрестностям. Но в этом случае мы бы никогда не узнали о красивейшем перевале Актопрак.

Ну и особо меня огорчил тот факт, что никакого раздельного сбора мусора ни в одном месте нашего постоя мы ни разу не видели. Нет на Кавказе отдельных баков для пластиковых бутылок и для стекла.

Так, что все что ни делается, все к лучшему.

Добавить в Пинтерест
Сохранить в Пинтерест
Елена Шикова: Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. <a href="https://trip-together.ru/about/">Подробнее обо мне</a>

This website uses cookies.