Поездка в Казань самостоятельно на 4 дня — что, где, почем

Почти сразу после новогодних праздников мы озадачились размышлениями на тему: куда бы нам рвануть на выходных вокруг 23 февраля, ведь в 2023 году выпало целых 4 дня подряд. И наш выбор пал на столицу Татарстана, третью столицу  России. Если погода будет не очень благоприятной, что зимой весьма вероятно, можно будет посетить музеи, торговые центры и кафе, в маленьком городе подобное времяпрепровождение может стать проблемой.

Шиковы в Казани
Мы на смотровой площадке в Кремле, рожи красные, на улице -15

Подготовка к поездке

Помня о том, что на длинные выходные все стабильно дорожает, количество мест в отелях катастрофически уменьшается, мы купили себе билеты на самолет уже 15 января и прямо сразу же забронировали квартиру на Суточно.ру.

Я с мужем летела из Санкт-Петербурга авиакомпанией NordWind за 27000 руб. (билеты эконом на двоих туда и обратно без багажа), а наша дочь с мужем летели из Москвы Аэрофлотом за 19000 руб. (билеты эконом на двоих туда и обратно без багажа). В иные даты стоимость билетов на самолет быстрее всего существенно снизится.

Перед покупкой авиабилетов я вентилировала вопрос, а не будет ли нам дешевле стоить организованный тур на эти даты на сайте Слетать.ру. НО убедилась, что тур стоить будет столько же, а вот время вылета в Казань и из нее будет существенно менее удобным.

Наш вылет в Казань был намечен на 8:30, в 11:00 мы были уже в Казани, вылет обратно я взяла на 21:00 26 февраля, таким образом у нас получалось почти 4 целых дня на осмотр столицы Татарстана. В турах же вылет туда предполагался вечером 23 февраля, а вылет обратно приходился и вовсе на утро понедельника, т.е. работающие должны были бы отпрашиваться.

Кроме того, забронировав все самостоятельно я существенно сэкономила и на проживании. Один номер в Ибисе на праздничные даты стоил 20000 руб., т.е. 5000 руб. в сутки. Поскольку нас было четверо и все мы родственники, квартира с двумя изолированными спальнями стоила нам те же 20000 руб., но уже на четверых.

На своей машине до Казани ехать из Санкт-Петербурга 1528 км (20 часов чистой езды), путь будет пролегать через Москву и Нижний Новгород. На езду было бы затрачено целых двое суток из 4х дней выходных, поэтому от поездки на собственной машине мы отказались почти сразу. За такой короткий срок столь дальние путешествия на машине не имеют большого смысла.

Полет с NordWind

Чтобы вылететь в 8:30 из Пулкова пришлось встать 5:00, в аэропорт ехали на такси, хотя и на общественном транспорте тоже успели бы, если бы озадачивались проблемой экономии. В Пулково все, как всегда, сначала шмон с просвечиванием всех вещей на входе в аэропорт, потом мы постояли в очереди на сдачу багажа, чтобы распечатать посадочный талон. Места рядом я нам купила прямо с билетами, поэтому отслеживание ранней регистрации нам было не актуально. Если вы не выкупаете билеты рядом сразу, то имеет смысл пройти онлайн-регистрацию как только она открывается за сутки до вылета.

NordWind мега бюджетная авиакомпания, там совсем нет бизнес класса, на рейсе всем предложили только стаканчик воды. Чисто по расписанию на рейс из Санкт-Петербурга в Казань отводится 2 часа 30 минут. По факту мы взлетели с опозданием в 30 минут и приземлились ровно в 11:00 по расписанию. Т.е. чисто полет занимает 2 часа.

Погода была отличной в Питере мороз -8°С и солнце, в Казани мороз -15°С и солнце. Всю дорогу можно было рассматривать Россию, укрытую белым покрывалом снега, в иллюминатор, чем я собственно и занималась. Местами было хорошо видно Волгу, мосты через нее. Так же мне показалось, что я видела Ярославль, там очень характерные очертания места, где Которосль впадает в Волгу, и находится красивый парк.

Прямо после приземления мы встретили в аэропорту Казани нашу дочь с мужем и взяли такси до квартиры. Хозяйка любезно разрешила нам заехать в 12:00, вместо положенных 14:00. От аэропорта Казани до Кремля около 30 км, ехать на такси с учетом небольших пробок около 40 минут.

Всегда в аэропорту вызывайте такси через приложение Яндекс-такси или Uber. Если не пользуетесь приложениями обратите внимание на сайт Gettransfer, это агрегатор разных таксомоторных компаний. Самые опасные таксисты — это те, кто в зоне ожидания встречают со словами: «Такси», стоимость поездки не предсказуема и может быть существенно завышена.

Из аэропорта Казани в город ходит рейсовый автобус №197, в пути он делает очень много остановок, и электричка. Недостаток электрички — расписание, ходит она не очень часто, но если расписание вас устроит билет на электричку обойдется всего в 54 рубля.

Робо кафе в аэропорту Казани
Роботы уже с нами, минус одна продавщица + несколько лиц обслуживающего персонала

Наша чудесная квартира с видом на Кремль

Заезд в квартиру Большая Красная улица, 1Б был организован бесконтактно, хозяйка в WhatsApp мне скинула инструкцию, как войти в подъезд, код к коробочке, где нужно взять ключи. Плату за квартиру я перевела хозяйке на карту, включая и залог за имущество в 3000 руб.

Квартира очень нам понравилась, это редкое сокровище. Обычно очень трудно найти квартиру с двумя изолированными спальнями. Ну там вообще из трех окон открывается шедевральный вид на Казанский Кремль — Мечеть Кул Шариф, башню Сююмбике. В кухне сделана раковина на подоконнике, как показывают во всех модных нынче румтурах.

Вид из окна нашей квартиры на Кремль

Глаза утром открываешь и сразу видно Кремль, прямо с кровати. Четвертое окно с балконом выходит на торец Дворца Земледелия, что тоже прямо обворожительно.

Вид из спальни на Кремль

Квартира расположена на пятом этаже обыкновенной хрущевки, так что если вам критично забираться пешком, то не рекомендую. Но на мой скромный взгляд оно того стоит: один раз в день лезешь на пятый этаж, и весь вечер любуешься на Кремль в подсветке.

Рядом с домом можно найти либо маленькие кафешки, либо маленькие продуктовые магазинчики. Большой торговый центр ЦУМ расположен в 1,5 км от квартиры, по пути придется перелезть через Кремлевский холм. В ЦУМе мы покупали продукты в татарском супермаркете «Бехетле».

Первый день — Кремль, улица Баумана

В первый день мы выбрались на прогулку только в 14:00, т.к. сначала сбегали в соседний магазин, купили продукты для завтрака, потом собственно завтрак сготовили и съели.

Первым делом мы пошли осматривать Кремль. Прямо у ворот, что в Спасской башне, досаждают многочисленные гиды, которые навязчиво предлагают свои услуги. Со всеми видами экскурсий по Казанскому Кремлю мы можете ознакомится на сайте Спутник8.

Спасская башня Казанского Кремля

Вся территория Казанского кремля считается музеем заповедником и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году. На территории можно посетить 6 музеев и два выставочных зала. Один из музеев филиал Эрмитажа, там проходила выставка про Александра Македонского. Мы в эти заведения не ходили. Посетили только знаменитую мечеть Кул Шариф и Благовещенский православный собор, поскольку это культовые заведения вход в них бесплатен. Два храма в Казанском Кремле, стоящие почти рядом, символизируют добрососедские отношения двух наиболее многочисленных народов Татарстана.

История Казанского Кремля довольно мутная и скользкая, трудно пройти по лезвию бритвы и не задеть чувств верующих двух основных религий нашей страны, поэтому я не буду даже пытаться. Почти все строения внутри Кремля точно относятся к временам позднее взятия Казани Иваном Грозным, старая ханская Казань полностью сгорела после штурма. От ханской легендарной мечети Кул Шариф ничего не осталось — никаких изображений, неизвестно даже, где точно в Кремле она стояла.

Кул Шариф это имя последнего имама той старой ханской мечети, которая стояла где-то на кремлевском холме до взятия Казани Иваном Грозным. Имам Кул Шариф погиб во время штурма и быстрее всего его мечеть не носила его имени, так её стали называть уже после его смерти и разрушения мечети.

Мечеть Кул Шариф в Казани
Мечеть Кул Шариф
Интерьер молельного зала мечети

Новую мечеть Кул Шариф построили в 2005 году. Она очень красивая и современная. И это была первая мечеть в моей жизни, которую я посетила. Там довольно большой вестибюль на первом этаже. В тот момент там проходила выставка старых фотографии мечетей Казани. Мне показалось, что многие мечети в конце XIX века походили на обыкновенные дома с башенками на крышах, чем-то мне эта архитектура даже напомнила здания ратуш в Западной Европе.

В молельный зал мечети туристов не пускают, но на него можно посмотреть сверху с балкона. На первом этаже так же размещается музей истории исламской культуры с платной экспозицией.

Благовещенский собор тоже имеет не совсем привычный мне вид — он двухэтажный, основное помещение церкви расположено на втором этаже и к нему ведет высокая лестница прямо с улицы, а внутри там большое прямоугольное помещение. Т.е. он не квадратный, как большинство православных церквей В.Новгорода или Пскова или даже Исаакиевский собор Петербурга.

Двухэтажный Благовещенский собор

Затем мы вышли на смотровую площадку за Благовещенским собором и я поймала себя на мысли, что этот  вид мне что-то очень сильно напоминает. Ну это как стоять в крепости Буды и смотреть на Будайские холмы, только там не бывает столько снега. А дворец Земледелия в Казани ну прямо очень в духе Будапешта.

Панорама Казани со смотровой площадки Кремля

После мы спустились с Кремлевского холма и пошли по улице Баумана — главному туристическому променаду Казани. Там много сувенирных магазинчиков, кафе, ресторанов национальной кухни. На ужин мы остановили свой выбор на кафе «Вечернем». Оно расположено сразу за Казанским котом. И не пожалели — каждому по блюду, плюс еще закуски и выпивка на всех и чек меньше 5000 руб., по столичным меркам это совсем не дорого. В кафе наряду с татарскими и русскими блюдами предлагали и типичный венгерский суп-гуляш.

Фото с Казанским котом
Обязательное фото с казанским котом

Домой после ужина мы пошли через ЦУМ и «Бехетле» мимо железнодорожного вокзала Казани. «Бехетле» это сетевой продуктовый татарский супермаркет, похож на «О’кей», но меньше по размерам, чем средний «О’кей» в Питере. В «Бехетле» я словила еще один флэшбэк из Будапешта — там продавали венгерский национальный лечебный бальзам «Уникум». В Питере я в обыкновенном магазине никогда не видела в продаже «Уникума». У нас же санкции, как они его протащили? Да и до введения санкций в Питере «Уникум» не продавали.

Второй день — Площадь Свободы, озеро Кабан, Татарская слобода

Во второй день мы решили прямо сразу посмотреть на Дворец Земледелия с фасада. Но для начала нам нужно было вынести мусор. Ближайший бак стоял на улице Нагорной рядом с полуразрушенной башней бывших стен старинного монастыря. Эту башню было отлично видно из окна нашей квартиры. Рядом стояли еще ворота и за ними руинированное здание. Вся улица Нагорная проходит на уровне крыши великолепного дворца Земледелия. И ее никак не затронула масштабная реконструкция Казани, приуроченная к празднованию 1000-летия со дня основания.

Руинированная башня ограды монастыря на улице Нагорной

1000-летие отметили в 2005 году. Возраст Казани — это глубоко политизированный и спорный вопрос, имеющий с желанием установить истину мало общего. Местами подтверждение возраста Казани выглядело, как битва московских ученых с татарскими с обвинениями в подлогах документов, археологических находок, политической ангажированности и материальной заинтересованности. Для справки в 1977 году Казань готовилась отметить 800-летие, на «Авито» до сих пор продают сувенирную продукцию с этой цифрой.

В честь празднования 1000-летия в Казани построили метро, множество зданий, заложили несколько парков, освоили 80 млрд рублей. Ну когда на кону такие суммы, сами понимаете, что возможно всё… И это всё, что стоит знать про историю, как академическую науку и о возрастах старых городов, не только конкретно Казани, но и Москвы, Рима, Барселоны. Древность рода все еще имеет значение. Почему нельзя просто все это построить не притягивая какие либо юбилеи?

Празднование 1000-летия еще одна отсылка к Будапешту. Там в 1896 году подобным же образом отпраздновали 1000-летие обретения Родины — построили метро, много красивых зданий, разбили новые парки. Все это сейчас, спустя более чем 100 лет стало популярными достопримечательностями столицы Венгрии, ну и не факт, что цифра не была притянута методом подлогов документов, археологических находок. Просто выяснить это труднее, т.к. лучше читать на венгерском про подобные вещи.

Дворец Земледелия сдали в 2010 году и там внутри находится Министерство Сельского хозяйства Татарстана и еще несколько близких ведомств. Некоторые немолодые члены нашей семьи скатились к подножию Дворца Земледелия по детской горке, решено было экономить силы таким образом перед длинной прогулкой.

Дворец Земледелия фасад
Торец Дворца Земледелия вид с Нагорной улицы

Рядом с Дворцом Земледелия выстроили вычурный квартал в стиле дорого-богато, наверное там живут многочисленные чиновники и бизнесмены Татарстана. В народе к этому кварталу прилипло название Дворцовый. Рядом там стоят православная церковь, напротив неё мечеть, дальше очень крутая школа, т.е. район упакован всем необходимым для жизни.

Одно из зданий Дворцового квартала

Потом мы прошлись по Федосеевской, улице Касаткина, вышли на улицу Пушкина и осмотрели площадь Свободы. Весь этот район очень респектабельный, там расположено много зданий городской администрации, разнообразных органов управления. Все здания новые, огромные и помпезные.

Здание ФНС в Казани
Здание городской ратуши Казани

На улице было около -15°С, поэтому к этому моменту мы уже очень замерзли и решили выпить по чашечке кофе или глинтвейна для сугреву. Взгляд упал на заведение «Бинхартс кофе», что на улице Пушкина 29. Вот это заведение явно не относится к бюджетным. Красочное меню на первых страницах предлагает кофе с пироженкой по вполне адекватным ценам, а при встрече с официанткой оказывается, что такая цена действительна только по предъявлении студенческого билета. Так любой напиток с простеньким пирожным там стартует от 500 руб. За посидеть 30 минут в тепле и чуть перекусить отвалили 3000 руб. «Бинхартс кофе» сетевые заведения, мы потом видели эти вывески и в других местах Казани.

Затем мы посетили ТЦ «Кольцо», т.к. забыли некоторые необходимые вещи дома и нам нужно было восполнить эту недостачу. ТЦ  «Кольцо» ругают за спорную архитектуру не менее, чем дворец Земледелия.

Из ТЦ «Кольцо» мы вышли на улицу Петербургская, её отделали за наши деньги, взятые из бюджета Санкт-Петербурга, к празднованию 1000-летия Казани. Улица выполнена в духе СПБ — много гранита, почти купол казанского собора посреди тротуара, можно почувствовать себя, как дома.

Далее мы наконец вышли к озеру Кабан — цели нашего дня. Озеро огромно, хорошо, что зимой его можно перейти по льду и не бегать в обход. На той стороне озера расположена Татарская слобода — кусочек старой уцелевшей Казани прошлого века, с маленькими деревянными домиками и районными мечетями. В озеро сбрасывают горячую воду и в месте сброса вода не замерзает и там зимуют утки в количестве. Само собой их все кормят.

Уточки на озере Нижний Кабан
Уточки на озере Нижний Кабан, на улице -15

В Татарской слободе мы еще раз погрелись в кафе «Восточный базар», там подают в основном чай и татарские национальные сладости, так же в кафе работает небольшой сувенирный магазин. Цены по сравнению с «Бинхартс кофе» вполне умеренные. Прямо рядом стоит мечеть и нам повезло услышать призыв к вечерней молитве с минарета. Полное погружение в местную культуру можно после этого считать свершившимся.

Красивый домик в Татарской слободе
Красивые дома в Татарской слободе
Апанаевская Мечеть в Татарской слободе

В конце концов мы вышли на улицу Баумана с самого удаленного от Кремля её конца. Там молодежь поднялась на башню Богоявленского собора, а я с мужем посетила музей Старых советских игрушек. На самом деле в музее собраны не только игрушки, там много одежды, всяких разных бытовых вещей. Там я случайно забыла пакет с сувенирами и вернулись мы за ним только после ужина, пакет нас ждал. На фото с платьем видно, как мой пакет висит на руле мотороллера.

Я в музее Советских игрушек
Школьное платье советских времен

В этот день мы по шагомеру нагуляли 22 км и очень устали, чуть не развалились.

Третий день — Свияжск

Как добраться до Свияжска

В плане посещения Свияжска мы вентилировали разные возможности. Рассматривали возможность взять индивидуальную экскурсию, на четверых обычно выходит по той же цене, что и вписываться в групповую, но свободных машин уже не было.

Со всеми видами экскурсий из Казани в Свияжск вы можете ознакомится на сайте Спутник8, летом предложений намного больше, чем зимой.

Поэтому мы решили быть проще и тупо взять такси. Очень опасались за обратную дорогу, т.к. понятно, что из Казани мы такси точно найдем, а вот что там в Свияжске с такси — это большой вопрос. От Казанского Кремля до Свияжска 64 км по суше, и зимой ехать около 1,5 часов. Летом из Казани в Свияжск ходят теплоход и метеоры, по Волге там всего 30 км и никаких пробок на выезде из Казани.

По дороге туда таксист нас заверил, что с вызовом такси в Свияжске никаких проблем не будет, там рядом горнолыжный курорт и в выходной день такси часто снуют туда сюда, и совершать обратный путь пустым никто не хочет. Поездка туда нам обошлась 2500 руб., обратно мы взяли такси на парковке, без использования приложений, там дежурило несколько машин, обратно доехали за 2000 руб.

Про остров Свияжск

Свияжск стал островом в 1957 году, когда на Волге построили очередную плотину электростанции, т.е. большую часть своей 500-летней истории Свияжск был поселением на горе, как и Казань, чей Кремль стоит на горе. После строительства ГЭС население острова стремительно уменьшалось с 2700 жителей в 1957 году до 300 человек к 2008 году.

В 2008 году построили дамбу, соединяющую остров с большой землей, и начали реставрационные работы в монастырях, затем открыли музеи, подтянули туристов и жизнь на полуострове заиграла новыми красками. Из Свияжска активно делают новую достопримечательность Татарстана прямо на наших глазах, и я не против подобного процесса, наоборот даже очень его приветствую.

Сейчас полуостров Свияжск  застроен обыкновенными деревянными домами, в части которых до сих пор живут местные жители. На полуострове стоит два монастыря — мужской и женский, их церкви доступны для осмотра, работает сувенирный рынок, есть кафе и столовые. Летом там наверное в разы больше народа и пейзажи совсем другие. Зимой — снег да снег кругом.

На территории мужского монастыря в Свияжске
На территории женского монастыря в Свияжске

Музеи Свияжска, какие стоит посетить

Дорога подходит к самому началу осмотра, к домику, где продают билеты в местные музей. На полуострове всего 9 музеев, если брать комплексные билеты, то выйдет дешевле. Мы взяли билеты в музей истории Свияжска и в музей археологии.

Улица Свияжска зимой

Музей истории показался всем нам вполне достойным внимания и оправдывающим стоимость билетов. Там рассказывается об истории поселений на острове. Музей открыли совсем недавно в 2011 году.

В музее истории мой взгляд упал на на одну из выставленных старинных грамот. Там говорилось про то, как надо ловить беглых и заставлять их платить многочисленные подати. Сегодня власть имущие далеко продвинулись в деле сбора податей — ребенок родился — зарегистрируй, да нет еще раньше, беременных на учет ставят и даже раннее вставание чуть приплачивают, ну а далее по списку сразу на младенца получи: свидетельство о рождении, СНИЛС, ИНН, чтобы от уплаты налогов и податей никто не ушел. Проблема беглых решена!!!

А вот музей археологии «Татарская слободка» совсем не произвел впечатления. Что хотели сказать авторы? Что ранее на месте Свияжска было селение с деревянными постройками? На мой взгляд это вполне очевидный факт не нуждающийся в дополнительных подтверждениях при помощи музейных экспозиций.

Зал археологического музея в Свияжске

По сути Музей археологии — это музеефицированный раскоп, оформлен он хорошо с использованием последних достижений техники — подсветка, стеклянные полы, мультики — денег не пожалели. Посещение этого заведения напомнила нам всем музей викингов в Осло, там было выставлено три деревянных дракара и немного мелких вещей, стоимость билетов за такое зашкаливала за разумные пределы на наш взгляд. В Свияжске выставлены старые бревна, доски, черепки, найденные при раскопках, стоимость билетов вполне доступная — 300 руб. всего.

Все  оставшиеся музеи совсем маленькие, буквально несколько маленьких комнаток в доме типа изба. В музее Гражданской войны, кстати можно узнать, как взяли Казань в 1918 году. Командовал войсками Троцкий, он велел расстрелять каждого десятого служащего Красной Армии, только после этой меры Казань была освобождена от белочехов.

Здание музея гражданской войны в Свияжске
Здание музея Гражданской войны в Свияжске

Четвертый день — Храм всех религий

Последний день нам серьезно подпортила погода. Потеплело до +2°С и целый день шел то мокрый снег, то дождь. Находится на улице такой погодой было очень не комфортно. По дороге на почту зашли в очень красивый Петропавловский собор. Он тоже двухэтажный, основное церковное помещение расположено на втором этаже. На начало 2023 года большая часть помещения закрыта на ремонт.

Петропавловский собор в Казани

Мы должны были освободить квартиру к 12:00, вылет по домам у детей был в 18:00, у нас в 21:00. Первым делом мы пошли в ближайшее отделение Почты России, чтобы отправить себе посылку с тем, что нельзя брать в ручную кладь. Квест был успешно пройден, большая коробка стоила 96 руб., доставка посылки около 500 руб., тогда как за провоз места багажа авиакомпании просят намного больше. Посылка дошла на третий день: в воскресенье отправили, в среду уже получили, так что Почта России исправилась и стала работать очень резво, рекомендую.

Потом мы вызвали такси и поехали смотреть Храм всех религий. От железнодорожного вокзала Казани до Храма всего 9 км, ехать 15 минут. На самом деле он гораздо больше, чем кажется по фотографии фасада.

Храм всех религий в Казани

Храм всех религий строил Ильдар Ханов на собственном приусадебном участке в селе Аракчино. Мысль у постройки такая — ребята давайте жить дружно, не стоит ссориться по пустякам. Большинство советских людей долгие годы жили мыслью — только бы не было войны. И данный храм, как раз и воплощает в себе эту идею. Храм создавался сначала на личные средства автора, потом на пожертвования. Ильдар Ханов по образованию был архитектором, художником и хорошо разбирался в вопросах строительства и оформления помещений.

Портреты основателей в Храме всех религий

В храме много комнат, и каждая из них посвящена одной из религий. Храм никогда не задумывался, как место совместных молитв представителей разных конфессий. На данном этапе развития люди к этому не готовы, что отлично проиллюстрировал пожар 2017 года. Местные в лице нашего таксиста считают, что это был поджог. Официальные представители религиозных организаций Татарстана и России не признают этот храм.

Египетский зал в Храме всех религий

Однако, Храм всех религий очень даже признан туристической достопримечательностью города Казани, туристов в выходной день много.

После мы совместно отобедали в ресторане и проводили детей в аэропорт. Пытались гулять по центру Казани, но погода совершенно не благоприятствовала прогулкам на свежем воздухе. Шел дождь, под ногами была каша из снега с водой. Поэтому мы засели в кафе и очень неспешно пили кофе, просто для того, чтобы оставаться в тепле и сухости. Потом вызвали такси и поехали в аэропорт.

Дорога домой

В аэропорту Казани творился полный дурдом, народу было, как сельдей в бочке. Сесть было решительно не куда, единственная возможность посидеть — купить что-то в кафе и очень долго цедить напиток, причем на вход в кафе стояла очередь, мест не было даже там. Дети нам написали, что их погрузили в самолет и маринуют, уже целый час ничего не происходит.

Погрузка в наш самолет немного задержалась. Но поехали мы не на взлет, а на площадку обливаться антиобледенительной смесью. Процесс занял около часа, вместо 21:00 вылет состоялся в 22:00. Рядом с нами обивали еще один самолет, пытались чистить аэродром от снега.

В результате смотреть в иллюминатор было не на что, облачность плотно укрывала землю. Зато на подлете к Питеру погода значительно улучшилась и было отлично видно М11 с петельками АЗС. Т.е. дождливое бедствие зависло где-то над Центральной Россией, на Северо-Западе все было отлично с погодой.

Понравилась ли нам Казань — да, очень понравилась. Поедем еще, потому что путешествие по России зимой и летом — это совершенно разные вещи, пейзажи совершенно другие, возможности для отдыха и времяпрепровождения зимой и летом отличаются основательно.

Данное путешествие и все Казанские истории, которые никогда бы не попали в круг моего внимания, не посети я Казань, как ничто лучше иллюстрируют как пишется и переписывается история прямо на наших глазах. Что-то мне подсказывает, что раньше дела обстояли не лучше и все, что нам рассказывают про стародавние времена, очень далеко от действительности.

Петропавловский собор в Казани
Мечеть Кул Шариф в Казани
Сохранить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне