Блог о самостоятельных путешествиях

Петербургская дамба простыми словами


Эта статья ответит на вопросы: Зачем нужна дамба Санкт-Петербургу? В чем главная причина наводнений в Питере? Как устроен комплекс защитных сооружений от наводнений? Как можно узнать еще больше о Петербургской дамбе? Как можно увидеть сооружение собственными глазами и побывать в технологических помещениях дамбы? В конце статьи можно посмотреть научно-популярный фильм “Большой скачок. Защита от наводнений.”

Чтобы ответить на первый вопрос, начнем с истории наводнений в Санкт-Петербурге.

История наводнений В Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде

История нашего города непрерывно связана с историей наводнений. То что дельта Невы подвергается затоплениям, было известно еще шведам, которым принадлежала территория до основания Санкт-Петербурга. И первое наводнение случилось спустя 3 месяца после основания города.

С этого момента и началась история борьбы с наводнениями в Санкт-Петербурге. Первым делом было решено поднять уровень грунта на островах города, именно для этого всем прибывающим в город было предписано привозить с собой крупные камни. Великолепные высокие гранитные набережные нашего  города не что иное, как дамбы. Но эта мера была не достаточной для решения проблемы затопления.

Наводнение в Ленинграде 1924 года

Наводнение в Ленинграде 1924 года (380 см выше уровня Кронштадского фурштока)

Во времена правления  Екатерины II , было построено два канала – Обводный и Екатерининский (сейчас канал Грибоедова), которые должны были вместить лишние воды Невы и помочь решить проблему наводнений. В те времена полагали, что наводнения происходят из-за ветра, который дует со стороны Финского залива в сторону дельты Невы и не дает водам реки вытекать в залив, признаться честно,  и я так думала.

Оказывается это только одна из причин, не самая главная. Самые мощные и разрушительные наводнения бывают из-за нагонной волны, рождаемой циклонами в районе Исландии, там где теплое течение Гольстрим встречается холодными водами Арктики. Океан вспучивается, а сильный ветер начинает гнать эту волну в сторону Балтийского моря.

Подобным наводнениям подвержены многие прибрежные города Европы – Амстердам, Роттердам, Лондон, Гамбург и Санкт-Петербург и Венеция. Взглянуть на одно из голландских чудес света, возведенные в рамках проекта “Дельта” можно на сайте elligo.ru – все самое интересное о Нидерландах.

Механизм развития наводнения был впервые понят после крупнейшего наводнения 1824 года (420 см  выше уровня Кронштадского футштока). По официальным данным утонуло 500 человек, но по неофициальным больше, многих утопленников вынесло в Финский залив и их тела не были найдены. Это было самое большое наводнение за всю историю наблюдений. Характерной чертой таких наводнений является быстрый подъем воды – максимальный уровень воды достигается в течение 2 часов.

Наводнение 1884 года

7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Общественное достояние
Фёдор Яковлевич Алексеев

После этой катастрофы был разработан проект строительства дамбы инженером Базеном, однако проект был признан не осуществимым. Базен хотел построить приблизительно такую дамбу, какую мы видим сейчас. Дамба пересекает Финский залив через остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

Далее схема расположения сооружений дамбы.

Петербургская дамба

Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения

Строительство дамбы было начато только в 1979 году, решение о проектировании  защитных сооружений было принято после очередного катастрофического наводнения в 1955 году (293 см выше уровня Крондштадского футштока). Большевики замалчивали количество жертв. Официально погибло всего 7 человек. Наводнения происходят обычно в сентябре-декабре и сопровождаются штормовым ветром и дождем, вода в это время ледяная и если кого-то смоет в реку, то вероятность утопления в холодных водах Невы близка к 100%.

Для проектирования был построен гигантский макет дельты Невы и Финского залива в здании, которое сейчас известно, как магазин “Максидом” на Гражданском проспекте. Там при помощи насосов и вентиляторов моделировали течения и ветра, чтобы понять параметры строительства будущей дамбы. Этот уникальный макет был разрушен во время Перестройки, а можно было бы сделать музей и водить экскурсии.

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, так именуется дамба официальным языком, имеет длину  25,4 км. На дамбе построено  6 водопропускных сооружений и 2 судопропускных сооружения. Финский залив в этом месте порядка 5 м в глубину. Строительных материалов затраченных на возведение дамбы хватило бы на 10 пирамид Хеопса.

Водопропускное сооружения Петербургской дамбы

Все водопропускные сооружения одинаковы, поэтому рассмотрим только одно из 6 существующих. Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением, поскольку объект имеет важное стратегическое значение, по дамбе проходят кабели связи и подачи электричества в Кронштадт, там же находится пульт управления затворами дамбы.

Водопропускные сооружения необходимы, чтобы выпускать воды Невы в Финский залив, позволять рыбе совершать привычную миграцию и сохранить, таким образом экологию района. Рыбалка на водопропускных сооружениях хороша, но запрещена. Рядом на дамбе рыбачить можно, нельзя только на водопропускных сооружениях.

Петербургская дамба

Водопропускное сооружение снаружи

Сверху каждого водопропускного сооружения построен автомобильный мост.  Опускание затворов в водопропускных сооружениях происходит при помощи гидравлики, управление полностью компьютеризировано. Давление в гидравлических шлангах достигает 16 атмосфер, в домашнем водопроводе только 4 атмосферы.

Петербургская дамба

Дамба – гидравлическое устройство в Финской галерее

Сам затвор – просто огромен и очень тяжел. Фиксация угрозы наводнения происходит на линии Хельсинки – Таллинн, для этих городов волна не опасна, при входе в узкий и мелкий Финский залив волна имеет тенденцию усиливаться. Петербург находится как бы в морском тупике о который нагонная волна и должна разбиться.  С момента фиксации волны есть еще около 10 часов для принятия решения о закрытии дамбы.

Петербургская дамба

Затвор водопропускного сооружения

Удовольствие это не дешевое, агрегаты потребляют 19 МВт электроэнергии и к этому нужно прибавить ущерб от остановки судоходства, поэтому решение принимается специальной комиссией на самом высоком уровне, однако с другой стороны ущерб от затопления пятимиллионного мегаполиса может превысить затраты на закрытие дамбы в тысячи раз.

Судопропускное сооружение С2

Петербургская дамба

Судопропускное сооружение С2

Судопропускное сооружение С2 предназначено для прохода средних судов с осадкой до 5, 5 метров. Сооружение включает в себя разводной мост и затвор. Затвор находится на дне. Мост поднимается горизонтально на 9 метров вверх.

Петербургская дамба

Подъем моста на судопропускном сооружении С2

Мост не поднимали уже давно, поскольку в этом нет необходимости. Этот проход сделан на всякий случай, как запасной, все большие суда сейчас следуют через судопропускное сооружение С1.

Петербургская дамба

Пейзаж вокруг дамбы

Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта, дальность стрельбы во времена строительства фортов была около 800 м, поэтому форты были построены через короткие промежутки и они с успехом выполнили свою роль, поскольку неприятель видя всю серьезность обороны, отменял свои планы по взятию Санкт-Петербурга.

Петербургская дамба

Пейзаж вокруг дамбы

Кроме фортов, много заболоченных территорий. В камышах подрастает молодь рыб и садятся на отдых стаи перелетных птиц. Несмотря на близкое соседство с кольцевой автодорогой, птицы выбирают эти территории для промежуточной посадки, там не бывает охотников и браконьеров, поскольку им негде спрятаться, вся кольцевая автодорога находится под постоянным видеонаблюдением.

Судопропускное сооружение С1

Самый главный и технически-навороченный затвор у судопропуского сооружения С1. Кольцевая автодорога в этом месте ныряет под дно Финского залива, максимальная глубина автомобильного туннеля 28 метров, длина 1961 м.

За дорожной ситуацией в автомобильном туннеле следит целая бригада диспетчеров в очень современном пульте управления. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.

Петербургская дамба

Пульт видеонаблюдения за туннелем

Автомобильный туннель облицован жаропрочными керамическими плитами, они способны выдержать даже горящий бензовоз внутри, но очень хрупкие и не устойчивы к удару. В случае аварии, повлекшей за собой порчу одной или нескольких керамических плит, виновник аварии обязан возместить ущерб, а жаропрочные плиты стоят очень дорого.

Петербургская дамба

Судопропускное сооружение С1

По сторонам от судового прохода лежат батопорты – плавучие гидротехнические затворы. На то, чтобы закрыть их нужно целых 45 минут.

Петербургская дамба

Специальная железная дорога, закрывающая створки при наводнении

Закрытие и открытие осуществляется при помощи специальной железной дороги, затворы выталкивают в судовой проход, там они наполняются водой и тонут. В таком состоянии, морские ворота Санкт-Петербурга на прочном замке и готовы к встрече со стихией. А морские суда, в это время, отдыхают по обе стороны дамбы.

Для открытия, воду из батопортов откачивают, потом задвигают ворота обратно в сухой док, а рыба достается в качестве бонуса работникам дамбы. Все это устройство способно пробить ледяной покров высотой до 50 см.

Петербургская дамба

Судно из Панамы проходит через судопропускное сооружение

Суда следуют через судовой проход С1 очень часто, просто одно за другим, некоторые суда ожидают своей очереди в отдалении.

Петербургская дамба

Старинный форт Кроншдата

Как посетить комплекс защитных сооружений или дамбу?

На экскурсию по дамбе можно записаться в одноименной группе на сайте “в контакте”. Экскурсии проводятся в среднем один раз в две недели. Старт от станции метро “Черная речка”, продолжительность 4 часа. Экскурсия, однозначно значительно лучше, чем самостоятельное посещение объекта, потому что самостоятельно можно только проехать по  кольцевой автодороге, которая проложена по дамбе, и остановиться в нескольких местах. На экскурсии вас проводят во многие технологические помещения, доступ в которые закрыт для всех остальных и расскажут много подробностей, которых нет в википедии, которых нет в фильме “Защита от наводнений”, приведенном ниже.

На дамбе дует сильный ветер, одеваться на эту экскурсию надо гораздо теплее, чем обычно, лучше надеть не сдуваемую шапку, кепки с козырьками и капюшоны, ветер легко срывает с головы.

Судопропускное сооружение С1, сильный ветер

Судопропускное сооружение С1, сильный ветер

В конце экскурсии делается небольшой заезд в Кронштадт, этот город, который впрочем является административным районом Санкт-Петербурга, достоин отдельной экскурсии, но полюбоваться отремонтированным Морским собором все же удастся.

Морской собор в Кронштаде

Морской собор в Кронштаде

Всем  рекомендую посетить эту экскурсию. Все что я здесь написала, это только общие черты, не более. За 4 часа вы узнаете много разных деталей про Петербургские наводнения, многое об истории строительства дамбы, увидите всю мощь сооружения, убедитесь в наличии самого современного оборудования для управления комплексом защитных сооружений. На экскурсии вам расскажут такое, о чем не принято писать и снимать фильмы.

Для тех, кто хочет узнать о дамбе больше, но не имеет возможности посетить ее лично можно порекомендовать к просмотру научно-популярный фильм  в двух частях “Защита от наводнений”. Фильм очень доступным языком излагает много подробностей не освещенных в данной статье.

 

 

 


23 комментария к “Петербургская дамба простыми словами”

  1. Татьяна

    Очень познавательная статья, спасибо, с интересом прочитала. Люблю Питер и все, что связано с морями, кораблями…


    1. Elena Автор

      На самом деле, я живя в Питере не знала какое сложное и современное сооружение наша дамба, я слышала только что она есть, ездила по ней на машине и все.


  2. Наводнения в Питере – страшное дело. Они аж в литературе описаны и воспеты, так сказать, увековечены. У меня есть несколько фотографий домов, на которых зафиксирован уровень воды в 1824 и 1924 годах. Ужас – прям по окна, а мне выше пояса. Надеюсь, сейчас-то дамба выдерживает и такого уровня стихия не достигает.


    1. Elena Автор

      Про литературу вы правы, экскурсовод так и сыпал цитатами из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”. Такого уровня, как было в 1824 и 1924 году, вода достигает раз в сто лет. Дамба сейчас рассчитана даже на больший подъем воды так что надеемся, что наводнений в Питере больше не будет.


  3. Грандиозное сооружение. Обычно не очень задумываешься, как все это работает, знаешь что это есть и все. А оказывается, что это сложнейшая система.


    1. Elena Автор

      Я была сильно удивлена когда узнала все подробности работы нашей дамбы, думала что все само собой происходит,а оказалось, что только за одним автомобильным туннелем следит специальная бригада. Они сидят в специальном помещении и никто даже не подозревает об их существовании.


  4. Ничего себе махина, впечатляющее сооружение… Не думала, что в Питере на столько серьезная проблема была с наводнениями, надеюсь дамба ее решила навсегда.
    Елена, спасибо! С большим интересом читала статью и пыталась сравнить с голландским “Планом Дельта”, в чем-то они похожи 🙂


    1. Elena Автор

      Да, затворы на судопропускных сооружений очень похожи. Может нам стоит обменяться ссылками с этих статей, я думаю сравнить сооружения будет интересно многим читателям.


      1. Интересная мысль, давайте так и сделаем 🙂


  5. Елена, здорово, что вы и про Питер столько пишете интересного, в родном краю тоже много удивительного. Очень познавательная статья, прямо как будто сама на экскурсию сходила под пронизывающим ветром 🙂


    1. Elena Автор

      Питер пользуется большим спросом, чем заграница. Только 28% сограждан имеет заграничный паспорт, но большинство этих людей ездят только по тур. путевкам, а Санкт-Петербург второй город России, многие мечтают хотя бы раз в жизни посетить. И достопримечательностей у нас не перечесть, а официальные сайты музеев, как правило очень убогие.


  6. Очень внушительное сооружение! Хорошо, что его построили. А то бы и сейчас всех путешественников просили привозить с собой большие камни. 🙂


    1. Elena Автор

      Строить его начали еще в советское время – это была великая комсомольская стройка, но началась перестройка и благодаря Собчаку проект был приостановлен на неопределенное время. Потом решили и совсем разбирать не дострой, но когда посчитали, сколько будет стоить разобрать, то оказалось, что достроить дешевле обойдется. Так что чудом достроили.


      1. Не знала эту историю. Думала, что целенаправленно строили, а не потому что разобрать дороже было бы…


  7. Светлана

    Очень интересно и исчерпывающе: по дамбе я ездила. про форты слышала (один из наших друзей писал дипломную работу), про угрозу наводнения также наслышана, а вот о причинах, получается, не знала совсем ничего. Помню, был какой-то бум о нарушении экологического баланса в связи с существованием такого объекта – интересно, что в итоге? Судя по всему, она очень нужна, эта дамба. Большое спасибо, очень было интересно читать.


    1. Elena Автор

      Шум насчет нарушения природного баланса поднял Собчак, когда балотировался на пост мэра. Его соперником на выборах был начальник строительства дамбы, вот Собчак и решил победить соперника таким способом. Сейчас все нормально. Вроде ничего не слышно про экологию. И Кронштадт получил сухопутный путь в Питер, что после переноса базы ВМФ в Калининград спасло население от безработицы.


  8. Катерина Стрига

    Оказывается, по дамбе Санкт-Петербурга можно прогуляться на экскурсии, очень интересно. Я не была в Вашем городе, Елена, даже из прочитанного, представляю, какие страдания жителям города может принести наводнение.
    Похоже, нет причин волноваться 🙂


    1. Elena Автор

      Катастрофические наводнения происходят раз в сто лет, последнее было в 1955 году. Сейчас построили разветвленную сеть метро и в случае серьезного наводнения метро затопит и город встанет, транспортный коллапс на несколько дней гарантирован. Поэтому дамба очень кстати.


  9. Галина Шефер

    Дочка моя каждую зиму рассказывает про эту дамбу. Важную роль играет в жизни города это сооружение!


    1. Elena Shikova Автор

      Главным образом дамба позволила замкнуть кольцевую автодорогу, сейчас строят еще западный скоростной диаметр прямо на эстакадах над Васильевским островом, Канонеркой, но эта дорога будет платной, а КАД по дамбе бесплатен.


  10. Очень познавательная и интересная статья, спасибо!
    Прочитала с огромным удовольствием 🙂


    1. Elena Shikova Автор

      Как же приятно, когда сознательные читатели благодарят, вы прямо бальзам излили на мою душу.


  11. Спасибо огромное за статью!)Сегодня проезжала по Дамбе и стало очень интересно как же она устроена)Удобство дамбы ещё в том что можно без пробок добраться от северного побережья Залива до южного)


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.