Музей Пикассо в Барселоне самый большой из всех музеев в мире, посвященных художнику. В Барселоне выставлено около 5000 произведений, а в общей сложности Пикассо создал 20000 произведений искусства. В этой статье я расскажу, как проехать к музею Пикассо в Барселоне, опишу все способы, как лучше купить билет, чтобы сэкономить пару евро, освящу возможности посещения музея с русскоязычным гидом. Сделаю легкий обзор экспозиции и попытаюсь объяснить почему Пикассо писал именно так и никак иначе.
- Режим работы музея Пикассо
- Как купить билеты в музей Пикассо в 2025 году
- Где купить билеты в музей Пикассо
- Как добраться до музея Пикассо
- История музея Пикассо
- Шедевры коллекции
- Период ученичества (до 1901 года)
- Голубой период (1901-1904 годы)
- Розовый период (1904-1906 годы)
- Африканский период (1907-1909 годы)
- Кубизм (1909-1924)
- Неоклассицизм (1917-1925)
- Сюрреализм (1925-1932)
- Поздний период 1946–1973
Режим работы музея Пикассо
Каждый понедельник выходной день в течение всего года. Так же музей закрыт 1 января,1 мая, 24 июня, 25 декабря.
С 14 октября по 13 апреля: с 10:00 до 19:00
С 15 апреля по 12 октября:
- Вторник, среда и воскресенье с 9:00 до 20:00
- Четверг, пятница и суббота с 9:00 до 21:00
Как купить билеты в музей Пикассо в 2025 году
Музей Пикассо в Барселоне весьма популярен и в высокий туристический сезон однозначно рекомендуется покупать билеты онлайн заранее, чтобы избежать очереди при входе. Помещения музея не безграничны по размерам, и администрация музея вынуждена контролировать количество посетителей в моменте.
Каждый билет продается на определенную дату и время, в другое время посетить музей нельзя. Если вы опоздали более, чем на 15 минут билет пропадает.
Сам билет в музей дает право на посещение постоянных и временных выставок музея. Когда работает временная выставка взрослый билет в музей Пикассо стоит 14 евро, без выставок билет стоит 11 евро.
До 30.03.2025 года в музее Пикассо работает выставка: «От Монмартра до Монпарнаса. Каталонские художники в Париже, 1889–1914 гг.». До этого момента билет будет стоить 14 евро.
Дети до 18 лет имеют право посетить музей бесплатно. Пенсионеры и молодые люди с 18 до 25 лет имеют право приобрести билет по льготной цене — 7,5 евро.
Внимание стоимость билета в кассе музея на 1 евро больше, т.е. билет стоит 15 евро. Кто покупает билет онлайн — экономит.
Где купить билеты в музей Пикассо
Билеты можно приобрести в нескольких местах:
- На официальном сайте Музея Пикассо — оплата возможна только не российскими банковскими картами. Билеты не возвращаются ни при каких обстоятельствах.
- Музей Пикассо включен в билет Articket, который позволяет посетить еще 5 музеев (Национальный музей искусства Каталонии, Фонд Жоана Миро, Музей современного искусства Барселоны, Музей современного искусства Барселоны, Фонд Антони Тапиеса) Барселоны и значительно уже сэкономить на входных билетах. Этот билет можно оплатить в том числе банковскими картами РФ системы Unionpay не под санкционных банков.
Экскурсии по музею Пикассо на русском языке в настоящее время не проводятся, но за 5 евро можно взять аудиогид на русском языке.
Так же экскурсию по музею Пикассо с русскоязычным гидом можно заказать здесь, включено в экскурсию по street art Барселоны.
В музее разрешено фотографировать на телефон или фотоаппарат без вспышки и штатива. Для профессиональной фотосъемки нужно получать специальное разрешение у администрации музея, как и везде.
Как добраться до музея Пикассо
Музей Пикассо расположен в Готическом квартале Барселоны по адресу Carrer Montcada, 15–23, Barcelona, Spain. Готический квартал сам по себе практически полностью пешеходен, там не ходит транспорт.
Чтобы дойти до музея, необходимо идти по улице Принсеса и повернуть на улицу Монткада, это как раз мне удалось сделать с третьего захода, улица Монткада очень узкая и ничем не примечательная, прячется в череде таких же узких средневековых улочек города. Улице Монткада около 700 лет.
Музей расположен в пяти средневековых дворцах Готического квартала, что само по себе делает его уникальным. Эти здания были построены между XIII и XV веками и прекрасно сохранили свою архитектурную целостность. Внутренние дворы и галереи создают атмосферу, которая дополняет художественные произведения.


История музея Пикассо
В 1953 году Пикассо, желая пристроить куда-нибудь свои работы, попытался пожертвовать их музею в Малаге, однако получил отказ. Пикассо родился и до 8 лет жил в Малаге, этим был обусловлен его выбор. Но, нет пророка в своем отечестве. Пабло не привык отступать. Если работы не приняли в существующий уже музей, то ничто не мешает создать свой собственный.
При содействии своего друга, администратора и секретаря Хайме Сабартеса в 1960 году было подписано соглашение о создании музея в Барселоне. Это было даже лучше Малаги. Барселона — вторая столица Испании и более значимый для Пикассо город. В Барселоне художник провел значительно больше времени, чем в Малаге и это уже было в более сознательном возрасте.
Музей открыл свои двери для посетителей 27 июля 1963 года. Первоначально экспонировались 574 работы, которые были переданы Сабартесом. По сути это работы Пикассо, которые не удалось продать — какие-то очень личные портреты, эксперименты в разных стилях, множество работ ранних периодов. Могу себе представить облегчение Сабартеса, ведь 574 картины нужно было где-то хранить, они же занимают отчаянно много места.
Этот момент стал знаковым для культурной жизни Барселоны, так как музей предоставил возможность широкой публике познакомиться с ранними произведениями Пикассо и его творческим развитием. С течением времени коллекция музея значительно расширялась благодаря пожертвованиям. В 1968 году после смерти Сабартеса сам Пикассо подарил музею более 900 своих работ. Это сделало музей одним из самых полных собраний произведений художника в мире.
Шедевры коллекции
На 2025 год коллекция музея насчитывает уже около 5000 работ, включая картины, керамику и графику. Особое внимание уделяется ранним периодам творчества художника, включая его «Голубой» и «Розовый» периоды. Экспозиция организована в хронологическом порядке, что позволяет проследить эволюцию стиля Пикассо.
Период ученичества (до 1901 года)
Только в музее в Барселоне экспонируются первые ученические работы Пабло Пикассо. В 1896 году ему было всего 15 лет. Он учился живописи в школе изящных искусств Ла-Лонха в Барселоне. Он писал обыкновенные задания, которые дают в художественных школах всем учащимся.
Интересно взглянуть на его полотно «Пляж Барселонета» и сравнить с тем, как это выглядит сейчас. Если вы не видели своими глазами, как сейчас выглядит пляж Барселонета, вы можете посмотреть на его фотографии в моей статье Пляжи Барселоны, контраст разителен.

Ранний период творчества ничем ни отличался от такового у любого ученика, Пабло писал портреты матери, отца, сестры. Даже для жанровых сценок позировали ближайшие родственники тогда еще будущего великого художника. Так, например на картине «Первое причастие» мы видим младшую сестру художника Лолу (Долорес) и его отца.


Обращает на себя внимание масштабное полотно, выполненное в начале 1897 года в духе социального реализма «Знание и Милосердие». Полотно было представлено на Генеральной выставке изящных искусств в Мадриде в том же году. Тему для картины выбрал отец художника — Хосе Руис. Фигура врача у постели больного символизирует современную медицину, а фигура монахини — милосердие. В качестве врача позировал отец художника.

Голубой период (1901-1904 годы)
Голубой период в музее Пикассо в Барселоне представлен мало известными портретами его ближайших друзей и компаньонов. В 1901 году Пикассо уехал из родной Барселоны покорять Париж. Никто не обращал внимание на творчество молодого художника, не покупал его картин, поэтому в это время Пабло влачил нищенское сосуществование в кругу таких же бедолаг — начинающих художников. Глубоко его потрясло самоубийство его друга Карлоса Касагемаса 17 февраля 1901 года. Этими обстоятельствами обусловлена холодная палитра его картин этого времени.
Портрет Хайме Сабартеса был написан с натуры в парижской студии Пикассо на бульваре Клиши. Пикассо и Сабартесу было всего по 20 лет. Это тот самый друг и секретарь с которым впоследствии был открыт музей в Барселоне.


Себастья Жуньент и Санс еще один друг Пабло Пикассо. Себастья Жуньент и Санс получил наследство от своего дядюшки и был весьма обеспечен. Он оказывал материальную поддержку Пикассо, оплатил три месяца аренды студии и приобрел у него двадцать рисунков, а также такие выдающиеся полотна голубого периода, как «Жизнь», «Старый еврей» и «Безумец».
Розовый период (1904-1906 годы)
С 1904 года жизнь Пикассо начинает налаживаться, он окончательно обоснуется в Париже, находит свою музу — Фернанду Оливье, заводит нужные знакомства в кругу богемы. Его картины начинают покупать, нищета отступает, жизнь налаживается. Сменяется его настроение и вместе с ним палитра его картин.
В это время Пикассо подружился с каталонским художником Рикардом Канальс и его женой итальянской моделью Бенедеттой Бьянко (мадам Канальс). Художники активно общались и обменивались опытом. Канальс и Бенедетта провели вместе с Пикассо и его возлюбленной Фернандой Оливье много вечеров.
Итальянская модель Бенедетта Бьянко (1870–1958) регулярно позировала для таких известных французских художников, как Дега, Ренуар, Бартоломео. Для начинающего художника, каким был Пикассо в те времена было большим успехом написать ее портрет.


Пикассо рассказывает нам, что Канальс познакомил его с техникой создания гравюр. Одной из работ, которую он сделал в том же году, был исключительный офорт под названием «Скромная трапеза», один из шести отпечатков которого также является частью постоянной коллекции музея.
Африканский период (1907-1909 годы)
В 1906 году Пикассо резко сменил свой стиль. Реализм остался в прошлом, Пабло начал искать новые формы. Он в своих поисках не был одинок, многие художники Парижа в те времена радикально изменили свой стиль. В это время Пикассо вдохновлялся работами Поля Сезана. В 1907 году в Париже Пикассо посетил Этнографический музей и был поражен искусством африканских племен.
Его картина «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году произвела революцию в искусстве по мнению самых маститых художественных критиков мира. Она изображает пять обнаженных женщин-проституток в борделе на улице Каррер д’Авиньон в Барселоне. Сейчас этот признанный во всем мире шедевр хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а в музее Пикассо в Барселоне можно взглянуть на полотно «Подношение», выполненное в той же манере.

«Подношение» изображает лежащую женщину, которую созерцают двое мужчин, один из которых поднимает простыню и предлагает ей букет. Вертикальность и структура фигур вызывают ассоциации со скульптурой Африки и Океании, в то время как исследование пространства и артикуляция объемов основаны на анализе немногих эротических картин Сезанна. В одном из подготовительных набросков, хранящихся в Музее Пикассо в Париже, рукописная записка на испанском языке описывает сюжет сцены: «Она возлежала на кровати, и он / обнаруживает ее, приподняв простыню за балдахином / и занавесками кровати, держа / букет цветов / в своей руке».
Кубизм (1909-1924)
Кубизм в те годы был совершенно новым стилем в искусстве. Основоположниками кубизма считается Пабло Пикассо и Жорж Брак. Стиль родился в Париже и был весьма востребован и популярен, поэтому в музее Пикассо в Барселоне хранится не так много картин того периода, лучшие работы были раскуплены и хранятся в настоящее время в разных музеях и коллекциях мира.
Но все же одна из них изображает испанскую комедийную актрису Бланкиту Суарез. Пикассо написал полотно во время своего пребывания в Барселоне в 1917 году.


Пикассо написал вполне узнаваемый пейзаж Барселоны в стиле кубизма с балкона отеля Ranzini, на Пасео де Колом, 22, совсем недалеко от дома своей семьи. Отель был базой балетной труппы Дягилева, которая бежала от тягот Первой мировой войны и представляла балет «Парад» в Барселоне. Этот же балкон отеля был также фоном для нескольких портретов Ольги Хохловой, балерины русской труппы, которая стала его первой женой.
Неоклассицизм (1917-1925)
1917 год для Пикассо начался с сотрудничества с театральной труппой Ballets Russes под руководством Сергея Дягилева. Художнику заказали разработку костюмов и декораций для скандального балета «Парад». Дягилевские балеты гастролировали в то время в Италии. Благодаря этому заказу Пикассо посетил Рим, Неаполь и Помпеи, проникся средиземноморским климатом и культурой Италии.
Пикассо влюбился в одну из танцовщиц Дягилевских балетов — Ольгу Хохлову (1891–1955), на которой он впоследствии женился в 1919 году. Некоторое время он следовал за гастролирующей труппой. Ольга Хохлова хотела узнавать себя на портретах, поэтому для этого времени творчества характерен откат от кубизма в неоклассицизм.

«Арлекин» является одним из многочисленных полотен, написанных в те месяцы в Барселоне. Моделью стал москвич Леонид Мясин (1896–1979), танцор и хореограф труппы «Русские сезоны». Преобразив Мясина в «Арлекина», Пикассо вновь углубился в иконографию этого хамелеонского персонажа из комедии дель арте, который присутствовал на многих полотнах розового периода.
Сюрреализм (1925-1932)
Сюрреализм Пикассо так же, как и кубизм был очень востребован и поэтому в музее Барселоны представлен по остаточному принципу. Этот портрет Хайме Сабартеса был написан во время второго этапа их дружбы. В 1939 году Пикассо поселился в курортном городе Руайян (70 км от Ля-Рошель к югу) на французском побережье Атлантического океана вместе с Дорой Маар и Сабартесом, а также снял дом для своей любовницы Марии-Терезы Вальтер и их дочери Майи.

Сабартес пожелал, чтобы друг его изобразил в виде рыцаря эпохи Филиппа II. Пикассо написал очередной портрет Сабартеса маслом в Руайане в стиле, который он изучал в то время. Метод заключался в искажении человеческой фигуры, особенно лица, в преднамеренной хаотичности, которая позволяет зрителю узнать модель, несмотря на бесформенность. Пикассо подчеркивает близорукость персонажа и бледность его кожи.
Этот художественный эффект хорошо показан в советском фильме «Приключения принца Флоризеля». Там, где художник кубист рисует портрет предполагаемого преступника. Не смотря на своеобразную манеру исполнения, нужные люди его узнали.
Поздний период 1946–1973
Самые известные картины позднего периода — это 45 вариаций на тему «Менин» Веласкеса. Эти работы занимают несколько залов музея. И это то, что больше всего меня поразило. Ниже следующая картина, была первой из этого цикла.

Пикассо так объяснял свои многочисленные перерисовки «Менин»: «Предположим, что кто-то хочет просто-напросто скопировать «Менины». Если бы за эту работу брался я, то наступил бы момент, когда я бы сказал себе: что даст, если я помещу данного персонажа чуть правее или левее? И я бы попытался сделать перемещение в моей манере, не особенно заботясь о Веласкесе.


Подобная попытка несомненно привела бы меня к тому, чтобы изменить освещение, или расположить его по-другому, поскольку я переместил персонаж. Таким образом, мало-помалу мне удалось бы сделать картину – «Менины», – которая для художника-копииста была бы неудовлетворительна. Это бы не были «Менины», какими он видит их на полотне Веласкеса, это были бы мои «Менины».»
Музей Пикассо в Барселоне стал не только хранилищем искусства, но и местом культурного обмена и образовательной деятельности. Он привлекает миллионы туристов ежегодно и служит платформой для временных выставок и мероприятий, связанных с искусством.
Таким образом, история создания музея Пикассо в Барселоне отражает не только личные связи между художником и городом, но и его влияние на мировое искусство. Музей продолжает быть важным центром культуры и искусства, сохраняя наследие одного из величайших художников XX века.
Эти работы не только представляют собой важные этапы в творчестве Пикассо, но и являются значимыми культурными артефактами, которые продолжают привлекать внимание зрителей со всего мира.
На моем сайте вы можете узнать Как самостоятельно поехать в Барселону. Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: все методы трансфера из аэропорта имени Эль-Прат, чем заняться в Барселоне, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, как найти экскурсии в Барселоне и из Барселоны на русском языке. Все в одной статье, все необходимые ссылки.


Неужели в самом посещаемом музее Барселоны нет надписей на английском зыке? Удивительное дело
Да представьте себе нет, Барселона столица Каталонии, там сильны националистические традиции, там испанский язык называют кастильским и мечтают отделиться от Испании, каталонское телевидение даже аннексию Крыма показывало, как воссоединение народов. У нас там как раз в это время друг был в командировке и присылал фото экранов телевизора.