Музей истории искусств в Вене, билеты, как добраться, обзор

В этой статье я расскажу во всех подробностях о том, как купить билеты в музей истории искусств и немного сэкономить в дорогом городе Вена, используя комплексные билеты, как добраться до музея на общественном транспорте или заказав трансфер накануне, как оплатить все эти удовольствия в том числе и картами российских банков, посещение каких локаций входит в билет, потому что все очень не очевидно и запутано.

Музей истории искусств иногда так же называют Художественно-историческим музеем Вены (Kunsthistorisches Museum).

Что вы увидите за ваши деньги

Экспозиция музея истории искусств или художественно-исторического музея в Вене размещена в двух огромных зданиях, стоящих рядом друг с другом. Все экспозиции расположенные в этих двух зданиях посещаются по одному билету, особняком стоит еще небольшое здание — храм Тесея, но там нет экспозиции, храм стоит пустой.

Это мы поняли только когда купили билет, поскольку информация в интернете представлена так, что кажется, что нужен отдельный билет на каждую из этих выставок. Для того чтобы посетить этот музей понадобится целый день.

План схема экспозиций Музея истории искусств в Вене
План схема экспозиций Музея истории искусств в Вене

Экспозиции очень обширны. Это один из богатейших музеев в мире. Оба этих здания были построены при предпоследнем императоре Австро-Венгерской империи Франце Иосифе. Именно он решил собрать вместе все разрозненные коллекции Габсбургов и выставить их на всеобщее обозрение. После распада империи в 1918 году все коллекции перешли в собственность Австрийской республики.

В здании, стоящем на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz , 1010 Wien) размещены:

  1. На первом этаже расположена Кунскамера, в которой представлены всякие любопытные штучки типа музыкальных шкатулок, заводных игрушек и прочее — это самая ранняя кунскамера центральной Европы сведения об ее организации восходят к 1550 году. И собрание древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского искусства.
  2. На втором этаже огромная коллекция живописи, включающая в себя картины именитых европейских живописцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто, Энтони ван Дейк, Питера Брейгеля и многих других.
  3. На третьем этаже огромная нумизматическая коллекция.
Музей истории искусств в Вене
Здание на площади Марии Терезии

В Новом Бурге (Neue Burg Heldenplatz, 1010 Wien) расположены:

  1. Эфесский музей.
  2. Охотничья и Оружейная палата.
  3. Коллекция старинных музыкальных инструментов.
  4. Кроме того в этом же здании расположена штаб-квартира миссии ОБСЕ, но туда не пускают.
Здание Новый Бург в Вене
Здание Новый Бург

Все вышеперечисленное посещается по одному билету и быстрее всего осмотреть все за один день не удастся, поэтому лучше подумать заранее на какие выставки пойти.

Сколько стоят билеты в музей истории искусств

Взрослый билет стоит 21€, дети до 19 лет проходят бесплатно.

Предлагается комбинированный билет музей истории искусств + сокровищница Габсбургов = 27€ (экономия 6€), отдельно билет в Сокровищницу Габсбургов стоит 14€. Указанные цены действительны на 2024 год.

В высокий сезон в музей возможны большие очереди и по электронному ваучеру предоставляется скидка 5% в музейном сувенирном магазине, так европейцы пытаются стимулировать посетителей покупать билеты через интернет. Музею в этом случае удастся сэкономить на содержании кассиров, ну и на печати самих бланков бумажных билетов.

Купить билет в Музей истории искусств

Музей предлагает посетителям воспользоваться аудиогидами. На немецком, английском, итальянском и французском языках описано 990 объектов музея, а на русском всего 120. Стоимость пользования аудиогидом 6 евро.

Купить билет в Музей истории искусств + сокровищница Габсбургов

Оплатить билеты на указанных сайтах можно  в том числе и российскими банковскими картами UnionPay не подсансционных российских банков. Покупка билетов осуществляется на русском языке.

Сокровищница Габсбургов находится в пешей досягаемости от Музея истории искусств и вы не обязаны посещать ее в один день с Музеем истории искусств.

Музей истории искусств и Сокровищница Габсбургов - план местности
Музей истории искусств и Сокровищница Габсбургов — план местности

Тематические экскурсии по музею истории искусств с русскоязычным гидом можно заказать здесь.

В сувенирном магазине можно купить книги на русском языке с описанием коллекций, но цены кусаются от 19 евро за описание избранных экспонатов только одной Кунскамеры, за описание картинной галереи столько же. В музее всегда проводятся очень впечатляющие выставки.

Как добраться до музея истории искусств

Если вы остановились в центре Вены то, ехать никуда не придется, музей находится в центре столицы Австрии. Ближайшая станция метро —  Volkstheater на линии U3 или U2. Volkstheater — cтанция, где осуществляется пересадка с линии U3 на U2 или наоборот.

Так же вы можете заказать трансфер к музею для своей семьи или компании. Сделать это очень удобно на сайте GetTransfer. Суть сайта в том, что он сотрудничает со множеством таксомоторных компаний Вены и подберет вам трансфер по минимальной цене. Если с вами более одного ребенка до 12 лет, то вам потребуется несколько детских кресел, при производстве заказа вы можете указать количество детей и детских кресел. Заказ на трансфер лучше сделать накануне.

Вестибюль музея истории искусств

Здание художественно исторического музея на площади Марии Терезии является зданием близнецом музея естественной истории. Эти два здания стоят друг напротив друга и одинаковы по архитектуре. Внутренний интерьер музея истории искусств тоже очень хорош, можно сказать что просто шикарен. Здание было построено специально для хранения богатых императорских коллекций, его строили 20 лет с 1871 по 1891 годы.  Вестибюль музея очень богато украшен.

Богато украшенное пространство под куполом музея истории искусств
Богато украшенное пространство под куполом

Как и в музее естественной истории под центральным куполом расположено кафе.

Кафе под куполом Музея истории искусств в Вене
Кафе под куполом

Шикарная парадная лестница.

Парадная лестница в музее истории искусств в Вене
Парадная лестница в музее

Далее я вам расскажу об избранных частях обширных коллекций музея, которые заинтересовали именно меня. Все коллекции условно делятся на 9 частей: египетско-восточная, античная, картинная галерея, Кунсткамера, собрание старинных монет, коллекция старых музыкальных инструментов, Придворная охотничья и оружейная палата, Эфесский музей и храм Тесея. И практически каждая из этих коллекций является одной из лучших в мире в своей категории, ведь все эти богатства веками копила одна из самых могущественных королевских семей Европы.

Египетско-восточная коллекция

Собрание Египетских и ближневосточных ценностей считается одним из самых значительных в мире благодаря представительной коллекции древнеегипетских памятников периода Древнего царства (300 — ок. 2270 до н.э.). Скульптурные портреты фараонов и высокопоставленных чиновников, изваяния животных, рельефы, каменные и бронзовые статуэтки, амулеты, украшения, папирусы, мумии, саркофаги и другие предметы знакомят нас с древнейшей цивилизацией народов северо-восточной Африки и передней  Азии.

Большой интерес в Европе к искусству Древнего Египта возник благодаря походу Наполеона 1798-1799 годов. Габсбурги начали массово скупать египетские древности только во второй половине XIX века, так же собрание было пополнено за счет археологических экспедиций начала XX века.

Египетский зал в музее истории искусств в Вене
Египетский зал в музее
Скульптурная группа группа бога Гора и царя Хоремхеба, около 1343-1315 гг. до н.э.
Скульптурная группа группа бога Гора и царя Хоремхеба, около 1343-1315 гг. до н.э.

Античная коллекция

Собрание греческих и римских древностей относится к числу наиболее значимых в мире, включает античные памятники культуры и сокровища эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья.

Вотивная статуя мужчины, Кипр, железный век, архаика 550–525 гг. до н. э. до нашей эры
Вотивная статуя мужчины, Кипр, железный век, архаика 550–525 гг. до н. э. до нашей эры
Древнеримская статуя Бахуса в музее истории искусств в Вене
Древнеримская статуя Бахуса

Золотые украшения выставлены в общих залах, никаких специальных Бриллиантовых и Золотых кладовых как у нас в Эрмитаже.

Античное золото в коллекции музея истории искусств в Вене
Античное золото в коллекции музея

Все залы музея оформлены очень изыскано, сразу бросается в глаза, что музейные работники продумывали каждую деталь  декора стен, потолков, расположения витрин с экспонатами.

Гемма Августа считается значимым сокровищем музея и выставлена в отдельной витрине.

Гемма Августа - древнеримская камея. Не ранее 10 г. н.э., оникс
Гемма Августа — древнеримская камея. Не ранее 10 г. н.э., оникс

Во всех залах идеальное освещение.

Экспозиция древнеримских статуэток
Экспозиция  древнеримских статуэток

Кунсткамера

Экспозиция Кунсткамеры Вены сильно отличается от экспозиции Кунсткамеры Санкт-Петербурга. В венской Кунсткамере собраны удивительные и драгоценные изделия рук человеческих, никаких заспиртованных уродцев, как у нас. Название «Кунсткамера» было присвоено коллекции разных механизмов, статуэток и любопытных предметов только в 1990 году, до этого момента собрание предметов называлось «коллекция художественно-промышленных предметов», затем «коллекция пластического и прикладного искусства». Эти старые названия плохо отражали суть коллекции.

Разнообразные механизмы из золота в Кунсткамере Вены
Разнообразные механизмы из золота в Кунсткамере

Многие залы снабжены интерактивными экранами, где можно почитать об экспонатах зала на английском и немецком языках.Так, например, эта масштабная потолочная роспись в Золотом зале сопровождена планшетом, тыкая пальчиком в который можно узнать как зовут и кем был каждый из персонажей этой огромной картины.

Потолок в Золотом зале Венской Кунскамеры
Потолок в Золотом зале Венской Кунскамеры

Многие экспонаты Кунсткамеры являются механическими заводными игрушками, рассматривать их в статике не особенно интересно. Так, например, в брюхе военного корабля находится двигатель, который заставляет галеру катиться по столу и грести прикованных каторжников. Корабль и его команда, тщательно проработанные до мельчайших деталей, были изготовлены двумя токарями по слоновой кости и часовщиком из Штутгарта, чьи имена записаны на современном пергаментном листе внутри камбуза.

Корабль из слоновой кости - механическая игрушка
Корабль из слоновой кости — механическая игрушка

Картинная галерея

Габсбурги за время существования своей империи собрали великолепную коллекцию живописи. В её основу вошла уцелевшая часть собрания картин  императора Рудольфа II из Праги, затем коллекция дополнилась произведениями итальянских мастеров, ведь Северная Италия входила в империю, богато представлены голландские мастера и немецкие живописцы, а вот коллекция французской и английской живописи гораздо более скромные. С последними странами Габсбурги большую часть времени находились в напряженных отношениях.

В картинной галерее фотографировать запрещено и ее экспозиция настолько богата, что не имеет смысла приводить фотографии, все равно мне не удастся объять необъятное. Картинная галерея Габсбургов по праву гордится наибольшим собранием картин  Питера Брейгеля Старшего, из 40 известных в настоящее время его работ, в музее истории искусств в Вене хранится 12.

Для картин Брейгеля Старшего в музее выделен отдельный зал. Наряду со знаменитыми полотнами такими, как «Крестьянская свадьба», «Детские игры», «Охотники на снегу» и конечно же «Вавилонская башня» я обращу ваше внимание на менее известную, но очень любопытную картину на библейскую тему «Самоубийство Саула, или Сражение на горе Гелвуйской» или «Поражение Саула». Обратите внимание на детали на том берегу реки, люди едут на натуральных динозаврах. Вам придется увеличить изображение, чтобы лучше рассмотреть детали.

Брейгель, Питер (Старший) Самоубийство Саула. 1562
Брейгель, Питер (Старший) Самоубийство Саула. 1562

Все библейские сюжеты на картинах Питера Брейгеля Старшего изображены в европейских пейзажах и происходят с людьми, одетыми в современную XVI веку европейскую одежду. Не только Питер Брейгель Старший писал библейские сюжеты подобным образом, так поступали все художники до конца XVI века. Многие из них были официальными живописцами Римской католической церкви и писали картины на заказ для украшения церквей, т.е. все сюжеты были одобрены.

Вот еще один пример на эту тему из музея истории искусств в Вене. «Мадонна в деревне» Рафаэля Санти сидит в типичном европейском пейзаже, на заднем плане видно церковь с колокольней, кругом деревья, озеро, земляника растет на переднем плане — ни разу не похоже на земли современного Израиля или Египта.

Мадонна в деревне, Рафаэль Санти, 1505 год
Мадонна в деревне, Рафаэль Санти, 1505 год

И я не могу обойти своим вниманием Инфанту Маргариту Диего Веласкеса. Первый раз я увидела репродукцию картины, ее изображающей в детстве в советском журнале «Работница» и она мне показалась девочкой сказочной красоты в таком необычном платье, правда на репродукции она была в желтом.

В те времена я не знала, что портретов инфанты было написано множество. Ведь ее, выросшую при испанском дворе таки выдали замуж за императора Священной Римской империи Леопольда I. Это был династический брак, поэтому портреты писали и отсылали будущему жениху регулярно, чтобы он мог отслеживать, как растет его будущая жена. Бедняжку выдали замуж в 15 лет, а в 22 года она уже умерла во время очередной беременности, произведя до этого на свет четырех младенцев из которых выжил только один.

Инфанта Маргарита Тереза ​​(1651-1673) в голубом платье. Диего Родригес де Сильва и Веласкес.
Инфанта Маргарита Тереза ​​(1651-1673) в голубом платье. Диего Родригес де Сильва и Веласкес.

Картинная галерея очень богата на бессмертные шедевры, весь второй этаж огромного здания увешен картинами в несколько рядов.

Новый замок — придворная охотничья и оружейная палата

Экспонаты придворной охотничьей и оружейной палаты находятся в здании Новый Бург, через дорогу от основного здания музея истории искусств в Вене. Собрание оружия и доспехов считается одним из лучших в мире и самым хорошо задокументированным, ведь многие из представленных доспехов принадлежали императорам, графам, герцогам Священной Римской империи. По статусу таким важным особам полагалось иметь доспехи более похожие на произведение искусства, а не на утилитарное изделие, предназначенное для сохранения жизни и здоровья в бою.

Зал в Новом Бурге или Новом замке
Зал в Новом Бурге или Новом замке

В этой витрине представлены самые старинные экземпляры коллекции. Например, вот тот шлем с рогами изготовили предположительно в 1330-1340 годах, а вот рога ему приделали уже в XV веке и принадлежал он вероятнее всего Альберту фон Пранху, на чьей печати можно увидеть почти такой же шлем. Дошел до наших дней этот шлем благодаря тому, что кто-то из родственников того самого Альберта решил повесить шлем в фамильном склепе Пранхов в монастыре Зекау, где он и хранился до середины XIX века.

Витрина в придворной охотничьей и оружейной палате
Витрина в придворной охотничьей и оружейной палате

Большая часть коллекции посвящена рыцарским турнирам. Для турниров изготавливали отдельные доспехи. Впервые увидела такие подушки на шее у лошади, очевидно, они защищали лошадь при столкновении с соперником.

Рыцарь на турнире - экспонат охотничьей и оружейной палаты в Вене
Рыцарь на турнире — экспонат охотничьей и оружейной палаты в Вене

Некоторые доспехи выглядят, как произведения искусства, настолько тонкая отделка. На следующей фотографии представлены детские доспехи. Тот, что с золотыми вставками заказал император Максимилиан I для своего двенадцатилетнего внука в 1512 году. Доспех изготовил знаменитый мастер Конрад Зойзенхофер, которому приписывают изобретение вот таких почти юбок на доспехах.

Детские доспехи на 12 лет, XVI век
Детские доспехи на 12 лет, XVI век

Коллекция доспехов очень интересная, я например не знала, что бывают доспехи с физиономиями, ничего подобного невозможно увидеть ни в рыцарском зале Эрмитажа, ни в Оружейной палате Москвы. На официальном сайте музея утверждается, что такие доспехи с лицами предназначались для турниров и карнавалов — это почти карнавальный костюм. Рыцарские турниры часто заканчивались костюмированными праздниками. Но главное тут не физиономия, а то что этот  доспех изготовлен из рифленой стали, такая сталь более прочная, соответственно можно уменьшить её толщину, одновременно уменьшится вес и обладатель доспеха сможет чувствовать себя более мобильным. Однако мода на рифленые доспехи продержалась не долго, их изготовление было слишком трудоемким.

Доспехи с рифлением и маской, вторая половина XVI века
Доспехи с рифлением и маской, вторая половина XVI века
Рыцарский доспех с юбкой в Придворной охотничьей и оружейной палате в Вене
Рыцарский доспех с юбкой в Придворной охотничьей и оружейной палате

Или такие вот шлемы в рыбьей мордой.

Рыцарский шлем в форме рыбьей головы, музей истории искусств в Вене
Рыцарский шлем в форме рыбьей головы
Рыцарские доспехи XV века
Рыцарские доспехи с длинными носками XV века

В залах установлены интерактивные экраны. На них можно посмотреть историю рыцарских турниров в средневековых гравюрах. Кроме классических европейских доспехов, представлено еще и множество турецкого военного облачения, поскольку Вена частенько воевала с османской империей и даже один доспех японского самурая.

Рыцарские доспехи XIV века
Рыцарские доспехи XIV века

Охотничья и ружейная палата во много раз обширней, чем рыцарский зал Эрмитажа, поскольку рыцари все таки жили в Западной Европе  и вполне естественно, что и большие коллекции рыцарских доспехов сложились именно в Европе.

Новый замок — музей старинных музыкальных инструментов

Признаюсь честно, что музыкальные инструменты мы не осматривали, поскольку это очень специфично и мы далеки от увлечения классической музыкой, однако арфа в интерьерах дворца смотрится отлично.

Экспонат музея старинных музыкальных инструментов
Экспонат музея старинных музыкальных инструментов

Новый замок — Эфесский музей

В Эфесском музее представлено все , что было найдено при раскопках античного  города Эфес, сейчас находящегося на территории Турции. Раскопки велись 1886-1906 годах, было отправлено целых 7 экспедиций с находками в Вену. В Эфесе конечно хотели найти знаменитый храм Артемиды Эфесской, являющийся одним из 7 чудес света. К сожалению храм был разрушен и не один раз еще в древности и от него мало, что осталось, но мраморных статуй и обломков хватило на целый эфесский музей в Вене.

Музей истории искусств в Вене это очень большое собрание произведений искусства разных эпох, начиная от становления цивилизации в Древнем Египте и до конца XVIII века. Это одно из самых больших собраний в мире, что вполне естественно, ведь все эти коллекции собирались Габсбургами на протяжении почти 500 лет.  Любители искусства гарантированно получат большое удовольствие от осмотра коллекции.

На моем сайте вы можете узнать Как самостоятельно поехать в Вену. Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про:  какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, как найти экскурсии в Вене и из Вены на русском языке. Все в одной статье, все необходимые ссылки.

Художественно-исторический музей в Вене
Сохранить в Пинтерест
Музей истории искусств в Вене или Художественно-исторический музей
Добавить в Пинтерест
Понравилась статья? Поделись с друзьями.
Елена Шикова

Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. Подробнее обо мне

Добавить комментарий

  1. Наталья

    это не арфа:) это чугунная рама из рояля

    Ответить
  2. Андрей

    А мы не попали в этот музей… я бестолочь… не посмотрел, что он закрыт по вторникам… 🙁

    А так, Вена вообще прекрасна… однозначно входит у меня в топ-5 городов Европы…

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      А если не секрет, какие еще города в вашем топе 5?

      Ответить
      1. Victotr

        В первую четверку европейских столиц по посещаемости туристами входят Париж, Лондон, Рим, Барселона.
        Пятым и шестым номерами можно добавить Вену и Мюнхен.

        Ответить
  3. Ирина

    спасибо за интересный и подробный репортаж. Была в Вене (давно и уже не правда))) один раз. Заехала с родителями встретится. И времени ни на что кроме Нашмаркта и Шенбрунна не хватило. Очень хочу обратно и постелить этот музей в том числе. И сыну показать)))

    Ответить
  4. Эллина

    Название «Кунсткамера» однозначно вызывает совершенно другие ассоциации, хотя само слово голландского происхождения и, как раз, означает «комната искусств» (kunst — искусство, kamer — комната), а не «комната страшилок», как в Питере.
    Доспехи с физиономиями смотрятся забавно 🙂

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      На заре коллекционирования собирали, как произведения искусств, так и редкости. В Санкт-Петербургской Кунсткамере собрали редкости, типа препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, кстати многие экспонаты привезены из Голландии Петром I, а в Вене как раз собрали произведения искусства. Кунскамера Вены и Санкт-Петербурга яркий пример того, как одинаковым словом называют принципиально разные коллекции.

      Ответить
  5. Оксана

    Нда….экспозиция в музее мягко говоря впечатляет. Елена, а вы корректируете посещение музеев с оглядкой на интересы все семьи? Проще говоря, если бы в Вену Вы поехали одна, то музеи были такие же или куда больше/меньше?

    Ответить
    1. Елена Шикова автор

      В Вене была очень плохая погода, пять дней из шести, что мы там были шел дождь. Декабрьский холодный дождь то еще удовольствие, поэтому мы вынуждены были отдаться музеям — там тепло и сухо. Если бы погода была более благоприятной, то в Вене полно живописных парков, в венский лес можно было бы съездить. В картинную галерею вообще не планировали идти. Мы купили билет в музей оружия и доспехов, мужская половина семейства любит подобные зрелища, но оказалось что билет включает в себя еще очень много чего, поэтому пошли по принципу — уплачено надо смотреть. Женская половина нашего семейства как раз любит живопись, так что нам можно сказать повезло, дома наши мальчики с нами на художественные выставки не ходят. И все семейство не выносит современного искусства, поэтому туда мы не ходили. В Вене и не один музей современного искусства есть. Картины в музее все шедевральные, муж ходил и приговаривал: «Это все подлинники? Не может быть.» А увидеть почти все произведения Веласкеса в одном месте вообще редкая удача, обычно они выставляются по разным городам и странам. Младший конечно заскучал на картинах, а остальное ему нравится. Он любит посещать музеи с аудиогидом, процесс переключения кнопок его занимает или надо дать ему фотоаппарат, он займется фотографированием и ему будет занятно. А в Барселоне я была одна, естественно в музей Пикассо всем семейством мы бы не пошли.

      Ответить