X

Как попасть в музей Фаберже в Санкт-Петербурге в 2024 году

Музей Фаберже сравнительно молод. Его открыли 19 ноября 2013 года. Это первый частный музей России такого высокого уровня. Во-первых, он находится в самом центре Санкт-Петербурга у знаменитого Аничкова моста и главной магистрали города — Невского проспекта. Во-вторых, в нем выставляется самая обширная в мире коллекция пасхальных яиц Фаберже. Музей расположен во дворце Шуваловых, который специально был отреставрирован для этой уникальной выставки.

С 1 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге будет взыматься курортный сбор в размере 100 руб. с каждого человека старше 18 лет в сутки за проживание в отелях, хостелах, апарт-отелях. Снимайте квартиры от часников на Суточно.ру, чтобы избежать дополнительных трат.

Сколько стоят билеты, цены

Осмотреть экспозицию музея можно с экскурсией или самостоятельно с аудиогидом.

  • билет на экскурсионный сеанс стоит 1000 руб.
  • простой входной билет — 500 руб.
  • Стоимость пользования аудиогидом 250 руб. Вы должны оплатить его и скачать на свой смартфон, в свете коронавируса аудиогиды музея посетителям не выдаются. Цены указаны на 2024 года.

Существует возможность приобрести онлайн групповые или индивидуальные экскурсии по музею здесь, т.к. билеты с экскурсионным обслуживанием на сайте музея доступны не всегда и ассортимент сильно ограничен, а там вы найдете более 20 разных тематических экскурсий по музею.

Мы попали в музей только со второго захода. Поскольку первый раз мы явились без билетов 23 февраля и в кассе музея нам сказали, что на сегодня все билеты проданы. В выходные и праздничные дни лучше приобретать билеты в интернете онлайн. В высокий туристический сезон лучше приобретать билеты заранее онлайн всегда, т.к. их может не быть на несколько дней вперед. В кассе музея билеты продают только на сегодняшний день, если они есть в наличии.

Кому принадлежит музей Фаберже

Вся экспозиция музея принадлежит, специально учрежденному фонду «Связь времен». Основной целью этого фонда является выкуп на различных международных аукционах национального достояния России, утраченного в 1920-1930 годы прошлого столетия. И фонд «Связь времен» достиг на этом поприще определенных высот. В настоящее время его коллекция состоит из более чем 4000 предметов. Все начиналось  с покупки на аукционе  собрания пасхальных яиц Фаберже, русским олигархом, Виктором Вексельбергом в 2004 г.

Виктором Вексельберг — владелец безумного количества акций самых больших российских и зарубежных компаний, в  2012 году был признан самым богатым человеком России. Известен в народе, как новый русский меценат, купивший коллекцию пасхальных яиц Фаберже. Основанный им фонд «Связь времен» выкупил также колокола Свято-Даниловского монастыря, восстановил зал Врубеля в Третьяковской галерее, отреставрировал Форт Рос в Калифорнии (бывшее русское поселение).

Олигарх все таки проживал в Швейцарии и для себя лично выкупил особняк Муссолини на озере Гарда, но и Родину не забывает. И именно благодаря Виктору Вексельбергу горожане и гости Петербурга имеют возможность увидеть подлинные шедевры ювелирного искусства, изготовленные  на рубеже XIX-XX веков предприятием Карла Фаберже.

Залы музея Фаберже

Посетителям показывают 12 залов музея. Я начну с самого главного помещения, в нем выставлена знаменитая коллекция яиц Фаберже.

Фотографировать в момент моего посещения в 2017 году было запрещено, поэтому все следующие фотографии взяты с официального сайта музея Фаберже. Экскурсия по 12 залам музея занимает 1 час.

Синяя гостиная

Фотографии всех предметов коллекции представлены на официальном сайте музея Фаберже. Поэтому я не буду повторяться. В Петербурге хранится  9 императорский пасхальных яиц и еще 3 пасхальных яйца  принадлежащих другим состоятельным людям — герцогине Мальборо, семье Кельрих.

Синяя гостиная Шуваловского дворца

Традиция дарить пасхальные яйца производства Фаберже  в высочайшем семействе Российской империи началась в 1885 году. Александр III заказал у молодого и неизвестного ювелира Карла Фаберже первое пасхальное яйцо «Курочка» для своей жены — императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. Карлу Фаберже заказали копию с известного в то время датского пасхального сувенира. Молодой ювелир блестяще справился с задачей и на будущий год ему заказали изготовить еще один пасхальный подарок.

С этого момента и начинается триумфальное шествие ювелирного дома Фаберже по Европе и России. Магазины Фаберже были открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Лондоне. Высочайшее семейство на каждую пасху заказывала у Фаберже яйцо с сюрпризом, эту моду поддержали и другие богатые люди. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром, но и хорошим организатором производства.

Для простых людей фирма Фаберже изготавливала маленькие кулончики в виде яиц. Почти каждый человек мог себе позволить подарить пасхальное яйцо, произведенное на предприятии самого Фаберже, любимой. Императорская семья настолько доверяла Карлу Фаберже, что внешний вид очередного пасхального яйца всегда был сюрпризом. На изготовление одного пасхального шедевра уходил целый год, настолько это быта трудоемкая и тонкая работа.

Рекомендую к просмотру следующее видео. На нем продемонстрировано, как устроены яйца Фаберже, в каждом из них есть какой-нибудь секрет. Это видео принадлежит музею Фаберже и доступно к просмотру только в интернете, в музее пока не демонстрируют видео.

Кроме изделий Фаберже фонд «Связь времен» выкупил и другие произведения русского ювелирного искусства.

Рыцарский зал

В рыцарском зале представлены военно мемориальные предметы из серебра. Обычно такие предметы дарили командирам полков по случаю побед или по случаю торжеств и празднований. По большей части экспонаты представляют из себя огромные серебряные чаши для вина или пунша и маленькие рюмочки к ним. Есть закладные доски кораблей ВМФ Российской империи.

Рыцарский зал

Красная гостиная

В красной гостиной представлены предметы, произведенные в 1810-1840 годах первыми российскими ювелирными предприятиями. Фаберже не имеет к ним отношения. Однако эти предметы представляют интерес с точки зрения изучения развития ювелирного дела в России. Ранее таких предметом было существенно больше, многие из них были пущены в переплавку в трудные годы, тем ценнее для нас сохранившиеся экземпляры.

Красная гостиная

Золотая гостиная

В золотой гостиной представлены царские подарки. Это многочисленные табакерки, шкатулки, фоторамки, предметы не несущие в себе никакого функционального назначения и выполняющие чисто декоративные функции.

Золотая гостиная
Фигурка пляшущего мужика

Аванзал

Кроме оригинальных произведений, созданных в единственном экземпляре по высочайшим заказам, предприятием Фаберже выпускалась продукция широкого потребления, которая была предназначена для всех слоев населения. Взглянуть на эти вещи можно в Аванзале. Это настольные часы, письменные приборы, фоторамки, пряжки для ремней. Многие вещи выполнены в технике гильоширования — нанесение на металлическую поверхность узора с последующим покрытием цветной эмалью. Данные часы специально были произведены для барона Ротшильда в цветовой гамме, используемой бароном на скачках в Дерби.

Настольные часы, изготовленные для барона Ротшильда

Белая и голубая гостиная

В Белой и Голубой гостиной выставлен русский фарфор XIX века — тарелочки расписанные розами из сада Жозефины Богарне и металлическая посуда покрытая разноцветными эмалями, много вещей в стиле русского модерна производства Ф.Рюкерта. Он сотрудничал с ювелирным домом Фаберже.

Альбом с фотографиями московских достопримечательностей, подаренный президенту Франции

Выставочный зал

В Выставочном зале  расположена экспозиция камнерезных изделий  Фаберже. Стены этого зала украшают полотна русских мастеров XIX века, например, большая картина «Суд Париса» кисти Константина Маковского. За это произведение автор был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного Легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Именно для этой выставке была возведена знаменитая Эйфелева башня.

«Суд Париса» кисти Константина Маковского

Готический зал

Готический зал украшают русские иконы в богатых окладах. В этом зале выставлены Царские врата, живопись на них датируется 1600 годом, это самый старинный экземпляр коллекции в настоящее время. Ранее в Готическом зале располагался кабинет хозяина особняка.

Готический зал

Верхняя буфетная

Верхняя буфетная поразила меня современнейшим музейным освещением. Такого чуда я еще нигде не видела, даже в музеях Вены, Парижа, Рима, Амстердама, коих в наших путешествиях я посетила не мало. В Верхней буфетной царит полумрак, освещены только картины прожекторами, подвешенными к потолку. Создается впечатление, будто картины светятся изнутри. Произведениям импрессионистов как нельзя кстати подобное освещение.

Верхняя буфетная

После революции предприятие Фаберже закрылось, основатель — Карл Фаберже был вынужден бежать из России и скончался в Лозанне в 1920 году в возрасте 74 лет. Архив фирмы был безвозвратно утрачен, многие секреты ювелиров пропали.

Возможно вам будет также интересно почитать про Бриллиантовую кладовую Эрмитажа, именно там учился ювелирному мастерству Карл Фаберже, там работал его сын после революции.

После посещения музея Фаберже начинаешь испытывать гордость за свою страну. Много не самых приятных страниц было в истории России за последнее столетие и вот наконец началось возрождение. Национальное достояние потихоньку возвращается на Родину.

Добавить в Пинтерест
Сохранить в Пинтерест
Елена Шикова: Из Санкт-Петербурга путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 25 стран, 119 города, многие не по одному разу. Описываю только личный опыт, никогда не пишу про места, которые не испытала на себе. Я главный создатель, писатель и художник-оформитель этого блога. <a href="https://trip-together.ru/about/">Подробнее обо мне</a>

View Comments (14)

  • Мы были в 2017 году, фотографировать разрешали. Я сняла абсолютно все экспонаты. Экскурсию заказывать необязательно, просто подкрадываешься и слушаешь. Я за все время съемок 3 или 4 экскурсии прошла. Просто группы пробегают быстро, не обо всех экспонатах рассказывают. "Бабушки-смотрители" - мужчины, все лет 35-45 с военной выправкой и рацией в ухе, в строгих костюмах.
    Никто тебя не подгоняет, время неограниченно. Мне понравилось больше, чем в Эрмитаже.

    • Огромное спасибо за комментарий, обновила статью, согласно новым реалиям. Надо бы сходить на какую-нибудь выставку там, вот только , досада, в этом году ничего не обещают в Питере, только Сальвадор Дали в Москве.

  • Спасибо,очень интересная статья.Посетили музей этим летом..Съемка разрешена.Лучше брать экскурсию,конечно,экспонатов масса,интересно не только посмотреть,но и узнать историю их создания.

    • Спасибо за ваш отзыв, когда мы там были съема была запрещена, но всё течет и всё изменяется.

  • Очень хотела посетить музей, но не успевала) Повод еще раз вернуться в Питер

    • Питер всегда готов предоставить множество поводов, чтобы вернуться.

  • Очень интересно было познакомиться с коллекцией этого музея. О яйцах Фаберже лишь слышала, но даже не представляла, что они с с такими сюрпризами, и размеры не мелкие. Видео замечательное. Кстати, Киндер-сюрприз, похоже, идею сюрприза в яйце, с яиц Фаберже взяли.

    • Жаль карл Фаберже не запатентовал своего изобретения, так бы его наследники могли быть в доле доходов от продажи киндер-сюрпризов.

  • Меценатство, как-то не в моде у нынешних богатеев, тем приятнее было читать о господине Вексельберге и открытом им музее.
    А, я не знала про секретики яиц Фаберже, восхитительная задумка и исполнение

    • Я недавно читала статью о меценатстве в дореволюционной России, там на благотворительность пускали почти половину дохода, сейчас это конечно не так. Сейчас мы вновь переживаем эпоху накопления капитала, если деньги зарабатывают, то вкладывают больше в производство.

  • Елена, огромное спасибо за статью. Я видела коллекцию Виксельберга в Москве, лет 5 тому, выставку устраивали в музее частных коллекций. Восхищена! Очень рада, что все предметы наконец демонстрируются в достойных их статусу помещениях. Отдельная благодарность за ролик - очень интересный, без отрыва смотрели всей семьёй!

    • В музее так и говорят, поищите в интернете найдете ролик, где демонстрируются секреты каждого яйца. Обещают потом установить в музее оборудование для просмотра роликов.

  • Удивительная коллекция работ. Действительно, после нашей поездки в Питер лишний раз убедились, как же богата наша страна культурными ценностями. Единственно, в одну поездку никогда не вместишь все места, которые хотелось бы посетить.

    • Я живу в Питере более 40 лет и не могу похвастаться, что изучила город основательно, есть еще куда двигаться.

This website uses cookies.