Блог о самостоятельных путешествиях

Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге

Мы посетили «Музей городского электрического транспорта», находящийся на Среднем проспекте В.О. д.77. в рамках фестиваля «Детские дни в Санкт-Петербурге» На самом деле погружение в историю общественного транспорта Санкт-Петербурга начинается от станции метро «Василеостровская», там установлен памятник «Конке».

Здесь установлена модель копия Санкт-Петербургской "Конки" образца
Здесь установлена модель копия Санкт-Петербургской «Конки» образца 1872-1878г.г.

Данная модель-копия построена опираясь на оригинальные чертежи, Путиловского завода, проектировавшего большинство российских «конок». Первые вагоны «конки» пошли по улицам Санкт-Петербурга 13 сентября (1 сентября по Юлианскому календарю) 1863 года. Началась эпоха нового общественного транспорта в России. Санкт-Петербургская «Конка» является родоначальницей электрического трамвая — основного общественного городского рельсового транспорта России.

Музей находится в районе 19 линии В.О., если идти от метро Василеостровская, то сразу за заправкой Лукоил, пешком не более 15 минут.

Вход в музей городского Электротранспорта.
Трамвай, установленный при входе в музей городского Электротранспорта.

Стоимость билетов в музей Электротранспорта Санкт-Петербурга

Экспозиция музея размещается в здании старейшего трамвайного парка города. Музей является ведомственным и принадлежит  СПб ГУП “Горэлектротранс” . Стоимость билетов в 2015 году: 270 руб. полный и 90 руб. льготный. В обычном режиме музей проводит экскурсии по следующему расписанию в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00, понедельник — выходной день.

На сайте СПб ГУП “Горэлектротранс”  есть страничка музея, но цены там на данный момент устарели.

Музей электротранспорта Санкт-Петербурга.
Внешний вид музея электротранспорта Санкт-Петербурга.

В дни школьных каникул количество экскурсий было увеличено и экскурсии проводились по мере комплектования групп. Экскурсии очень интересные и увлекательные, как для детей, так и для взрослых однозначно рекомендую присоединиться.

История городского электротранспорта Санкт-Петербурга.

В музее хранится вагон конки №114. Это предшественник нормальных и привычных нам трамваев. Тяговым механизмом были кони, вагон передвигался по рельсам и ехал медленно. В народе даже сложилась поговорка «Конка, конка обгони цыпленка». Остановок в привычном нам понимании у конки не было все сходили и заходили на ходу, это было обычной практикой.

Конка № 114 - экспонат музея электротранспорта в Санкт-Петербурге
Конка № 114 — экспонат музея электротранспорта в Санкт-Петербурге

Спереди и сзади вагон абсолютно симметричен. Есть задняя и передняя площадка. Входили только через заднюю, выходили только через переднюю. В вагоне работал кондуктор.

Конка № 114 - экспонат музея электротранспорта в Санкт-Петербурге
Конка № 114 — вид изнутри

Первый настоящий трамвай в Санкт-Петербурге был пущен  29 сентября 1907 года. По случаю пуска трамвайного движения случился курьез.  Владельцы конки не хотели сами отказываться от конной тяги и имели монопольные права на общественный транспорт на улицах города. Несколько зим трамваи ходили по льду Невы, прежде чем удалось урегулировать спор между владельцами «конок» и владельцами трамваев.

Первые трамваи Санкт-Петербурга
Первые трамваи Санкт-Петербурга, на переднем плане ЛМ-33 (Американка), на заднем плане Brush (производство Англии)

Первые трамваи имели кабину для вагоновожатого с двух сторон, колец для разворота не было и в конце маршрута, вагоновожатый просто переходил в другой конец трамвая. Кабины практически тоже не было, от пассажиров вагоновожатого отделяла условная перегородка, через которую его могли толкать и пинать пассажиры. Большое колесо на передней стенке это ручной тормоз.

Кабина вагоновожатого в первом трамвае Санкт-Петербурга
Кабина вагоновожатого в первом трамвае типа Brash №1028 Санкт-Петербурга

Вход осуществлялся с задней площадки, там работал кондуктор. Стоимость билета зависела от маршрута и дальности проезда пассажира, существовала практика цветных билетиков. На двери располагалась зарубка на высоте 1 метра. Дети менее 1 метра ростом могли ехать бесплатно.  Естественно, никакого отопления в трамвае не было.

Стрелки переключали вручную — стрелочницы. Они были неграмотными и поэтому была придумана система цветового обозначения маршрута трамвая, чтобы стрелочница могла заранее перевести стрелку в нужное положение при приближении трамвая. Цветовое обозначение маршрута сохранилось до сих пор, но сейчас оно служит для того, чтобы пассажиры могли издали узнать, трамвай какого маршрута подойдет к остановке первым.

Вид вагона Американка изнутри
Вид вагона Американка изнутри

На фото сверху трамвай №14 — это так называемая американка, она дольше всего прослужила жителям города целых 40 лет. Американки ездили по улицам вплоть до 1979 года. В американках были полноценные двери и кабина вагоновожатого, т.е. стало теплее, по крайней мере ветер уже не гулял по вагону, но отопления не было вплоть до 1959 года. В целях согревания в вагоне трамвая у кондуктора и вагоновожатого были кирпичи, они нагревали их на печке на конечной станции и клали себе на сидение. Пассажиры тоже не брезговали таким способом обогрева себя зимой, многие носили с собой нагретый кирпич.

Трамвайный поезд ЛМ-47 №3521 + ЛП-47 №3584 («Слон»)
Трамвайный поезд ЛМ-47 №3521 + ЛП-47 №3584 («Слон»)

Трамваи типа «Слон» собирали на базе ходовой части «американок» в послевоенные годы, впервые у трамвая появился железный корпус. Американки были деревянными и непрочными, в случае аварии ущерб корпусу был значительным.

Трамвай ЛМ-57 №5148 («Стиляга»)
Трамвай ЛМ-57 №5148 («Стиляга») образца 1960х годов

Гирлянду к корпусу трамвая прикрепили перед новым годом так добротно, что снять невозможно.

История городского троллейбуса

Троллейбус ЯТБ-1 №44
Троллейбус ЯТБ-1 №44 образца 1936 года

Первый Ленинградский троллейбус выехал на улицы Ленинграда  21 октября 1936 года. Поначалу люди в нем не ездили, а катались. Мягкие пружинные сидения  занавеси на окнах были по тем временам неслыханной роскошью.  Троллейбус ездил по маршруту Красная площадь — Площадь Труда. В Ленинграде тоже была Красная площадь, как в Москве. Разгадка в конце статьи. Данный конкретный экземпляр многие годы служил сараем на даче одного из ленинградцев. В настоящее время это единственный в мире способный передвигаться троллейбус образца 1930х годов.

Троллейбус ЯТБ-1 №44
Троллейбус ЯТБ-1 №44 — салон, обратите внимание на пол

Пол в троллейбусах и трамваях до изобретения резиновых ковриков был оббит деревянными рейками, чтобы талый снег и грязь не стояли под ногами. В салоне было 2 двери для пассажиров.

Троллейбус МТБ-82Д №226
Троллейбус МТБ-82Д №226

Легендарный «синий троллейбус» из «Песенки о полночном троллейбусе» Булата Окуджавы, образец первого послевоенного поколения моделей городского транспорта.

Троллейбус МТБ-82Д №226
Троллейбус МТБ-82Д №226 — салон

Пол уже без деревянных реек. Существовала практика, когда свято соблюдали вместимость троллейбуса. Пассажиров могло быть только столько, сколько указано в паспорте и в салоне. Если свободных мест не было двери на остановках не открывали.

Троллейбус ЗиУ-5Г №143
Троллейбус ЗиУ-5Г №143

Символ Ленинграда 1960-1980-х годов. Троллейбусы модели ЗиУ-5 работали на улицах города с 1960 по 1994 год.

Эволюция методов оплаты проезда

На заре развития электротранспорта в салонах работали кондукторы и была принята разная оплата проезда в зависимости от расстояния и маршрута. Это усложняло работу кондуктора. Но с другой стороны кондуктор выполнял роль милиционера, следил за порядком в салоне, не позволял хулиганства и вандализма.

Касса для самостоятельной оплаты проезда в ленинградском общественном транспорте
Касса для самостоятельной оплаты проезда в ленинградском общественном транспорте

В годы застоя, когда уровень жизни вырос и сознательность основной части населения была на высоте, кондукторов отменили и поставили кассы самообслуживания, куда пассажиры сами опускали 3 копейки в трамвае за поездку и 4 копейки в троллейбусе. Если у пассажира не было мелких монет, он сам себе собирал сдачу с других пассажиров. Некоторые, не чистые на руку граждане опускали 20 копеек, а на сдачу собирали 40 копеек.

Образцы касс для самостоятельной оплаты презда
Образцы касс для самостоятельной оплаты презда

После касс  в салонах общественного транспорта установили компостеры. Талоны на проезд нужно было приобретать в киосках на остановках, а в салоне компостировать талон. Компостер пробивал уникальный узор из дырочек. Ну и тут было много злоупотреблений, например, можно было завести себе блокнотик,  складывать туда талоны и записывать бортовые номера трамваев или троллейбусов и через некоторое время у вас был бессрочный проездной на весь интересующий вас транспорт. Но и это не единственный метод, можно было слегка продавить талон, а дома намочить его и прогладить утюгом. Изобретательность пассажиров не знает границ.

В годы перестройки трамвайно-троллейбусные парки были вынуждены опять нанять кондукторов, народ обеднел, сознательность сошла на нет и платить за проезд практически перестали.

P.S.

Очень познавательная и интересная экскурсия в историю городского общественного транспорта произвела на меня и сына неизгладимое впечатление, однозначно рекомендую всем посетить этот музей и прослушать экскурсию.

Ответы на вопросы «Игры путешествие 12345 — я иду искать»

  1. Дети ростом до 1 метра могли ездить в трамвае бесплатно.
  2. Зайцы обычно прятались на задней площадке.
  3. Фонари использовались для неграмотных стрелочниц.
  4. Входить налегке можно в центральную дверь трамвая, входить с багажом можно в заднюю дверь, выходить только в переднюю.
  5. Как грелку, чаще всего носили нагретый на печке кирпич.
  6. Красной площадью называлась площадь Александра Невского.
  7. В троллейбусе ЯТБ-1 было 34 сидячих места и 16 стоячих.

3 комментария к “Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге”

  1. Мария

    Спасибо большое за статью!!! Обдумывала поход в музей, а теперь точно пойду!!!


    1. Elena Автор

      Спасибо. Ваше мнение очень важно для меня, поощряет писать дальше.


  2. СерыйШансон

    ЗиУ я помню, у нас в Мурманске ходили, раньше и памятник первому троллейбусу стоял у депо, потом пропал. А в Ялте и Симферополе до сих пор старые Татры бегают. В Евпатории старый ГДРовский трамвай, ещё мне в Хельсинки старые трамваи нравятся, вроде производства Финляндии. Всё не получается сфоткать, бегают быстро )))


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Подписка на обновления

Присоединяйтесь в соц. сетях