Блог о самостоятельных путешествиях

Монастырь Жеронимуш, отзыв очевидца

Монастырь Жеронимуш бесспорно жемчужина Лиссабона. Это памятник архитектуры XVI века, внесенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО,  и безусловное must see в столице Португалии. Кроме того, Монастырь Жеронимуш одно из немногих зданий в Лиссабоне, которым удалось уцелеть во время землетрясения 1755 года. По счастливому стечению обстоятельств район Белем очень мало пострадал от землетрясения, в отличие от центра Лиссабона. Быстрее всего Белему так повезло из-за того, что район был мало застроен, массовых пожаров не возникло.

В этой статье я расскажу: как вы можете посетить монастырь Жеронимуш, сколько стоят билеты, какой длинны очередь на вход, в какие музеи стоит сходить, а какие можно пропустить, а так же поделюсь личными впечатлениями от посещения.

Монастырь Жеронимуш
Современный вид монастыря Жеронимуш с площади Империи

Как доехать до монастыря Жеронимуш

Как доехать в район Белен и что там посмотреть я описывала в предыдущих статьях.

Монастырь работает ежедневно с 10 до 18-30, кроме понедельника, 1 января, 1 мая, 13 июня и 25 декабря

Музеи в здании монастыря Жеронимуш, практическая информация

Всего в здании комплекса расположено 3 музея:

  1. Музей монастыря Жеронимуш
  2. Национальный археологический музей
  3. Морской музей

Музей монастыря Жеронимуш включает в себя великолепный клуатр, трапезную и зал, где на плакатах рассказывается об истории монастыря. Билет стоит 10€. На мой взгляд за эту стоимость экспозиция очень скудная, а очередь длинная. Причем очередь стоит всегда и по выходным и по будним дням, а мы были в декабре, в низкий туристический сезон, что же там делается в более оживленное время? Если вы экономите деньги, то смело можете пропустить этот музей, вход в церковь рядом абсолютно бесплатный и без очереди.

Монастырь Жеронимуш
Очередь на вход в монастырь Жеронимуш, 40 минут

А вот экспозицию Морского музея я считаю очень достойной, если вы интересуетесь историей географических открытий, историей флота, заходите непременно. Описание Морского музея Лиссабона позволит вам лучше ориентироваться в залах и не пропустить самые ценные экспонаты.

Национальный археологический музей представляет из себя всего 3 зала, экспонаты быстрее всего заинтересуют только специалистов именно в археологии Португалии, простым туристам на вряд ли это будет интересно. Музей археологии нужно посещать в Афинах, там он действительно must see.

Монастырь Жеронимуш
Вход в Национальный археологический музей, XIX век, стиль неомануэлино

Самый шедевральный Южный портал церкви был закрыт на реставрацию в декабре 2017 года. Многие пишут, что портал часто закрывают. Возможно потому, что песчаник не самый прочный камень на свете и за 400 с лишним лет он изрядно износился. Возможно португальцы потихоньку обновляют резные фигуры, хотя это из серии моих домыслов.

История монастыря Жеронимуш

Монастырь начал строить король Мануэль I в 1501 году после открытия Васко да Гама морского пути в Индию на 5% налог, которым корона обложила торговлю с Африкой и Азией. Король лично заложил первый камень в основание монастыря. Монастырь с переменным успехом строили до 1572 года. Архитектурный стиль в котором был построен монастырь позже получил название мануэлино. Монахи обязаны были молиться за бессмертную душу короля и успехи португальских мореплавателей.

Раньше всё что было построено ранее XVII-XVIII  веков вызывало во мне благоговейный трепет, я думала: «Вау!!! Какая древность!!! Как им удалось сохранить подобный памятник на протяжении веков? Ведь в России редко встретишь здания, построенные ранее XVIII века. Я живу в Питере и в моём родном, относительно молодом городе основная часть зданий даже в самом центре была построена в XIX веке, В Санкт-Петербурге даже здания XVIII века считаются большой редкостью, их можно пересчитать буквально на пальцах одной руки.».

Но с течением времени, я стала более трезво смотреть на подобные утверждения. Очень часто, заявления о том, что шедевр был построен в XVI веке или ранее, говорят лишь о том, что на этом месте стояло некое здание, отдаленно напоминающее существующий ныне шедевр архитектуры. Иногда это значит, что от древней постройки сохранился лишь фундамент, а все стены были возобновлены гораздо позже. Чтобы придти к подобным выводам достаточно внимательно почитать описание строения в Википедии, лучше читать на английском языке, если речь идет об объекте, расположенном за рубежом. Описания на русском языке порой значительно короче.

В этой статье я постараюсь открыть вам глаза на монастырь Жеронимуш. Расскажу какие части здания действительно относятся к XVI веку, а какие были построены намного позже. Постараюсь развеять иллюзии насчет древности европейских построек. Ничто не вечно.

Все старинные фотографии, рисунки, картины взяты мной на Викискладе, если не указано иначе.

И так самое старинное изображение датируется 1755 годом, трудно сказать таким вид был до землятресения или после. Церковь почти такая же какой мы можем видеть её сейчас, за исключением купола, даже резной готический фасад угадывается, но изображен он явно примитивнее чем есть на самом деле, клуатра не видно. А вот длинный корпус рядом выглядит совсем иначе. Ранее  в этом длинном доме располагались кельи братии, кухня и подсобные помещения.

Монастырь Жеронимуш
Вид монастыря Жеронимуш, 1755 год

Картину представленную ниже я сфотографировала в монастыре, но к сожалению не знаю к какому году она относится. Наверное XVIIIвек — начало XIX века, так монастырь выглядел до реновации. Тут Южный портал прорисован уже значительно тщательнее, чем на предыдущей картине. Как вы видите в XVIII веке берег находился гораздо ближе к монастырю.

Монастырь Жеронимуш
Фото с картины в монастыре Жеромимуш

Из всего комплекса зданий самой древней является церковь и клуатр, Здание Национального археологического музея и Морского музея было построено во второй половине XIX века, в течение масштабной реновации в стиле неомануэлино, поэтому они так органично смотрятся рядом и многие на думают, что они такие же древние, как и церковь.  Песчаник очень склонен впитывать атмосферную пыль, поэтому создается ложное впечатление возраста постройки. Сейчас старинная церковь и клуатр выглядят намного более чистыми, чем относительно молодое здание Морского и Археологического музеев, но это значит лишь то, что первые очистили от грязи совсем недавно.

Монастырь Жеронимуш
Фрагмент здания Национального археологического музея, неомануэлино, XIX век
Монастырь Жеронимуш
Вход в Морской музей, постройка XIX века

Интересные факты о церкви монастыря Жеронимуш

Вход в церковь абсолютно бесплатный и без очереди. Странно, что самым шикарным порталом является Южный, но согласно традиции он никогда не мог быть входом в здание церкви, ведь алтарь должен быть на востоке, а входная дверь на западе, выходит южный портал построили только ради украшения или во времена строительства церкви еще не было таких строгих правил?

Между дверей Южного портала изображен нетипичный портрет Генриха Мореплавателя — в костюме рыцаря и с бородой, обычно его изображают в широкополой шляпе, без бороды, по крайней в Морском музее он представлен в таком образе и на памятнике первооткрывателям тоже.

Монастырь Жеронимуш
Сравнительный портрет Генриха Мореплавателя, это одно лицо

Еще Южный портал интересен тем, что оказывается там кроме традиционных апостолов, ветхозаветных пророков изображены еще и сивиллы. Сейчас пророчиц и прорицательниц принято относить к античной культуре, но их изображения часто встречаются во вполне христианских церквях, в Риме например во многих церквях присутствуют изображения сивилл. На Южном портале монастыря Жеронимуш сивиллы похожи на королев.

Монастырь Жеронимуш
Дева Мария в окружении сивилл и восточных мудрецов

А Библия однозначно отрицательно высказывается в адрес гадателей, предсказателей ибо это мерзость перед лицом Господа, но последовательность редкая добродетель. Возможно архитекторы руководствовались больше церковными преданиями, когда вводили изображения сивилл в композицию, нежели текстом Библии. Текст Библии стал доступен широким слоям населения в XIX веке, ранее священные писания предназначались только для высшего духовенства.

Западный портал украшает трехчастная рельефная композиция, в центре которой изображена сцена «Поклонение младенцу Христу», слева «Благовещение», а справа «Поклонение волхвов». только в последней сцене изображено всего два волхва, вместо трех, очевидно третий просто не поместился, но один из них безусый юноша.

Монастырь Жеронимуш
Западный портал вход, в церковь, 1517 год

В нижнем ряду под балдахинами слева изображен коленопреклоненный  король Мануэл I со Святым Иеронимом, справа — королева Мария со своим покровителем Иоанном Крестителем. Всё достаточно типично для церковной архитектуры любой христианской страны. Цари, короли, высшие духовные лица государства частенько изображались в церквях, этим они как бы ставили себя на одну ступень с богом и внушали своим поданным больше почтения к своим богоизбранным персонам.

Внутри церковь богато украшена резьбой по камню.

Монастырь Жеронимуш
Внутреннее убранство церкви, вид с балкона

Многие полагают, что витражи типичны для средневекового зодчества, однако витражи в церкви монастыря Жеронимуш появились только в XIX веке.

Монастырь Жеронимуш
Алтарь

В деле захоронения королей Португалии в церкви монастыря не было последовательности. В церкви покоятся потомки Мануэла I, сам король основатель монастыря, король Жуан III и его жены. Т.е. в монастыре захоронены только отдельные короли и их родственники, последовательных династических захоронений не образовалось. В XX веке диктатор Салазар пытался исправить эту ситуацию, построив португальский пантеон, но то здание так и осталось заполненным символическими могилами.

Монастырь Жеронимуш
На заднем плане саркофаги португальских королей на слонах

Все наверное знают, что в церкви похоронен сам Васко да Гама. Но мало кто припоминает, что один из главных героев Португалии скончался в Индии от малярии в 1524 году, только через 15 лет его останки перевезли в Португалию. До 1880 года прах героя покоился в провинции Алентежу и только по случаю четырехсотлетнего юбилея со дня возвращения экспедиции Васко да Гама в Лиссабон было решено перезахоронить первооткрывателя в одном из главных соборов страны. Так со времени смерти останки были перезахоронены в разных местах 3 раза. Официально считается, что останки подлинные.

Монастырь Жеронимуш
Саркофаг в котором покоятся останки Васко да Гамы, XIX век, стиль неомануэлино

Напротив саркофага Васко да Гамы стоит кенотаф Камоэнса. С Камоэнсом ясно абсолютно всё, он умер во время эпидемии чумы и был захоронен на кладбище церкви Святой Анны в Лиссабоне недалеко от своего дома. После землетрясения 1755 года церковь Святой Анны и кладбище были полностью разрушены. В 1880 году был взят некий прах из общей могилы на кладбище и перезахоронен в саркофаге Камоэнса. Все исследователи признают данный саркофаг кенотафом.

Монастырь Жеронимуш
Саркофаг Камоэнса, XIX век, неомануэлино

Наши люди быстрее всего припоминают Камоэнса только по фильму «Покровские ворота», а для португальцев Камоэнс значит столько же сколько для нас Пушкин. Поэт заложил основу современного португальского языка и написал эпическую поэму «Лузиады», повествующую об истории Португалии, подвиге Васко да Гама. В «Лузиадах» Камоэнс почти постоянно обращается к древнегреческим богам, можно сказать боги Олимпа упоминаются, гораздо чаще, чем христианские святые. Любопытно, что согласно легендам считается, что португальцы произошли от сына Вакха — Луза. Отсюда и название поэмы. Многие проводят параллели между «Энеидой» Вергилия и «Лузиадами» Камоэнса, стиль весьма похож, даже в названии параллель существует. Официально между написанием этих двух произведений прошло около 1500 лет. Вы в это верите?

Музей монастыря Жеронимуш

Музей монастыря Жеронимуш посещается платно. Аудиогидов не предусмотрено. С историей монастыря Жеронимуш предлагается ознакомится при помощи плакатов с фотографиями и подписями на португальском и английском языке. Дворик представляет из себя квадрат со стороной 50 метров.

Монастырь Жеронимуш
Монастырский дворик, клуатр
Монастырь Жеронимуш
Галерея клуатра
Монастырь Жеронимуш
Деталь резьбы клуатра

В общем монастырь Жеронимуш не самый фейковый старинный памятник архитектуры. Многие детали были добавлены позже, возможно каменная резьба была местами восстановлена, но многое сохранилось с XVI века. Монастырь действовал в своих стенах с 1572 по 1833. В декабре 1833 года монастырь был упразднен, земли и сокровища отошли светским властям. Упразднение монастырей и секуляризациях их земель пронеслась по Европе в конце XVIII века, начале XIX века, монастырский уклад жизни изжил себя. Монахи переквалифицировались в бизнесменов и пополнили собой ряды буржуазии. Кстати знаменитую патистерию Паштел де Белем организовали, как раз бывшие служители культа, покинувшие монастырь Жеронимуш. В следующей статье я вам расскажу о самых знаменитых португальских пирожных.


Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Подписка на обновления

Присоединяйтесь в соц. сетях